Экономические идеи Аристотеля

Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира

является Аристотель. Он смог значительно больше своих современников углу-

биться в конкретный экономические проблемы. Свои произведения «Никамахова

этика» он разработал проект идеального государства, в которых он рассматривал

и приз-нает необходимость деления общества на свободных и рабов и разделение

труда на умственный и физический. Он пренеб-режительно относится к ремеслу и

считает, что ремеслами занимаются низко для людей.

Рассматривая деятельность людей, он относит одну сторон их деятельности к

естественной сфере экономики и другую сторону к неестественной сфере –

хрематистике.

Экономика в рассуждении Аристотеля представлена важнейшей и почетной

деятельности, людей земледелия тех, кто занят ремеслом и мелкой торговлей.

Его цель удовлет-ворить насущные жизненные потребности человека и поэтому она

должна быть объектом государственного управ-ления.

Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние

посредством крупных тор-говых сделок и ростовщических операций, его цель

беспре-дельна так как главное в этой сфере обладание деньгами.

В концепции об экономике и хрематистике просматривается позиция Аристотеля,

как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя модель рабовладель-ческого

государственного устройства, он искусственно упро-щает важнейшие элементы

хозяйственной жизни.

К издержкам аристотелевской концепции следует отнести двойственную

характеристику обмена. В одном случае обмен расценивается как акт

удовлетворения потреб-ностей и позволяет трактовать потребительную стоимость

товара как категорию сфер экономики. А в другом случае обмен символизирует

акт наживы и дает основание меновую стоимость считать категорией

хрематистики.

С позиций этой концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие к крупной

торговле и ссудным операциям.

Такие формы торговли как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег

он относит к сфере хрематистики.

По словам Аристотеля ростовщичество полным основание м вызывает ненависть и

является противоприрод-ный, оно делает денежные знаки предметом

собственности, они утачивают то свое назначение, ради которого они были

созданы. Они возникли ради мировой взимали проценты денег ведет к росту

денег.