Роль физической культуры у Древних славян

Роль физической культуры у Древних славян. По мнению ряда западных и российских исследователей (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, О. Шпенглер, Л. Винничук, Ф.Х. Кессиди, И.Д. Рожанский, В. Татаркевич и др.), состязательность появилась на заре человечества.

Она присутствует во всех человеческих коллективах. Состязательность - неотъемлемое свойство человеческих сообществ, так как она способна повышать интенсивность жизни индивида или группы, а потому наиболее полно растворяется в культуре. Главное содержание былин, сказаний, древних саг и легенд, многих сказок связано с изложением умных и сильных людей, олицетворяющих весь народ.

Высокими телесными и духовными качествами наделены герои фольклора русского народа и других народов нашей страны: «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре», «Давид Сасунский», «Калевала», «Манас», былины о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, и др. – воспевают мечты людей о совершенном человеке, о своей надежде быть сильным, не бояться врагов родины, трудностей жизни. Древние люди поневоле были наделены большой физической силой, необходимой им для выживания.

Не удивительно, что останки древнего человека, найденные на территории Владимирской области советским ученым М.М.Герасимовым и имеющие возраст 20 тысяч лет, имели внушительные размеры. По данным М.М.Герасимова, этот человек каменного века, которому приходилось справляться с мамонтами и пещерными львами, противостоять стихии, был сильным. Ширина его плеч была 60 см, а рост 180 см. И все же, несмотря на хорошее физическое развитие, первобытный человек жил мало, так как у него не было эффективных средств защиты от ран и болезней.

С древних времен наиболее сильные люди вызывали уважение своих соплеменников. Как правило, самых сильных и ловких людей выбирали вожаками племен. Физическая сила была необходима человеку для защиты себя и своих соплеменников от внешних врагов, для охоты за дикими зверями, для обороны от хищников. Для достижения физического совершенства люди использовали различные состязания.

Из древних игр наших предков до сих пор известны такие игры как городки, лапта и др. Городки упоминаются в народных сказках и даже летописях. Можно с уверенностью утверждать, что городошная игра ведет свой род от древней палицы. Эта молодецкая забава была распространена по всей Руси, правда, именовалась она в разных краях по-разному: в Сибири и в средней полосе России «рюхами», «чухами», «чушками» и собственно «городками», в Вятской губернии – «бабками», на Кубани – «клетками», на Украине -«скраклями» и так далее.

Без состязаний городошников не обходилось ни одно народное гулянье. Завидев парней с битами, мальчишки мчались выбирать площадку, возвещая: «Городошники идут! Городки зажигать!» В старину городки считались игрой простонародья: крестьян и мастеровых. Но увлекались ими и многие знаменитые люди. «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск». Так говорил великий полководец А.В.Суворов, страстный почитатель старинной и любимой в народе игры. 3.