рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Преодоление препятствий

Преодоление препятствий - Реферат, раздел Спорт, Философия йоги. Путь к познанию Преодоление Препятствий. Йога Не Только Называет Препятствия, С Которыми Вы М...

Преодоление препятствий. Йога не только называет препятствия, с которыми вы можете столкнуться на пути, но также предлагает способы их преодоления. Очень помогает работа с кем-то, кто может показать, как придерживаться выбранного вами направления.

Техника, часто рекомендуемая в помощь тому, кто хочет справиться с препятствиями, это пранаяма. Если вы занимаетесь пранаямой именно с такой целью, то особую роль играет выдох. Патанджали советует делать пранаяму с долгим тихим выдохом и короткой паузой после него. Подобные простые техники могут оказать огромную помощь в преодолении трудностей. Еще один применяемый в йоге метод работы с преградами - исследование органов чувств с целью успокоить ум. Мы можем изучать вопросы: «Как функционирует язык? Как ощущается вкус на кончике языка, в середине и у его основания?», «Как я наблюдаю за предметами?», «Как я слышу звуки?». Важно не то, что мы при этом открываем, а то, что мы успокаиваем ум и лучше узнаем себя. Еще один способ успокоить ум - изучать концепцию пуруши.

Пуруша располагается где-то в области сердца, в глубине которого можно найти крошечное пространство в форме бутона лотоса. Если мы сконцентрируем на нем свое внимание и заглянем в нашего пурушу, в уме воцарятся мир и покой.

Другой эффективный метод, рекомендуемый в «Йога-сутрах», больше узнавать о людях, которые в своей жизни пережили много страданий (духкхи) и преодолели их. Беседуя с такими людьми или читая их книги, мы можем узнать, как они решали свои проблемы, и, возможно, это поможет нам найти решение наших собственных проблем. В Индии множество храмов, каждый из которых имеет свою уникальную историю, рассказывающую о том, как он был построен и какая традиция с ним связана.

Стоя перед храмом, мы размышляем, изучаем смысл скульптур и символов, думаем о людях, которые их создали. Это позволяет нам открыть очень трогательные истории. Постепенно мы начинаем понимать, о чем говорит каждый конкретный символ и каково его истинное значение для нас лично. Чем глубже мы погружаемся в это исследование, тем свободнее становится наш ум. Если мы возбуждены и пребываем в смятении, то полезно поискать причину внутри себя. Бывает, что какие-то события происходят регулярно и, казалось бы, должны быть нам хорошо знакомы, но на самом деле мы знаем о них очень мало. Мы можем спросить себя, откуда берутся наши сны и каков их скрытый смысл или какая часть нас спит и что происходит, когда мы пробуждаемся? Многие говорят, что во время глубокого сна без сновидений мы дети, пуруши, спим на руках отца, Ишвары.

Тогда исследование глубокого сна может помочь нам не только больше узнать об этом состоянии, но и укрепить свое ощущение благополучия и покоя.

Мы можем размышлять даже над тем, что делает возможным саму жизнь. Спокойное рассмотрение всех этих вопросов помогает уму успокоиться. Допустим, ни один из предложенных методов вам не подходит. Что тогда делать? Вы можете попробовать медитацию с применением зрительных образов. Например, вы можете визуализировать какой-то объект, а потом размышлять над тем значением, которое он для вас имеет. В Индии часто медитируют подобным образом на изображения божеств. По традиционному методу, визуализируют то или иное божество и повторяют его имя 108 или 1008 раз, растворяясь в идеях и представлениях, ассоциирующихся с данным божеством.

Читают стихи, написанные о нем великими поэтами, снова и снова называя это божество по имени. Такая медитация помогает уму успокоиться и проясниться, и готовит человека к дхьяне - растворению эго в объекте медитации. Ничего не надо делать, помимо того, что фокусировать внимание на божестве. Приступая к этой технике, вы должны быть уверены, что выбранный вами объект принесет вашем уму и духу покой, а не еще большее смятение.

В «Йога-сутрах» есть стих, в котором говорится, что мы можем медитировать на все, что нам нравится. Но мы никогда не должны забывать, что для медитации следует выбирать объект, который нам приятен и оказывает успокаивающее действие. 3.3. ИШВАРА И ЗВУК «ОМ» Поистине интересно узнать, почему для обозначения Ишвары был выбран звук Ом. Когда мы произносим Ом, этим сказано все. Если мы проанализируем санскритское написание слога Ом, то увидим, что оно состоит из «а», «у», «м» и знака, обозначающего резонанс.

То есть у Ом есть четыре аспекта. Первый аспект звук «а». Он исходит из живота, горло и губы раскрыты. В санскритском алфавите, как и во многих других, «а» первая буква. Второй аспект «у» - звук, формирующийся в середине рта, рот открыт не так широко, как при произнесении звука «а». На третьем звуке («м») рот закрывается. Звук поднимается к носовой полости, создавая резонанс четвертый аспект Ом. «У» означает непрерывность и соединение, а «м» последний согласный звук в санскритском алфавите.

Поэтому путь от «а» до «м» через «у» символизирует все, что может быть выражено буквами и словами. А все, что может быть выражено словами, есть Ишвара. Произнося «а», я открываю рот, что означает процесс творения. «У» символизирует продолжение существования сотворенного, предполагающее постоянное обновление. «М» обозначает конец и разрушение. После «м» звук продолжается еще некоторое время.

Для этого звука нет алфавитного символа. Следовательно, можно сказать, что Ишвара это не только то, что может быть выражено словами, но и то, что не может быть выражено. Таково полное значение Ом. Говорят, что «а» символизирует состояние бодрствования, «у» указывает на сон, а «м» символ глубокого сна без сновидений. Четвертое: состояние, которое озвучено резонансом после «м», это самадхи. Данный образ указывает на того, кто стоит за всеми четырьмя состояниями, на единственного, кто поистине бодрствует, на Ишвару.

Он присутствует во всех этих состояниях. Он никогда не спит и не видит снов. Он всегда бодрствует и всегда наблюдает. Он знает обо всем и в то же время находится за пределами всего. Если постоянно повторять ОМ, помня об этих идеях, можно постепенно растворяться в Ишваре, и ум настолько пропитается Ишварой, что внутри воцарится тишина. Затем можно продолжать двигаться своим путем. Поэтому ишварапранидхана один из мощнейших способов устранения препятствий с пути жизни. 4. МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ ЙОГИ Йога предлагает несколько методов достижения чистоты ума, каждый из которых имеет свои особенности.

В одной только Бхагавад-ште упомянуто восемнадцать разных форм йоги. Я буду говорить о девяти. Это джняна-йога, бхакти-йога, мантра-йога, раджа-йога, карма-йога, крийя-йога, тантра-йога, кундалини-йога и хатха-йога. ДЖНЯНА- ЙОГА Джняна означает «знание». Джняна-йога это поиск истинного знания. По традиции, этот поиск начинается со слушания слов учителя, объясняющего ученикам древние тексты по йоге. Затем следуют размышление, дискуссии с другими людьми и прояснение непонятных мест, что постепенно приводит к осознанию истины и слиянию с ней. В основе джняна-йоги лежит представление о том, что все знание скрыто внутри нас мы только должны найти его. «Йога-сутры» говорят, что, как только ум освобождается от пут авидьи, джняна возникает спонтанно.

До этого знание скрыто внутри и поэтому недоступно для нас. Состояние истинного понимания это не что иное, как самадхи.

Путем к самадхи является дхъяна. БХАКТИ-ЙОГА Слово «бхакти» происходит от корня «бхадж» - «служить». Однако здесь имеется в виду служение не человеку, а высшей силе. Эта идея разбиралась в связи с концепцией «ишварапранидхана». В бхакти-йоге мы всеми средствами служим божественному существу, которое является высшим источником помощи и руководства. На пути бхакти-йоги мы посвящаем высшей силе все свои мысли и действия. Во всем, что мы видим, в каждом человеке мы узнаем Бога истину.

Все свои поступки мы совершаем с убеждением, что служим Богу. Внутри нас всегда звучит его имя. Мы медитируем на него. Мы ходим в его храмы. Мы полностью преданы ему. Такова бхакти-йога. МАНТРА-ЙОГА Мантра может состоять из одного слога (например рам), из нескольких слогов или из целой строфы. Одно из наиболее часто употребляемых определений мантры «нечто, защищающее того, кто это получил». Это «нечто» нельзя найти в книге или купить.

По традиции, мантру дает учитель, причем именно тогда, когда точно знает, что ученику она необходима. Этого можно ждать годы. При другом способе передачи мантры можно поначалу получить некоторые результаты, но они будут недолговечны. Мантра получает свое особое значение и силу благодаря методу, по которому она составлена, и способу передачи. Мантра часто связана с особым образом, реальным или воображаемым, который визуализируется при ее повторении. Если мы осознаём смысл мантры и регулярно повторяем ее так, как нас научили, то мантра-йога может привести к такому же результату, как джняна-йога и бхакти-йога. РАДЖА-ЙОГА Слово раджа переводится как «царь». В контексте раджа-йоги оно означает царя, всегда пребывающего в состоянии просветления.

Царь символизирует нечто внутри нас, находящееся за пределами нашего обычного представления о себе. «Раджа» может также указывать на божественное существо или силу, упомянутую в связи с бхакти-йогой. Раджа-йога часто описывается как путь к признанию существования Ишвары.

В этом контексте царь, к которому относится слово «раджа», это Бог, Ишвара. В Ведах слово «раджа» применительно к Ишваре употребляется многократно. Для тех, кто не хочет связывать это слово с Ишварой, существуют другие определения раджа-йоги. Можно сказать, что царь есть в каждом из нас. В данном случае речь идет о пуруше. Этот внутренний царь обычно скрыт от нас нашей повседневной деятельностью (о таком человеке в народе говорят: «Без царя в голове»). Его скрывает работа ума, который мечется из стороны в сторону, увлекаемый чувствами, воспоминаниями и фантазиями.

Разумеется, то, что скрывает пурушу, это авидья, из-за которой многие из нас даже не знают о его существовании. Когда процесс обращается вспять и ум становится хозяином чувств, приходят ясность и покой, и пуруша может занять место, которое предназначено ему по праву. Кто бы ни был царем пуруша или Ишвара, в любом случае раджа-йога это йога, в которой царь занимает свое законное место.

В «Йога-сутрах» сказано, что когда в уме больше нет волнения, пуруша раскрывается и видит. Это раджа-йога. КАРМА-ЙОГА Карма это действие. Карма-йоге отводится центральное место. Утверждается, что все, что мы можем в жизни, это действовать, но мы не должны зависеть от результатов своих действий. Не следует разочаровываться, если результаты наших усилий не оправдывают ожиданий, потому что сами наши действия часто несовершенны. На самом деле, наше поведение не должно основываться ни на каких ожиданиях, потому что мы никогда не можем быть уверены в результатах своих действий.

Мы не должны ставить себе в заслугу свои успехи, потому что совсем не обязательно, что дела идут хорошо именно благодаря нам, точно так же как мы не всегда лично виноваты в своих неудачах. Кроме того, вполне вероятно, что завтра мы увидим те же вещи в ином свете. Мы должны полностью погружаться в деятельность, а остальное оставлять на милость Бога, ничего не ожидая. Таково определение карма-йоги. Есть много определений крийя-йоги. В «Йога-сутрах» она описывается как все разнообразие практик, применяемых в йоге. Фактически, все доступные нам йогические техники являются крийя-йогой. «Йога-сутры» называют три аспекта, совокупность которых можно считать определением крийя-йоги: тапас, свадхъяя и ишварапранидхана. Тапас включает в себя такие практики, как асаны и пранаяма, помогающие нам устранить блоки и напряжения (как физические, так и психические). Свадхъяя это исследование, постановка вопросов, интроспекция.

А ишварапранидхана, это действие, в основе которого не лежит стремление к получению определенного результата.

Если наша практика объединяет эти три аспекта, значит, мы на пути крийя-йоги. Когда в настоящее время говорят о йоге, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями. Согласно учению йоги, наше тело живет за счет положительных и отрицательных токов. Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и гармонии тела. На языке древней символики положительный ток обозначается словом “Ха” (Солнце), а отрицательный — словом “Тха” (Луна). От слияния этих двух слов и получаем слово “Хатха-йога”, смысл которого символизирует единство противоположностей, положительного и отрицательного полюсов или явлений в жизни. Если мы хотим понять хатха-йогу, кундалини-йогу и тантра-йогу, нам нужно внимательно рассмотреть концепцию, которая является центральной для всех них: концепцию кундолини.

Основная идея, присутствующая во всех направлениях йоги, которые имеют дело с кундалини, состоит в том, что в теле есть определенные каналы (нади), через которые прана может входить в тело и выходить из него. Количество нади очень велико, но в связи с кундалини нам нужно знать о трех самых главных: иде, пинголе и сушулше.

Все три проходят вдоль позвоночника. Сушулша идет прямо по позвоночному столбу, в то время как ида и пингала пересекают его в нескольких местах. Канал «ида» проходит через левую ноздрю, а канал «пингала» -через правую.

У них есть другие названия: ха и тха. Это два слога, из которых составлено слово «хатха». Ха представляет канал «ида» и прохладную энергию луны (чандры), а тха представляет канал «пингала» и горячую энергию солнца (сурьи). В теле есть шесть точек пересечения нади, называемых чакрами. Они находятся между бровями, в горле, в области сердца, в пупке, чуть выше основания корпуса и у основания позвоночника. В идеале, прана беспрепятственно протекает по всем данным каналам, но это возможно только тогда, когда каналы не заблокированы и не засорены.

Обычно прана не может попасть в сушулшу; она течет только через ида-нади (ха) и пингала-нади (тха), но даже там ее часто недостаточно. Когда прана получает возможность войти в сушулшу, тогда прана потоков ха и тха сливается (достигается йога), поэтому процесс достижения этого состояния называется хатха-йогой. Сушулша (центральный канал) считается идеальным путем для праны. Если прана течет по центральному каналу, она концентрируется в теле в такой степени, что может идеально распространяться по нему. Она больше не выплескивается наружу. Состояние, в котором прана вытекает из тела, указывает на господство авидьи.

Таким образом, на состояние ума напрямую влияет то, как и где протекает по телу прана. Если мы не можем удерживать в своих каналах достаточно праны, если блоки затрудняют ее продвижение и она не может течь в правильном направлении, то прана рассеивается вне тела и в уме воцаряются мрак и беспокойство.

Накопление праны в теле, напротив, приносит внутренний покой и истинное понимание. Обычно прана не может свободно протекать по сушулше, так как этот канал чем-то заблокирован. Символом этого препятствия является свернувшаяся змея кундалини. С концепцией кундалини связано много путаницы, вызванной неточными определениями. Кундалини однозначно определяется как препятствие. Энергия, которая на той или иной стадии практики йоги должна войти в сушулшу, это не кундалини, а просто прана.

Многие книги утверждают, что по сушулше поднимается именно кундалини. Одна из его центральных идей состоит в том, что прана и различные формы, которые она принимает в теле, зависят от практики йоги, и если мы добиваемся успеха в своей практике, то кундалини сгорает, освобождая дорогу пране. Если свернувшаяся в кольца змея убита, она разворачивается и вытягивается, поскольку мышцы больше не могут удерживать ее тело в свернутом положении. Сказано, что, когда агни (огонь тела) убивает змею, кундалини разворачивается и канал открывается для праны.

Это происходит не сразу. Даже когда кундалини частично уничтожена, она еще долго сохраняет способность блокировать сушулшу. Если мы внимательно рассмотрим этот образ, станет ясно, что кундалини это один из способов изображения того, что мы называем авидьей. Как авидья может обрести огромную силу и не позволять нам видеть пурушу, точно так же кундалини способна заблокировать течение праны и не позволять ей подниматься по сушулше.

Момент сгорания кундалини это момент уничтожения авидьи. После этого прана получает возможность войти в сушулшу и начинает медленно подниматься вверх. Хатха-йогу можно также понимать как часть раджа-йоги, которая, по одному из определений, представляет собой процесс, в котором прана, друг пуруши, постепенно поднимается вверх. Когда она достигает вершины, проявляется пуруша, наш внутренний царь. Когда внимание акцентируется в первую очередь на идее кундалини, мы говорим о практике кундалини-йоги. Если в центре внимания находится устранение разрыва между ха и тха, то это называется хатха-йогой.

И наконец, термин «тантра-йога» можно использовать применительно к практике йоги, основанной на кундалини. Тантра-йога уделяет особое внимание работе с определенными энергиями, которые обычно растрачиваются. Их следует направить таким образом, чтобы они разрушали препятствия на пути праны. Практика тантра-йоги имеет свои отличительные особенности.

Слово тантра переводится как «техника», в смысле «мастерство» или «умение». В тантра-йоге внимание сконцентрировано на теле, и выстраивается множество различных связей и взаимоотношений между телом и другими аспектами мира и космоса. ВЫВОД В наше время знания о йоге проникают во все уголки планеты. В разных странах открыто много школ йоги, каждая из которых имеет свои особенности. Но как бы ни разнились они между собой, главное в учении остается неизменным на протяжении веков, что оно служит людям.

Йога не гарантирует, что если мы будем прилежно ею заниматься, то получим ту или иную конкретную выгоду. Йога это не готовый рецепт уменьшения страданий, но она может помочь нам изменить наше отношение, чтобы в нас было как можно меньше неправильного понимания и больше свободы. Всю практику йоги можно понимать как процесс изучения наших привычных взглядов, моделей поведения и их последствий. Занимаясь йогой, мы просто пытаемся создать условия, в которых ум может использоваться в нашей деятельности с максимальной пользой.

Этот процесс требует времени, любая возможность сокращения пути является иллюзорной. Развитие происходит шаг за шагом и включает огромное количество техник, которые нужно выбирать разумно, в соответствии с индивидуальными потребностями. «Йога-сутры» дают много рекомендаций, которые сообща составляют нашу практику йоги. Каждый человек не похож на других и имеет свой уникальный жизненный опыт. Поэтому существует так много рекомендаций в помощь человеку, идущему путем йоги. А кто не ищет возможностей яснее понимать вещи, открывать новое и исправлять ошибки? Как бы красиво мы не выполняли асану, каким бы гибким ни было наше тело, пока мы не достигли единства тела, дыхания и ума, мы не можем говорить, что занимаемся йогой.

Что же такое йога? Йога – это не внешний опыт. Это нечто такое, что мы ощущаем внутри себя, в самой глубине своего естества. Практика йоги является по своей сути самоисследованием. Асаны и пранаяма позволяют нам узнать о себе нечто новое, но, к сожалению, доверять своим ощущениям можно не всегда.

Привычки видеть вещи определенным образом мешают нам по-новому смотреть на каждый новый опыт и делают наше понимание себя ограниченным. Заниматься нужно регулярно, с учетом свободного времени, целей и потребностей. Вне зависимости от того, много у вас времени или мало, необходимо планировать упражнения в виде законченного комплекса. Занятие обязательно должно представлять собой сбалансированную последовательность упражнений.

Йога в первую очередь – религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели учения. Следует все же отметить, что основной целью йоги, делающей ее привлекательной для широких слоев населения, является не терапия и не сенсационные результаты, а здоровый образ жизни и развитие естественных качеств организма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия йоги. Путь к познанию

Через практику йоги мы учимся лучше понимать себя, концентрировать внимание на том, что делаем сию минуту, сохранять присутствие духа в повседневной… Независимо от того, когда впервые приходит осознание этого, будь то выполнение… Дисциплины, которые мы познаем, по сути, являются инструментами, помогающими нам преодолевать дисбаланс, возникающий…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Преодоление препятствий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Девять препятствий на пути йоги
Девять препятствий на пути йоги. Девять препятствий, описанных Патанджали, это болезнь, апатия, сомнения, поспешность или нетерпение, вялость или утомление, рассеянность, невежество или гордыня, не

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги