Собенности концепции А.К. Шторха о богатстве и производительном труде.

По концепции Шторха, блага делятся на вещественные и невещественные; совокупность первых составляет национальное богатство, совокупность вторых — национальную цивилизацию; и те, и другие вместе составляют национальное благосостояние. Невещественные блага делятся на главные (здоровье, знание, ремесленная ловкость, вкус, нравственность, религиозность) и вспомогательные (безопасность и досуг). Шторх полагает, что главные невещественные блага также могут быть накопляемы и обращаемы, как и вещественные блага; отсюда следует, что труд создающий невещественные блага — напр., учителей, врачей, чиновников — следует считать в такой же степени производительным, как и труд земледельца и фабричного рабочего. Если по Смиту все, кто занимаются т.н. «услугами», живет за счет труда земледельцев и промышленных рабочих, то с одинаковым основанием, по мнению Шторха, можно сказать, что земледельцы и промышленные рабочие живут за счет тех, кто создает им безопасность, снабжает их знаниями и заботится об их здоровье. Отличая народный доход от частного, Шторх относит в состав народного дохода и продукты духовного труда. Сохраняя деление первичного и производного частного дохода, Шторх считает производным доходом лишь такой, который приобретается безвозмездно или неправомерно, как, напр., доход, получаемый путем дарения, милостыни, обмана, воровства; в основании же первичного дохода лежит труд физический или умственный.

 

27.Дж.С. Милль о законах производства и распределения, «нейтральности» денег, стоимости, «рабочем фонде».

На экономические взгляды Джона Стюарта Милля, английского философа и экономиста, довольно сильное влияние оказали взгляды Рикардо.

В целом методология исследования Милля близка школе классиков, однако особенностью методологии экономической теории Милля является отделение законов производства от законов распределения. Первые, по его мнению, постоянны и заданы техническими условиями, в них нет ничего зависящего от воли, вторые, так как ими управляет человеческая интуиция, преходящи, зависят от законов и обычаев общества, изменяются в зависимости от этапа исторического развития. Таким образом, он признает объективный характер законов производства и субъективный – законов распределения.

В теории денег Милль показывает свое пристрастие к количественной теории денег, в соответствии с которой увеличение или уменьшение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров. По его словам, при прочих равных условиях стоимость самих денег «меняется обратно пропорционально количеству денег: всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает ее в совершенно одинаковой пропорции». Цены товаров регулируются, прежде всего, количеством находящихся в обращении в данный момент денег, т.к. золотой запас настолько велик, что возможные изменения издержек на добычу золота не могут сразу повлиять на корректировку цен. При этом утверждение о «нейтральности» денег значит, что в общественной экономике нет ничего более незначащего, чем деньги, они важны лишь как средство, служащее для экономии времени и труда.

Понимая зарплату как плату за труд, величину ее он ставил в зависимость от спроса и предложения на рабочую силу. Милль выдвинул теорию рабочего фонда. Согласно этой теории общество располагает стабильным фондом жизненных средств, запасы которого идут на содержание рабочих. Он считал, что ни классовая борьба, ни профсоюзы не способны изменить процесс формирования заработной платы на уровне прожиточного минимума, хотя минимум заработной платы в его понимании превышает величину физиологического минимума.

Употребляя термины «стоимость», «меновая стоимость», «потребительная стоимость», он не вникает в сущность этих категорий, что приводит к смешению понятий. Дж. С. Милль заявляет, что количество труда имеет первостепенное значение в создании стоимости, но по существу, он сводит стоимость к издержкам производства.

 

28.Доктрины Дж.С. Милля о сферах «бессилия рынка» и социальных реформах.

Будучи убежденным сторонником свободного предпринимательства, Миль, все же указывает, что есть сферы общественной деятельности (сферы бессилия рынка, где рыночные механизмы не приемлемы), это инфраструктура, наука, образование, законодательное регулирование и т.д.

Говоря о социальных реформах, Миль утверждает, что законы производства изменять нельзя, а можно усовершенствовать лишь распределение. Здесь Миль явно не понимает того, что распределение, обмен и потребление – это лишь элементы производства в широком смысле слова.

Идеал общественного устройства Дж. С. Милль видел в достижении людьми полной независимости без ограничений, кроме запрета на причинение вреда другим людям; экономический прогресс связывал с научно-техническим прогрессом, ростом безопасности личности. Социальные реформы Дж. С. Милля:

введение корпоративной ассоциации, что ликвидирует наемный труд;

социализация земельной ренты при помощи земельного налога;

ограничение неравенства при помощи ограничения права наследования.