Техника типичных упражнений с лентой

Техника типичных упражнений с лентой. Согласно правилам лента в руке гимнастки должна непрерывно дви-гаться. Это требование объясняется не только традициями, но и чисто техни-ческими условиями. Непрерывное, упорядоченное в форме махов, спиралей, змеек и т. д. движение позволяет держать ленту постоянно «расправленной». Скорость движения ленты должна быть оптимальной.

Слишком вялое движе-ние при махах и кругах приводит к тому, что конец ленты становится не-управляемым. Наоборот, слишком быстрое и резкое движение является при-чиной хлеста, завязывания и узла и других ошибок. Лента подчиняется об-щим закономерностям волнообразных движений с передачей механического импульса, возбуждаемого рукой гимнастки, от одного конца предмета к дру-гому. Начальный импульс возникает при колебательном движении конца па-лочки и зависит как от частоты колебаний, так и от распределения масс лен-ты. Для того чтобы колебательное движение сохранялось по всей длине лен-ты, для достижения устойчивой скорости колебания предмет утяжеляют за счет дополнительного слоя у основания (около 1 м) и подкрахмаливания.

Правильный хват — одно из важных условий правильного выполнения движений с лентой.

Палочку свободно держат большим, указательным и средним пальцами, при этом ее конец слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Хват должен быть свободным. Указательный палец являет-ся как бы продолжением палочки. При ловле указательный палец не фиксиру-ется. Махи и круги. Существует ряд разновидностей махов: в горизонталь-ной, вертикальной, боковой плоскостях. Сгибание руки в локтевом суставе обеспечивает большой радиус движения ленты.

Большие круги выполняются прямой рукой. Важно при этом сохранить круговую форму движения ленты на протяжении всего упражнения. Поэтому круги выполняются сильным, активным движением руки с акцентом вверх, иначе возможно касание тела, которое карается правилами. Наиболее типичны сочетания больших кругов с равновесиями и прыжками. Гимнастка выполня-ет 2 круга, что позволяет сохранить оптимальную скорость движения предме-та. Наибольший наклон туловища совпадает с положением палочки вперед-вверх-назад, что позволяет сохранить напряженной руку и соответственно большую амплитуду движения ленты.

Сама по себе техника выполнения кру-гов не представляет трудности, однако условия сохранения равновесия значи-тельно усложняются. Большие круги в лицевой плоскости связаны с выполнением прыжков. Например, прыжок касаясь кольцом через ленту. Элемент выполняется с ин-тенсивного разбега с горизонтальной спиралью. Последний шаг разбега сов-падает с замахом ленты влево, что позволяет поменять плоскость движения ленты (перевести в лицевую). В фазе толчка палочка опускается вниз и прохо-дит около толчковой ноги. Сразу же после выполнения прыжка гимнастка, со-храняя инерционный полет ленты, делает энергичный отмах в горизонталь-ной плоскости.

Средние махи и круги чаще всего сочетаются с простейшими движе-ниями, например бегом через ленту, элементами полуакробатики и т.п. Наиболее типичной разновидностью кругов являются восьмерки, кото-рые подразделяются на вертикальные и горизонтальные и могут быть боль-шими, средними и малыми в зависимости от работы всей рукой, предплечьем или кистью.

Змейки и спирали. При выполнении змеек и спиралей локоть слегка согнут, рука расслаблена, кисть работает активно, выполняя соответственно сгибание-разгибание или круговое движение. Техника их выполнения зависит от правильного хвата. Существуют вертикальные и горизонтальные разновид-ности змеек и спиралей. Выполнение змеек и спиралей усложняется за счет сочетания с различными движениями без предмета.

Например, при повороте на 720° для выполнения мелкого рисунка необходима активная работа ки-стью, что, в свою очередь, является сбивающим фактором при выполнении собственно поворота, скорость же вращения «растягивает» рисунок ленты, увеличивая высоту витков, конец ленты становится неуправляемым. Бросок ленты. В движениях такого рода можно выделить несколько характерных фаз. 1-я фаза — захват ленты у основания палочки. 2-я фаза — замах, который характерен для всех бросковых движений с предметами.

Вы-пуск предмета —3-я фаза, которая совпадает с прыжком, что увеличивает вы-соту вылета предмета. Все три указанных технических действия проделыва-ются в короткий промежуток времени — это позволяет сохранить предвари-тельный рисунок ленты. 4-я фаза — свободный полет ленты. 5-я — изготовка к ловле. 6-я фаза —ловля за палочку. 7-я — перевод ленты в мах.