ЧТЕНИЕ РУК (ИЛИ ПРОСЧЁТ КОМБИНАЦИЙ

СОПЕРНИКА)

Способность читать руки - пожалуй, самое главное оружие покериста. Как гласит Фундаментальная Теорема Покера, ключевая ошибка в покере заключается в том, чтобы разыгрывать свою комбинацию отлично от того, как бы вы играли, зная, какая у оппонента карта. Чем чаще вы разыгрываете свою комбинацию правильно на основе того, что есть у оппонента, тем меньше вы отдаёте и больше выигрываете. Если бы вы каким-то образом ухитрились быть в курсе, что у оппонента на каждой сдаче, практически вы не могли бы проиграть, потому что всегда бы играли правильно. Отсюда следует, что чем лучше вы читаете руки партнёров, тем плотнее вы приближаетесь к идеальной игре, а чем ближе вы к идеальной игре, тем меньше вы теряете и больше выигрываете.

Чтение рук - это одновременно искусство и наука. Это искусство, потому что вы должны знать своих оппонентов. Перед тем, как вы сможете технично анализировать руки оппонентов, Вы должны отыграть с ними значительное время, увидеть, как они торгуются против вас, а самое главное - пронаблюдать, как они разыгрывают свои комбинации в партиях, где вы не участвуете. Даже если вы вне игры, не нужно расслабляться и терять внимание. Вы хотите раскрыть стиль игры ваших противников на разных руках. Будет ли данный игрок подниматься на сильной руке в ранней позиции, или же он применит слоуплей? Станет ли он поднимать ставку на обмене? Как он играет на сильных комбинациях в разных кругах торговли? Насколько часто он блефует? Чем больше вы узнаете общих игровых особенностей и привычек игрока, тем легче будет вам угадать, что он накопил в данной конкретной ситуации.

Как ни странно, не так сложно прочесть хороших игроков, чего нельзя сказать об армии лохов. Когда ходит хороший игрок, обычно есть ощутимая причина для такого хода, и ваша задача - разгадать эту причину, и на основе сего его руку. Но нет никакой системы в игре слабого игрока, поэтому вы должны провести фундаментальную подготовительную разведку, чтобы разгадать его руку. Тем не менее, играя твердо против слабых, непредсказуемых партнёров, вы должны выиграть в конечном итоге. Рано или поздно умелый, предусмотрительный, логичный покерист должен надрать голубчика, играющего больше местом, на котором он сидит, чем головой. Последний может временно поймать фарт, наменяв себе прокладку к дырявому стриту, выиграв на двух малых парах, когда в стад-покере на паре тузов вы подняли ставку, ожидая подхода третьей карты, но судьбу не обманешь - колесо Фортуны имеет свойство откатываться столь же быстро, как и подкатило. Многие хорошие игроки расстраиваются, когда их перетягивает лох. Хотя никогда не бывает приятно потерять банк, который вы обязаны были выиграть, тем не менее вы должны приветствовать такие подвиги. Поздравьте красавчика, похлопайте его по плечу. Окрылите его настолько, чтоб он играл ещё круче прежнего. Недолга песня соловья - его денежки будут ваши.

Чем больше вы встречаетесь с игроками средне-хорошего уровня, тем легче становится читать их карты, поскольку обычно они пасуют, делают ставки и поднимаются, исходя из логики, и с определенным постоянством. Однако с ростом класса игроков способность читать их руки перманентно убывает, поскольку крутой игрок никогда не раскрывает своих карт, а иногда его стиль намеренно непоследователен и непостоянен. Они с большим искусством пользуются хитроумными, двусмысленными приёмами, таким как полублеф, подъём ставки на второй по силе руке, слоуплей до самого конца партии, а потом вдруг внезапный пас-подъём. Они даже могут себе позволить разыграть комбинацию так, как положено это делать, что иногда и есть апофеоз обмана. Другими словами, они используют все те вещи, которые мы обсуждали в этой книге. Они изо всех сил стараются замаскировать от вас свою карту, также как вы стараетесь разгадать ее. И, картах. Значит, у него должен быть ещё туз в загашнике (хоул-туз = закрытый туз). Конечно же, он был абсолютно прав. Я выиграл хай на двух тузах, побив двух королей, но обладатель Q,10-лоу был вознагражден за свою столь меткую отгадку, получив полбанка за выигранный лоу (который я бы выиграл у обладателя пары королей, имея пару тузов, которые считаются также как низшая пара). Обладатель Q,l0-лоу пронаблюдал, как я разыгрывал свою руку не только в конце партии, а с самого начала. Он соотнес мой ходы с моими открытыми картами и пришел к совершенно правильному заключению о том, что было у меня в руке. Он также проанализировал очередность, в которой мне доставались эти открытые карты. Он знал, что я начинал с А,8, затем получил 6 и 3. Если б он не знал этого - к примеру, не был бы уверен, начинал ли я с А,8 или же с А,6, — он был бы не в состоянии абсолютно определенно заключить, что у меня пара тузов.

Таким же образом вы используете логику для чтения рук. Вы интерпертируете ходы оппонентов в каждом круге, и при игре с открытыми картами вы замечаете карты, которые они берут в каждом круге, обращая особое внимание на очередность их прихода. Затем вы складываете эти два компонента - ходы и открытые карты - для того, чтобы сделать вывод о наиболее вероятной комбинации противника.

В предыдущем случае, когда мы играли хай-лоу-сплит, обладатель Q,l0-лоу мог заранее приписать мне определенную комбинацию. Однако общая ошибка как раз и заключается в том, что люди чересчур рано полагают, что отгадали комбинацию соперника, и затем придерживаются начального мнения независимо от того, как складываются дальнейшие события. Игрок, поднявший ставку на третьей улице в семикарточном стаде с открытым королём, может иметь двух королей, но также у него может маленькая хоул-пара (в загашнике) с королём в качестве посторонки, или флеш на трёх, или J,Q,K, вплоть до любых комбинаций. Скороспелое, необратимое заключение может привести к дорогостоящим ошибкам впоследствии, поскольку вы можете скинуться на лучшей руке, либо же остаться в игре с явным минусом.

На самом деле в играх типа семикарточного стада, холдема, либо разза надо представить несколько комбинаций у противника с самого начала и с течением игры илиминировать некоторые из них на основе его последующих ходов и карт, которые он получает. В результате этого дедуктивного процесса у вас должно сложиться полное мнение о том, какая карта у противника (или что он хочет натянуть), к концу раздачи.

Предположим, например, что в семикарточном стаде игрок стартует с дамой пик, затем получает двойку пик, потом 7 пик, потом 5 червей, и все время делает ставки. У вас пара 10-к, которая, к сожалению, не укрупняется. Противник делает ставку в конце партии, и вы прекрасно знаете, что можете побить только блеф. Вопрос становится ребром: а может, мальчишка блефует? Ведь имея что-то типа флеша на четырёх и маленькой пары, он вполне мог играть точно так же - полублеф до конца, зная, что вам не пришло ни одной опасной карты. Поэтому, несмотря на то, что партнёр, возможно, накопил пару дам или две пары с дамами старшими, также может быть, что он гол, как сокол. Вы, конечно, можете ответить на его последнюю ставку, учитывая ваш потенциальный выигрыш с банка, но в то же время надо отдавать себе отчет в том, что, возможно, он начинал с полублефа, а закончил, натянув комбинацию на последней карте.

Теперь представим, что ваш партнёр в семикарточном стаде начинал с той же дамы пик, а вы с той же пары 10-к. И опять он ставит всю дорогу. Но на этот раз ему приходит 7 бубен, потом 4 треф и за ней валет червей. Теперь, если он сделает ставку в конце партии, вы почти стопроцентно должны сбросить вашу пару 10-к, поскольку если он купил и и продолжал делать ставки, вы должны выбросить из головы потенциальный флеш в качестве одной из его надежд. Значит, почти наверняка он ставил до конца в рост банка, имея, по крайней мере, пару дам, — а вероятнее, две пары. Как ни странно, часто случается, что хотя карты оппонента выглядят вполне безобидно на столе, они гораздо опаснее, если он делает ставку в конце партии, поскольку нет абсолютно никаких указателей на то, что, возможно, он кричал на полублефе, а в конце ему пришла карта.

 

В конце партии становится особенно важным представлять карту оппонента. Чем лучше вы прочтёте его руку к концу партии, тем точнее вы сможете оценить свои шансы на выигрыш - 20%, 60% или прочее. Вы используете свои способности по чтению рук для расчёта этих процентов и затем решаете, как играть самому.

На практике большинство игроков, конечно же, не отгадывает точные цифры типа 20% либо 60%, но по крайней мере они пытаются определить, какая у оппонента рука - плохая, средняя, хорошая, либо блеск. Предположим, ваш противник делает ставку в конце партии. Обычно, если человек делает ставку, это значит, что у него либо блеф, либо хорошая, либо шикарная рука, но не посредственная. Если бы она была посредственной, наверное бы он спасовал. Если у вас тоже только посредственная рука, вы должны решать, каковы шансы того, что оппонент блефует, и стоит ли уравнивать ставку, учитывая шансы банка. Если у вас очень хорошая рука, вы должны решать, хорошая ли рука у оппонента, либо просто блеск. Если вы думаете, что по всей вероятности у него только хорошая рука, тогда надо поднимать ставку. Но если вы думаете, что у него может быть ураган, тогда надо просто уравняться. Если вы стопроцентно уверены, что у него непробиваемая рука, тогда можно даже скинуться на очень хорошей комбинации, в зависимости от суммы банка. Перед вами стоят два вопроса. Первый: что пытается изобразить оппонент? Второй: мог ли он иметь комбинацию, которую он изображает, и разыгрывать ее таким образом? Когда вы сделали вывод о карте оппонента на основе его игры и открытых карт, вы на базе ваших личных карт и размеров банка решаете, стоит ли ставить, пасовать, уравниваться, подниматься или что-то ещё.

В играх с открытыми картами мы заметили, что один из способов чтения рук состоит в том, чтобы рассмотреть варианты различных комбинаций оппонента и затем отмести некоторые из них с течением торговли. Второй или, точнее сказать, вспомогательный способ чтения рук заключается в том, чтобы просчитать ходы обратно. Это-то и сделал мой противник в хай-лоу-сплите (предыдущий пример). Предположим, что последней картой в холдеме приходит двойка, а оппонент, молчавший вначале, внезапно делает ставку. В таком случае надо рассмотреть его ходы в предыдущих стадиях. Если была бы торговля на флопе или на четвёртой улице, тогда противник не уравнялся бы на ерунде типа двух хоул-2к. Поэтому сейчас он ставит либо на блефе, либо потому, что у него что-то, помимо этих 2-к. С другой стороны, если все спасовали на флопе и на четвёртой улице, весьма возможно, что он натянул три 2-ки под конец. Вы должны проследить каждый шаг партнёра от начала до конца партии, чтобы определить его наиболее вероятную комбинацию.