рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современные средства и методы восстановления здоровья человека

Работа сделанна в 1997 году

Современные средства и методы восстановления здоровья человека - Курсовая Работа, раздел Спорт, - 1997 год - Организационно-методические особенности творческого преподавания лечебной гимнастики Современные Средства И Методы Восстановления Здоровья Человека. В Последние Г...

Современные средства и методы восстановления здоровья человека. В последние годы широко внедряются разнообразные средства, способствующие интенсификации процесса восстановления, повышению общей и специальной работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов и более эффективной адаптации организма.

Широкое распространение по¬лучили разнообразные педагогические, медико-биологические и психологические средства / 2 /. Центральное место в проблеме восстановления и поддержания здоровья отводится педагогическим факторам, предполагающим управление работоспособностью людей и восстановительными процессами посредством целесообразно организованной мышечной деятельности.

Возможности педагогических факторов восстановления многообразны. Здесь следует отметить подбор, вариативность и особенности сочетания методов и средств в процессе построения программы тренировочных занятий.

Психологические методы и средства восстановления помогают быстро снизить нервно-психическую напряженность, восстановить затраченную нервную энергию, сформировать четкую установку довести до границ индивидуальных возможностей напряжение функциональных систем, участвующих в работе. Медико-биологические средства способствуют повышению резистентности организма к нагрузкам, более быстрому снятию 5 острых форм общего и местного утомления, эффективному восполнению энергетических ресурсов, ускорению адаптационных процессов, повышению устойчивости к специфическим и неспецифическим стрессовым влияниям. Восстановительные процедуры, относящиеся к различным группам, по характеру воздействия могут быть подразделены на глобальные, избирательные и общетонизирующие.

Средства глобального воздействия охватывают своим влиянием все основные функциональные системы организма. Это такие процедуры, как суховоздушная и парная бани, общий ручной массаж, общий гидромассаж.

Средства избирательного воздействия оказывают преимущественное влияние на отдельные функциональные системы или их звенья. К общетонизирующим могут быть отнесены средства широкого спектра действия, не оказывающие глубокого влияния на организм (ультрафиолетовое облучение, некоторые электропроцедуры, аэроионизация). Наибольшее значение в процессе тренировочной работы имеют средства избирательного воздействия. Использование их в условиях разнообразного сочетания нагрузок различной преимущественной направленности и величины позволяет управлять уровнем работоспособности от занятия к занятою / 11 /. Четкий режим (время отхода ко сну и подъема), применение аутотренинга, проветривание и аэронизация помещений позволяют достигнуть эффективного восстановления во время сна. При локальном переутомлении мышечной системы хороший эффект дает электростимуляция и вибромассаж. При применении восстановительных средств (бани, массаж, гидропроцедуры) следует 6 учесть их интенсивное действие на организм, которое легко может быть передозировано, оказывая отрицательное влияние на ра¬ботоспособность и здоровье человека / 3 /. Таким образом, основными требованиями к применению восстановительных средств являются : - применение восстановительных средств с целью предупреждения переутомления (нецелесообразно снимать нормальное утомление, необходимые для повышения тренированности); восстановление и обеспечение энергетических трат; пластических процессов (углеводы, жиры, белки); водно-электролитного обмена; синтез гормональных веществ и ферментов (вода, минералы, микроэлементы, витамины); повышение тренированности и работоспособности; - дозирование восстановительных средств с учетом возраста, пола, спортивной специализации и квалификации. 7 1.2 Состояние современной лечебной гимнастики как средства и метода восстановления.

Лечебная гимнастика — разновидность прикладной гимнастики, лечебный метод применения физических упражнений для более быстрого и полноценного восстановления здоровья больного человека, его трудоспособности, а также развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, координации движений и др необходимых в условиях общественно-трудовой деятельности.

Специально подобранные гимнастические упражнения (на основе диагноза врача) успешно применяются для восстановления двигательных функций после различных повреждений.

Лечебная гимнастика предупреждает заболевания, ускоряет выздоровление, сохраняет человеку здоровье, удлиняет его жизнь.

Наибольшее развитие лечебная гимнастика получила в годы Великой Отечественной войны.

Опыт работы в госпиталях фронта и тыла страны показал, что лечение с включением в него лечебной гимнастики обеспечивало не только выздоровление, но и быстрое восстановление боеспособности раненых и больных солдат и офицеров Российской Армии, возвращение их в ряды защитников Родины.

В настоящее время продолжается дальнейшее изучение влияния упражнения, совершенствование средств и методики занятий лечебной гимнастикой, разрабатываются научно обоснованные методики применения упражнений при различных заболеваниях. Так например, для больных с недостаточностью кровообращения лечебная гимнастика помимо общеукрепляющего 8 воздействия упражнений имеет целью облегчить работу сердца, укрепить сердечную мышцу и приспособить ее к постепенно возрастающей физической нагрузке, восстановить нормальное кровообращение и улучшить обмен веществ.

При заболевании органов дыхания гимнастика способствует ликвидации или уменьшению дыхательной недостаточности, развивая подвижность грудной клетки и увеличивая жизненную емкость легких. Лечебная гимнастика — хорошее средство профилактики и лечения заболеваний пищеварительного аппарата. Правильно проводимые упражнения восстанавливают функции желудка и кишечника, укрепляя мышцы передней стенки живота и улучшая кровообращение внутренних органов / 14 /. Непосредственное и наибольшее воздействие упражнений испытывает опорно-двигательный аппарат: мышцы, связки, суставы и кости.

При отсутствии движений суставы теряют свои функции, подвижность, мышцы теряют сократительные свойства, работоспособность. Средства лечебной гимнастики — строевые упражнения, разновидности передвижений и танцевальные шаги; ОРУ без предметов и с различными предметами (палки, гантели, скакалки, мячи и др.), упражнения на гимнастической стенке, скамейке, со скамейкой, на кольцах и прикладные упражнения (бег, прыжки, лазанье, перелезание). Широкое применение получили специальные аппараты и тренажеры. В кабинетах ЛФК различные тренажеры применяются для более эффективного восстановления организма человека после 9 болезней и травм.

Они позволяют выполнять движения в облегченных условиях, дозировать нагрузку на определенные группы мышц и функциональную систему, щадя поврежденные звенья, способствуют восстановлению утраченных функций отдельных мышечных групп, общей и специальной работоспособности, помогают устранять атрофию мышц и тугоподвижность суставов.

Применяемые упражнения воздействуют почти на все функции организма. Положительной стороной гимнастических упражнений является их доступность для любого возраста, многообразие форм и видов упражнений, используемых в соответствии с возрастом, полом и возможностями занимающихся. В основе лечебного действия упражнений лежит их способность влиять на процессы возбуждения и торможения, протекающие в коре головного мозга.

Упражнения оказывают через нервную систему оздоровительное и общеукрепляющее влияние на весь организм больного, повышая его устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды / 6 /. Важное значение в процессе занятий имеет эмоциональное состояние занимающихся. Интересное, живое занятие всегда способствует успеху, лучше усваиваются и правильнее выполняются сами упражнения, а это способствует скорейшему восстановлению утраченных функций.

Методист по лечебной гимнастике должен хорошо (профессионально) знать свое дело, с любовью относиться к нему, быть чутким и отзывчивым . 10 1.3 Творчество - как предмет исследования Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох, а на рубеже XIX и XX столетий родилась наука о творчестве—психология творчества. Основными направлениями исследований проблемы творчества являются : выяснение внутреннего, психологического, механизма творчества (как создается); изучение особенностей субъекта творчества (кто создает), его целей, мотивов, интересов, потребностей, задач (зачем, почему создает) в свете конкретных социально- исторических обстоятельств (когда создает) с точки зрения условий и предпосылок разного рода. Нельзя пренебрегать и спецификой результатов творчества (что создается) / 12 /. Что же такое творчество? “Философская энциклопедия” определяет творчество как деятельность, порождающую “нечто новое, никогда ранее не бывшее”. Неоднозначность в оценке той или иной деятельности исчезает, если, решая, создается ли в процессе этой деятельности что-либо новое и ценное, мы задаем себе вопрос: “Новое и ценное—для кого, с чьей точки зрения? Новое в жизни создающего или в истории общества?” Этот вопрос позволяет различать два рода критериев — психологические и социальные, на которые мы ориентируемся, относя какую-либо деятельность к творческой или шаблонной.

Хотя с точки зрения социальной решение учебной задачи по заданию учителя и восприятие художественного произведения не являются продуктивной, творческой деятельностью, 11 психологическая природа их та же, что и создания шедевра искусства, построения научной теории. “Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим гениям человечества,—писал Л. С. Выготский,—но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка” / 7 /. Итак, творчество можно определить как деятельность, направленную на создание чего-то нового.

Однако общее определение становится явно недостаточным, как только мы начинаем конкретно рассматривать какую-то личность или ее деятельность.

Здесь налицо три совершенно разных подхода.

Во-первых, объективно важен масштаб творчества, оценка по достигнутым результатам: насколько продукт деятельности нов, для кого он нов и кому он нужен? Во-вторых, творчество изучается психологически, со стороны процесса деятельности: в отличие от репродуктивной деятельности, когда применяется какой-то готовый шаблон, стереотип мысли, твор¬чество означает самостоятельный поиск, выработку новых средств деятельности или новое их 12 сочетание.

И, на¬конец, третье, личностное измерение: творческая деятельность всегда индивидуальна, неповторима и является способом самоосуществления личности /13 / Следовательно, мы можем говорить, что творчество - это психологически сложный процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.). Как одна из разновидностей творчества рассматривается в современных исследованиях педагогическая деятельность.

Необходимость творческого подхода к педагогической деятельности обусловлена прежде всего ее целью воспитанием нового человека, формированием у него активной жизненной позиции. Активная позиция человека означает его социальную активность. Она является и результатом воспитания, и главным показателем его эффективности.

Педагогическое творчество выражается в умении самостоятельно решать нетипичные задачи, видеть проблему там, где все кажется привычным и понятным. Оно проявляется в умениях создавать новые способы воздействия на обучаемых, искать новые варианты решения педагогических задач в процессе обучения, изучения психологии обучаемых и анализа собственной деятельности и деятельности своих коллег, предвидеть, какие трудности могут возникнуть при решении задач у обучаемых.

Вместе с тем творчество—это не только созидание нового, но и борьба со старым, отжившим. 13 А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогическая деятельность — “ вещь прежде всего диалектическая — не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным”. Каждая сфера жизни—идет ли речь о труде или общественной работе, о досуге или семейно-бытовых отношениях—должна быть пропитана моральным содержанием.

В этом одна из важнейших задач и одновременно важнейшее условие успеха всей работы по идейному, нравственному совершенствованию личности. Основа творчества — создание новой техники, тактики, методики занятия. Исследователи проблем творчества большое значение придают выявлению особенностей творческой личности. Так, выделяет следующие особенности творческой личности: перцептивные—необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость; интеллектуальные—интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний; характерологические—уклонение от шаблона, оригинальность) инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность.

Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе / 4 /. 14 1.4 Человек как субъект творчества Человек как субъект творчества—явление сложное уже потому, что в нем соединены биологические, психофизиологические и социальные начала, индивидуальное активное проявление которых во внешнем мире образует феномен творчества.

Философия, эстетика, психология и другие науки разносторонне изучают это явление. Как справедливо заметил Б. Г. Ананьев, “многообразие подходов современной науки к изучению человека не является, конечно, только следствием все большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность”. Следовательно, определяющим в изучении человека является анализ всей его деятельности (“что”) и индивидуального творчества (“как”). В вопросе о соотношении индивидуального и личностного в педагогическом творчестве и в становлении учителя как творца для нас отправной точкой служит принятое в философии и психологии понимание и различение этих начал.

По удачному определению С. Л. Рубинштейна, “свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее.

Индивидуальные свойства личности— это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность. Формирование творческой 15 индивидуальности учителя в общем плане совпадает с формированием его в качестве личности, оно решающий образом зависит от его личностных черт. Признание этой истины, подтверждаемой всем опытом передовой педагогической науки — необходимое условие плодотворного анализа психологических механизмов формирования учителя как творца / 1 /. 16 1.5. Творчество в педагогической деятельности Творчество в педагогической деятельности представляет собой процесс решения многочисленного ряда педагогических задач. Основной цели обуче¬ния и воспитания в коллективе учитель достигает сложными путями, в числе которых преобразование обучения учеников в самообучение, внешней регуляции их дей¬ствий и поступков в саморегуляцию.

Решить такую важ¬ную задачу учитель может, лишь осознав общую цель, разложив ее на целый ряд более частных, соподчиненных целей, преобразовав их в конкретные педагогичес¬кие задачи, проявив творческий подход к делу / 10 /. Педагогические задачи представляют собой противо¬речивые ситуации, объективно требующие совершенство¬вания сознания, поведения или деятельности учеников.

Каждую педагогическую задачу можно решить многими способами, но только один из них ведет к дос¬тижению оптимального результата.

Перед учителем педагогическая задача всегда выступает не в форме кем-то сформулированного задания, а в виде реальных обсто¬ятельств, в которых проявляется несоответствие между уровнем подготовленности (воспитанности) учеников и новыми требованиями к их поведению и дея¬тельности. учитель должен в каждом случае всесторонне проанализировать сложившуюся ситуацию, сформулиро¬вать суть возникшей задачи, определить оптимальный способ ее решения и организовать деятельность учеников в соответствии с принятым решением.

Следовательно, творчество учителя можно более кон¬кретно определить как процесс создания новых путей решения различных 17 типов педагогических задач / 14 /. Психологические особенности решения педагогичес¬ких задач сближают деятельность учителя с художест¬венным творчеством, так как творческий процесс всегда связан с созданием новых духовных или материальных ценностей.

Однако творческая деятельность учителя спе¬цифична, поскольку объект педагогической деятельнос¬ти—развивающаяся личность подростка—является одновременной субъектом, активным участником процесса воспитания. Если писатель создает новые образы литературных героев, то учитель формирует личность, также способную создавать материальные и духовные ценности. Творчество не исключает систему и планомерность в работе. Учителя-мастера, учителя-творца характеризуя осознание общей цели воспитания как его личной задачи, умение планировать свою деятельность и деятельность учеников, умение проектировать личность каждого воспитанника, отбирая методы, средства, формы воздействия на него. Не имея определенного минимума знаний и умений в работе с учениками, большинство учителей начинают путь к мастерству с бесконечных проб и досадных ошибок. Они идут длинным путем и нередко вслепую, стихийно подбирают приемы и методы педагогического воз¬действия.

Такой путь продолжителен, тернист и, как правило, малорезультативен.

Педагогическая теория не в состоянии дать рецепт на каждый конкретный случай практики. И педагогическая психология не может передать все те неповторимые си¬туации, с которыми сталкивается учитель. Но учитель, во¬оруженный системой 18 педагогических средств и психоло¬гических знаний, сможет в конкретной ситуации взаимо¬действия с воспитанниками отыскать оптимальный способ решения возникшей педагогической задачи.

Однако не только от знаний и умений зависит успех воспитания. Учитель влияет на ребенка всей своей лич¬ностью, своими взглядами на жизнь, своим отношением к людям, к обществу. Подлинная человечность учителя как выражение самой сути нравственности является главнейшим фактором педаго¬гического влияния. Конечно, было бы неверно противопоставлять знание методов воспитания личностным качествам учителя. Но все же необходимо заметить, что методы сами по себе, как правило, нейтральны, их применение всецело зависит от личности учителя, от его мировоззрения, доброты и честности, непримиримости ко злу и заинтересованности в судьбах детей.

Воспитатель, который сумеет “нажить себе прекрас¬ную душу” (так сказал Горький о Макаренко), полю¬бить детей, какими бы они ни были, с большей вероят¬ностью достигнет вершин воспитательного искусства, чем тот, кто делает ставку лишь на методы и голую методи¬ку. Только синтез знаний и умений, личного благородст¬ва, культуры, духовного богатства учителя может при¬вести его к подлинному творчеству / 4 /. 19 1.6.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Организационно-методические особенности творческого преподавания лечебной гимнастики

Здоровый нищий счастливее больного короля!” Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство,… Что такое здоровье человека? К сожалению, в медицине нет общепринятого… Нам думается, что здоровье — это естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенность с окружающей…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современные средства и методы восстановления здоровья человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Творчество в процессе преподавания ОРУ
Творчество в процессе преподавания ОРУ. Как известно под творчеством понимается деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей, а также порождающая нечто каче

Обоснование экспериментальной программы по лечебной гимнастике с элементами творческого подхода в процессе ее реализации
Обоснование экспериментальной программы по лечебной гимнастике с элементами творческого подхода в процессе ее реализации. Анализ литературных источников показал, что возможно множество напра

Экспериментальная программа лечебной гимнастики
Экспериментальная программа лечебной гимнастики. Данная программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих укрепление здоровья детей,— соответствие физической нагрузки в любых формах дви

Особенности реализации экспериментальной программы
Особенности реализации экспериментальной программы. Занятия с экспериментальной группой проводилось на открытом воздухе три раза в неделю во второй половине дня. Невозможностью проведения за

Основные результаты исследования
Основные результаты исследования. Средние величины оценки степени здоровья детей 8 - 9 лет до занятий лечебной гимнастикой. (мальчики) Показатели (степени здоровья) М М Вес Тест Купера Заболеваемос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги