рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема №3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Тема №3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ - раздел Экономика, И экономики здравоохранения 1. Предпосылки Возникновения Философии Средневековья. 2. Апологетика...

1. Предпосылки возникновения философии Средневековья.

2. Апологетика и патристика. Учение Августина Аврелия.

3. Схоластика. Философский синтез Фомы Аквинского.

4. Основные тенденции духовного развития эпохи Возрождения.

5. Философские взгляды Ибн Сины (Авиценны). Натурфилософия и медицина Парацельса.

 

1. Если античная философия выросла на почве рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (X-ХV вв.). Философия средневековья это весьма своеобразный способ философствования, во многом отличный от античного.

Предпосылки её возникновения связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями существования Римской империи в I-IV вв. до н.э. Падение производительности труда рабов, появление таких социальных групп как вольноотпущенные, свободные колонны и т.д., восстания рабов, варварские нашествия, вызывающие хаос и беспорядок. На смену официальной религии, не могущей дать утешение массам, шло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином мире. Христианство решало проблему человека, возводя его до божества, предлагая церковь-общину, своеобразный демократизм.

При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии. Но если античная философия была связана с языческим многобожием и была космоцентрична. то философская мысль средних веков уходит своими корнями в единобожие (монотеизм) и по своему существу она теоцентрична. Реальностью, определяющей для неё всё сущее, является не природа, а бог.

Теоцентризм - это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании. В условиях, когда человек начинает осознавать свою специфичность, единственным приемлемым принципом оказывается принцип абсолютной личности, принцип Бога. Роль субъекта уже выделена, но не настолько, чтобы её в полной мере относить к отдельным людям. Принцип абсолютной личности - это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъекттивности. Только с Богом-Личностью могут быть установлены отношения интимной духовности и взаимной любви.

Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа: идея творения и идея откровения. Обе идеи тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.

Креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог создал небо и землю, живые существа и человека - весь тварный мир. Бог есть несотворённое бытие, но всё сотворённое (тварное) не есть бытие как таковое, а лишь обладает бытием, получило бытие через участие в бытии. Идея творения из ничего призвана разрешить присущее античной философии противоречия единого и многого, бесконечного и конечного, неизменного и изменчивого, сверхчувственного и чувственного, абсолютного и относительного. Допущение изначального существования наряду с Богом чего-либо другого, например материи, означало бы фактическое введение не одной, а двух в равной мере божественных субстанций. Библия не рассматривает веру как чисто познавательный феномен. Вера предстаёт как особая способность души, несводимая к знанию или к незнанию. Вера постольку остаётся верой, поскольку она может существовать независимо от наличия или отсутствия знания, от его совершенства или несовершенства. Откровение призывает человека осознать ценность веры как таковой, ценность, отличную от той, которой обладает интеллект. Надежда есть убеждение в том, что праведный образ жизни, строящийся на соблюдении божественных заповедей, принесёт свои плоды несмотря на всю тьму и весь грех, неизбежные в земной жизни.

Провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Провиденциализм фиксирует факт несвободы человека, но несвободы человека не столько со стороны природных, сколько со стороны неприродных сил.

Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. В период распространения христианства против него широко использовалась философия неоплатонизма. Именно в это время возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства. Творчество всех христианских апологетов имело острую полемическую направленность, а потому ими создавались не столько философские трактаты, сколько произведения христианской литературы. В ответ на нападки апологеты доказывали, что, во-первых, как раз языческие верования, а не христианство несовместимы с требованиями разума и добродетели, а эллинская философия давно уже погрязла в логических противоречиях. С другой стороны, лучшие умы античности близки христианству, поскольку черпали свою мудрость именно в Библии. А значит истинная философия невозможна вне христианства.

Патристика - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв., которых принято называть "святыми отцами церкви". В русской традиции - святоотеческая литература. К числу наиболее известных авторов патристики относятся Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Амвросий, Аврелий Августин.

Основными темами патристики явились: тема троичности, т.е. учение о единстве Бога в трёх лицах - Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; хоисто-логическая тема. т.е. учение о сочетании в Христе двух природ - божественной и человеческой; тема богопознания. т.е. учение о путях познания Бога; тема соборности: обобщения практики жизни монахов. Тема троичности: Бог в христианстве "един в трёх лицах".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

И экономики здравоохранения

Кафедра социально гуманитарных наук с курсом менеджмента... и экономики здравоохранения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема №3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
    ЧАСТЬ 1 ( темы 1-3 ) Санкт-Петербург 2008 г. УКД 1 (075. 8) (06) Селезнев В.Д., Шмерлинг И.Ш. Конспект лекций п

Тематический план чтения лекций и проведения семинарских занятий
    №   Т е м а Количество часов   Лекции   Семинары

Тема №1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
  1.Понятие мировоззрения, его исторические типы. 2.Специфика философского мировоззрения. 3.Основы функции философии 4.Философия и медицина.  

Тема №2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  1. Происхождение и своеобразие античной философии. 2. Милетская школа философии и её особенности. Поиск субстанции. 3. Философские взгляды Гераклита. Наивная диале

Святитель Иоанн Златоуст
Каждое из лиц божественной троицы раскрывает одну из сторон единого Бога, выполняет в рамках вероучения определённую функцию. Бог-сын вечно рождается Богом-отцом, они единосущностны. Столь же едино

Контрольный тест по темам 1-3
Обвести кружком номер правильного ответа:   1. Первым назвал новый способ мышления “философия”: а) Гераклит; б) Платон; в) Сократ; г) Пифагор; д) Демокрит.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги