ОЦЕНКА ИГРОКОВ И НАСТРОЙКА ПОД НИХ

Если вы решаете, играть ли и как, партнёры за столом гораздо более важны, чем структура игры. Редко структура оттолкнёт хороших игроков от игры, но если они увидят, что за столом собрались только игроки высшего класса сравнительно с их собственными способностями, они скорее всего поищут другой стол. Есть старинная и верная поговорка в покере: «Оглянитесь вокруг и посмотрите: если за столом нет лоха, значит, вы им и будете».

В то же время все за столом не должны быть хуже вас по классу. Всё, что вам нужно для того, чтобы игра была потенциально выгодной, это присутствие одного-двух плохо играющих, либо пяти-шести посредственных игроков. Если же все будут так же или почти так же хороши, как вы, вы не обязательно окажетесь в худшем положении, правда, не стоит ждать и очень высокого среднечасового выигрыша.

ИГРОКИ ЧЕРЕСЧУР СВОБОДНОГО СТИЛЯ

Если вы решили, что уровень противников позволяет сесть с ними за стол с потенциальной прибылью, следующим шагом будет оценить их ошибки и посмотреть, как лучше всего воспользоваться их ошибками себе во благо. Самая распространённая ошибка - это слишком частое участие в игре (розыгрыш слишком большого количества рук, некоторые из которых не стоит разыгрыввать никогда). В Лас-Вегасе я часто вижу, что эта тенденция - порой единственная слабость некоторых игроков. Всё остальное у них отлично получается. Поэтому на самом деле для того, чтобы получить преимущество, не остаётся практически ничего другого, как просто учесть их ошибки и не играть так рискованно и часто, как они. Однако даже просто игра на лучших по качеству в среднем стартовых комбинациях сама по себе уже даёт значительное преимущество. Порой против них я играю совсем не изобретательно просто, чтобы приучить их к мысли, что я игрок так себе. Таким образом, я стимулирую их играть на ещё большем количестве комбинаций. К концу ночи их деньги обычно перекочёвывают ко мне, а они лишь покачивают головами, удивляясь, как это мне удалось так здорово их обыграть. Но я не обыгрывал их, как они думают, также и удача не слишком мне улыбалась. Просто я играл на лучших начальных комбинациях, чем они, и поэтому когда я торговался, то заканчивал обычно с лучшей комбинацией, чем они.

Зачастую игроки, разыгрывающие слишком большое число комбинаций, делают также и множество других ошибок. Типичный игрок свободного стиля обычно слишко много уравнивается - не только на первом, но на всех кругах. Такого рода игроки чаще всего встречаются в домашних компаниях. Они играют в покер всего раз в неделю и хотят максимум торговли. Против таких оппонентов консерватизм и терпение приносят солидные дивиденды. Вы просто играете на приличной карте и не блефуете так часто, как предписывает теория игр. Нет решительно никакого смысла блефовать, если вы знаете, что вас уравняют. Исключение можно сделать, пожалуй, разок-другой в начале партии в обманных целях - тогда вы будете вдвойне уверены, что в скором времени вас уравняют на нормальной руке, а это как раз то, что вам нужно.

 

ИГРОКИ СЛИШКОМ ЖЁСТКОГО СТИЛЯ

Порой встречается обратный тип игроков - играющих слишком жёстко (скованно). Такие ребята могут играть слишком скованно в первом круге или во всех кругах, но чем жёстче они играют, тем более выдают свою карту. Вы получаете преимущество над игроком, который слишком скован в первом круге, уводя у него анте более часто, чем это следует по теории игр. На самом деле нужно тестировать такого игрока, поднимая вынужденную ставку практически всякий раз, когда вы с ним остаётесь один на один. Каждый раз это делать не надо, поскольку в конце концов он может догадаться, что вы грабите его, и ослабит узду, что не в ваших интересах. Однако, вы должны постараться продолжить торговлю с таким парнем по крайней мере два раза из трёх, когда он остаётся единственным после вас в первом круге.

Много любителей, держащихся чересчур скованно в начале партии, имеют тенденцию играть слишком свободно с развитием событий. Играя только на хороших стартовых картах, они ненавидят их сбрасывать. Соответственно, если вас уравнивает такой игрок, когда вы пытаетесь увести анте в начальном круге торговли, очень важно скинуть ваш блеф, поскольку такой тип не сдастся и в последующих кругах, уравняв ваш подъём. Однако, если у вас нормальная рука, способная, как вы полагаете, стать лучшей комбинацией за столом, торгуйтесь на ней, поскольку этот игрок скорее всего будет стараться догонять вас (уравниваться) всю дорогу, несмотря на то, что его карта может быть гораздо слабее вашей.

Гораздо реже встречаются жёсткие игроки, сдающиеся на слишком многих комбинациях во всех стадиях торговли. Против них можно использовать полублеф практически всякий раз, как вам даётся возможность изобразить хорошую комбинацию, и блефовать стоит чаще, чем подсказывает теория игр.

ДРУГИЕ ОШИБКИ, НА КОТОРЫЕ СТОИТ ОБРАТИТЬ

ВНИМАНИЕ

Как мы отмечали в первом параграфе этой главы, некоторые во всём остальном прекрасные игроки не способны подстроиться под различную структуру игры. Поэтому порой вы можете отважиться сесть с ними за стол исключительно потому как знаете, что в данном случае они играют в незнакомом окружении. Вы получаете от этого преимущество, играя более точно, в соответствии со структурой.

Одна из моих любимых категорий - это игроки, никогда не использующие блеф. У вас огромнное преимущество над ними, потому что почти всегда вы знаете, что выдвигается против вас. Против большинства игроков вы должны уравниваться на маргинальных комбинациях, поскольку обычно у вас есть два способа выиграть - либо за счёт улучшения комбинации до самой сильной руки, либо побеждая их, когда они блефуют. Однако, вполне оправданно допустить, что игроки, которые никогда не блефуют, что-то имеют в руке, когда делают ставки, и вы уравниваетесь с ними только тогда, когда ваша рука имеет хорошие шансы побить их комбинацию, или когда у вас достаточно хорошие шансы банка для продолжения борьбы. Никогда не приходится уравнивать ставку для разоблачения блефа. Даже игроки, блефующие гораздо меньше положенного, дают вам большое преимущество, особенно если вы в редких случаях их блефа играете так, чтобы остановить его.

За ощутимый период времени вы можете спасти огромное количество ставок, не имея необходимости уравнивать таких игроков. В то же время весьма возможно наковать на них небольшой капиталец, поскольку против них вы выступаете только на нормальных комбинациях, способных побить их карты. Занятно, но играя с такими партнёрами, вы встречаетесь с психологически удручающим фактором, что вы наживаетесь только на их-

ошибках, вовремя сбрасываясь и отдавая им банк, когда нет нужды за него бороться. Ваша прибыль строится на том, что вы проигрываете им меньше, чем прочим. Это ещё одно проявление основного покерного принципа, который состоит в том, что любая спасённая (сэкономленная) ставка означает больший выигрыш в конце партии, недели, года и так далее;1

Иногда единственный недостаток, который я могу нащупать в оппонентах, состоит в том, что они никогда не используют пас-подъём на блефе. Даже этот сравнительно небольшой недостаток даёт мне преимущество. Уверенность, что у оппонента всегда хорошая рука, позволяет мне сдаваться на карте, с которой я бы в другой ситуации уравнялся в случае пас-подъёма противника. Всякий раз, когда мне удаётся сделать это, я спасаю деньги, и эти сэкономленные резервы дают себя знать на длинной дистанции. Другой тип игроков никогда не отважится поднимать ставку на блефе; с ними я могу сэкономить ещё больше, поскольку всегда знаю, что если они поднимаются, значит, у них хорошая рука.

Порой встречаются игроки, никогда не применяющие пас-подъём. Вы извлекаете выгоду из этой глобальной ошибки, ставя после их паса чаще, чем против других игроков. Поскольку такие игроки в принципе не употребляют пас-подъёма, вы знаете, что если они пасуют, то у них в лучшем случае средняя рука. На самом деле здесь вы в лучшем положении, чем когда под вас пасуют в игре без пас-подъёма по правилам, потому что в такой игре партнёр иногда пасует на хорошей руке, дабы спровоцировать вас сделать ставку на более слабой руке. Игроки, никогда не употребляющие пас-подъём, вряд ли дойдут до этого: если они пасуют, это бывает, когда их карта не стоит того, чтобы на ней делать ставку.

Игроки, блефующие чаще, чем следует, дают вам колоссальную возможность для прибыльной игры. Вы должны приложить все усилия, чтобы заставить их блефовать ещё больше, а затем вы просто уравниваете их ставку. У меня есть один знакомый, которого я периодически встречаю в Лас-Вегасе, так вот он блефует больше некуда. Я никогда не ставлю против этого игрока, поскольку тогда он обычно скидывается. Вместо этого я говорю пас, и он почти автоматом ставит; потом, в зависимости от руки, я либо уравниваюсь, либо поднимаю ставку. Верно, что, играя таким образом, я даю ему большие шансы получить бесплатную карту, но этот риск более чем компенсируется теми разами, когда он продолжает блефовать.

Хотя слишком часто блефующие могут быть выгодными партнёрами, они в то же время гораздо более опасны, нежели игроки, которые никогда не блефуют, в особенности если у вас по каким-то причинам ограничен бюджет. Чтобы воспользоваться ошибками таких игроков себе во благо, надо провоцировать блеф и почти всегда уравнивать их ставки, даже на посредственной руке. Очевидно, что игроки, которые слишком много блефуют, получают свою долю хороших комбинаций, как и все прочие. Если они получают чуть больше, бывает, что вы проигрываете им больше, чем другим при прочих равных условиях. Поэтому, сказать к слову, если бы вдруг случилось так, что я был бы ограничен в средствах, я предпочёл бы стабильных, неблефующих партнёров смелым, непредсказуемым авантюристам, обожающим блеф как неотъемлемый элемент любой красивой игры.

Существует бесконечное множество различного рода ошибок, которые можно заметить в игре своих противников, и если вы замечаете их, всегда найдётся способ извлечь из них пользу для себя. Ниже приводится перечень наиболее часто употребимых ошибок, допускаемых игроками в покер, и наилучшей стратегии для использования этих ошибок в своих интересах.

 

ТИП ОШИБКИ ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ  
1. Блефует слишком много. 1. Провоцировать блеф, затем уравняться  
2. Блефует слишком мало. 2. Остановить блеф, затем скинуться, если вы не можете побить его карту (если только не должны прийти ещё карты, с которыми вы имеете достаточно неплохие шансы продолжить борьбу).
3. Никогда не сдаётся даже на средней руке в конце партии 3. Никогда не блефуйте, но торгуйтесь на нормальной руке
4. Редко сдаётся даже на средней руке в любой стадии торговли. 4. Не применяйте слоуплей. На приличных руках ставьте в рост банка.
5. Слишком часто сдаётся в конце партии. 5. Блефуйте больше, чем обычно, но не ставьте до кучи на средних руках.
6. Играет очень скованно в первом круге, зато потом ни за что не сдаётся. 6. Если этот игрок ещё не уравнялся, и больше никого не осталось, попытайтесь увести анте независимо от того, что у вас за карта. Если игрок уравняет ваш подъём, сдайтесь на блефе. Однако, вы можете сыграть на средней руке ради одной карты. Если следующая карта улучшит вашу комбинацию, противник всё равно не сдастся.
7. Никогда не употребляет пас-подъём. 7. Ставьте на гораздо большем количестве комбинаций после такого иг рока, чем после кого-то, кто любит пас-подъём.
8. Никогда не поднимается на блефе. 8. Сдавайтесь на руках от средних до хороших, если такой игрок поднимает ставку. Ставьте против него на карте слабее нормы, поскольку его ответ даст вам больше информации, чем вы обычно получаете.
9. Никогда не использует слоуплей. 9. Если у вас первое слово и небогатая карта, пасуйте, чтобы посмотреть, что сделает оппонент. Если он также спасует, вы можете быть вполне уверены, что блеф сработает в следующем круге.
10. Играет слишком свободно. 10. Играйте солидный покер, поменьше блефуйте.
1 1 . Играет слишком свободно в первых кругах и слишком агрессивно дальше. 1 1 . Играйте на хорошей карте, но скромно. Заставьте оппонента думать, что он может опередить вас.
12. Слишком часто полу блефует. 12. Поднимайте ставку на полублефе
1 3 Играет слабо, выдавая свою карту. 13 Против такого типа оппонентов играйте как можно больше рук, как если б вы использовали меченые карты.