Общая характеристика вероучения

Общая характеристика вероучения. Основные особенности Системы Учителя Иванова- вероучения и культовой практики- можно свести к следующим 1 Общим мировоззренческим основанием и религиозно-философской интерпретацией воззрений Иванова служит религиозная философия жизни в ее философско-антропологическом варианте подробнее об этом ниже . 2 Система Иванова имеет четко установленную практическую направленность и в этом отношении характеризуется как врачевательно-сотериологический культ, который основывается на особой физиотерапевтической технике, так называемой закалке-тренировке, призванной обеспечить не только оздоровление человеческого организма, но и привести людей к бессмертию в языческой модификации веры это равнозначно религиозному спасению. Вместе с тем широкое распространение получило иное осмысление системы Иванова как чисто оздоровительной методики с использованием природных средств, более или менее свободной от оккультной интерпретации и религиозно-мифологических напластований.

Начало этому положил сам Иванов, который свое наиболее известное произведение Детку - кодекс физического здоровья и нравственного поведения- начинает словами о необходимости принести пользу всему советскому народу, строящему коммунизм 3, II, 278 . 3 Всю систему религиозных воззрений Иванова пронизывает идея мессианства, которая получила у него далеко не однозначную, а порой и противоречивую трактовку.

Ее основные значения таковы а мессия уже пришел, это сам Иванов или его сакрально-мифологический двойник Паршек, наделенный чудодейственными силами Природы б босоногий аскет Паршек трактуется при помощи христианской теологемы и называется одновременно Отцом-Творцом , Богом , Господом и Спасителем 5, 138 , но тем не менее этот божественный феномен мыслится в контексте языческой веры в качестве земного бога, поскольку магистральному руслу воззрений Иванова совершенно чужда идея потустороннего мира и трансцендентного бога в мессии еще только предстоит родиться в связи с этим была попытка организовать роды на Чувилкином бугре, а Иванов выступает в роли его предтечи, Учителя . 4 Завершающей концепцией вероучения Иванова являются его представления о социально-антропологической утопии будущего- общежитии новых людей, умеющих обходиться без благ цивилизации и удовлетворения элементарных потребностей своего существования подробнее об этом ниже . 5 Наряду с магистральной, неоязыческой тенденцией в вероучении Иванова есть и побочная неохристианская тенденция, которую некоторые его последователи выдвигают на первое место и еще более усиливают, оставляя в тени основное оккультно-мифологическое, неоязыческое содержание его учения.

Ктрадиционной христианской вере Иванов относится критически, поскольку ее заветы не исполняются 3, II, 25 , свою религиозную Идею он противопоставляет евангельскому образу Христа, который хотел у богатых отобрать, а бедных накормить. Он считает, что у Христа эта религиозно-социалистическая утопия не увенчалась успехом, а сейчас Мною делается там же. Это очень многозначительное высказывание, поскольку в нем Иванов совсем не обращает внимание на свои догматические расхождения с христианством, а подчеркивает первоочередное значение социально-альтернативной позиции, заявленной Христом, но так и не реализованной до конца.

Неохристианская тенденция в вероучении Иванова связана с представлениями о неизбежности воскрешения из мертвых и божьем суде 5, 137 , а также с тем, что концепция о верховном и всецело доминирующем значении Природы и ее оккультных сил подменяется представлением об особой роли Святого Духа в появлении нового человека и обретении им спасения.

Однако этот библейский феномен радикально переосмысливается Ивановым.

Часто для него это лишь иное, видимо, более привычное название космической оккультной энергии, о которой он пишет, начиная с известных слов Евангелия от Иоанна, следующим образом Дух носился над водами а сейчас на арену пришел к нашим людям Дух Святой, Он окружил тело человека, осветил его, оно стало здоровым телом, здоровым духом.

Людям это необходимо 3, II, 322 . Здесь нет и намека на Святую Троицу, одним из лиц которой является Святой Дух. Еще более определенно об этом говорится в следующем афоризме Иванова Эволюция не признает ни отца, ни сына- у нее Дух Святой, у нее азот, а человек этому принадлежит 3, II, 277 . Неохристианская тенденция у Иванова весьма слаба, не проведена последовательно. Он все время возвращается к своей основной неоязыческой линии, не останавливаясь перед тем, чтобы переосмысливать христианские теологемы в оккультно-фетишистском значении Святой Дух отождествляется с человеком, наделенным чудодейственными силами Природы, либо непосредственно с сакральной энергией и лишает их тем самым трансцендентального смысла.

Несмотря на это сторонники неохристианского истолкования воззрений Иванова объявляют его учение верой Третьего Завета- Завета Святого Духа, или Второго пришествия Христа. На этом основании они считают Иванова возвратившимся Христом. 6 Характеристика вероучения Иванова была бы неполной, если бы мы не отметили некоторые побочные влияния, испытанные им. Они легко обнаруживаются по его выпискам из Ветхого Завета, из журнальной статьи, принадлежащей, по-видимому, кому-то из свидетелей Иеговы, и из повести В.Сидорова Семь дней в Гималаях . 3.2.