ИГРА НА ПОСЛЕДНЕЙ ПОЗИЦИИ

 

ИГРА НА ПОСЛЕДНЕЙ ПОЗИЦИИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПРОТИВНИК СКАЗАЛ ПАС

Когда вы в последней позиции, оппонент либо спасует, либо сделает ставку. Первое: что вам делать, если оппонент сказал пас? Кто-то ответит, что надо ставить, если вы думаете, что у вас лучшая рука. Но это совсем не так. Вероятность того, что у вас лучшая рука, может достигать целых 90% и выше, но всё равно вам не обязательно делать ставку. Возьмем следующий расклад из семикарточного стад-покера.9

Вы:

 

Оппонент:

 

 

С четырьмя валетами у вас колоссальные шансы иметь лучшую руку, но ни в первой, ни во второй позиции, наверное, не стоит ставить на этой руке в конце партии по той простой причине, что ваша ставка не имеет абсолютно никакого положительного ожидания. Поскольку ваши четыре валета открыты для всего света, оппонент скинется на любой комбинации, какая у него может быть, за исключением разве четырёх дам или стрит-флеша в червях. С любой из этих комбинаций он поднимет ставку. Поэтому ваша ставка не даёт никакого выигрыша, а только проигрыш.

Такая весьма очевидная ситуация указывает на основное различие между игрой в последнем круге и на ранних стадиях торговли. Если ожидается ещё одна карта, вы без тени сомнений сделаете ставку на четырёх валетах, чтобы не дать оппоненту возможность получить бесплатную карту и опередить вас. Ваша ставка обязывает его либо скинуться и тем самым оставить всякую надежду перетянуть вас, либо уравнять ставку, заплатив таким образом за этот призрачный шанс. Однако когда все карты сданы, ставка ради ликвидации бесплатной карты уже не нужна. Поэтому если вы теперь всё-таки решили ставить на вашей руке, вы больше не спрашиваете, каковы ваши шансы иметь лучшую руку, - вас интересует, каковы шансы выиграть последнюю взятку, если вас уравняют.

Это различие может показаться ничтожным, но это вовсе не так. На самом деле оно определяет успех игры - то есть выигрыш или спасение лишних ставок, - когда вы оказываетесь один на один с противником в конце партии. Возьмем весьма типичную ситуацию. Предположим, у вас три одинаковых в семикарточном стаде, и вы знаете, что оппонент тянет на флеш, и ничего больше у него нет. Положим, шансы на то, что он не сделает флеш на последней карте, 4 к 1, что означает, у вас на 80% больше шансов иметь лучшую комбинацию. Однако если оппонент пасует, вам явно не нужно делать ставку, поскольку как и в случае с четырьмя открытыми валетами, ставка не имеет положительного ожидания. Оппонент скинется, если не наберёт флеш, и уравняется или, возможно, поднимет ставку, если наберёт его. Поэтому несмотря на то, что ваши шансы иметь лучшую комбинацию на 80% больше, вы становитесь слабейшим, если делаете ставку, а ее уравнивают. Повторяясь, отметим, что решение ставить до кучи на нормальной руке в конце партии должно основываться не на ваших шансах иметь лучшую руку, а на ваших шансах выиграть последнюю ставку, если вас уравняют.

Если вы ставите в рост в конце партии после того, какоппонент сказал пас, вы должны полагать, что ваша рука имеет шансы на выигрыш лучше, чем 50 на 50, когда вас уравняют. На самом деле вы должны считать, что она имеет по крайней мере 55% шансы выиграть, чтобы компенсировать те случаи, когда оппонент собирается осуществить пас-подъём. С тройкой против незавершённого флеша вы, несомненно, фаворит, но вы теряете лидерство, если противник уравнивает вашу ставку. И всё же, чтобы ставка в последнем круге оказалась выгодной, вам очевидно нужно быть фаворитом даже если противник/примет вашу ставку.

Хотя в этом примере вы не в последней позиции, я использую его, поскольку он в весьма сжатой форме иллюстрирует этот принцип.

 

В то же время не стоит доводить этот принцип до такого предела, чтобы ставить только когда у вас неубиенная комбинация (лок = lock), поскольку тогда вы не выиграете множества последних ставок, которые должны быть ваши. Чтобы ставить в конце после того, как оппонент сказал пас, необходимо всего, чтобы вы были фаворитом, когда противник уравняет вас. Таким образом, если вы считаете, что вы только на 60% впереди, когда вас уравняют, вам несомненно нужно делать ставку, даже несмотря что вы знаете, существует 40% шанс, что оппонент побьёт вашу карту, если уравняется. Ваша ставка всё равно имеет положительное ожидание. После десяти таких ставок вы в среднем выиграете шесть и проиграете четыре с итоговым плюсом в две ставки. Даже если одна из четырёх потерь пришлась на пас-подъём, который вы уравняли, вы всё равно выигрываете шесть ставок, теряя пять, что в сумме даёт плюс одну ставку.

В качестве конкретного примера таких довольно близких решений предположим, что вы играете в обменный покер, оппонент стоит спокойно, ничего не меняя, а затем пасует, когда вы вытягиваете одну карту. Поскольку оппонент стоял без обмена, вы вполне уверены, что нарвались на стрит, флеш или фулл-хаус. И всё же оппонент спасовал перед вами. Вы знаете, что он бы уравнялся практически на любой из этих комбинаций. Следовательно, вы можете ставить, имея на руке стрит от туза или даже от дамы, поскольку оппонент, возможно, сам торгуется на малом флеше или чуть лучше. Поэтому шансы за то, что у него стрит младше вашего. Конечно же, вы можете проиграть при вскрытии, но со стритом от дамы у вас достаточное преимущество, чтобы обезопасить свою ставку.

ИГРА НА ПОСЛЕДНЕЙ ПОЗИЦИИ ПОСЛЕ СТАВКИ

ОППОНЕНТА

Теперь рассмотрим варианты ходов в последней позиции, когда противник не дал вам свободно уравняться, а сам делает ставку. После этой ставки вы можете либо сброситься, либо уравняться, либо поднять ставку.

Сброситься или уравняться - относительно прямолинейная задача Вопрос стоит так: действительно ли шансы выиграть банк у вас выше шансов банка, которые вы получаете, и почему. Потому ли, что ваша рука лучше, чем у оппонента, или потому что он блефует? Если вы думаете, что ваши шансы лучше, уравнивайтесь. Если нет, сбрасывайтесь.

Если вы думаете о подъёме после ставки оппонента, вы должны задать себе тот же вопрос, который бы задали перед тем, как сделать ставку, если бы оппонент спасовал, а именно: каковы шансы выиграть эту дополнительную ставку, если вас уравняют? Подниматься стоит только если вы считаете, что вы фаворит на 55%, поскольку вас может ожидать вариант вторичного подъёма. Фактически можно полагать, что подъём оппонента в конце партии без высшей комбинации подразумевает, что вы надеетесь 2 к 1 на эту последнюю ставку, особенно если противник способен дальше поднять ставку на блефе. Если вы поднимаете ставку и противник поднимает тоже, вы обычно теряете две ставки, но если он уравнивается, вы выигрываете только одну ставку. Безусловно, такое рассуждение не подходит к игроку, который никогда не повышает дальше ставку на блефе. Если такой игрок всё же повышается дальше, вы можете смело выкидывать свои карты, зная, что они биты.

Перед тем, как повышать ставку в конце партии, вы должны также прикинуть общую дееспособность вашего оппонента. Если он сделал начальную ставку, средний игрок ответит на ваш подъём почти всегда. Поэтому вам явно не стоит пробовать подъём на блефе. Однако вам следует подниматься на любой руке, которую вы считаете достаточно обнадеживающей выиграть последнюю ставку, поскольку вы можете быть вполне уверены, что это окупится. Стойкие игроки, с другой стороны, часто начинают нормально, ставя хорошие монеты, но потом они способны сброситься, не дав вам ни цента, если вы поднимете ставку. Поэтому в игре с ними подъём на блефе имеет неплохие шансы. Однако если вы поднимаете ставку до кучи против стойких игроков, вам нужна лучшая рука, чем против средних игроков, поскольку если первые намерены уравнять ваш подъём, у них скорее всего сильная рука. При близких решениях вы не должны поднимать стойких игроков в конце так же часто, как слабых или средних игроков, потому что вы не выиграете эту дополнительную ставку достаточно стабильно, чтобы такая тактика была выгодной. Стойкие игроки обычно либо скидывают карту, которую вы могли бы побить, либо уравниваются на карте, побить которую вы были бы не в состоянии.

Занятно, но подъём порой может оказаться правильным ходом против игрока мирового класса, если у вас рука, которая лишь сравнительно хороша. Ключевой фактор здесь состоит в том, что, возможно, ваш подъём приведёт к тому, что оппонент сбросит некоторые комбинации, которые окажутся лучше вашей. Предположим, у вас рука, которой вы даёте 52% шансов на выигрыш, если уравняетесь, но небольшие шансы на победу, если вы поднимете ставку и вас уравняют. Тем не менее, будет правильно подняться, если вы полагаете, что в этом случае оппонент выбросит некоторые комбинации старше вашей. Если ваш анализ правилен, то подъём ставки может повысить ваши шансы с 52% до 65-70%, и если банк достаточно велик, эти добавочные 13-18% обеспечивают вашему подъёму положительное ожидание. Помните, Однако что такую тактику можно пытаться применять только против суперзвезд. Против средних и хороших игроков, а также в большинстве случаев и против суперзвезд, основная формула подъёма в конце партии остается прежней: Поднимайтесь только если у вас больше шансов выиграть эту дополнительную ставку, когда оппонент уравняется.

Подводя итоги игры на последней позиции после того, как оппонент сделал ставку, можно сказать, что у вас три варианта: сбрасываться, уравниватьтся или подниматься. Обычно надо сбрасываться, когда шансы на выигрыш меньше шансов банка, которые вы получаете. Так, если ваша рука имеет только 15% шансов на выигрыш, а в банке $80, вы не имеете права уравнять $20 ставку. Однако ваши шансы на выигрыш не обязательно должны быть более 50%, чтобы стоило уравниваться. Все, что необходимо, это чтобы шансы банка, которые вы получаете, были выше, чем шансы выиграть при вскрытии. Так, если вы думаете, что у вас шансы 30% и в банке $80, вы правильно уравняете $20 ставку, поскольку шансы банка, которые вы получаете, выше шансов показать лучшую руку на вскрытии. Даже если вы решаете, что вы способны или не способны уравняться на несовершенной руке, вы не обязательно этим лишаете себя возможности поднять ставку. Против очень-очень хорошего игрока вы можете рассматривать вариант подъёма даже на посредственной руке, если подъём имеет большее ожидание, чем сброс или уравнивание - то есть, если он заставит оппонента сбросить достаточное количество комбинаций лучше вашей. Всякий раз, когда вы последний и оппонент делает ставку, перед вами всегда три альтернативы: сброситься, уравняться или поднять ставку. Правильная из них та, которая обеспечит вам наивысшее математическое ожидание.