рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ - раздел Экономика, В.Н. КОЛЕСНИК. КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВ Абстракционизм – Направление В Искусстве Xx Века, Отказавшееся От Изоб...

Абстракционизм – направление в искусстве XX века, отказавшееся от изображения реальных предметов и явлений.

Абсурдизм (лат. «нелепый») – течение в европейской литературе, главным образом в драматургии и театре, возникшее в начале 50-х гг. ХХ века. Абсурдистские пьесы создают картину беспричинности, бесцельности и алогизма человеческих слов поступков.

Авангард - русский авангард (от фр. avant-garde – передовой отряд). Термин «авангард», обозначающий новаторские явления, порывающие с классической преемственностью в искусстве и литературе, входит в употребление во Франции в середине 19 в.

Авангардизм (фр. «передовой отряд») – художественное явление XX века, которое объединило различные школы и направления под единым лозунгом коренного обновления художественной практики.

Алтарь (лат. Altaria – altus – высокий) – восточная часть христианского храма, где находится престол; в православной церкви алтарь отделен от остальной части храма иконостасом.

Ампир (фр. «империя»)художественный стиль в архитектуре и прикладном искусстве позднего классицизма, в основе которого лежит подражание античным образцам.

Амфитеатр – зрительный зал для театра, стадиона, цирка, расположенный ступенчатыми рядами. Изначально амфитеатры были открытыми.

Античность – история и культура Древней Греции и Рима, а также государств, которые оказались под их культурным влиянием в период с I тысячелетия до н. э. по 5 век н. э.

Апсида – выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом; появилась в древнеримских базиликах; в христианских храмах располагается в восточной (алтарной) части храма.

Арка – дугообразное перекрытие проемов в стене между двумя опорами, например окон, дверей, ворот.

Архитектура (греч. «главный строитель») – 1. Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. 2. Искусство формировать эту пространственную среду, создавать новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение.

Ассист – золотые лучи, покрывающие одежду изображенного в древнерусской живописи, символически обозначающие небесный свет.

Базилика – продолговатое здание, состоящее из нескольких нефов – частей помещения, разделенного столбами или колоннами. В античную эпоху базилики использовались как рыночные, судебные здания, позднее они стали первыми христианскими церквями.

Баптистерий – особое здание, которое строилось в древности исключительно для совершения таинства крещения.

Барабан – венчающая часть здания, имеющая цилиндрическую, а иногда многогранную форму; несет на себе купол (главу) и возвышается над основной, более широкой частью здания; если есть окна, называется светом.

Барельеф – вид скульптуры, где изображение выступает из плоскости менее чем на половину своего объема.

Барокко (ит. «вычурный, странный») – стиль, получивший развитие в 17 и первой половине 18 века. Художественные особенности стиля определились новым (в сравнении с эпохой Возрождения) пониманием места человека в мироздании, расцветом религиозного чувства, восстановлением роли церкви в формировании духовного мира человека.

Бытовой жанр живописи посвящен событиям и сценам повседневной жизни.

Вазопись – декоративная роспись сосудов, орнаментальная или изобразительная. Выполняется обычно керамическим способом, т. е. Специальными красками с последующим обжигом.

Виньетка – графическое украшение, применяемое при оформлении книг, журналов, пригласительных билетов, поздравительных открыток и других печатных произведений в качестве заставок, концовок или как дополнение к начальным буквам (инициалам).

Витраж (фр. застекленные окна или стеклянная дверь, перегородка) – картины или орнаментальные композиции, выполненные из стекла или другого материала, пропускающего свет, и использующиеся в декоративных целях, главным образом как заполнение оконных, реже дверных проемов.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха, охватывающая в Италии 14-16 века; в странах к северу от Альп (северное Возрождение) – 15-16 века; знаменательна возрождением интереса к античности.

Волюта – украшение в форме спирали, непременная принадлежность капители колонн ионического ордера.

Гиматий – плащ. В совокупности с хитоном истолковывался как одежда странствующих проповедников, в которой в иконописи чаще всего изображают Иисуса Христа в событиях его земной жизни и апостолов.

Гобелен – фр. тканый ковер ручной работы и очень высокого художественного качества, изготовленный в Париже на так называемой гобеленной мануфактуре и предназначенный для украшения стен.

Горельеф - вид скульптуры, где изображение выступает из плоскости более, чем на половину своего объема.

Готика – условное обозначение стиля, господствовавшего в искусстве стран средневековой Европы приблизительно с 12 по 14-15 века. Центр культуры этого периода – город.

Гравюра – вырезанный на гладкой поверхности рисунок и его отпечаток.

Графика (греч. «пишу, рисую») – один из видов изобразительного искусства, обладающий художественными особенностями, определяющими его место в ряду других искусств и жизни человека. Основным средством выражения графики является рисунок.

Граффити (ит. Graffiti – процарапывание) – направление живописи ХХ века; кричащие яркие рисунки, выполненные спреем в авангардистской манере.

Графья – рисунок, процарапанный острым инструментом по грунту.

Гризайль (фр. «серый») – монохромная (одноцветная) живопись в сером тоне, преимущественно декоративного назначения. В виде декоративной настенной росписи или панно обычно имитирует скульптурный рельеф.

Грунт – в живописи покрывающий холст, дерево, картон и т.д. слой, на который наносят краски.

Дадаизм (фр. «конек, деревянная лошадка», «детский лепет») – литературно-художественное течение, оформившееся в 1916-1922 гг. Дадаисты создавали нарочито алогичные, иногда абстрактные, иногда составленные из реальных бытовых предметов композиции.

Деисус (греч. «моление») – ряд икон, в центре которых триптих: Христос, справа от него Богоматерь, слева – Иоанн Креститель, молитвенно простирающий руки ко Христу.

Декадентство (фр. «упадок») – термин, обозначающий совокупность кризисных («упадочных») явлений в искусстве конца 19 – начале 20 века. Искусству декадентов присущ подчеркнутый индивидуализм, равнодушие или неприятие окружающей жизни, безнадежность, апатия.

Декор – украшение архитектурного сооружения или изделия.

Декоративно-прикладное искусство (лат. «украшаю») – вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и вместе с тем непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

Дорический ордер - отмечен мужественной простотой. У колонны отсутствует база. Капитель состоит из полувала – эхина и верхней квадратной плиты – абаки.

Жанр (фр. Genre – род, вид) – 1. Подразделение каждого вида искусства по определенным признакам: теме, структуре, выполняемым функциям. 2. Исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения.

Жанровая живопись (то же, что и бытовая живопись) – картины, изображающие повседневную жизнь людей.

Живопись – один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов.

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской, чтобы сохранить в памяти пейзаж, облик человека, любой мотив, произведший на художника сильное эстетическое впечатление; также с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения.

Зернь – ювелирная техника; мелкие золотые, серебряные или медные шарики напаиваются на изделие, украшенное сканью.

Идеал эстетический – внешне, чувственное выражение совершенного состояния мира и человека, которое художник предугадывает в жизни и старается воплотить средствами того или иного искусства.

Изразцы (кафли) – керамическая плитка для облицовки каминов, печей, стен.

Икона (греч. «образ», «изображение») – живописные, резе рельефные изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий священной истории, служащие предметами религиозного почитания как образы, которые возводят чувство молящихся к изображаемому первообразу.

Иконография – система вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, христианского праздника, трактовки сюжета. В древности и в Средние века сложились строго определенные иконографические каноны, которым следовали художники.

Иконографический канон – образец правил изображения сюжетов и образов Христа, Богоматери, других персонажей, зафиксированных в иконописных прорисях..

Иконопись – область станковой религиозной живописи, произведения которой служат объектом культа, поклонения, главным образом в государствах, где утвердилась восточная ветвь христианства (православие).

Иконостас – стена с установленными в определенном порядке иконами; в православном храме отделяет алтарную часть от помещения для молящихся; развился из алтарной преграды, существовавшей еще в раннехристианских храмах.

Импрессионизм (от фр. «впечатление») – художественное направление в изобразительном искусстве, возникшее и достигшее расцвета во Франции в 1860-начале 1880-х годов. Одним из создателей нового течения являлся Мане, восставший против официального академического искусства. Импрессионисты утверждали новое видение мира, основанное на непосредственном зрительном впечатлении, наблюдении природы.

Инкрустация – изображения из дерева, металла, перламутра, врезанные в поверхность изделия.

Ионический ордер имеет базу. Каннелированная колонна сужается кверху и завершается капителью, главной особенностью которой являются закручивающиеся по обе стороны верхней части ствола крупные завитки – волюты.

Исихазм (от греч. «покой», безмолвие») – внутреннее спокойствие, отрешенность – мистическое течение, возникшее в Византии. В широком смысле – этико–аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через очищение сердца слезами и самососредоточение сознания.

Искусство– особая форма сознания и человеческой деятельности, в которой органично сочетаются художественное познание мира с творчеством по законам красоты.

Исторический жанр – изображение каких-либо значительных событий, происходивших не при жизни художника, а значительно раньше.

Канон (гр. kanon – норма, правило)совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений.

Капитель – завершающая верхняя часть колонны.

Кариатида (от греч. «карийские девы») – женская статуя, выполняющая роль колонны, то есть являющаяся несущей частью архитектурной конструкции.

Киноварь – минеральная краска различных оттенков алого цвета.

Китч (от нем. «халтура», «дешевое» или англ. «кухонное») – специфическое явление массовой культуры, имитирующее искусство, но лишенное его художественной ценности.

Классицизм (лат. Classicus – первоклассный, образцовый) - художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX века, одной из важных черт которого было обращение к античным образцам.

Ковчег – 1) небольшое углубление в доске, приготовленной для иконы для основной композиции сюжета; 2) форма храма, трактуемая как корабль, символ спасения верующих от пучины грехов.

Кокошники – в русской архитектуре XVI–XVII вв. декоративное завершение стен и сводов, обрамление барабанов и шатров церквей; имеют вид арок с заполненным полем, иногда с заостренным верхом (килевидные); часто располагаются ярусами.

Колорит – сочетание цветов в произведении искусства; по характеру может быть холодным (преобладают синий, зеленый оттенки) или теплым (господствуют красный, желтый, оранжевый тона), спокойным или напряженным, светлым или темным; по степени насыщенности и силе цвета – ярким, сдержанным, блёклым и т.д.

Конха – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей (апсид, ниш) здания; часто оформлялась в виде раковины.

Коринфский ордер имеет форму капители в виде корзины из стилизованных листьев и завитков – волют.

Крестово–купольный храм – тип христианского храма, возникший в архитектуре Византии: купол на парусах (элементах купольной конструкции в форме сферических треугольников) опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся взаимно перпендикулярные проходы.

Кубизм – художественное направление начала 20 века, получившее распространение в Европе. В этом направлении формы предметов реального мира трактуются подчеркнуто объемно и сводятся к простым геометрическим телам.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе общественно-исторической практики.

Купол – выпуклое перекрытие здания, установленное на круглом или многоугольном основании, имеющем центральную ось.

Левкас – грунт, покрывающий доску, на которой пишется икона.

Летопись – последовательное описание исторических событий их свидетелем или участником; древнейший вид повествования древнерусской литературы.

Маньеризм – художественное течение в итальянском искусстве 16 века, ознаменовавшее собой закат Возрождения.

Массовая культура – разновидность культуры, ориентированной на «усредненного» массового потребителя, на коммерческий успех и активно тиражируемой средствами массовой коммуникации.

Мафорий – длинное покрывало до колен, обязательная принадлежность одежды палестинских и сирийский женщин. В мафории всегда изображают Богородицу и святых жен.

Меандр – издавна и широко распространенная разновидность геометрического орнамента, образованная изломанной под прямым углом непрерывной линией и имеющая в целом вид узкой полосы.

Менталитет – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность установок и предпочтений индивида или социальной группы, определяющая действия, мысли и чувства людей, а также их восприятие мира.

Миниатюра (от названия красной краски – minium, которой пользовались для расцвечивания заглавных букв в рукописных книгах) – а) живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи; б) живописное произведение малого размера, а также небольшое музыкальное или литературное произведение.

Миф (гр. mythos – предание) – сказание как символическое выражение некоторых событий.

Мифология (гр. «предание» и «слово», «знание») совокупность преданий, выражающих мироощущение и миропонимание людей древности. Целостная «картина мира», повествующая о том, как из некоего первоначального нерасчлененного состояния возник упорядоченный космос; о деяниях богов и героев, ставших причиной нынешнего состояния мира.

Модерн (от фр. «современный», то же – «ар нуво») – направление в европейском и американском искусстве конца 19 – начала 20 века. Приоритетное значение архитектуры в формировании стилистических особенностей других видов искусства, а также создание, средствами различных искусств, утонченного эстетического идеала.

Модернизм – множество относительно самостоятельных художественных течений XX века, общим признаком которых является решительный отход от традиций классического искусства.

Мозаика – разновидность монументальной живописи, картина или орнамент, набранные из отдельных мелких частиц. Этими частицами могут быть мрамор, драгоценные и поделочные камни, кубики смальты.

Монументальное искусство – искусство, рассчитанное на массовое восприятие и, в отличие от станкового искусства, приобретающее окончательную образную завершенность в соответствующем ансамбле – архитектурном или природном.

Музей (от греч. «храм Муз», место, посвященное музам) – учреждение, в котором собираются, хранятся, экспонируются, изучаются произведения разных видов искусства, а также памятники и документы, относящиеся к другим областям духовной и материальной культуры, образцы природных богатств и так далее.

Набросок – в изобразительном искусстве произведение небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником с целью фиксации отдельных наблюдений.

Народное искусство – тип синтетического искусства, изначально связанный с трудовой деятельностью человека, представляющий одновременно материальную и духовную культуру.

Наскальные изображения, петроглифы – изображения, выполненные древним человеком на скалах и стенах пещер в местах его поселений в Европе, Африке, Северной Америке, Сибири и пр. в период позднего палеолита (ок. 40-30 тыс. 10-8 тыс. до н. э.).

Натюрморт (фр. Nature morte –неживая природа) - в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой, исторической, пейзажной тематики.

Неф (лат. «корабль») отделенная столбами или колоннами вытянутая в длину часть базилики или храма.

Нимб – круг, окружающий голову Спасителя, Богородицы и святых на их изображениях, в знак исходящего от них вечного, а потому имеющего круглую, «безначальную» форму, света.

Оклад – декоративное покрытие иконы или книжного переплета. Выполняется из золота, серебра, золоченой или серебряной меди, украшается чеканкой, зернью, сканью, чернью, эмалями, жемчугом, драгоценными камнями или их имитацией.

Оп-арт (англ. сокр. «оптическое искусство») – течение в европейском и американском искусстве – живописи и графике 1940-х гг. (основатель В. Вазарели, Франция). Ритмические комбинации однородных геометрических фигур, линий и цвета, создающие иллюзию движения, используются как неоавангардистская разновидность абстрактного искусства или как чисто декоративный эффект - в прикладном и оформительском искусстве, промышленной графике, плакате.

Ордер архитектурный (от лат. «строй», «порядок»)– определенные сочетания несущих и несомых частей конструкции, их структура и художественная обработка. Классические греческие ордера: дорический, ионический, коринфский.

Орнамент (лат. Ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Офорт – а) способ гравирования, при котором углубленные печатающие элементы получаются путем многостепенного травления азотной кислотой. Предварительно медную или цинковую пластину покрывают защитным грунтом, на котором процарапывают штрихи изображения; б) оттиск с доски, гравированный указанным способом.

Охра – минеральная краска желтого цвета различных оттенков, от коричневого до розового.

Паволока – ткань, наклеенная на доску, на которой пишется икона. Поверх паволоки наносится левкас.

Палладиум – святыня, составляющая залог общественного счастья и благополучия, под защитой и покровительством которой находится определенная людская общность и населенная этой общностью местность.

Папирус – свиток из склеенных полосок стебля многолетнего травянистого растения под названием папирус. Древние египтяне и некоторые другие древние народы писали на таком виде бумаги. Так что рукописи на таких свитках тоже носят название папирусы.

Пейзаж (фр. «местность, страна») – жанр живописи, посвященный изображению естественной или измененной человеком природы.

Перспектива (от лат. «проникать взором», «видеть насквозь») такое изображение пространства и предметов на плоскости, которое дает ощущение глубины и объема.

Пилястра (от лат. «столб») – плоский вертикальный выступ прямоугольной формы на поверхности стены или столба, напоминающий уплощенную колонну; имеет те же части и пропорции, что и колонна. Служит для членения плоскости стены с целью ее украшения и выявления тектонических особенностей здания или мебели.

Писанка – расписное яйцо, распространенный вид народного декоративного искусства, восходящий к древним языческим обрядам, позже вошедший в празднование христианской Пасхи.

Плакат (от лат. «свидетельство») – широко распространенный вид графики, художественные особенности которого определяются его агитационно-разъяснительной функцией.

Пластика – а) скульптура, создание объемных изображений; б) выразительность.

Пленэр (фр. «открытый», букв. «полный воздуха»); работа живописца «на пленэре» - работа над этюдами и пейзажами непосредственно с натуры в отличие от работы в мастерской.

Поп-арт (англ. сокр. «общедоступное искусство») – художественное течение, возникшее во 2-й половине 1950-х годов в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует намеренно случайное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий, фрагментов массовых печатных изданий.

Портик – галерея на колоннах, обычно перед входом в здание.

Портрет – жанр, посвященный изображению человека.

Примитивизм (от лат. «первоначальный») – одно из художественных направлений в искусстве 20 века, представители которого в своем стремлении вернуть искусству непосредственность восприятия и наивного отражения мира обращаются к народному творчеству – к «примитивам».

Пророк – библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божьей.

Пуантилизм (от фр. «точка») – художественное течение, возникшее с целью развития достижений импрессионизма в области света и цвета. Руководствуясь законом спектрального анализа, представители этого направления разлагали цвет на составные части, покрывая свои полотна раздельными точечными мазками чистой краски в расчете на их оптическое смешение в процессе зрительного восприятия.

Рационализм – а) философское направление, признающее разум источником истинного знания; б) архитектурное направление XX века, представители которого используют современные строительные материалы и индустриальные методы строительства для создания наиболее рациональных (целесообразных, экономичных) архитектурно-художественных решений.

Реализм – (от лат. «вещественный», «действительный») – термин, имеющий в искусствоведении два основных значения: 1.- художественное направление, пришедшее на смену романтизму и преобладавшее в европейском и русском искусстве середины и второй половины 19 века. Реализм предполагает «правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Ф. Энгельс). 2. – синоним правдивости в искусстве, его способности отобразить что-либо действительно существующее как в душе человека, так и во внешнем мире.

Религия (лат. relegio) – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия.

Рельеф (от итал. «выступ», «выпуклость»; от лат. «поднимаю») скульптурное изображение на плоскости, служащей ему фоном. По отношению к плоскости фона различаются углубленный рельеф (контррельеф) и выпуклый, подразделяющийся на низкий (барельеф) и высокий (горельеф).

Репродукция (от лат. «снова», «вновь» и «продукция», от фр. «воспроизведение») – в применении к изобразительному искусству массовое воспроизведение художественного оригинала полиграфическими средствами, преимущественно в уменьшенном масштабе.

Рококо (фр. «узор из камней и раковин») – направление в искусстве, характерной особенностью которого был уход от реальной жизни в придуманный мир. Характеризуется усилением декоративного начала во всех видах искусства, прежде всего в архитектуре.

Романтизм – направление в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств.

Саркофаг – художественно оформленный гроб из камня или других материалов.

Сентиментализм (от фр. «чувство», «чувствительный») – направление в европейском искусстве второй половины 18 века, получившее название от романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768), где подробно описываются тонкие, глубоко интимные переживания и впечатления героя. Сентиментализм оформлялся в противовес классицизму. Пафос этого направления - сочувственная поэтизация душевной жизни, судьбы, внешнего облика, быта обычного человека.

Символизм (от греч. «символ», «знак», «опознавательная примета») – направление в европейском искусстве конца 19 – начала 20 века. Для символистов окружающий мир значим не сам по себе, а как символ иной, невидимой и непознаваемой рассудком реальности.

Скань – от древнерусского «скать» – сучить, свивать, вид ювелирной техники; то же, что филигрань. Часто используется при изготовлении из золота и серебра окладов икон.

Скульптура (от лат. «ваять», «высекать») – вид изобразительного искусства. Скульптурой называется и само произведение этого искусства – бюст, статуя, барельеф и т. д.

Смальта – кубики особого, непрозрачного стекла.

Социалистический реализм – с середины 1930-х до начала 1980-х г.г. был официальным теоретическим принципом и художественным направлением в советском искусстве. Его основными принципами были: коммунистическая идейность, партийность и народность, которые определяли круг сюжетно-тематических композиций, типизированных портретов, тематических пейзажей, картин и т.д.

Станковое искусство – род изобразительного искусства, объединяющий произведения живописи, скульптуры, графики, имеющие самостоятельное художественное значение (не являющиеся элементами какого-либо комплекса, частью декора здания и т. п.).

Статуя – значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее обычно человеческую фигуру, реже – другие реальные или воображаемые существа.

Супрематизм (от лат. «высший») – разновидность абстракционизма, основанная в 1913 году Малевичем. Отказываясь от изображения окружающего мира и от какой-либо ассоциации с ним, супрематизм искал образного выражения закономерностей высшего порядка с помощью простых геометрических фигур.

Сфинкс – фантастическое существо с телом льва и головой человека, особенно часто встречается в искусстве Древнего Египта.

Сюрреализм (фр. «сверхреализм») – художественное направление, возникшее во Франции после первой мировой войны. Опираясь на учение о подсознании, представители сюрреализма стремились избавиться от давления логики, разума, различных норм и традиций, которые «сковывают» творчество.

Таблетка – современное принятое в науке название существовавших в Древней Руси небольших икон, написанных не на доске, а на загрунтованной ткани (древнерусское название «полотенце»).

Темпера (от итал. «смешивать краски») – живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком).

Трансепт – поперечный неф или несколько нефов, пересекающих под прямым углом основной продольный неф.

Триптих (от греч. «втрое сложенный») – произведение живописи (изредка графики или скульптуры в виде рельефа), состоящее из трех самостоятельных частей и посвященное общей теме.

Фасад – наружная, обычно передняя сторона здания.

Фаюмский портрет – заупокойные живописные портреты в Древнем Египте в технике восковой живописи на доске, вставлялись затем в бинты мумий на месте лица умершего.

Фовизм (фр. Fauves – дикие) – первое, определенно заявившее о себе, направление в изобразительном искусстве 20 века; период наивысшей активности фовизм относится к 1905-07 гг. Возглавлял направление Матисс. Картины фовистов вызывающе яркие, звучные по краскам.

Фольклор (англ. folklore – народная мудрость) – принятое в международной научной терминологии название народного творчества.

Фреска (ит. «свежий, сырой») – роспись по сырой, еще не схватившейся и легко впитывающей краску штукатурке.

Фронтон – треугольное завершение греческого храма, впоследствии – дворцовых фасадов, дверей и окон иных строений.

Футуризм (от лат. «будущий») – направление в искусстве 20 века, приверженцы которого стремились создать новый динамичный стиль, разрушающий все традиции, каноны и приемы старого искусства.

Хитон – одежда широкого, свободного покроя. В совокупности с гиматием истолковывался как одежд странствующих проповедников, в которой в иконописи изображались иисус Христос в событиях его земной жизни и апостолы.

Экспрессионизм (от лат. «выражение») – направление в европейском искусстве первой трети 20 века. В экспрессионизме господствует стремление художника выразить себя, свой внутренний мир с максимальной обнаженностью и остротой.

Элитарное искусство – искусство, которое сознательно ориентируется на «элиту общества»: на узкий круг читателей, зрителей, слушателей, которые, в отличие от большинства других, считаются способными понять и оценить произведения такого искусства.

Эллинизм – период в истории античной культуры с IV по I в. до н. э., от слова «эллин» - грек.

Энкаустика (от греч. «выжигаю») – восковая живопись; выполняется горячим способом красками, смешанными с расплавленным воском.

Эпоха (гр. eposhe) – временная точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени.

Эстамп (фр. «оттиск») – обычно так называют подписной отпечаток станковой графики, собственноручно выполненный автором.

Эстетический идеал – представление о совершенной красоте, высший критерий эстетической оценки.

Язычество – религиозное верование, отрицающее единого бога и придерживающееся многобожия.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В.Н. КОЛЕСНИК. КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.Н. КОЛЕСНИК
    ИСКУССТВО (МХК)   Учебное пособие   РЕКОМЕНДОВАНО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ УНИВЕРСИТЕТА &n

Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Искусство (МХК)» является одним из важнейших теоретических предметов, формирующих мировоззрение студентов, играет важную роль в духовном, профессиональном и эстетическом воспитании. Уче

Первобытного мира
План лекции: 1. Характеристика понятия «первобытный синкретизм». 2. Миф – основа ранних представлений о мире. 3. Связь первобытного искусства с трудовой

Тема лекции 2.1. Художественная культура Месопотамии.
1. Особенности древнейшей культуры Месопотамии. 2. Монументализм и красочность культовых сооружений. 3. Скульптура Месопотамии. 4. Реализм образов живой природы – специфи

План лекции
1. Периодизация искусства Древнего Египта. 2. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. 3. Своеобразие египетского рельефа и круглой скульптуры.

Древней Америки
1. Характерные особенности древнего искусства Америки. 2. Культовая архитектура, рельефы и живопись в искусстве народов Древней Америки.   1. Характерные особенности

Тема лекции 2.4. Крито-микенская культура
1. Крито-микенское искусство – ранний этап античности. 2. Ансамбль Кносского дворца - лабиринт царя Миноса на Крите. 3. Микенское искусство.   Крито-м

Тема лекции 3.1. Древняя Индия
1. Культура Индии — одна из древнейших культур человечества. 2. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. 3. Особенности буддийскогорельефа.

Тема лекции 3.2. Древний Китай
1. Основные религиозно-философские системы Древнего Китая. 2. Искусство Древнего Китая.   1. Основные религиозно-философские системы Древнего Китая. Жители

Тема лекции 4.1. Художественная культура Древней Греции
Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов. Три типа ордера. Формирование типа храма-периптера. Статуи: развитие типов обнаженно

План лекции
1. Содержание понятия «античность». 2. Период греческой архаики. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. 3. Период классики. Парфенон – образец высокой классики

Темы докладов и рефератов
  1. Прекрасный и добрый – эстетический идеал Древней Эллады. 2. Отличительные особенности античного искусства (характеристика понятий «агонистика», «пайдейя», «катарсис», «к

План лекции
1. Краткие сведения по истории Древнего Рима. 2. Этрусское искусство, особенности художественного творчества. 3. Искусство Республики. 4. Искусство Империи. &nbs

Темы докладов и рефератов
1. Особенности художественного творчества этрусков. 2. Архитектура Древнего Рима как зеркало величия государства. 3. Сходство и различие римского и греческого искусства.

План лекции
1. Античный мир и христианство. Искусство Византии. 2. Храм Святой Софии в Константинополе. 3. Появление иконописи.   1. Античный мир и христианство. Искусс

План лекции
1. Основные черты русской средневековой культуры и изобразительного искусства (IX – начало XVIIв.). 2. Характеристика славянского язычества. Влияние языческого мировоззрения на изобразител

Темы для докладов и рефератов
1. Отражение пантеона славянских языческих богов в изобразительном искусстве. 2. Влияние византийских канонов на оформление интерьера и экстерьера храмов Древней Руси. 3. Творчест

План лекции
1. Романское искусство. 2. Готическое искусство. 1. Романский стиль. Термин «романский» служит определением европейского искусст

Темы докладов и рефератов
1. Шедевры готического искусства. 2. Храм–крепость и замок–крепость – наиболее характерные типы романских сооружений. 3. Искусство витража в готическом соборе. 4. Скульпт

Возрождение – одна из величайших эпох мирового изобразительного искусства.
Возрождение, Ренессанс (фр. Renaissance – возрождение) – одна из переломных эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между Средними веками и Новым временем. Эпоха Возрождения охватывает

Периодизация искусства эпохи Возрождения.
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного искусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Сп

Темы для докладов и рефератов
1. Гуманизм – основа культуры Возрождения. 2. Раннее Возрождение во Флоренции. 3. Новое пространственно-временное восприятие мира. 4. Светский характер изобразительного и

План лекции
1. Барокко – стиль эпохи утверждения абсолютизма и церкви в Европе. 2. Лоренцо Бернини – как основоположник стиля зрелого барокко. 3. Специфика русского барокко.  

План лекции
1. Классицизм – ведущий творческий метод идеологии Просвещения. 2. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.   1. Классицизм – ведущий творческий метод идеолог

Темы докладов и рефератов
1. «Большой королевский стиль» Людовика ХIV – сплав классицизма в архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в оформлении интерьеров. 2. Классицизм во французском искусстве Н

План лекции
1. Характеристика термина «рококо». 2. Развитие и распространение стиля рококо. 3. Стиль рококо в различных отраслях художественно-промышленного производства.  

Дополнительная
1. Александров В.Н. История русского искусства [Text] / Александров В.Н. - Мн. : ХАРВЕСТ, 2007. – 736 с. 2. Колесник В. Н. История изобразительного искусства [Текст] : метод.

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
По дисциплине «История изобразительного искусства» рекомендуется использовать Internet: www.artrussia.ru, www.arthistory.ru, http://master.parnas.ru , www.museum-online.ru, www.jivopis.ru

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги