рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История возникновения и становления игры

История возникновения и становления игры - Реферат, раздел Спорт, Шахматы История Возникновения И Становления Игры. Историки Игры Стремятся Установить,...

История возникновения и становления игры. Историки игры стремятся установить, где, как и почему они возникли, как распространились по белу свету через века и страны, от народа к народу, от цивилизации к цивилизации.

Как со временем менялись правила игры, как развивалась ее теория, как и почему возникали различные школы шахмат.

Археологические находки свидетельствуют: игры с фишками на доске были известны в древние времена – в Ассирии, Месопотамии и Египте уже в III–IV тысячелетиях до н.э. Большинство историков согласно с тем, что шахматы возникли в Индии, хотя есть и другие гипотезы об их происхождении, связанные с Китаем и Месопотамией. Отсутствие фактических данных и археологического материала создает почву для самых фантастических гипотез, таких, например, что шахматы на землю занесли инопланетяне. Примерно в том же VII в. шахматы проникли из Индии в Персию, где они получили название «чатранг», что является производной от чатуранги.

Примерно в тоже время, что и в Персию, шахматы проникли в Среднюю Азию. При археологических раскопках в Афросиабе (Самарканд) были найдены фигурки из слоновой кости, датируемые VII–VIII вв. Это самые древние шахматные фигуры. Они являются изобразительными, так как изображают в миниатюре шаха, а также конных и пеших воинов.

После того, как арабы завоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали их шатрандж. В VIII–IX вв. в Арабском Халифате шатрандж получил самое широкое распространение. Правда, ислам запрещает изображение людей и животных. Чтобы избежать конфликта с религией, шахматным фигуркам, имевшим вначале вид миниатюрных скульптур, стали придавать абстрактную форму.

Такие фигурки были просты в изготовлении (их делали из обожженой глины) и, главное, дешевы, что способствовало распространению игры среди простого народа. Западная Европа заимствовала шахматы в форме шатранджа у арабов, в первую очередь, через Иберийский полуостров, но возможно также через Аквитанию и Прованс (южное побережье Франции), а также через юг Аппенинского полуострова. Распространению игры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги. Первое упоминание о шахматах в Западной Европе относится к самому началу XI века, однако игра могла быть уже известна на один, а то и на два века раньше.

В XI–XII вв. шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу рыцарского воспитания. Настольные игры, существовавшие в Западной Европе со времен древнего Рима, были азартными играми на деньги, поэтому шахматы тоже стали игрой на ставку. Неудивительно, что Римско-католическая церковь пыталась их запретить, однако все эти запреты оказались безуспешными и позднее, к 1400, были отменены.

С конца XVI века слава сильнейших шахматистов переходит к итальянским мастерам, и с их творчеством впервые связывается понятие школы – итальянской. Их партии и дебютные анализы, представленные в рукописи Полерио, книгах Сальвио, Карреры и Греко, показывают ярко выраженную наступательную стратегию игры – стремление к жертвам материала ради выигрыша времени для мобилизации сил, открытия линий и организации атаки на короля противника.

Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851. Его победителем стал Андерсен. Он же выиграл в 1862 в Лондоне второй международный турнир. Победу в третьем международном турнире, прошедшем в Париже в 1867, одержал Колиш. Первый международный турнир в Германии состоялся в 1870 – там снова победил Андерсен. В дальнейшем международные турниры стали проводиться регулярно. Первый официальный матч на первенство мира по шахматам состоялся в 1886 в США между Стейницем и Цукертортом.

Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира. 1924 году создается Международная Шахматная Федерация (ФИДЕ). Она взяла на себя организацию соревнований за звание сильнейшего шахматиста мира. В проведенном в 1948 матч-турнире победил представитель Советского Союза Михаил Ботвинник (1911–1995). Начиная с 1927 ФИДЕ начала проводить соревнования на первенство мира среди женщин. Первой чемпионкой мира стала чешка Вера Менчик. Она побеждала еще в шести подобных турнирах.

На территории Руси шахматы в форме шатранджа были завезены с Востока торговыми путями, вероятнее всего, через Хорезм и Хазарию. Первые письменные упоминания о них относятся к XIII века, хотя есть археологические находки, датируемые XI века. Игре в шахматы уделяли время русские цари – Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I. В шахматы играли на Петровских ассамблеях. В XIX в. шахматы в России были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Ей уделяли внимание декабристы, члены кружка Т.Грановского.

Шахматы были любимым досугом А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, Е.Чернышевского, Л.Толстого. Первым международным соревнованием в России явился Петербургский матч-турнир сильнейших шахматистов мира 1895–1896. 3. Правила игры Правила шахмат не могут учесть все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, и не предусматривают все организационные вопросы. В тех случаях, которые не полностью регулируются Статьей Правил, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах.

Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной “шахматной”. Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход. Цель каждого игрока является атака короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию.

Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью. Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Всего 64 равных квадрата (8х8). Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h, слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета.

Доска располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым. Восемь вертикальных рядов квадратов называются “вертикалями”. Восемь горизонтальных рядов квадратов называются “горизонталями”. Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются “диагоналями”. В начале партии у каждого из игроков имеется по 16 фигур (у одного – они белые, у другого – черные). В процессе игры фигуры движутся по доске, нападают на фигуры противоположной стороны, берут их и снимают с доски.

Единственная фигура, которая всегда остается на доске – король. Эти фигуры следующие: Один король. Один ферзь (в просторечии – королева, хотя настоящее значение этого слова – министр). Два слона (в просторечии – офицеры). Два коня. Две ладьи (в просторечии – туры или башни). Восемь пешек. В начале игры фигуры размещаются на фиксированных позициях, занимая ровно две горизонтали (1 и 2 белые, 7 и 8 черные). Порядок начального размещения фигур на горизонталях 1 и 8 (от a к h): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.

Горизонтали 2 и 7 занимают пешки. Игроки совершают поочерёдные ходы. За один ход двигать можно только одну свою фигуру. Первыми ходят белые. Ни одна фигура, кроме коня, не может перепрыгивать через свои или чужие фигуры; конь может это делать. Фигуры не могут быть перемещены на поле, занятое фигурой того же цвета. произвести взятие на этом поле. Фигуры ходят следующим образом: - ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

Ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой; - ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит; - слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит; - конь ходит в форме буквы «Г»: на 1 клетку по горизонтали и на 2 по вертикали, или, наоборот, на 1 клетку по вертикали и 2 по горизонтали; - пешка ходит вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или а) с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты; б) пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру; в) пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием «на проходе»; г) когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена (по желанию игрока) на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски.

Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу; - король может перемещаться двумя различными путями: а) ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера.

Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить. б) “рокируясь”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек.

Рокировка становится невозможной: a) если король уже ходил; б) с ладьей, если она уже ходила. Рокировка временно невозможна: a) если поле, на котором стоит король, которое он должен пересечь, или которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера; б) если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке.

Считается, что король находится «под шахом», если он атакован, хотя бы одной фигурой партнера, даже если такие фигуры сами не могут перемещаться.

Объявление шаха не обязательно. Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Шахматы

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Шахматы имеют… Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так… Как со временем менялись правила игры, как развивалась ее теория, как и почему возникали различные школы шахмат.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История возникновения и становления игры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Правила соревнований
Правила соревнований. Каждый ход игрок имеет право делать только одной рукой. При своем ходе он может поправить одну или более фигур на их полях, при условии, что он сначала заявит о своем намерени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги