Экономические идеи Древнего Египта

Одним из первых дошедших до нас памятников экономической смыли является

«Поучение гераклеопольского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает

внимание на необходимость эффективного функциони-рования аппарата управления,

которые стоит между фараоном и населением. В сплоченности царствования.

Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо

заботиться о материальном поощрении чиновников: «Возвышай твоих вельмож,

чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем

доме, он владыка вещей и не нуждается. Награждай вельмож податными спискам,

жрецов – участками земли». Для добора людей в аппарат управления автор

советует приближать « к себе человека за дела его», не делая различия между

сыновьями из знати и простолюдинов. Это отражает еще не завершившийся процесс

класообразования в Древнем Египте.

Грамотность в Египте был монополией господствующих сословий. Чиновников

готовили в специальной школе. Своеобразной апологией профессии чиновника

является «Получение Ахтоя своему сыну Пиопи». Показывая альтернативы карьере

писца, автор описывает положение непосредственных производителей и заключает.

Интересным памятником древнеегипетской мысли является «Речение Ипусера».

Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и

ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера»

выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Для

Ипусера – «несчастье для сердца», что вскрыты архивы, расхищены податные

декларации. Ипусер недоволен, что «простолюдины стали богатыми», «руководимые

стали собственниками рабов», а «собственники богатств стали неимущими».

Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.

Ипусер стремился прежнего всего к возрождению деспотически-бюрократического

механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по

мнению Ипусера, не должен было допускать междоусобий в стране, насилия,

экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все ложности,

наладит систему трудовых повинностей, посредством которой происходит

строитель-ство пирамид и устройство водохранилищ, укрепит боевую мощь страны.