Способы передачи информации

Руническое письмо древних тюрков. Первые сведения о наличии таинственной письменности стали известны благодаря экспедиции Даниила Готлиба Мессершмидта, начавшейся в 1719 году. Исследования в этой сфере продолжились во второй половине 18 столетия и на протяжении всего 19 века. К плеяде ученых исследовавших руническое письмо следует отнести И.Г.Гмелина и Г.Ф.Миллера, П.С.Палласа, Г.И.Спасского, А.А.Адрианова, И.Р.Аспелина и многих других. Сегодня руническое письмо привлекает внимание многих ученых. Нельзя пройти мимо таких имен как С.Г.Кляшторный, И.Л.Кызласов, Д.Г.Савинов, Я.А.Шер и др.

А теперь немного об истории дешифровки рунического письма. Кстати, руническим оно было названо по аналогии с рунами Северной Европы, но не о какой преемственности здесь не идет и речи.

Накопление материала по рунической письменности усугубляло ситуацию тем, что передовые исследователи Европы просто не получали информацию в первоисточнике, что затрудняло в целом дешифровку письменности. А европейские исследователи имели репутацию первоклассных ученых-лигнвистов после дешифровки древнеегипетского письма, сделанного в 1822 году Ж.Ф.Шампольоном.

Отдельные подходы к расшифровке были. Но удивительна судьба. Ученый, искавший прародину финнов в Западной Сибири, И.Р.Аспелин развеет свои надежды относительно этой гипотезы, но сделает великий шаг к дешифровке рунического письма. В 1889 году он издает альбом «Надписи Енисея», в который вошло 32 письменных памятника. С той поры эту письменность в Европе было принято именовать енисейской.

В этот же самый год в Монголию в экспедицию отправился знаменитый ученый-сибиревед Н.М.Ядринцев. В долине Орхона им были обнаружены надписи на двух каменных стелах. Здесь было изображено более 4,5 тысяч рунических знаков! Благодаря этому открытию ученые вплотную подошли к дешифровке письменности. Это открытие повлекло за собой череду экспедиций, в том числе и знаменитую экспедицию В.В.Радлова. С этого времени письменность стала именоваться орхоно-енисейской.

Но лавры дешифровке принадлежат датскому ученому Вильгельму Людвигу Петеру Томсену, официально сделавшему доклад в декабре 1893 г. в Датской академии наук в Копенгагене «Дешифровка орхонских и енисейских надписей». Томсен пытался разобраться во «внутренних» особенностях письменности. Важным было то, что на обоих орхонских памятниках с обратно стороны находились китайские иероглифические надписи. Китайские надписи не совпадали с рунами ни по объему, ни, как выяснилось, по точному смыслу. Но китайские надписи позволили выяснить условия, при которых были созданы эти памятники.

Томсен установил направление письма – сверху вниз и справа налево (по вертикали были размещены обычные строки), и составил специальную таблицу, сопоставлявшую похожие по набору буквы.

Всего букв оказалось 38. Столько букв не знает ни один настоящий алфавит – если каждый письменный знак передает один звук, то число букв в азбуке не бывает больше 30.

Вопрос о происхождении рунической письменности окончательно так и неудалось решить.

Мы приведем только одну гипотезу, относительного появления и распространения рунического письма.

Прежде всего, необходимо стразу учесть, что тюркоязычные народы в эпоху средневековья соседствовали со многими странами, знавшими письменность, а это значит, что отсекается версия о влиянии иероглифической письменности Древнего Востока. Западный регион азиатских алфавитов имеет происхождение из общего источника – арамейская письменность (собирательное название письменности, появившейся здесь около 30 веков назад). Безусловно, что арамейская письменность оказала влияние на формирование рунического письма, но это влияние не стоит преувеличивать по целому ряду причин: 1) нет сходства ни с одной из арамейских письменностей; 2) слишком велики различия в технике письма и в количестве букв (арамейское письмо – 22 буквы). О влиянии арамейского письма можно говорить скорее как о творческом заимствовании.

Высказываются также точки зрения о том, что руническое письмо было специально изобретено в конце VI века по приказу кагана Эштеми. Но и эта точка зрения не может являться единственно верной, поскольку руническое письмо не было единым. Мы уже упоминали о двух его основных типах: орхонское и енисейское. И вторым обстоятельством, говорящим не в пользу специального изобретения азбуки является то, что руническая азбука отражала как текстовые особенности языка, так и учитывала все звуковые особенности речи.

Во второй половине XIX века появляется еще одна точка зрения, говорящая о происхождении рун из тамг (знаков собственности, принявшихся для клеймования скота, печатей и т.д.).

Были также попытки возводить происхождение рун к древнетюркским изображениям.

Окончательного ответа на происхождение рунической письменности древних тюрков не найдено до сих пор. Хотя наиболее убедительно звучат слова проф. И.Л.Кызласова о нетюркском происхождении рунического письма и его заимствованию на одном из этапов истории тюрков. Но, так или иначе, у древних тюрков как огромного этнолингвистического массива в начале VII века существовала письменность, именуемая как орхоно-енисейской, при том, что енисейская письменность несколько архаичнее, чем орхонская, хотя в Тыве был встречен особый вариант письменности, которою не удалось полностью отнести ни к енисейской, ни орхонской. В данном случае лингвисты склоняются её считать как доорхонскую и доенисейскую.

Основным различием между орхонским и енисейским алфавитом можно назвать принадлежность этих двух алфавитов различным политическим объединениям древнего кочевого населения Сибири. Орхонский алфавит применялся во Втором Восточно-тюркском каганате (682-745 гг.) и в сменившем его Уйгурском каганате (745-840 гг.), распространявших своё влияние на территорию Монголии и Восточного Туркестана. Енисейский алфавит был распространен в Древнехакасском государстве (Хакасско-Минусинская котловина, бассейн Среднего Енисея). Причем, по мнению все того же И.Л.Кызласова, в Древнехакасском государстве енисейская письменность получила крайне широкое распространение. Слияние двух письменных традиций произошло в Туве, входившей в пределы Уйгурского каганата, где употреблялось орхонское руническое письмо, но в тоже самое время некоторые тюркоязычные племена (например, чики или Цигу) употребляли енисейский алфавит.

При прочтении большого количества рунических текстов ученые-тюркологи смогли выяснить особенности социальной и политической организации кочевников, рассмотреть многие вопросы происхождения и расселения групп кочевников в древнетюркскую эпоху, а также уточнить многие детали мифологии и верований. Сегодня орхоно-енисейская руническая письменность открыла многие горизонты для лингвистов, этнографов, историков и представителей еще целого круга профессий.