Концепция социального рыночного хозяйства. Ордолиберализм.

Известно, что начало либерализма как направления в эконом. науке было положено Смитом и Рикардо. В их работах провозглашалась и обосновывалась идея свободы эконом. деятельности, направляемой личным интересом.

Неолиберализм также признает свободу хозяйственной деятельности, саморегулирование рыночной экономики, ограниченное участие государства в эконом. деятельности – главным образом в форме разработки правил, в рамках которых должны действовать все участники этой деятельности.

Неолиберализм возник и развился под влиянием мирового эконом. кризиса 1929–1933 гг., показавшего необходимость активной роли государства в разработке и установлении институциональных основ функционирования рыночного хозяйства. В рамках этого направления эконом. мысли имеют место различия во взглядах его приверженцев на роль государства в эконом. жизни общества и, соответственно, существуют разные течения неолиберализма.

Наибольшую известность получила фрайбургская школа неолиберализма, за которой закрепилось название «ордолиберализм». Основателями данного направления экономической мысли стали ученые университета г. Фрайбурга, среди которых наибольшую известность приобрел Вальтер Ойкен, профессор университета во Фр.. Его считают духовным отцом «социального рыночного хозяйства»; с его именем связывают подготовку научной основы «германского экономического чуда» – быстрого подъема экономики Западной Германии после окончания Второй мировой войны. Особенности ордолиберализма:

1. Приверженность частной собственности на средства производства как незыблемой основы рыночной эконом. системы.

2. Установление государством определенного порядка, определенных правил, в рамках которых должны действовать все субъекты рыночной экономики. К этим правилам Ойкен относил, в частности, создание конкурентной среды, ограничение деятельности монополий, наносящих вред этой среде, а также потребителям.

3. Ограничение вмешательства государства только этими правилами и недопущение вмешательства государства в хозяйственные процессы, протекающие в рамках таких правил.

4. Социальная направленность функционирования рыночной экономики. Ойкен писал, что социальная надежность и социальная справедливость являются «настоятельным требованием времени», что социальный вопрос превращается «в главный вопрос человеческого бытия» и «на решение этого вопроса должны быть направлены все помыслы и дела».

 

69.Предыстория и история экономической науки в «Экономике» П.Самуэльсона.

Пол Самуэльсон в учебнике «Экономикс» указывал на самые ранние эконом. доктрины. Их, по его мнению, можно найти «в произведениях Аристотеля, в Библии и в неписаной народной культуре каждого народа, позднее в произведениях таких средневековых схоластов, как Фома Аквинский». можно также сослаться и на древнегреческих философов Ксенофонта и Платона. Каждый из них оставил свой след в «предыстории» экономической науки, политической экономии.

В связи с упоминанием Саму. Библии, нужно отметить, что и Старый, и Новый Заветы осуждали ростовщичество, ссудный процент, формулировали определенные правила хозяйственной жизни общества.

В конце средневековья, когда начали образовываться национальные государства, на арене эконом. мысли появились меркантилисты. Сам. не упоминает яркого представителя этого направления экономической науки – Антуана Монкретьена, который ввел в экономическую науку термин «политическая экономия» и который не только не был советником короля, но и преследовался королем и в конце концов был казнен по его приказу.

Упоминая о меркантилистах, Сам. писал, что они проложили путь выступившему против них Смиту. Важное место в истории экономической науки занимают физиократы (во главе с Ф. Кенэ), которые незадолго до революции 1789 г. придавали большое значение земле, рассматривая ее как единственный источник чистого продукта.

Началом современной экономической науки Сам. считает книгу Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Его Сам. называет «пророком свободной конкуренции» и пишет, что этот автор разглядел в мире экономики естественный саморегулирующийся порядок точно так же, как сделал это в физическом «подлунном мире» Исаак Ньютон.

Все, сделанное в области экономической науки до Смита, Сам. относит к «предыстории экономической науки». Учение Смита Сам. оценивает как выражение интересов нарождающейся буржуазии: «…нарождающемуся классу буржуазии необходим был глашатай ее интересов. Смит снабдил ее идеологией, которая служила целям этого класса».