Система Учителя Иванова в посткоммунистической России

Система Учителя Иванова в посткоммунистической России. Среди огромного множества нетрадиционных религий, получивших распространение в посткоммунистической России, Система Учителя Иванова не затерялась, она занимает свою собственную социокультурную нишу, общины ивановцев так называют последователей доктрины Иванова существуют ныне во всех регионах России, даже самых отдаленных.

Тем не менее воззрения П.К.Иванова, предложенная им ритуальная обрядность и физиотерапевтическая методика не стали до сих пор предметом серьезного и обстоятельного религиоведческого исследования. Между тем культ Порфирия Иванова относительно прозрачен для морфологического анализа, поскольку его структурные основания не загромождены обилием феноменологических наслоений- множеством мифологем и религиозных доктрин, догматов и канонических ритуалов, хотя, конечно, без этого дело не обходится.

Вданном случае отечественная наука получила поистине редкую и счастливую возможность для изучения морфологических особенностей уникального в условиях современной России религиозного объединения. Фигура сакрального учителя Иванова и созданная им система природного оздоровления, его концепция социального реформизма явились подлинной находкой для религиоведения.

Во-первых, это религиозный культ автохтонного происхождения, обладающий откровенно языческим, оккультно-мистическим характером. Во-вторых, он сформировался буквально на наших глазах, существует не более полувека, а получил широкую известность всего полтора десятилетия тому назад. В-третьих, он предельно ясен и прост, несмотря на косноязычную и полуграмотную тарабарщину литературного стиля П.К.Иванова. Поскольку к религиозно-мистическим произведениям предъявляются свои, специфические требования, эта особенность высказываний основателя культа не только не снижает их вероучительского достоинства, но даже усиливает их эзотерическое, сакрально-иносказательное значение.

Ктому же неразборчивость и невнятность текстов, принадлежащих самому Иванову а он пишет без знаков препинания, часто опускает окончания слов и не отделяет предлогов, теряет мысль и перескакивает с одного предмета на другой создает большие возможности для неоднозначного понимания высказанных им суждений и облегчает их переистолкование.

Последнее обстоятельство приходится учитывать, сталкиваясь с вопросом об авторстве некоторых произведений, которые приписываются П.К.Иванову, но в лучшем случае являются литературной обработкой высказанных им суждений. Впоследнее время часто наблюдается принципиальное переосмысление мировоззренческих и социально-политических представлений П.К.Иванова в таких направлениях, о которых он и не помышлял в теософском, христологическом, сотериологическом, ноосферном ит. д Врезультате индивидуальная фигура Учителя- самородка и харизматика- трансформируется в некую общность ведущих идеологов данного религиозного культа, стремящихся не только сохранять, но и развивать новую оккультную традицию, которая в современных условиях все больше обнаруживает черты своей внутренней противоречивости и динамизма.

Эту диалектику индивидуального и общего в своем религиозном творчестве отчетливо сознавал и сам П.К.Иванов, любивший повторять Это мое Учение, его сам народ создал. После его смерти осталось около 300тетрадей рукописей.

Получившие распространение произведения Иванова очень разнообразны по жанрам размышления, наставления, притчи, сказки и даже стихи, но его авторство можно с уверенностью приписать только некоторым из них. Известностью пользуется Детка - кодекс нравственно-оздоровительного образа жизни. Кэтому произведению примыкает по высказанным в нем патриотическим позициям Письмо в ЦК КПСС 1982 . Наиболее важное значение для понимания Системы Учителя Иванова имеет Паршек 1978 , написанный во многом с противоположных позиций. 2.