рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Место дисциплины в учебном процессе

Место дисциплины в учебном процессе - раздел Экономика, В.Н. КОЛЕСНИК. КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВ Дисциплина «Искусство (Мхк)» Является Одним Из Важнейших Теоретических Предме...

Дисциплина «Искусство (МХК)» является одним из важнейших теоретических предметов, формирующих мировоззрение студентов, играет важную роль в духовном, профессиональном и эстетическом воспитании. Учебное пособие предусматривает последовательное изучение мировой и отечественной культуры и искусства, начиная с древних времен и заканчивая современностью. Материал пособия следует логике исторической линейности – от культуры в первобытности до постмодернизма XX века и построена на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы.

Курс знакомит студентов с основными путями развития художественной культуры, художественными направлениями, школами, выдающимися мастерами.

В контексте каждого исторического стиля предусматривается знакомство с пространственными и временными видами искусств, что позволяет обучающимся более масштабно осознать характерные черты эпохи и культурных ареалов, прочувствовать атмосферу времени.

По степени интеграции учебного материала наиболее значимы такие дисциплины, как «Философия», «Культурология», «История Отечества», «Литература», «Этика», «Эстетика», «Коммуникативная культура личности». С другой стороны, изучение данной дисциплины создает основу для изучения ряда дисциплин учебного плана, имеющих специальную направленность, таких как «Живопись, техника и технология», «Цветоведение», «Пластическая анатомия», «Рисунок», «Основы композиции».

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

В результате изучения данной дисциплины студент должен иметь системное представление

– о художественной практике прошлых эпох и настоящего времени;

– об отношении художника, скульптора, архитектора к конкретной социальной действительности;

– о взаимосвязи художественной деятельности человека и ее результатов с конкретной исторической ситуацией;

– о разнообразных проявлениях художественного гения различных народов и наций;

знать:

– основные виды и жанры искусства;

– искусство древних цивилизаций;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

– великие стили изобразительного искусства (романский и готический стили, стиль возрождения, барокко, рококо, классицизм, романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и модерн);

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусств;

уметь:

– применять полученные знания в практической деятельности;

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

– анализировать различные произведения изобразительного искусства;

– целенаправленно использовать анализ пространственных видов искусств в творческой деятельности в воспитательных целях;

– взвешенно и бережно относиться к использованию изображения мировых шедевров в современной деятельности;

владеть:

– практическими навыками непосредственного культурологического и искусствоведческого анализа (стилистики, значимости, тематики и сюжета, выразительных средств);

– навыками саморегуляции и критического мышления;

– навыками постижения произведения искусства с нескольких позиций (например, с учетом специфики искусства русской иконописи постигать ее с вероучебной, эстетической и философской позиций).

Все это позволит будущим специалистам сформировать умения применять культурологические и искусствоведческие знания в своей профессиональной деятельности и владеть культурой научно–теоретического мышления.

В учебном процессе используются различные активные формы обучения (посещение музеев, деловые игры, эксперимент–игра: «Определи по фрагменту», «Ассоциативный портрет художника», тесты и т.д.)

 

Тема лекции:

Введение в курс «Искусство (МХК)»

План лекции:

1. Характеристика понятия «художественная культура».

2. Искусство как один из способов познания окружающего мира.

3. Пространственные и временные виды искусства.

 

1. Характеристика понятия «художественная культура».

Понятие «культура» развивалось исторически (от латинского слова cultura – возделывание земли, обработка, развитие, почитание). Уже в трудах римского общественного деятеля, оратора Цицерона (106 – 43 годы до н.э.) встречается толкование этого понятия как «обработка, совершенствование души». Со временем термин начинает употребляться в значениях «воспитание», «образование», «самосовершенствование».

К настоящему времени существует более 500 определений культуры. Ученые разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Во вторую – определения, связывающие культуру с традициями или социальным наследием общества. В третьей группе подчеркивалось значение и роль человека для культуры и правил культуры, организующих человеческое поведение.

В повседневной жизни понятие «культура» также употребляется в нескольких значениях.

Культура – это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфичных для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства.

Понятие культуры характеризует мир человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с ним. Человек – это субъект культуры: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.

Культуру подразделяют на материальную и духовную.

В качестве духовной культуры выступают явления, связанные с сознанием, с интеллектуальной, эмоционально-психологической деятельностью человека, – язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п.

Материальная культура – это воплощение материализованных человеческих и общественных потребностей. Материальная культура включает в себя все материальные предметы и технологии, созданные человеческими сообществами, совокупность материальных благ, созданных людьми.

Культура выполняет в жизни общества важные функции. Это гуманистическая, познавательная, регулятивная, семиотическая, ценностная функции, а также функция трансляции социального опыта.

Культура «вбирает» в себя сведения, предметы, нравы, обычаи всех времен и народов, поэтому она позволяет оставаться непрерывной связи между поколениями. Благодаря книгам, картинам, музыкальным произведениям, мы знаем о жизни наших предков, можем – на основе имеющихся сведений – реконструировать другие эпохи, даже те, которые были за сотни тысяч лет до нашего появления! Культура – это и знания человека. Через культуру мы познаем мир: учимся узнавать явления и события, определять характеристики, исследовать сходства и различия. Культура помогает нам стать образованной, интеллектуальной личностью, которая не прерывает свое самосовершенствование.

Регулятивная функция науки – это функция развития и укоренения в обществе морали и права. Мораль и право являются важнейшими понятиями цивилизованной жизни человека. Мораль и право делают жизнь в человеческом обществе стабильной, не позволяют мелким конфликтам «перерасти» в войны, регулируют отношения между людьми. Мораль – это нравственные законы, духовная опора каждого человека. Мораль не позволяет убивать людей, обижать их, угнетать, совершать антигуманные действия и др. Право – законное закрепления морали: за преступления люди наказываются – в зависимости от степени тяжести содеянного ими. Право – это не только запрет, но и свобода одновременно: право не только запрещает, но и защищает. Мораль и право тесно связаны с культурой, поскольку они прошли долгий этап становления, прежде чем обрели современную форму.

Семиотическая (знаковая) функция культуры проявляется в создании специализированной системы знаков, которая позволяет человеку познавать мир музыки, живописи, театра. Для того чтобы понимать искусство, мало видеть картину или сюжет произведения – нужно знать символику текста или полотна, уметь читать между строк, «видеть» сквозь краски. Ведь искусство мыслит образами! Их нужно уметь «читать».

Ценностная функция культуры состоит в том, что культура отражает качественное состояние общества, его нравственное и интеллектуальное содержание, выступает критерием нравственной оценки.

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности. Благодаря художественной культуре человек способен образно отражать и моделировать мир.

Понятие «художественная культура» по объему шире, чем понятие «искусство».

 

2. Искусство как один из способов познания окружающего мира.

Искусство – эта сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; это один из способов эстетического освоения мира.

Иску́cство (лат. eхperimentum — опыт, проба) -образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Искусство — особая форма общественного сознания и творческой деятельности человека; отражение действительности посредством художественных образов. Искусство является своеобразным зеркалом общества и эпохи, образной памятью человека. Оно возникло давно. Люди рисовали, украшали свое жилище, пели, танцевали, не помышляя о том, что они занимаются искусством. Оно было тесно связано с трудом и бытом древних людей.

Искусство есть одновременно и сознание, и познание, и общение между людьми. Оно разделяется на 3 основных вида:
1) пространственные (пластические), которые существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимающиеся зрением;

2) временные;

3) пространственно-временные.

История искусств – раздел искусствознания, изучающий процесс развития изобразительного искусства с момента его зарождения до наших дней на основе оценки творчества художников и анализа художественных произведений.

 

3. Пространственные, временные и пространственно-временные виды искусства.

Пространственные виды искусств – это живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративное искусство, художественная фотография. Их называют еще пластическими видами искусств. Подробнее эти виды изобразительного искусства рассмотрим в третьем вопросе данной лекции.

По-английски fine arts — пространственные искусства, зрительные искусства, изящные искусства - виды искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаются путем обработки вещественного материала и существуют в пространстве. К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, декоративное и прикладное искусство) а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.

Как и другие виды искусства, пространственные искусства осваивают мир в образной форме. Произведения пространственных искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием (скульптура и декоративно-прикладное искусство) и находятся в реальном пространстве. Этим они существенно отличаются от произведений других видов искусств (литературы, музыки), где произведения воспринимается в основном слухом, и длятся во времени.

Не следует путать пространственные искусства с хореографией, в которой большую роль играет пластика человеческого тела. В пространственных искусствах пластика объемов, линий, форм также имеет существенное значение, именно поэтому они и получили свое название. Кроме того, лепка, по-другому называющаяся пластикой, тоже входит в эту группу искусств.

Пространственные искусства называются с XVIII века прекрасными или изящными — этим подчеркивается их чувственная красота, совершенство образов. Вместе с тем пространственные искусства особенно тесно связаны с глубокой древности с материальным производством, обработкой и оформлением среды жизни человека и окружающего его предметного мира, то есть с созданием материальной культуры. Тем самым художественная вещь воспринимается как овеществленное творчество, эстетическое освоение мира.

Пространственные искусства связаны с идейными и общественными движениями своего времени.

Как род художественной деятельности пространственные искусства занимают на всех ступенях истории развития человечества важное место в духовном освоении действительности. Пространственным искусствам, особенно живописи, доступен самый широкий круг тем.

Пространственные искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию друг с другом: архитектуры с монументальным искусством, скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой (в рельефах); живописи с декоративно-прикладным искусством (в керамических изделиях, вазах) и т.д.

Пластические искусства включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, экранные искусства). Существуют попытки объединения живописи с музыкой (цветомузыка), впервые осуществленные русским композитором А. Скрябиным.

В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат, карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). В искусстве книги графика объединяется с литературой. Пространственные искусства могут даже приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство, мультипликационные фильмы).

Но в основном образная структура произведения пространственного искусства строится пластическими средствами (пластика, объем, форма, цвет и т.д.).

К временным видам искусства относят:
1) музыку;

2) художественную литературу.

Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыка может передавать эмоции, чувства людей, что выражается в ритме, интонации, мелодии. По способу исполнения она делится на инструментальную и вокальную.

Художественная литература — вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь. Ее именуют порой «изящной словесностью» или «искусством слова».
К пространственно-временным видам относятся:
1) танец;
2) театр;
3) киноискусство;
4) эстрадно-цирковое искусство.

Танец — вид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему. Танец делится на бытовой и сценический.

Театр — вид искусства, специфика которого заключена в сценическом действии, возникающем в процессе игры актеров перед зрителями. Истоки театра лежат в древних игрищах охотников, в массовых народных образах. Произведение театрального искусства — спектакль — создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, а в опере и оперетте — режиссера и дирижера), совместными усилиями актеров, художника, композитора.

Киноискусство — вид искусства, произведения которого (фильмы или кинокартины) создаются с помощью киносъемки реальных, или специально инсценированных, или с привлечением средств мультипликации событий, фактов, явлений действительности. Это синтетический вид искусства, соединяющий в себе литературу, театр, изобразительные искусства и музыку.

Цирк — вид искусства, специфика которого заключается в создании художественных образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Он связан с другими видами искусства, в частности, с театром, музыкой. Цирковое представление включает в себя клоунаду, дрессировку животных, иллюзионизм, жонглирование, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику и т.д.

Искусство способствует духовному росту человека, помогает разобраться в многих сложных вопросах жизни, а порой и определить свое место в мире. Каждое из конкретных искусств имеет свои особенности и способы воздействия на зрителя, что позволяет ввести специальное понятие — виды искусства. Это исторически сложившиеся, устойчивые формы его существования. К жизни виды искусства были вызваны потребностью человека охватить и освоить мир во всем его богатстве. Каждое конкретное искусство обладает определенными особенностями и возможностями — тем, что составляет его главную силу и преимущество перед другими искусствами.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В.Н. КОЛЕСНИК. КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Место дисциплины в учебном процессе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.Н. КОЛЕСНИК
    ИСКУССТВО (МХК)   Учебное пособие   РЕКОМЕНДОВАНО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ УНИВЕРСИТЕТА &n

Первобытного мира
План лекции: 1. Характеристика понятия «первобытный синкретизм». 2. Миф – основа ранних представлений о мире. 3. Связь первобытного искусства с трудовой

Тема лекции 2.1. Художественная культура Месопотамии.
1. Особенности древнейшей культуры Месопотамии. 2. Монументализм и красочность культовых сооружений. 3. Скульптура Месопотамии. 4. Реализм образов живой природы – специфи

План лекции
1. Периодизация искусства Древнего Египта. 2. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. 3. Своеобразие египетского рельефа и круглой скульптуры.

Древней Америки
1. Характерные особенности древнего искусства Америки. 2. Культовая архитектура, рельефы и живопись в искусстве народов Древней Америки.   1. Характерные особенности

Тема лекции 2.4. Крито-микенская культура
1. Крито-микенское искусство – ранний этап античности. 2. Ансамбль Кносского дворца - лабиринт царя Миноса на Крите. 3. Микенское искусство.   Крито-м

Тема лекции 3.1. Древняя Индия
1. Культура Индии — одна из древнейших культур человечества. 2. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. 3. Особенности буддийскогорельефа.

Тема лекции 3.2. Древний Китай
1. Основные религиозно-философские системы Древнего Китая. 2. Искусство Древнего Китая.   1. Основные религиозно-философские системы Древнего Китая. Жители

Тема лекции 4.1. Художественная культура Древней Греции
Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов. Три типа ордера. Формирование типа храма-периптера. Статуи: развитие типов обнаженно

План лекции
1. Содержание понятия «античность». 2. Период греческой архаики. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. 3. Период классики. Парфенон – образец высокой классики

Темы докладов и рефератов
  1. Прекрасный и добрый – эстетический идеал Древней Эллады. 2. Отличительные особенности античного искусства (характеристика понятий «агонистика», «пайдейя», «катарсис», «к

План лекции
1. Краткие сведения по истории Древнего Рима. 2. Этрусское искусство, особенности художественного творчества. 3. Искусство Республики. 4. Искусство Империи. &nbs

Темы докладов и рефератов
1. Особенности художественного творчества этрусков. 2. Архитектура Древнего Рима как зеркало величия государства. 3. Сходство и различие римского и греческого искусства.

План лекции
1. Античный мир и христианство. Искусство Византии. 2. Храм Святой Софии в Константинополе. 3. Появление иконописи.   1. Античный мир и христианство. Искусс

План лекции
1. Основные черты русской средневековой культуры и изобразительного искусства (IX – начало XVIIв.). 2. Характеристика славянского язычества. Влияние языческого мировоззрения на изобразител

Темы для докладов и рефератов
1. Отражение пантеона славянских языческих богов в изобразительном искусстве. 2. Влияние византийских канонов на оформление интерьера и экстерьера храмов Древней Руси. 3. Творчест

План лекции
1. Романское искусство. 2. Готическое искусство. 1. Романский стиль. Термин «романский» служит определением европейского искусст

Темы докладов и рефератов
1. Шедевры готического искусства. 2. Храм–крепость и замок–крепость – наиболее характерные типы романских сооружений. 3. Искусство витража в готическом соборе. 4. Скульпт

Возрождение – одна из величайших эпох мирового изобразительного искусства.
Возрождение, Ренессанс (фр. Renaissance – возрождение) – одна из переломных эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между Средними веками и Новым временем. Эпоха Возрождения охватывает

Периодизация искусства эпохи Возрождения.
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного искусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Сп

Темы для докладов и рефератов
1. Гуманизм – основа культуры Возрождения. 2. Раннее Возрождение во Флоренции. 3. Новое пространственно-временное восприятие мира. 4. Светский характер изобразительного и

План лекции
1. Барокко – стиль эпохи утверждения абсолютизма и церкви в Европе. 2. Лоренцо Бернини – как основоположник стиля зрелого барокко. 3. Специфика русского барокко.  

План лекции
1. Классицизм – ведущий творческий метод идеологии Просвещения. 2. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.   1. Классицизм – ведущий творческий метод идеолог

Темы докладов и рефератов
1. «Большой королевский стиль» Людовика ХIV – сплав классицизма в архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в оформлении интерьеров. 2. Классицизм во французском искусстве Н

План лекции
1. Характеристика термина «рококо». 2. Развитие и распространение стиля рококо. 3. Стиль рококо в различных отраслях художественно-промышленного производства.  

Дополнительная
1. Александров В.Н. История русского искусства [Text] / Александров В.Н. - Мн. : ХАРВЕСТ, 2007. – 736 с. 2. Колесник В. Н. История изобразительного искусства [Текст] : метод.

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
По дисциплине «История изобразительного искусства» рекомендуется использовать Internet: www.artrussia.ru, www.arthistory.ru, http://master.parnas.ru , www.museum-online.ru, www.jivopis.ru

СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Абстракционизм – направление в искусстве XX века, отказавшееся от изображения реальных предметов и явлений. Абсурдизм (лат. «нелепый») – течение в европейской литературе, гла

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги