рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема лекции 2.4. Крито-микенская культура

Тема лекции 2.4. Крито-микенская культура - раздел Экономика, В.Н. КОЛЕСНИК. КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВ 1. Крито-Микенское Искусство – Ранний Этап Античности. 2. Ансамбль К...

1. Крито-микенское искусство – ранний этап античности.

2. Ансамбль Кносского дворца - лабиринт царя Миноса на Крите.

3. Микенское искусство.

 

  1. Крито-микенское искусство – ранний этап античности.

В формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромною роль сыграло так называемое эгейское или крито-микенское искусство.

Крито–микенская культура зародилась 3-2 тысячелетия до нашей эры, при этом остров Крит и Микены являются главными ее центрами. Также этот период называют минойским – по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.

В конце 3 тысячелетия до нашей эры на юге Балканского полуострова и острове Крит складывались первые очаги государственности. Первой европейской цивилизацией явилась критская цивилизация, которая выполнила роль связующего звена между европейской культурой и древними культурами Египта и Месопотамии. Зоной распространения эгейской культуры стало побережье и острова Эгейского моря, а центром – сначала остров Крит, затем – город Микены. В начале второго тысячелетия до нашей эры на нем возникают огромные дворцы. Самый известный и загадочный из них – Кносский дворец, вошедший в историю под названием «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе. Он был снабжен системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец был одновременно религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тесее и Минотавре. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на 16 – 15 века до нашей эры, особенно во время правления царя Миноса. Минос установил справедливость и порядок в критском обществе и прославился как мудрый законодатель, за что, согласно представлениям древних, он превратился в вершителя суда в загробном мире.

Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайниках Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов.

 

В конце 15 века до нашей эры цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало разрушительное землетрясение и извержение подводного вулкана возле острова Фера.

Города Крита начали застраивать в начале II тысячелетия до н.э. Золотой период цивилизации на острове Крит приходится на эпоху вторых дворцов (Кносский дворец).

 

2. Ансамбль Кносского дворца - лабиринт царя Миноса на Крите. Кносский дворец был создан древними зодчими с большим мастерством с учетом особенностей ландшафта приблизительно в XVIII в. до н.э. дворец расположен на невысоком холме. Центром архитектурного комплекса является прямоугольный двор (60х28 м). Вокруг двора свободно и естественно группируются помещения. Это были парадные комнаты, жилые и хозяйственные сооружения, ориентированные по сторонам света. Дворец был многоэтажным, ассиметричной композиции, освещение осуществлялось за счет световых колодцев. Стены были построены из кирпича-сырца и камня. Колонны расширялись кверху. Стены были расписаны фресками (водяными красками по сырой штукатурке). Черная, белая, синяя, красная краски составляют праздничную гамму. Были изображения цветов, листьев пальм, птиц, кошек, обезьян, с цены ритуальных боев с богом-быком. Особенно часто появляются фигуры быка: игры с этим животным, видимо, имели особое распространение и какой-то ритуальный смысл. Фрески Кносского дворца сохранили до наших дней изображения женщин с тонкими талиями, обнаженной грудью, в пышных платьях с кринолинами розового, гранатового, желтого, голубого цвета. Женщины изображались с широко распахнутыми глазами, вздернутыми осами, пухлыми губами и пышными прическами. Своей женственностью они напоминали француженок, поэтому в истории искусств их называют «парижанками». На стенах можно было увидеть и изображение двойной секиры, которая, по мнению ученых, была критским символом власти, так как раздвоенный топор - лабрис, символизирующий бычьи рога, использовался в кносском дворце для осуществления ритуального убийства. Лабрисы были выполнены также и из камня. От слова «лабрис» произошло и название дворца запутанной планировки – лабиринт, которым часто называли Кносский дворец.

Монументальной скульптуры на Крите не найдено, не было и огромных статуй богов, так же, как и культовых сооружений храмов. Но известен большой (более 2 м в высоту) раскрашенный рельеф с изображением царя-жреца. Лицо его было изображено в профиль, а глаз в фас, видимо, сказывалось влияние египетского искусства, но это изображение отличалось большей динамичностью и моделировкой объема.

На Крите встречались художественные изделия из бронзы, золота и серебра, расписная керамика (сосуды, украшенные морскими мотивами), а также маленькие фигурки, изображающие быка, заклинательниц змей.

 

3. Микенское искусство.

После 1400 г. до н.э. большее значение получают многочисленные микенские центры в континентальной Греции; к числу наиболее важных памятников относятся дворцы и, прежде всего, масштабные гробницы, толосы.

Микенское искусство, греч. иск-во кон. бронзового века (ок. 1580—1120 гг. до н.э.). Название происходит от города Микены — места наиболее важных находок этого периода. Под Микенским искусством обычно подразумевается не только континентальное, но и островное искусство Древней Греции, за исключением Крита, имевшего собственные художественные традиции. Микены были главным городом в Эгее, контролировали большую часть Восточного Средиземноморья, и это объясняет величественность их архитектуры. Характерный тип микенских сооружений - ульеподобные усыпальницы, самая знаменитая из которых - «Сокровищница Атрея» в Микенах (нач. в 13 в. до н.э.); ее купол оставался самым большим в мире до появления римского Пантеона, построенного примерно на 1500 лет позже. Другое знаменитое сооружение в Микенах — Львиные ворота {ок. 1250 г. до н.э.), получившие название благодаря львам — первым монументальным каменным скульптурам в древнегреческом искусстве. Микенцы строили в своих городах цитадель с дворцом правителей в центре, что во мн. определило развитие более позднего древнегреческого полиса с акрополем. Здания украшались фресками, инкрустациями и скульптурами; о богатстве микенской цивилизации свидетельствуют золотые погребальные маски и наличие в захоронениях правителей дорогого оружия, утвари и украшений. Слоновая кость, привозимая из Египта, была любимым материалом микенских мастеров, производимая ими керамика часто украшалась рисунками на темы войны или охоты. Погибла микенская цивилизация при вторжении дорийцев ок. 1100 г. до н.э.

Контрольные вопросы:

1. Расскажите об особенностях архитектуры и живописи Крито-микенского периода.

2. Кто изображен на стенах Кносского дворца? Какой этом таился смысл? Кто такие «парижанки»? Чем отличалось и в чем было сходство критского искусства с микенским?

3. В чем отличительные особенности микенского искусства?

4. Какова реальная историческая подоснова мифа «Путешествие Тесея на Крит»?

5. Охарактеризуйте купольные гробницы в Микенах.

6. Раскройте особенности критского и микенского декоративно-прикладного искусства.

7. Что из себя представляет микенский мегарон? Почему его считают праобразом греческого храма?

8. Как переводится слово «лабрис»? Название какого рхитектурногое сооружения произошло от данного слова?

 

Темы докладов и рефератов:

1. Крито-микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и окружающего мира.

2. Мегарон – прообраз греческого храма.

3. «Львиные ворота» в Микенах.

4. Дворец царя Агамемнона в Микенах.

5. Миф «Путешествие Тесея на Крит» и его реальная историческая подоснова.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В.Н. КОЛЕСНИК. КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема лекции 2.4. Крито-микенская культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.Н. КОЛЕСНИК
    ИСКУССТВО (МХК)   Учебное пособие   РЕКОМЕНДОВАНО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ УНИВЕРСИТЕТА &n

Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Искусство (МХК)» является одним из важнейших теоретических предметов, формирующих мировоззрение студентов, играет важную роль в духовном, профессиональном и эстетическом воспитании. Уче

Первобытного мира
План лекции: 1. Характеристика понятия «первобытный синкретизм». 2. Миф – основа ранних представлений о мире. 3. Связь первобытного искусства с трудовой

Тема лекции 2.1. Художественная культура Месопотамии.
1. Особенности древнейшей культуры Месопотамии. 2. Монументализм и красочность культовых сооружений. 3. Скульптура Месопотамии. 4. Реализм образов живой природы – специфи

План лекции
1. Периодизация искусства Древнего Египта. 2. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. 3. Своеобразие египетского рельефа и круглой скульптуры.

Древней Америки
1. Характерные особенности древнего искусства Америки. 2. Культовая архитектура, рельефы и живопись в искусстве народов Древней Америки.   1. Характерные особенности

Тема лекции 3.1. Древняя Индия
1. Культура Индии — одна из древнейших культур человечества. 2. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. 3. Особенности буддийскогорельефа.

Тема лекции 3.2. Древний Китай
1. Основные религиозно-философские системы Древнего Китая. 2. Искусство Древнего Китая.   1. Основные религиозно-философские системы Древнего Китая. Жители

Тема лекции 4.1. Художественная культура Древней Греции
Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов. Три типа ордера. Формирование типа храма-периптера. Статуи: развитие типов обнаженно

План лекции
1. Содержание понятия «античность». 2. Период греческой архаики. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. 3. Период классики. Парфенон – образец высокой классики

Темы докладов и рефератов
  1. Прекрасный и добрый – эстетический идеал Древней Эллады. 2. Отличительные особенности античного искусства (характеристика понятий «агонистика», «пайдейя», «катарсис», «к

План лекции
1. Краткие сведения по истории Древнего Рима. 2. Этрусское искусство, особенности художественного творчества. 3. Искусство Республики. 4. Искусство Империи. &nbs

Темы докладов и рефератов
1. Особенности художественного творчества этрусков. 2. Архитектура Древнего Рима как зеркало величия государства. 3. Сходство и различие римского и греческого искусства.

План лекции
1. Античный мир и христианство. Искусство Византии. 2. Храм Святой Софии в Константинополе. 3. Появление иконописи.   1. Античный мир и христианство. Искусс

План лекции
1. Основные черты русской средневековой культуры и изобразительного искусства (IX – начало XVIIв.). 2. Характеристика славянского язычества. Влияние языческого мировоззрения на изобразител

Темы для докладов и рефератов
1. Отражение пантеона славянских языческих богов в изобразительном искусстве. 2. Влияние византийских канонов на оформление интерьера и экстерьера храмов Древней Руси. 3. Творчест

План лекции
1. Романское искусство. 2. Готическое искусство. 1. Романский стиль. Термин «романский» служит определением европейского искусст

Темы докладов и рефератов
1. Шедевры готического искусства. 2. Храм–крепость и замок–крепость – наиболее характерные типы романских сооружений. 3. Искусство витража в готическом соборе. 4. Скульпт

Возрождение – одна из величайших эпох мирового изобразительного искусства.
Возрождение, Ренессанс (фр. Renaissance – возрождение) – одна из переломных эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между Средними веками и Новым временем. Эпоха Возрождения охватывает

Периодизация искусства эпохи Возрождения.
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного искусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Сп

Темы для докладов и рефератов
1. Гуманизм – основа культуры Возрождения. 2. Раннее Возрождение во Флоренции. 3. Новое пространственно-временное восприятие мира. 4. Светский характер изобразительного и

План лекции
1. Барокко – стиль эпохи утверждения абсолютизма и церкви в Европе. 2. Лоренцо Бернини – как основоположник стиля зрелого барокко. 3. Специфика русского барокко.  

План лекции
1. Классицизм – ведущий творческий метод идеологии Просвещения. 2. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.   1. Классицизм – ведущий творческий метод идеолог

Темы докладов и рефератов
1. «Большой королевский стиль» Людовика ХIV – сплав классицизма в архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в оформлении интерьеров. 2. Классицизм во французском искусстве Н

План лекции
1. Характеристика термина «рококо». 2. Развитие и распространение стиля рококо. 3. Стиль рококо в различных отраслях художественно-промышленного производства.  

Дополнительная
1. Александров В.Н. История русского искусства [Text] / Александров В.Н. - Мн. : ХАРВЕСТ, 2007. – 736 с. 2. Колесник В. Н. История изобразительного искусства [Текст] : метод.

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
По дисциплине «История изобразительного искусства» рекомендуется использовать Internet: www.artrussia.ru, www.arthistory.ru, http://master.parnas.ru , www.museum-online.ru, www.jivopis.ru

СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Абстракционизм – направление в искусстве XX века, отказавшееся от изображения реальных предметов и явлений. Абсурдизм (лат. «нелепый») – течение в европейской литературе, гла

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги