Учет в монастырских хозяйствах

 

Рассмотренные принципы получили отражение во всех сферах хозяйственной жизни нашей страны, но особенно в монастырях. В них существовал сложный порядок распределения хозяйственных обязанностей:

1) инвентаризация и взыскания недостачи с предыдущего лица (ревизор);

2) материальная ответственность за все ценности распределяется солидарно с казначеем (ответственный за денежные суммы);

3) казначей хранит ключи от складов, а ревизор опечатывает склады;

4) для денежных доходов открывается специальная книга, заполняемая ревизором или казначеем, в каждой статье оговариваются:

а) источники поступления;

б) дата, после каждой статьи надо «прикладывать руки», такая же книга открывалась на расход;

5) учет муки должен вестись в двух отдельных книгах: для прихода и расхода;

6) то же относительно одежды и прочего инвентаря;

7) заполненные за год книги должны быть присланы архиепископу.

Важным выводом из системы учета XVII в. надо признать, что учет прихода всегда был отделен от учета расхода. При этом:

1) достигался больший контроль за ценностями, в частности, материально-ответственные лица не знали учетных остатков;

2) достигалось большее удобство в хронологической записи фактов хозяйственной жизни.

Продолжительность отчетного периода колебалась. Отчетность сопровождалась инвентаризацией, причем не натуральные остатки сличались с учетными, а учетные - с натуральными.