рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

План лекции

План лекции - раздел Экономика, В.Н. КОЛЕСНИК. КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВ 1. Содержание Понятия «Античность». 2. Период Греческой Архаики. Гре...

1. Содержание понятия «античность».

2. Период греческой архаики. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов.

3. Период классики. Парфенон – образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя.

4. Греческое искусство в эпоху эллинизма.

 

1. Содержание понятия «античность».

Античность – история и культура Древней Греции и Рима, а также государств, которые оказались под их культурным влиянием в период с I тысячелетия до н. э. по 5 век н. э.

Antiquus (лат.) – древний. Название древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения. По данным современной науки, античное искусство развивалось в пределах I тысячелетия до н.э. и первой половины I тысячелетия н.э. Зародилось античное искусство в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского архипелага и западного побережья Малой Азии и пережило наивысший расцвет в Древней Греции в V-IV вв. до н.э. в эпоху рабовладельческой демократии. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, а также на Ближний и Средний Восток вплоть до Индии, где сложились местные школы эллинистического искусства. Традиции древнегреческого эллинистического искусства получили новое развитие в искусстве Древнего Рима. Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, до сих пор связаны с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.

Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты, которая, по выражению греческого писателя Лукиана, «состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела».

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона провозглашали гимн величию и духовной мощи Человека. Излюбленным образом в искусстве был стройный юноша атлетического телосложения. Все искусство должно было прославлять гармонию духовного и физического облика человека. «Ничего сверх меры» - главный принцип эстетики древних греков.

 

2. Период греческой архаики. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов.

VII-VI вв. до н.э. – время сложения и укрепления античных городов-государств, греческих полисов – называются архаическими (от. архайос – древний). Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета. В это время четко прослеживается борьба демоса с аристократами. Греки быстро расселяются в бассейне Средиземноморья. Греки, умело используя достижения прежних культур – Вавилона, Древнего Египта, создали свое собственное искусство, оказавшее огромное искусство на все последующие этапы европейской культуры. Зодчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом, как раньше, а камнем. На главной площади города, где происходили собрания и религиозные празднества, возвышался храм, посвященный обычно божеству – покровителю города. В период архаики была создана продуманная и ясная система архитектурных форм. Греческий храм – хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу или богам, был центром всей общественной жизни граждан греческого полиса. Он не подавлял человека своими размерами.

Во второй половине VII в. до н.э. сложился тип храма прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Такой тип храма называется периптер (оперенный или окруженный колоннами). В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенная система соотношения, равновесия несомых и несущих частей – ордер.

Ордер архитектурный (от лат. «строй», «порядок»)– определенные сочетания несущих и несомых частей конструкции, их структура и художественная обработка. Классические греческие ордера: дорический, ионический (по местам их возникновения), затем появился коринфский, близкий к ионическому.

Дорический ордер отмечен мужественной простотой. У колонны отсутствует база. Капитель состоит из полувала – эхина и верхней квадратной плиты – абаки.

Ионический ордер имеет базу. Каннелированная колонна сужается кверху и завершается капителью, главной особенностью которой являются закручивающиеся по обе стороны верхней части ствола крупные завитки – волюты.

Коринфский ордер имеет форму капители в виде корзины из стилизованных листьев и завитков – волют.

В период архаики сложились скульптурные изображения юношей и девушек. Изображения юношей – куросы – долго называли архаическими аполлонами. Иногда статуи куросов достигали несколько метров в высоту. Фигура монументальна, моделирована обобщенно, руки прижаты к туловищу, одна нога выставлена вперед, подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин «архаическая улыбка», глаза широко открыты. Юноши изображались обнаженными. Куросы посвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетов воздвигались на площадях городов. Материалом служили камень, дерево, мрамор, терракота, со второй половины VI в. До н.э. – бронза. Камень и глину раскрашивали, раскраска была условной: борода могла быть синей или Селеной, глаза – красными, но это лишь усиливало общую декоративность.

Если в скульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской – проблема задрапированного. Такие фигуры назывались корами (по греч. дева). Чаще всего их находят около Афин, так как коры чаще всего изображали жриц богини Афины. Уже в ранних архаических корах видно, как скульптор стремился под их одеждой – хитонами и пеплосом – как можно точнее промоделировать тело. Глаза удлиненные, широко раскрыты, «архаическая улыбка» еле намечена.

В эпоху архаики развивалась чернофигурная и краснофигурная вазопись.

Вазопись – декоративная роспись сосудов, орнаментальная или изобразительная. Выполняется обычно керамическим способом, т.е. Специальными красками с последующим обжигом.

 

3. Период классики. Парфенон – образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя.

Еще в VI в. до н.э. Афины вступили в пору расцвета. В эпоху классики созданы самые значительные памятники архитектуры: храмы, святилища, погребальные сооружения, театры. Театр (от греч. theatron – место для зрелищ, зрелище) – тип архитектурной постройки, предназначенный для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н.э. в Древней Греции, состояли из орхестры (круглая площадка), театрона (места для зрителей) и скены (пристройка для переодевания и хранения реквизита). До IV в. до н.э. театрон и скена были деревянными, позже – каменными. Посещение театра в Древней Греции было делом государственной важности.

В Древней Греции появляется слово «катарсис» (очищение, отделение плохого от хорошего). По мнению Аристотеля, катарсис бывает религиозный, медицинский и эстетический. Все это свидетельствует о том, что искусству в Древней Греции уделяли первостепенное знчение.

В архитектуре V в. до н.э. развивался все тот же тип храма-периптера преимущественно дорического ордера. Пропорции его стали стройнее, гармоничнее, приобрели большую логику, ясность и простоту. Архитектура V в. до н.э. предстает перед нами в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой.

Центральным храмом Афинского акрополя был Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат; 447-438 гг. до н.э.). Парфенон – периптер 70х31 м, окруженный 46 колоннами; высотой 10 м, по 8 на портиках и по 17 – на длинных сторонах. В Парфеноне соединены черты дорического и ионического ордеров. Колонны выполнены из мрамора, фронтоны отделаны красным и синим цветом и были позолочены. Все это придавало праздничность и нарядность храму. Внутри Парфенона в восточной части стояла изваянная Фидием 13-метровая статуя Афины Парфенос, Афины-Девы, исполненная в хрисоэлефантинной (хризоэлефантинной) технике. Хрисоэлефантинная техника – это сочетание золота и слоновой кости. Афина представлена в одеянии с изображенными на нем сфинксами и крылатыми конями. Правой рукой она опиралась на колонну, держа 2-х метровую богиню Нику. В левой руке у Афины был щит, лицо Афины, руки, маска медузы Горгоны на груди были выполнены из слоновой кости, глаза – из драгоценных камней (сапфиров), одежда и оружие – из золота.

Алтарь был на улице. Раз в четыре года по священной дороге от Афин к Акрополю тянулось шествие с дарами богине Афине и с одеждой для нее – пеплосом, который ткали лучшие афинские девушки. Этот праздник назывался Великие Панафинеи. На алтаре убивали священных быков, часть мяса сжигалась для богов, остальное вкушали участники праздника (знатные ученые мужи, олимпионики, воины, почетные граждане, победители различных конкурсов). Пеплос торжественно одевали еще на одну статую Афины, которая выполнена также Фидием, но из бронзы, и стояла на улице. Эта статуя служила для моряков маяком, так как была отполирована.

В хрисоэлефантинной технике была выполнена Фидием и 13-ти метровая статуя Зевса для храма Зевса в Олимпии (448 г. До н.э.). лицо, руки и тело бога были выложены пластинками слоновой кости на деревянной основе, глаза из драгоценных камней изумрудов величиной с кулак, плащ, сандалии, оливковые ветки на голове, волосы, борода – из золота. Зевс восседал на троне, держа в руках скипетр и фигуру богини победы. Скульптура пользовалась огромной славой, но она погибла в V в. н.э.

В период высокой классики в середине и второй половине V в. до н.э. работал скульптор Поликлет из Аргоса. Он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом. Им был написан теоретический трактат «Канон» (мера, правило), где скульптор точно рассчитал размеры частей тела, исходя из роста человека как единицы измерения (например, голова – 1/7 к росту, лицо и кисть руки – 1/10, ступня – 1/6 и т.д.). свой идеал он выразил в сдержанно-мощных, спокойно величественных образах «Дорифора» (копьеносца, 450-440 гг. до н.э.), «Диадумена» (атлета, увенчивающего свою голову победной повязкой, около 420 г. до н.э.) и «Раненой амазонки», предназначавшейся для знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Поликлет воплотил в своих статуях прежде всего образ идеального свободно рожденного гражданина полиса, города-государства Афин.

Позже в истории искусств укоренилось слово «канон».

Канон (гр. kanon – норма, правило)совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений.

Излюбленной темой древнегреческих скульпторов была тема олимпийских игр. Трижды победивший олимпионик имел право заказать свое изображение у самого прославленного скульптора, платил за работу проигравший спортсмен. Совершенную человеческую красоту – вот что стремились воплотить греки в образах атлетов.

До нас дошла фигура дельфийского возничего из композиции, созданной около 476 г. до н.э. неизвестным мастером по желанию одного из победителей в состязаниях на колеснице. Фигура была отлита в бронзе, в зрачке глаз были вставлены цветные камни.

Не менее известна и скультура Мирона «Дискобол» (ок. 460-450 г.г. до н.э.). изображен атлет в момент наивысшего напряжения перед броском диска. Мирон первый сумел передать в статичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение фигуры.

Искусство эпохи классики отражало мировоззрение древних греков, для которых идеальным было стремление к духовному и физическому совершенству. Всю их жизнь пронизывало стремление к агонистике (состязательности).

 

4. Греческое искусство в эпоху эллинизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В.Н. КОЛЕСНИК. КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: План лекции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.Н. КОЛЕСНИК
    ИСКУССТВО (МХК)   Учебное пособие   РЕКОМЕНДОВАНО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ УНИВЕРСИТЕТА &n

Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Искусство (МХК)» является одним из важнейших теоретических предметов, формирующих мировоззрение студентов, играет важную роль в духовном, профессиональном и эстетическом воспитании. Уче

Первобытного мира
План лекции: 1. Характеристика понятия «первобытный синкретизм». 2. Миф – основа ранних представлений о мире. 3. Связь первобытного искусства с трудовой

Тема лекции 2.1. Художественная культура Месопотамии.
1. Особенности древнейшей культуры Месопотамии. 2. Монументализм и красочность культовых сооружений. 3. Скульптура Месопотамии. 4. Реализм образов живой природы – специфи

План лекции
1. Периодизация искусства Древнего Египта. 2. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. 3. Своеобразие египетского рельефа и круглой скульптуры.

Древней Америки
1. Характерные особенности древнего искусства Америки. 2. Культовая архитектура, рельефы и живопись в искусстве народов Древней Америки.   1. Характерные особенности

Тема лекции 2.4. Крито-микенская культура
1. Крито-микенское искусство – ранний этап античности. 2. Ансамбль Кносского дворца - лабиринт царя Миноса на Крите. 3. Микенское искусство.   Крито-м

Тема лекции 3.1. Древняя Индия
1. Культура Индии — одна из древнейших культур человечества. 2. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. 3. Особенности буддийскогорельефа.

Тема лекции 3.2. Древний Китай
1. Основные религиозно-философские системы Древнего Китая. 2. Искусство Древнего Китая.   1. Основные религиозно-философские системы Древнего Китая. Жители

Тема лекции 4.1. Художественная культура Древней Греции
Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов. Три типа ордера. Формирование типа храма-периптера. Статуи: развитие типов обнаженно

Темы докладов и рефератов
  1. Прекрасный и добрый – эстетический идеал Древней Эллады. 2. Отличительные особенности античного искусства (характеристика понятий «агонистика», «пайдейя», «катарсис», «к

План лекции
1. Краткие сведения по истории Древнего Рима. 2. Этрусское искусство, особенности художественного творчества. 3. Искусство Республики. 4. Искусство Империи. &nbs

Темы докладов и рефератов
1. Особенности художественного творчества этрусков. 2. Архитектура Древнего Рима как зеркало величия государства. 3. Сходство и различие римского и греческого искусства.

План лекции
1. Античный мир и христианство. Искусство Византии. 2. Храм Святой Софии в Константинополе. 3. Появление иконописи.   1. Античный мир и христианство. Искусс

План лекции
1. Основные черты русской средневековой культуры и изобразительного искусства (IX – начало XVIIв.). 2. Характеристика славянского язычества. Влияние языческого мировоззрения на изобразител

Темы для докладов и рефератов
1. Отражение пантеона славянских языческих богов в изобразительном искусстве. 2. Влияние византийских канонов на оформление интерьера и экстерьера храмов Древней Руси. 3. Творчест

План лекции
1. Романское искусство. 2. Готическое искусство. 1. Романский стиль. Термин «романский» служит определением европейского искусст

Темы докладов и рефератов
1. Шедевры готического искусства. 2. Храм–крепость и замок–крепость – наиболее характерные типы романских сооружений. 3. Искусство витража в готическом соборе. 4. Скульпт

Возрождение – одна из величайших эпох мирового изобразительного искусства.
Возрождение, Ренессанс (фр. Renaissance – возрождение) – одна из переломных эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между Средними веками и Новым временем. Эпоха Возрождения охватывает

Периодизация искусства эпохи Возрождения.
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного искусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Сп

Темы для докладов и рефератов
1. Гуманизм – основа культуры Возрождения. 2. Раннее Возрождение во Флоренции. 3. Новое пространственно-временное восприятие мира. 4. Светский характер изобразительного и

План лекции
1. Барокко – стиль эпохи утверждения абсолютизма и церкви в Европе. 2. Лоренцо Бернини – как основоположник стиля зрелого барокко. 3. Специфика русского барокко.  

План лекции
1. Классицизм – ведущий творческий метод идеологии Просвещения. 2. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.   1. Классицизм – ведущий творческий метод идеолог

Темы докладов и рефератов
1. «Большой королевский стиль» Людовика ХIV – сплав классицизма в архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в оформлении интерьеров. 2. Классицизм во французском искусстве Н

План лекции
1. Характеристика термина «рококо». 2. Развитие и распространение стиля рококо. 3. Стиль рококо в различных отраслях художественно-промышленного производства.  

Дополнительная
1. Александров В.Н. История русского искусства [Text] / Александров В.Н. - Мн. : ХАРВЕСТ, 2007. – 736 с. 2. Колесник В. Н. История изобразительного искусства [Текст] : метод.

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
По дисциплине «История изобразительного искусства» рекомендуется использовать Internet: www.artrussia.ru, www.arthistory.ru, http://master.parnas.ru , www.museum-online.ru, www.jivopis.ru

СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Абстракционизм – направление в искусстве XX века, отказавшееся от изображения реальных предметов и явлений. Абсурдизм (лат. «нелепый») – течение в европейской литературе, гла

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги