Экономические идеи Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) — знаменитый римский оратор, юрист, мыслитель и государственный деятель. Работы «О государстве» и «О законах». Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права были написаны под заметным влиянием древнегреческой философии. Прежде всего это учения Платона и Аристотеля. Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (лат. res populi).

Государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе.

 

Основные идеи:

Он отмечал изначальную связь государства и собственности и считал, что причиной образования государства является охрана и право собственности.

В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).

Цицерон последовательно выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.

При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не рабов.

Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы.

Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.