Верования, обряды, обычаи

Промысловые культы. Жертвы духам на перевалах, переправах, в опасных местах у всех аборигенов Сибири. Культ божеств плодородия (якуты – кумысный праздник ысыах; шорцы, кумандинцы – Коча-кан; хакасы – Таг-тайых). Праздники голов, байдары и Кэрэткуна, посвященный «владельцу всех морских зверей»,у чукчей. Праздник рогов у коряков (кормление мясом огнива), праздник спуска байдары с жертвоприношение собаки, праздник нерпы.

Родовые культы. Одухотворение явлений природы. Представления сибирских народов о душе. Сохранение веры в покровителя в виде животного (тотемы – ворон, лебедь, сокол, орел, белка, горностай и.п.): якуты, ханты, манси, ненцы. Медвежий праздник обских угров. Культ огня. Кропление огню, бросание кусочков пищи (якуты, алтайцы). Культ тесей, которым делали изображение (хакасы). Почитание огня. Культ деревьев. Культ солнца: празднование «чистого чума» и прохождение через каменные ворота у нганасан. Амулеты в виде медвежьих лап, когтей и костей животных. Вера в священного оленя с выстриганием у оленя белой масти знака солнца или изображения духов (ненцы). Культ медведя у селькупов.

Святилища селькупов, связанные с определенными родами: амбарчики с установленными внутри родовыми шайтанами. Культ волка у коряков.

Шаманизм. Представление о мире. Признаки избранника в шаманы. Атрибуты шаманов. Духи-помощники шаманов. Церемония оживления бубна. Сходство кетского и селькупского шаманских костюмов (шаман в образе птицы). Шаманский костюм эвенков – отождествление с медведем или оленем. Несколько костюмов и бубнов у шамана нганасанов. Шаманский костюм народов Амура (юбка, кофта, пояс-ремень, рукавицы). Камлание. Функции шаманов. Жертвоприношения кровавые и бескровные. Использование участниками шаманских обрядов дурманящих средств – сушеных мухоморов (коряки).

Якуты – шаманизм тунгусского типа: передача шаманского дара по наследству, духи-пожиратели абаасы, души умерших, мелкие духи. Глава верхнего мира Улуу-Тойон – создатель и покровитель шаманов. Остатки семейного шаманства: ненцы (камлание с бубном родственника шамана) Верховное божество ненцев и селькупов Нум, злое – Кызы. Доброе начало у кетов – Есь (небо). Вера в Ульгеня и Эрлика (алтайцы, шорцы)

Отсутствие шаманского костюма: ханты, манси, шорцы, коряки

Культовые места у народов Сибири. Мольбища у ненцев – гора из оленьих рогов.

Онгоны в виде изображенных на ткани человеческих фигур (буряты)

Обрядовая практика. Свадьба аборигенов. Умыкание невесты. Прощение родителей. Калым. Свадебный шалаш шорцев. Свадебный пир.

Особенности погребального обряда аборигенов Притомья. Способы погребений. Сохранение культа огня в поминальном обряде. Ритуальные действия похоронного обряда русских. Поминальная трапеза. Причитания.

Христианство. Деятельность Алтайской духовной миссии. Христианизация народов Притомья. Шорцы. Телеуты. Якуты. Ханты. Манси. Ненцы. Эвенки. Эвены. Понятие религиозного синкретизма. Наиболее почитаемые аборигенами святые. Никола-угодник у народов Сибири.

Мусульманство. Проникновение мусульманства в Притомье. Сибирские татары (мусульмане-сунниты). Калмаки.

Буддизм: в XVIII в. распространяется у восточных бурят

Ламаизм (одна из видоизмененных форм буддизма) с XVII проникает в Забайкалье.

Народная педагогика.Обряды, связанные с рождением ребенка. Обереги. Почитание тюркоязычными народами покровительствующего младенцам женского божества Умай. Шаманские обряды, связанные с рождением и жизнью детей. Изготовление колыбели. Типы колыбелей. Предметы ухода за детьми. Приспособления для хождения, сидения детей. Заговоры от детских болезней. Колыбельные, потешки у русских. Игрушки. Детские игры. Детские обязанности.