рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сенситометрия цветных негативных материалов

Сенситометрия цветных негативных материалов - раздел Спорт, Основы фотографии Известно, Что При Нагревании Любого Тела До Очень Высокой Температуры Определ...

Известно, что при нагревании любого тела до очень высокой температуры определенное количество тепловой энергии превраща­ется в электромагнитное излучение (тело начинает светиться). Цвет излучения определяется количеством энергии, поглощенной при переходе электронов на более высокие орбиты вращения.

Цветовая температура нагретого тела, измеряемая в Кельвинах,– это такая температура гипотетического абсолютно четвертого тела (тело, поглощающее практически все лучи, падающие на него), при которой относительный спектральный состав излучений реального тела и абсолютно черного совпадают.

Цветовая температура является удобным средством оценки цветности естественного и искусственного света.

Обычный дневной свет имеет температуру 5000К, а яркое солнце на безоблачном небе – около 6000К, в то время как пасмурное небо меняет цветовую температуру от 7000К до 10000К в зависимости от содержания водяных паров, твердых частиц, пыли в воздухе, которые поглощают коротковолновую часть видимого спектра.

В ранние утренние и вечерние часы дня свет проходит через довольно толстые слои атмосферы, что обусловливает значительное поглощение синих лучей, а это приводит к появлению красных оттенков, то есть понижению цветовой температуры.

При безоблачной погоде в полдень преобладает коротковолновое излучение (голубые тона) за счет того, что синие лучи рассеиваются атмосферой гораздо в большей степени, чем длинноволновое излучение.

Цветные фотопленки, предназначенные для дневного света, применяют для съемки при прямом солнечном свете и свете небосвода, то есть при цветовой температуре 5500К. При съемке объекта, освещенного лампой накаливания, на фотопленку, сбалансированную к дневному свету, на фотоснимке будет преобладать бледно-оранжевый или желтый цветовой фон. Применив синеватый конверсионный светофильтр, можно избежать этого недостатка, так как данный светофильтр повышает цветовую температуру, и изображение на фотоснимке будет иметь светлый вид.

Необходимо отметить, что цветовая температура дневного света в течение дня меняется и об этом надо помнить. При съемке на фото­мате­риалы, сбалансированные к дневному свету, наиболее благо­прият­­ны часы в летнее время (июль) от 9 до 16 часов.

Цветная фотография должна обеспечивать не только передачу в правильных тонах ахроматических цветов (от белого до черного), но и воспроизведение всех цветов с насыщенностью и яркостью в соответ­ствии с оригиналом. цветной негатив обеспечивал в итоге хорошее качество цветного позитивного изображения на фотоотпечатке

Необходимость правильной передачи серых тонов (то белого до черного) в соответствии с интервалом яркости объекта объясняет высокие требования, предъявляемые к изготовителю фотоматериалов и обработчику цветных фотоматериалов, в то время, как в черно-белой фотографии эти требования выполняются как будто бы сами собой. Это объясняется тем, что на отклонение в передаче серых тонов в изображении наблюдатель при его рассматривании реагирует критически в большей степени, чем на недостатки в отношении цветной шкалы.

Свойства цветного фотоматериала в цветной сенситометрии характеризуются правильной передачей цветов, их тонов и насы­щенностью, или чистотой цветовых тонов, что во многом опре­деляется поглощающими свойствами возникающих в фотослое краси­телей, рассеянием света между слоями и способом копирования.

Определив светочувствительность цветной негативной фотоплен­ки, фотограф должен выбрать такие условия ее экспонирования, чтобы полученный цветной негатив обеспечивал в итоге хорошее качество цветного позитивного изображения на фотоотпечатке.

Особенности получения цифрового изображения

Еще лет десять назад рассматривать фотографические материалы на этом можно было бы закончить. Но сегодня необходимо отнести к прототипам фотоматериалов (ПЗС) прибор с зарядовой связью в цифровых фотоаппаратах.

К этому вопросу мы обращались в первой главе, когда рассматри­вали устройство цифрового фотоаппарата. Тогда достаточно четко и предметно мы затронули вопрос о получении цифрового изображе­ния. Сейчас же наша задача немного усложняется, нем необходимо понять как можно получить цифровую фотографию не прибегая к использованию непосредственно цифрового фотоаппарата. Но прежде давайте коротко вспомним некоторые основные принципы касающие­ся цифровой фотографии.

На протяжении более 150 лет в фотографии господствовала техно­ло­гия, основанная на фотохимическом галогенсеребряном процессе. В последнее время, у нее появился сильный конкурент – цифровой фотографический процесс.

Следует сразу отметить, что новый процесс не изменяет творческой стороны фотографии: композиция снимка, освещенность, выбор экспозиционных данных и всего, что сопутствует творчеству, что предшествует нажатию на спусковую кнопку, не зависит от технологии.

Из всего вышесказанного следует – фотограф может не беспокоится о необходимости переучивания и получения новой квалификации: все творческие приемы и навыки, полученные в традиционной фотографии, сохраняют силу и в новой технологии. Изменяется только то, что происходит за объективом фотографиче­ского аппарата после нажатия на “спусковую” кнопку.

Цифровая фотография, являющаяся наиболее реальной альтерна­тивой галогенсеребряной фотографии в большей мере основана на технике, получившей широкое развитие на телевидении и видеоза­писи. В этом новом виде фотографии, которую называют также электронной или видеофотографией, не используются расходные светочувствительные материалы. Оптическое изображение объекта съемки формируется в фокальной плоскости цифрового фотографиче­ского аппарата точно такой же оптической системой, как и в обычном фотографическом аппарате, а затем преобразуется в электрический видеосигнал.

Данное преобразование осуществляется светочувствительным сен­сором – твердотельной пластинкой размером не более почтовой марки, располагаемой там, где в традиционных фотоаппаратах находится фотопленка. На пластинке регулярно по строкам размеще­но множество (по числу элементов изображения) мельчайших фото­элементов. Пластинка представляет собой так называемый прибор с зарядной связью (ПЗС), ее называют также матрицей или чипом ПЗС (от английского слова chip–пластинка), а находящиеся на ней мельчайшие фотоэлементы – пикселями (от английского выражения picture element–элемент изображения).

Каждый пиксель пропорционально его освещенности генерирует электрические заряды. Генерированные заряды могут в заданной потребности подаваться в выходную цепь посредством импульсов управляющего напряжения и создавать на выходе ПЗС электрический видеосигнал, содержащий информацию об изображении. Полученный сигнал преобразуется в цифровую форму и в такой форме подвергается дальнейшей обработке и записи. Это преобразование и дало цифровой фотографии ее наименование. Цифровые данные через промежуточный накопитель передаются в основное запоминающее устройство (ЗУ), в котором и регистрируется изображение в форме записи соответствующего электронного сигнала. Последний может быть подан затем на принтер для получения фотоотпечатка на бумаге или каком-либо другом материале.

Первоначально применялись ЗУ, в основе которых была магнитная запись на миниатюрном магнитном диске. В настоящее время наряду с ЗУ на магнитных дисках используется твердотельные ЗУ или карты памяти, устройство которых сходно с устройством ПЗС.

Следует также отметить, что существуют и другие способы получения цифрового изображения. А если быть абсолютно точным, то существуют способы оцифровывания полученного аналогового изображения. Их два:

- оцифровывание полученного аналогового изображения на фотографической пленке, с последующей обработкой и выводом на печать уже цифрового изображения,

- оцифровывание полученного аналогового изображения на фотографической бумаге, с последующей обработкой и выводом на печать уже исправленного цифрового изображения.

Рассмотрим эти способы более подробно:

ПЕРВЫЙ

Получив изображение на фотографической пленке его нет необходимости печатать на фотобумаге. В случае последующей работы с цифровым изображением, фотографическую пленку следует сканировать на пленочном сканере с достаточным для последующей обработки разрешением. После чего полученное изображение обрабатывается на персональном компьютере и уже готовое цифровое изображение печатается. Следует также помнить, что компьютер должен иметь программу для перевода негативного изображения в позитивное иначе все ваши действия не будут иметь смысла.

В случае если нет необходимости печатать полученное изображе­ние его можно сохранить в памяти компьютера или записать на другие электронные носители информации (CD-R, CD-RW, DVD, Floppy Disk). В последующем эту информацию можно пополнять и таким образом вести электронный архив уже готовых к применению изображений.

Удобство такого варианта ведения архива заключается в том, что каждую фотографию можно сопровождать еще и аннотацией с подроб­ным описанием места, условий съемки, экспозиционных пара­метров и др. необходимой информацией.

ВТОРОЙ

Этот способ практически идентичен первому, за исключением того, что мы обрабатываем уже полученную фотографию. На планшетном сканере необходимо сканировать фотоснимок, и после он обрабаты­вается на персональном компьютере. Наличие программы по переводу негативного изображения в позитивное не обязательно.

Следует также отметить, что обрабатываемое изображение будет несколько худшего качества, чем в первом случае, и уже значительно хуже, чем полученное изображение на цифровом фотоаппарате. Однако здесь появляется множество “ЕСЛИ”:

- если вы пользуетесь достаточно хорошим цифровым фотоаппаратом,

- если вы имеете не достаточно профессиональный сканер,

- если исходное изображение получено достаточно приличного качества и используются хорошие фотоматериалы,

- если вы прилично владеете программами по обработке фотоизображений на компьютере.

Этих если можно перечислять еще достаточно долго. Не стоит забывать, что здесь необходимо учитывать множество объективных и субъективных факторов.

Хотелось бы еще отметить, что потенциал дальнейшего совер­шенствования у фотопленки, прошедшей более чем 100 – летний путь развития, исчерпан в большей мере, чем у ПЗС, время которого только начинается.

 

Глава 4

Экспозиционные устройства (экспонометры)

Экспонирование–это процесс воздействия света на светочувстви­тельный материал. Свет обладает кумулятивным (накаливающим дейст­вием) на светочувствительный слой: чем дольше воздействует свет, тем чернее станет пленка после проявления.

В момент съемки на пленку должно воздействовать столько света, чтобы получилось зеркальное изображение объекта. Правильно экспо­нированный негатив имеет после проявления среднюю плотность и хорошую передачу деталей на всех участках кадра.

Экспозиция, т.е. количество освещения, воздействующее на светочувствительный слой пленки во время съемки, зависит от двух исходных внешних факторов: освещенности (яркости объекта съемки) и величины светочувствительности пленки, а также от двух экспозиционных параметров: выдержки и диафрагмы. Таким образом, техническая задача расчета экспозиции состоит в том, чтобы в зависимости от исходных внешних факторов найти оптимальное сочетание экспозиционных параметров (выдержки и диафрагмы), которое обеспечит после проявления пленки нормальную плотность изображения.

Суть экспонометрического контроля освещения заключается в измерении яркости фотографируемого объекта. На основании данных этого измерения производится расчет выдержки и диафрагмы фотоаппарата с учетом характеристики фотопленки. Мы знаем, что шкала выдержек и шкала диафрагм построены по принципу удвоения параметров. При переключении любой шкалы на соседнее значение происходит двойное уменьшение или увеличение количества общего света, падающего на пленку. Такое изменение называют изменением экспозиции на одну ступень. Это означает, что нужно либо открыть диафрагму объектива на одно деление (например, от 8 до 5,6), либо увеличить выдержку на одно деление (например, с 1/60 до 1/30с.). Если необходимо уменьшить экспозицию, нужно поступить наоборот.

При съемке на черно-белую пленку погрешность определения экспозиции не должна превышать 1.0–1.2 ступени выдержки или диаф­рагмы. Качество снимка при этом будет вполне удовлетворительным.

Прибор, которым производят измерение экспозиции, называется экспонометром. На основании измерений экспонометра по кальку­лятору рассчитываются необходимые значения диафрагмы и выдержки.

Простейший экспонометр конструктивно представляет собой полупроводниковый фотоэлемент, к которому подключен стрелочный индикатор.

Фотоэлементы бывают двух типов: сернисто-кадмиевые (CdS) и селеновые (Se).

Селеновый фотоэлемент обладает меньшей чувствительностью, но работает без источника питания. Чем больше освещен фотоэле­мент, тем сильнее отклоняется стрелка прибора.

Сернисто-кадмиевому фотоэлементу необходим для работы источник питания, но при этом он обладает значительно большей чувствительностью. Чем больше освещен фотоэлемент, тем меньше его сопротивление и тем больше отклоняется стрелка индикатора.

В простых фотоаппаратах фотоэлемент экспонометра располагают на передней панели, рядом с объективом. Горизонтальный угол охвата при этом составляет 60-70°, вертикальный 35-50 °.

В системе экспонометра TTL (through the lens – через объектив) фотоприемник располагается внутри камеры, за объективом. Это обеспечивает более высокую точность определения экспозиции, т.к. автоматически исключаются все погрешности, вызванные ошибками в установке диафрагмы , потерями света в объективе, отклонениями относительного отверстия при пользовании сменными объективами и т.д. кроме того, система TTL автоматически учитывает влияние кратности светофильтров и других оптических насадок на объектив, а также падение светосилы при выдвижении объектива.

К достоинствам системы TTL относится то, что измерение экспозиционных параметров производится только для тех частей объекта съемки, которые попадают в кадр. Характерной особенностью большинства систем TTL является возникновение значительной погрешности измерения экспозиции при попадании света на датчик через окуляр видоискателя. Для устранения этой ошибки в некоторых моделях фотоаппаратов устанавливают дополнительное фотосопро­тив­ление, которое измеряет силу света, поступающего в корпус фото­аппарата через окуляр видоискателя. Таким образом произво­дится корректировка показаний экспонометра.

Методы определения экспозиции

Точное определение экспозиции при съемке – дело довольно хлопотное, потому что интервал яркостей для различных сюжетов съемки нередко превосходит полезную фотографическую широту пленки. В этих случаях самые темные и самые яркие участки снима­емо­го объекта воспроизводятся на пленке с искажениями. Детали на этих участках не прорабатываются. При съемке приходится забо­титься о том, чтобы правильно воспроизвести сюжетно важную часть объекта. Существуют различные методы определения экспозиции при фотосъемке, которые будут рассмотрены далее.

 

Метод определения экспозиции по освещенности объекта

Для этого метода изготавливают автономные экспонометры, с помощью которых измеряют не яркость объекта съемки, а силу света от осветительного прибора (например, лампы, осветителя, дневного света), падающего на объект. Этот способ наиболее точен и может применяться как в черно-белой, так и в цветной фотографии.

Освещенность объекта при естественном освещении можно заме­рять из двух разных положений: непосредственно у объекта съемки и около фотоаппарата. При этом на шахту экспонометра надевают матовую насадку, которая закрывает фотоэлемент, и обращают его в сторону источника света, освещающего объект съемки.

В связи с ограниченной фотографи­ческой широтой съемочного материала нормальные экспозиции обычно могут быть даны лишь сравнительно небольшо­му участку широты объекта. Черно-белые фотоматериалы могут правильно вос­произ­­вес­ти участки объекта, освещен­ность которых отличается от освещеннос­ти основного участка (например, лицо человека) примерно в четыре раза, что соответствует ±2 деления шкалы экспонометров.

Данный метод чаще всего используется в случаях, когда освещен­ность объекта съемки контролируется фотографом (в студии) или когда нужно измерить экспозиционные параметры при отсутствии объекта съемки.

В последнее время получили широкое распространение экспо­нометры, которые могут измерять уровень освещенности снимаемой сцены от импульсного осветителя (лампы-вспышки), так называемые флэшметры.

 

Экспозиция по результатам измерения общей яркости объекта

Измерение общей яркости производят без матового стекла на шахте фотоэкспонометра. Прибор от фотоаппарата направляют на объект съемки. При этом получают средневзвешенную яркость всех участков объекта, попавших в поле зрения фотоэкспонометра.

Недостаток способа заключается в том, что при измерении учитываются яркости не только главных, но и второ­степенных участков объекта. Это приво­дит к известным погрешностям в опреде­ле­нии экспозиции. Так, при измерении яркостей объекта на темном и светлом фоне получаются разные результаты, хотя в действительности яркость объекта и в одном и в другом случае будет одинакова.

Можно определять экспозицию и по способу измерения яркости участка объекта съемки. Этот способ состоит в том, что фотоэкспо­нометр подносят непосредственно к объекту съемки на расстояние, равное приблизительно диаметру измеряемого участка. Прибор ставят так, чтобы свет от основного источника, отражаясь от измеряемой поверх­ности, попадал на его световоспринимающую поверхность. При этом обычно измеряют яркость наиболее темного и наиболее светлого участков. Затем находят среднюю величину двух измерений и по ней определяют среднюю экспозицию.

Этот способ приемлем как при съемках на черно-белых, так и на цветных фотоматериалах.

 

 

Интегральный метод измерения

В интегральном (средневзвешенном) методе измерения экспонометр направляется на объект съемки. Фотоэлемент учитывает яркость разных частей объекта и дает среднюю яркость по всему полю кадра.

В большинстве случаев этот метод дает удовлетворительные результаты. Однако он может привести к ошибкам, если сюжетно важная деталь заметно отличается по яркости от остальных деталей и фона: съемка против света, близко расположенные светлые предметы на темном фоне или, наоборот, темные предметы на светлом фоне.

Во всех этих случаях фотоэлемент даст неточные показания и это приведет либо к недодержке (портрет против света или темный пред­мет на светлом фоне), либо к передержке (светлый предмет на темном фоне). Определение средней яркости в этих слу­чаях приводит к ошибкам, так как основное значение при измерении придается фону (светлому или темному), который сам по себе не имеет значения. Для этих случаев в современных автоматических камерах преду­смат­ри­вается возможность ввода поправок к показанию экспонометра.

Несмотря на отмеченные недостатки, данный метод широко рас­прост­ранен, так как он прост и для определения экспозиционных пара­метров не требует много времени.

 

Локально-интегральный метод

При этом методе учитывается суммарная освещенность с акцен­том на центральную часть кадра. Площадь центрального участка составляет 30 % от площади кадра. В этом случае в центральной части кадра фотоприемником воспринимается около 50-60 % общей осве­щенности, так как чаще всего объект съемки расположен в централь­ной части кадра. Измеряемая зона в этом случае смещена от центра вниз, поскольку обычно верхний участок кадра приходится на небо и замер по этому участку может привести к ошибочному определению экспозиции.

 

Локальный метод

Локальный (точечный) метод позволяет определять экспозицию с максимальной избирательностью: реализован в экспонометрическом устройстве с повышенной чувствительностью в центральной части кадра. Площадь участка замера экспозиции составляет 2 % площади кадра. Однако он требует наличия в фотоаппарате системы запомина­ния экспозиции (АЕ–L), так как сюжетно важная часть кадра не всегда попадает в центр видоискателя. Это приводит к необходимости выполнения дополнительной операции – неполному (предваритель­ному) нажатию “спусковой” кнопки затвора.

Точечный метод применяется при съемке с сильным задним светом, при съемке на ярком солнце, когда имеется сильный контраст между светом и тенью, при съемке с близкого расстояния.

Используя точечный метод измерения, следует подумать над тем, как выделить наиболее важные части кадра. Кроме того, необходимо знать основные характеристики используемых фотопленок (фотографи­че­ская широта пленки, контрастность).

Многозональный метод

Этот метод реализован с помощью группы фотоэлементов, каж­дый из которых отвечает за определенный участок поля зрения видоиска­теля. Информация от всех фотоэлементов обрабатывается микро­процессором, встроенным в фотоаппарат, по статически выве­денным закономерностям построения кадра и характеристикам объекта съемки.

Благодаря разделению площади кадра на зоны и измерению яркости в каждой зоне, оценивается общий уровень яркости. Распределение контраста и после сравнения минимальной, средней и максимальной яркостей с яркостью центральной зоны выбирается способ обработки экспозиции: по теням, по среднему значению, по среднему значению с преобладанием центра или по светлым участкам.

На экспонометрическое устройство поступает следующая информа­ция:

– уровень яркости от каждого фотоэлемента;

– контрастность объекта съемки, определяемая как разность между уровнями яркости различных зон;

– расстояние до объекта (определяется автофокусировочной системой);

– состояние системы автофокуса.

На основании полученных данных вычислительное устройство выбирает наиболее подходящий алгоритм расчета экспозиции. Информация о расстоянии до объекта съемки используется для коррекции экспозиции, когда объект съемки находится на небольшом расстоянии. В этом случае из-за нелинейности характеристик экспонометра возникают ошибки, которые необходимо учитывать.

Состояние системы автофокуса показывает, находится ли объект съемки в центре кадра. Например, если объектив сфокусирован, то объект находится в центре кадра и информация, поступающая из центральных сегментов, важнее. Если система не сфокусирована, значит, главный объект не в центре (используется режим АЕ–L) и важнее информация с крайних сегментов.

Такая система позволяет исключить большую часть ошибок экспо­нометрирования, возникающих из-за необычных условий съемки.

В последних фотоаппаратах поле кадра разбивается на большее количество зон (до 16). Информация из всех зон обрабатывается микропроцессором. Это значительно снижает вероятность ошибок при определении экспозиции, причем фотограф может сам выбирать метод определения экспозиции: по всему полю кадра, по центру, по одной точке.

Практика пользования фотоэкспонометрами

Экспозицию с помощью фотоэлектрического экспонометра опре­де­ля­ют следующим образом.

На калькуляторе экспонометра устанавливают светочувствитель­ность заряженной в фотоаппарат пленки. Затем измеряют соответству­ющую величину – освещенность или яркость объекта съемки. Стрелку или деление на диске калькулятора совмещают со значением измеренной световой величины на шкале гальванометра.

Из совместившихся на дисках калькулятора пар значений выдержек и чисел диафрагмы выбирают любую величину: выдержку для заданного числа диафрагмы или диафрагму для данной выдержки.

 

 

Глава 5

Основные выразительные средства фотографии

Фотосъемка–сложный технический и творческий процесс, в результате которого в светочувствительном слое образуется скрытое изображение.

Качество будущего снимка, его технические и эстетические достоинства зависят от целого ряда специальных выразительных средств, которые рассмотрим ниже.

 

Композиция

Композиция–объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения.

Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содей­ству­ют специальные выразительные средства: освещение, тональ­ность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобра­зительный акцент и различные контрасты.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция слу­жит лишь средством для выражения авторской мысли.

Сюжетно-тематический (смысловой) центр

Выделение в кадре главного смыслового центра называется изоб­ра­зительным акцентом. В любых условиях съемки – в спокойной обстановке ателье или в жестком временном режиме событийной съемки – необходимо оценивать и общую ситуацию и композицион­ную и смысловую значимость каждого элемента сюжета. Элементов может быть много, но они далеко не равнозначны. Одни годятся для выделения смыслового центра. Другие – для характеристики обстановки. Третьи имеют изобразительное значение. А четвертые – помеха, они должны оставаться за пределами кадра. Сюжетно темати­че­ский центр кадра можно сформировать укрупнением главных эле­мен­тов композиции, тональным контрастом.

Светотень

Светотень – строго закономерные градации светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съемки. Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещенности, объемной форме предметов, состоянию атмосферы. И в натуре и на снимке светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней, полутеней рефлекса на основе тоновых соотношений.

На рисунке показано распределение света на предметах съемки:

1. света

2. блик

3. света

4. полутень

5. собственная тень

6. падающая тень

7. рефлекс

Через эффекты светотеневого контраста фотограф должен стре­мить­ся к слаженности компози­цион­ного строя, к эмоциональной выразительности снимка. Он должен не копировать видимые светотеневые оттенки, а воспроизводить их на основе оценки и обобщения увиденного.

Колорит

Колорит–характер взаимосвязи всех цветовых элементов, цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности.

Главное, исходное свойство колорита – богатство и согласован­ность цветовых оттенков, соответствующих цветовым оттенкам пред­ме­тов действительности.

Правдивость колорита никогда не достигается механически точным “списыванием” с натуры. Отдельный световой тон не бывает коло­рис­ти­че­ски верен сам по себе, а только обязательно в строго определен­ной взаимосвязи с другими тонами.

Взаимодействием цветов фотограф должен стремиться подчерк­нуть характерное и существенное в сюжете.

Перспектива

Перспектива – закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием.

Видимые предметные очертания, форма, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предмета в пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Причем именно через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства самого предмета.

Закономерные изменения масштабов предметов, связанные с их удалением от глаза наблюдателя, называются линейной перспективой. Ее свойства: фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся; параллельные линии, уходящие вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке; грани предметов, направленные по лучу зрения глаза, кажутся короче, чем в действительности.

Изменение цветов и тонов предметов, также обусловленное расстоянием между объектом и наблюдателем (толщиной воздуш­ного слоя), называется тональной перспективой. Ее свойства: чет­кость и ясность очертаний предметов теряются по мере их удаления от глаза; одновременно уменьшается насыщенность цветов, которые в отдалении теряют свою яркость; контрасты светотени в глубине смягчаются; постепенно угасают блики и рефлексы; глубина, дали кажутся более светлыми, чем передний план.

В соответствии с этими закономерностями мы оцениваем расстояние на снимке: фигуры и предметы, о которых известно, что они имеют одинаковую контурную и объемную форму и одинаковые цвета, кажутся находящимися тем дальше, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщены их цвета. Фигуры – контрастные, четкие, темные – выступают на передний план.

Планы и ракурсы

Планы – пространственные зоны различной отдаленности, обычно соответствующие наиболее существенным или заметным частям изображения и имеющие значение основных опорных пунктов при передаче впечатления глубины пространства (особенно в пейзаже).

Различают первый (передний), второй и задний (дальний) планы. В практике количество планов может быть значительно больше. Это целиком зависит от композиционного замысла фотографа, в частности от выбора точки съемки.

В фотографии планы передают в основном через пропорции предметов и их перспективных сокращений, а также различиями в градациях светотени и в оттенках цветов.

Ракурс – перспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний. Ракурсами называют обычно резко выраженные сокращения на снимках, выполненные под острым углом сверху или снизу, особенно вблизи.

Ракурс обостряет композицию, помогает выделить главное, гиперболизирует объект съемки.

Контраст

Контраст – одно из важных художественных средств, направлен­ное на противопоставление и взаимное усиление двух соотносимых свойств, качеств, особенностей предмета, объекта.

Обычно говорят о цветовом и светотеневом контрастах, но на деле раз­новидности контраста по его природе и назначению столь же много­образны, как и свойства воплощаемой фотографом действительности.

Изобразительный контраст служит средством выявления суще­ственного, подчеркивает характерные свойства и особенности объекта съемки.

Среди контрастов различают масштабные противопоставления, противопоставления светлого и темного, яркого и блеклого, резкого и нерезкого, симметрии и асимметрии, ритма и аритмии, статики и динамики. От умелого применения таких противопоставлений зависит сила выразительности произведения фотоискусства.

 

Точка и момент съемки

Точка съемки – место, где находится фотограф по отношению к видимым или изображаемым предметам.

Перемены точки съемки играют решаемую роль в построении перспективы. От точки, с которой производится съемка, зависит характеристика образа. Достаточно сфотографировать лицо даже хорошо знакомого человека с непривычной точки, как заметно изменяются наши представления о нем. Мы не сразу узнаем его.

Каждая съемочная точка определяется тремя пространственными координатами: направлением, расстоянием и высотой. Изменение любой из координат оказывает существенное влияние на все изображение. Точка съемки может быть фронтальной, под углом, боковой; в портрете – анфас, труакор, профиль.

Искусство современной фотографии заключено в скорости виде­ния, в зоркости наблюдения, в быстроте отбора кадра. Вот почему выбор точки съемки важно умело сочетать с выбором момента съемки. Трудно, например, передать живое выражение лица, если фотограф долго готовиться к съемке, а фотографируемый ждет – когда же сработает затвор. Тут необходимы быстрота реакции и чувство момента, особенно в спортивной съемке.

 

Репортажная съемка

Общие рекомендации

Фоторепортаж – вид газетно-журнальной деятельности, оператив­ная информация через печать и телевидение, о явлениях обществен­ной жизни, о событиях текущего дня.

Фоторепортаж призван, в первую очередь, содействовать моби­лизации трудящихся и всего народа в целом на решение задач, выдвигаемых правительством и возникающих перед страной на пути ее развития.

Являясь зримой информацией, “образной публицистикой”, фоторе­портаж включает в себя снимки не только информационные, но и представляющие законченные художественные произведения.

Тематика таких фотографий весьма разнообразна. Она охватывает все области народного хозяйства, науки, техники, культуры, искусства, спорта и т.д.

Снимки такого рода можно разделить на два вида – событийный и обычный репортаж.

К первым относятся фотографии открытий международных форумов, выставок, съездов, различных значимых встреч, пусков или завершений важнейших строек, театральных премьер года и многих других значительных событий в жизни страны и народа.

Ко вторым относятся фотографии, показывающие людей в каждо­дневном труде, за общественной работой, в семейном кругу, во время учебы или занятий спортом, на отдыхе и т.д.

Фоторепортер должен обладать одновременно качествами журна­листа – работника в области газетной информации, и качествами фотографа, в совершенстве владеющего техникой своего дела.

Сила репортажного снимка – в его документальной убедительности, в показе правды жизни.

Хотя в репортаже и существуют репортажный и постановочный способы съемки, искусство репортажа состоит в том, чтобы режиссировать правдиво и образно, уметь снимать кадр по ходу действия, точно находя нужную точку съемки, план, ракурс, опреде­ляя момент съемки.

Такая съемка очень сложна. Но в ней заключается специфика фоторепортажа.

Фоторепортер, если ему поручено снять событие, происходящее внезапно, в очень короткий промежуток времени, должен носить фотоаппарат наготове. При возникновении нужного кадра это дает ему возможность с любой точки мгновенно сделать первый снимок. Впоследствии, если действие повторится, он может внести поправку в условия съемки и технически улучшить первый кадр. Но момент может и не повториться. А первый снимок у него будет обязательно.

Когда фоторепортер производит съемку массовых шествий, то это лучше делать с высоких точек (третий - четвертый этаж), освещение выбирать сбоку, строить кадр не прямо, а несколько по диагонали.

Собрания рекомендуется фотографировать с высоты не ниже 2-3 м. Хорошие результаты дает и более высокая точка.

Во время перерывов заседаний (за кулисами) надо снимать с уровня глаз, стремясь к тому, чтобы беседующие не замечали фотографа, не пытались ему позировать.

Выступающих с трибун не рекомендуется снимать снизу – острый ракурс искажает лица. Лучше снимать с уровня трибуны или издалека телеобъективом.

 

Требования к аппаратуре и фотоматериалам

Для репортажной съемки пригодны практически все фотоаппараты: как малоформатные, так и форматом кадра 6´4.5; 6´6; 6´7; 6´9; 6´12 см. Но наибольшее распространение на сегодняшний день получили фотоаппараты малоформатные. Это связано с тем, что именно этот тип фотоаппаратов более других подвергался модификациям и сегодня любая современная малоформатная камера уже является сложным фотографическим компьютером, который способен суще­ствен­но облег­чить работу фотографа и повысить оперативность съемки.

Немаловажным фактором является также миниатюрность и удобство в работе и большой запас фотографического материала (36 кадров), что позволяет меньше времени тратить на перезарядку пленки в фотокамере. Кроме того, прессе не требуется больших увеличений снимков и хорошей проработки в деталях, а если возникает в этом необходимость, то на помощь придут компьютеры.

Набор светосильных объективов (1:1.5 – 1:2.8) позволяет производить съемку в самых неблагоприятных световых условиях. Нормальный , широкоугольный или телеобъектив – обязательный комплект оптики для фотографа–репортера. Сегодня этот набор оптики успешно заменяет один ZOOM объектив с необходимым набором фокусных расстояний (например, 28¸80; 35¸105; 35¸210 мм), но и требования к техническим возможностям этой оптики возросли. Современному репортеру уже мало одного ZOOM объектива, он носит с собой уже “линейку” ZOOMов, таких как 18¸28; 28¸105; 100¸300; 300¸1000 мм в зависимости от характера работы фотографа.

Словом, нет предела совершенству ни техники, ни творческих возможностей самого репортера, если он к этому сремится.

При благоприятных условиях освещения рекомендуется пользо­вать­ся фотопленками средней светочувствительности (65-200 единиц). Это дает возможность при увеличении снимков получать позитивы с хорошей проработкой деталей.

При съемке быстро движущихся объектов и в плохих световых усло­виях следует применять высокочувствительные пленки – 250-800 еди­ниц и даже более чувствительные.

 

Фотографии для публикации в прессе

Требования к черно-белым оригиналам. Технические требова­ния к фотопленкам, предназначенным для публикаций на страницах газет и журналов, имеют некоторые отличия.

Снимки для газет не должны иметь большого количества мелких деталей, так как газетное клише изготавливают с растром с крупной сеткой, которая, разбивая изображение на точки, делает мелкие детали плохо различимыми, да и фотографии в газетах публикуются чаще всего небольших размеров. Для газет подходят фотографии с укрупненным передним планом.

Снимки для журналов, которые печатаются на улучшенных сортах бумаги, могут быть с большим количеством подробностей в фоторисунке, т.к. клише для журналов делают с мелкой сеткой.

Рекомендуется один и тот же сюжет снимать с вертикальным и горизонтальным расположением кадра, т.к. это позволяет более свободно использовать формат при макетировании полосы. На каждую тему рекомендуется делать основной снимок и его варианты.

Обычный размер отпечатков для прессы – 13´18 и 18´24 см. Фотобумага глянцевая. Изображение должно быть сочным, нормального контраста, с хорошей проработкой всех деталей.

Подпись к снимку делают на отдельном листе. В ней надо рассказать, что сфотографировано, указать фамилии, имена и отчества лиц, изображенных на снимке, их должности или род работы, а также необходимо (подробно, без каких-либо сокращений) указать место и дату съемки. Если снимков несколько, то отпечатки и подписи к ним необходимо пронумеровать.

Требования к цветным оригиналам. Цветные снимки на фотобумаге для печатных изданий, как правило, могут быть приняты лишь по договоренности с издательством (редакцией).

Для репродуцирования используют только цветные диапозитивы (слайды). На них не должно быть царапин, изломов и прочих механических повреждений, а также пятен, точек, линий, как прозрач­ных, так и не прозрачных, сетчатого узора (ретикуляции), вызванного нару­шением режима обработки экспонированной пленки. Не разре­шается ретушь диапозитивов непрозрачными или полупроз­рачными красителями.

Репродукции на слайдах с печатных изданий (оттисков), имеющих растровую сетку, различимую при увеличении, соответствующем масштабу репродуцирования, издательства к воспроизведению не принимают. Слайд в главных деталях должен быть резким, обеспечи­вать нейтральность серых цветов и отсутствие цветной бумаги.

Формат цветных диапозитивов (слайдов) для издательских целей установлен не менее 60´60 мм. Съемку произведений искусства для репродуцирования в печатных изданиях необходимо делать на формат кадра не менее 90´120 мм. Диапозитивы форматом 24´36 мм принимаются только в исключительных случаях. Они должны быть высокого качества не только по резкости, но и по цветопередаче.

Масштаб увеличения при репродуцировании для печатных изданий может быть не более 8:1.

Диапозитивы в издательство сдают в полиэтиленовых пакетах. К ним прилагают контрольные отпечатки на фотобумаге. На обороте бумажного отпечатка указывают необходимые сведения: название сюжета, фамилии изображенных лиц, фамилию автора снимка и др.

 

Съемка пейзажей и архитектуры

Общие рекомендации

Пейзаж – жанр, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Сюжеты этого жанра включают и городской, и индустриальный пейзажи. Элементами пейзажных компо­зиций часто бывают люди, животные, архитектурные сооружения, машины, промышленные комплексы.

Фотоаппараты можно применять любые. Однако предпочти­тель­нее крупноформатные.

Фотообъективы также можно применять любые, даже монокль, который дает размытое изображение (это его свойство можно исполь­зовать для решения конкретных художественных задач).

При съемке ландшафтов положение солнца следует выбирать под углом 45-60° к оптической оси объектива, т.е. оно должно находиться сбоку и несколько позади фотоаппарата. Съемку лучше производить утром и вечером. В полуденные часы фотографировать не рекомендует­ся, т.к. изображение получается недостаточно рельефным из-за корот­ких теней. Снимать, когда солнце находится позади фотоаппарата, также не рекомендуется, – фотографии будут плоскими, без контрастов, однотонными. Контровой свет выразительно подчеркивает силуэт объект. Но необходимо следить, чтобы лучи не попали прямо в объектив.

 

Летний пейзаж

Когда в пейзаже много зелени, следует фотографировать на изоорто­хро­ма­­тиче­ских и изохроматических материалах, обязательно со светло-желтым светофильтром.

Чем больше интервал яркостей пейзажа, тем точнее должна быть определена экспозиция. Воздушная дымка, пасмурная погода очень сильно снижают контраст изображения, облегчая тем самым экспозицию.

Восходящее и заходящее солнце надо снимать на пленке низкой чувствительности (32 единицы). Чтобы получить большой диск солнца, следует фотографировать длиннофокусным объективом. Светофильтр применяется голубой.

При фотографировании лесного пейзажа выбирают место, где деревья растут не очень густо, например, на опушке. Много деревьев, стоящих рядом, внесут пестроту в рисунок. Лучше, если между передним планом (два-три дерева) и задним (масса леса) будет разрыв – например, небольшая поляна. На таком кадре хорошо передаются прост­ранство, особенно когда будет применен длиннофокусный объек­тив.

Фотографируя в лесу, надо учитывать, что блики от солнца пробивающиеся сквозь листву, весьма осложняют съемку, т.к. интервал яркостей у такого сюжета крайне велик. Почти всегда подобные снимки невыразительны: тени на них выходят черными, а блики – белыми пятнами, совершенно без деталей. Съемку в лесу лучше делать в момент, когда солнце закрыто легким облачком, что сильно снизит контраст сюжета и позволит сделать снимок с деталями в тенях и светах. Выдержку следует определять по теням. В пасмурную погоду снимать в лесу не рекомендуется – фотографии получаются серыми, очень не выразительными.

При съемке в лесу, когда небо не входит в кадр, рекомендуется для уменьшения контраста сюжета применять голубой светофильтр. Желтый и желто-зеленый светофильтры в этом случае использовать не следует, т.к. они почти не улучшают передачу зелени, а только удлиняют выдержку. Но если, в кадр, включено небо, их применение совершенно обязательно.

При съемке пейзажей с облаками применяют желтые светофильтры средней плотности. Очень плотные светофильтры значительно увеличи­вают контраст между облаками и небом.

При необходимости удалить воздушную дымку, следует применять плотные светофильтры. Фотографируя на изопанхроматических мате­риа­лах с красным светофильтром, можно совершенно устранить дымку и в результате получить на снимке детали очень удаленных объектов.

 

Съемка осенью в пасмурную погоду

При съемке осенних пейзажей светочувствительность пленки должна быть выше. Используют, например, 100-400 единиц. Светофильтры в этом случае применять не обязательно.

Фотографируя дождь, необходимо сильно диафрагмировать объек­тив, чтобы снимать с большой выдержкой. В этом случае дождевые капли получаются в виде полос, которые создадут на снимке впечатление дождливой погоды. Надо только следить, чтобы на объектив не попали капли дождя. Капли приведут к нерезкости изображения.

Эффектные пейзажи можно снять в туманную погоду. Впечат­ление тумана можно усилить, поместив перед объективом сетку из редкой шелковой ткани. Чтобы передать глубину пространства, в кадре не переднем плане надо поместить какой-нибудь темный предмет.

Зимний пейзаж

Зимний пейзаж при пасмурной погоде фотографируют, соблюдая условия, указанные для осенних съемок.

В яркие, солнечные дни контраст пейзажа очень большой, что вызывается сочетанием ослепительно ярких бликов на снегу и, скажем, темных деревьев, особенно хвойных. Поэтому солнечный зимний пейзаж снимать надо обязательно со светофильтром.

Чтобы на негативе избежать рефлексов в виде пятен неправильной формы, на объектив надевают бленду.

Изоортохроматические материалы с желтым светофильтром дают мягкие серые тени; фотоматериалы других сортов–темные тени, которые при съемке с оранжевым светофильтром получаются черными.

Зимний пейзаж лучше фотографировать в утренние или вечерние часы, когда косые лучи солнца создают удлиненные тени,– это оживляет композицию и хорошо подчеркивает фактуру снега.

Снег на зимнем снимке должен быть хорошо проработан. Поэтому, когда фотографируют пейзаж, на котором снег занимает большую часть кадра, экспозицию определяют по измерениям яркости снега.

Если снег и темные объекты сюжета равноценны с изобразительной точки зрения, экспозицию определяют по их средней яркости, но с учетом большей проработки деталей на снегу по сравнению с темными объектами.

Для более полной проработки деталей в светах и тенях проявление фотопленок рекомендуется вести в растворах, разбавленных водой 1:100.

 

Съемка воды

Фотографирование небольших участков спокойной воды произ­водят на пленке 100 единиц чувствительности с зеленым свето­фильт­ром, отчего вода получается светлой.

Если нужно сфотографировать воду, подернутую рябью или небольшой волной, то ее снимают при встречно-боковом освещении под углом 35-45 ° к оптической оси объектива.

Воду против света фотографируют, когда лучи от солнца, скрыто­го облаком, падают на воду, создавая выразительные блестящие полосы. Но надо следить за тем, чтобы солнце не попало в поле зрения объектива и не засветило фотоматериал.

Море лучше снимать с высокой точки. Тогда водное пространство занимает значительную часть кадра, и фотография получается более выразительной. Прибой обычно фотографируют с низкой точки с выдержкой не менее 1/1000с.

Текущую воду лучше снимать с небольшой выдержкой (до 1/30 с). В этом случае происходит легкое смазывание изображения, которое и создает впечатление движения воды.

 

 

Архитектурные сооружения, интерьеры

Фотографирование внешнего вида отдельного здания или группы зданий (ансамбля), деталей фасадов, памятников, внутреннего вида помещений (интерьеров)– все это относится к съемке архитектуры.

Рекомендуемый объектив – анастигмат любой конструкции со средней светосилой и нормальным углом зрения.

В этом случае перспективное отношение между элементами изображения, находящимися на разном удалении от фотоаппарата, получается примерно таким, каким его наблюдает наш глаз. Для фотографирования узких улиц и внутри помещений применяют широкоугольные объективы. Телеобъективы используются редко, преимущественно для съемки архитектурных деталей в крупном масштабе.

При съемке светлого здания в яркий день нужны противоореольные фотоматериалы. Применение светофильтра обязательно.

Положение солнца считается наилучшим под углом 25-30 ° к плоскости здания. Такое освещение бывает в утренние и вечерние часы. Оно дает мягкие тени, хорошо подчеркивает рельеф. Съемка при положении солнца позади фотоаппарата или в пасмурную погоду дает выразительное изображение. Фотографировать архитектуру против света можно только в исключительных случаях, решая какие-то специальные технические или художественные задачи.

Когда изображение здания не помещается в видоискателе, то, сохраняя вертикальное положение камеры, аппарат устанавливают так, чтобы оптическая ось объектива была направлена под небольшим углом к верху.

Используя эти приемы, необходимо сильно диафрагмировать объектив, иначе, из-за смещения оптической оси изображение на краях снимка будет недостаточно резким.

Точку съемки следует выбирать на расстоянии, не меньшем трехкратной высоты здания. Чем больше это расстояние, тем правильнее будет передана перспектива.

Строительные площадки рекомендуется фотографировать с верхней точки: эффектнее выглядит панорама всей стройки.

При съемке интерьера надо добиваться полной резкости всех планов. Освещение интерьера необходимо ограничивать так, чтобы нигде не было глубоких теней, которые ухудшают изображение.

 

Съемка портрета

Общие рекомендации

Портрет – изображение определенного, конкретного человека или группы людей. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету, – передача индивидуального сходства человека. Но сходство не следует понимать узко. Оно не ограничивается только копированием внешних признаков модели. Воспроизводя индивидуальный облик человека, фотограф должен стремиться раскрыть его внутренний мир, сущность его характера. Посредством вдумчивого психологического анализа, средствами фотографии он должен создать образ изображаемого лица.

Для портретной съемки пригодны все фотоаппараты. Однако предпочтительнее крупноформатные камеры: они позволяют получать изображения в увеличенном масштабе. Такие изображения имеют значительно больше деталей, чем портреты, полученные малоформат­ными аппаратами.

Можно пользоваться любым типом объективов. Наилучшим для портретных съемок считается объектив с фокусным расстоянием, рав­ным удвоенной величине диагонали кадрового окна аппарата.

При портретной съемке следует применять ZOOM объективы с фокусным расстоянием больше 80 мм.

Необходимо снимать с возможно короткой выдержкой. Это позво­ляет запечатлеть наиболее живое выражение лица. Разумеется, при условии, что фотограф создать для модели непринужденную обста­новку, портретируемый не ждет с напряжением щелчка затвора.

Надо учитывать, что интервал яркостей портретируемого может коле­баться очень широко. Поэтому для портрета рекомендуется выби­рать пленку с возможно большей фотографической широтой, обеспечи­ва­ющей достаточную проработку деталей в светах (лицо) и тенях (костюм).

Не следует снимать портрет с очень близкого расстояния для получения изображения в крупном масштабе. Это неизбежно приведет к искажению внешности: увеличит нос, руки, непропорционально удлинит ноги.

Наилучшая высота съемки: головной портрет – объектив на уровне глаз; поясной – на уровне подбородка; поколенный – на высоте груди; во весь рост – на уровне пояса.

Наводку объектива на резкость следует делать по глазам. Когда снимают в три четверти, установку на резкость производят по глазу, который ближе расположен к аппарату.

При портретной съемке не следует сильно диафрагмировать объектив.

 

Спортивная съемка

Общие рекомендации

Спортивная съемка – это изображение спортсмена или группы спортсменов в движении, в действии, в борьбе. Такие снимки должны быть динамичными, показывать участников соревнований в выразительных, красивых фазах движения. Поэтому фотограф должен хорошо знать правила и технику вида спорта, который он снимает.

Практически все малоформатные аппараты пригодны для таких съемок.

Нормальный объектив ограничивает возможности фотографа, так как приходиться близко подходить к спортсмену, что не всегда возможно. Для съемки издалека необходим длиннофокусный объектив. Для съемки соревнований в помещении удобен широкоугольный объектив.

Величина выдержки зависит от скорости движения спортсменов. Существует следующие правила.

1. Выдержка тем короче, чем больше скорость движения

2. Выдержка тем продолжительнее, чем дальше находиться движущийся объект от фотоаппарата и тем короче, чем он ближе к нему

3. Выдержка тем короче, чем больше фокусное расстояние объектива

4. При движении объекта параллельно плоскости фотоматериала требуется минимальная выдержка

5. Когда объект движется на фотоаппарат, выдержку можно увеличить в три-четыре раза по сравнению с минимальной

6. Если объект движется под углом 45° к оптической оси объектива, выдержку можно увеличить в полтора-два раза по сравнению с минимальной. При углах больше 45°, необходимо снимать с минимальной выдержкой.

В спортивной съемке существенную роль играет фон. Надо стремиться, чтобы он не мешал зрительному впечатлению, не был монотонным, но и не сливался с главным объектом. Если объект светлый , то фон лучше выбрать темный.

При съемке бегунов и конькобежцев можно использовать прием смазывания фона передвижением фотоаппарата параллельно движению спортсменов. В этом случае спортсмен выходит резким, а фон размытым. Такие снимки усиливают впечатление движения.

Нерезкость фона – допустимый прием еще и потому, что он позволяет выделять главный сюжетный сюжетно-тематический центр снимка – спортсмена.

Получить второй и третий план нерезким легче, фотографируя длиннофокусным объективом.

В заключении главы мы должны систематизировать все, о чем было сказано выше и обозначить основные выразительные средства фотографии еще раз.

Как уже говорилось, свет необходим для создания определенного уровня освещенности и в то же время наряду с другими выразительными средствами фотографии несет в себе идею творческого замысла художника-фотографа. С помощью света фотограф моделирует объемы, подчеркивает плотность или весомость предметов, если того требует идея будущей фотографической композиции. Светом можно создать сложную игру светотеней, сделать определенный смысловой акцент, то есть подчеркнуть или выделить тот объект съемки, который несет на себе наибольшую смысловую, эстетическую или этическую нагрузку. По-разному располагая источники света, можно придавать изображению ярко выраженный пластический характер, подчеркивать живописное или графическое начало. От расположения источника света зависит организация изображаемого пространства, через которое передается мироощущение мастера.

Таким образом, роль света поднимается до уровня осмысления окружающего мира. О свете очень хорошо сказал французский художник Эдгар Дега: “Интересно показать не источник света, а эффект света”.

Варианты использования света в фотографии очень разнообразны, их применение в большей степени зависит от опыта и мастерства фотографа. Так, чтобы подчеркнуть монументальность образа или значительность происходящего события, свет должен быть направлен вверх, одновременно как бы освещая снизу и выделяя верхнюю часть композиции.

Благодаря свету можно создавать резкие контрасты света и тени, черного и белого цвета, как правило, вызывающие ощущение тревоги, неуспокоенности.

При съемке архитектуры или скульптуры свет помогает четко выявить геометрические объемы, подчеркнуть с помощью светотеней мягкую лепку, объемность или, наоборот, передать экспрессионисти­че­ское впечатление от фотографируемого объекта.

При создании фотографических портретов свет является главным выразительным средством, с помощью которого можно сгладить природные недостатки и подчеркнуть наиболее выразительные черты. При умелом использовании “эффектного” света возможно создание яркого образа фотографируемого человека.

Различные варианты мягкого, рассеянного света могут передавать лирические, сентиментальные настроения.

Для создания ощущения интимности может использоваться боковой или рисующий свет, образуемый, как правило, одним источником, выхватывающий отдельные элементы композиции и при этом созда­ющий общий приглушенный тон фотоснимка.

Большую смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в фотографии несет цвет. История цвета в изобразительном искусстве насчитывает уже многие тысячелетия, и во все времена цвету прида­ва­лось символическое значение.

Цветовая палитра современной фотографии достаточно широка. Тем не менее, фотограф стоит перед более сложной в техническом отно­шении задачей, нежели живописец, так как фотографические материалы не столь совершенны, как глаз художника. Поэтому при съемках необходимо учитывать такую особенность фотографии, как цветовые искажения, особенно этот тезис относится к цветной фотографии.

Но даже при совершенном владении фотографической техникой остается обязательным этическое осмысление предполагаемого изоб­ра­жения, то есть правильная расстановка цветовых акцентов, со вку­сом подобранное их сочетание. Необходимо принимать во внимание, что цвета воздействуют, дополняют, усиливают друг друга.

Цветовая композиция может быть построена на контрастах или решена в одной тональности, может быть выделен или искажен один из цветов, если этого требует идея фотоснимка.

Цвет в фотографии всегда создает определенное настроение, что связано еще и физиологическим восприятием различных цветов. Так, например, красный цвет вызывает у человека чувство тревоги, воз­буждает его, черный ассоциируется с горем, вызывает страх, придает ощущение таинственности, зеленый – действует успокаивающе.

Роль цвета в фотографии не ограничивается перечисленными выше функциями. С помощью цвета можно организовать пространство, слож­ным цветовым ритмом создавать ощущение динамизма, экспрессии фотоснимка.

Оптические средства – это область выразительного языка фотографии, где с наибольшей полнотой проявляется особая природа этого вида искусства.

В фотографии существует понятие ракурсных искажений. Они возникают при съемке сверху или снизу, причем с близкого расстояния. Необычный ракурс может дать яркую образную характеристику фотографируемого предмета или человека, неожиданную точку зрения, отразить оригинальный взгляд фотографа, его индивидуальное восприятие какого-либо явления. Но при этом надо помнить, что использовать ракурсные искажения надо очень умело и только тогда, когда это логически оправдано.

Одной из самых творческих задач фотографа является построение композиции. Эта область фотографии тесно соприкасается с другими видами изобразительного искусства. Здесь действуют общие для всех искусств композиционные законы и при этом составляющими элементами фотографической композиции являются все рассмотренные выше выразительные средства.

Говоря об общих композиционных принципах, используемых художником и фотографом, нельзя забывать, что фотография – искусство, совершенно иное по своей природе, чем живопись или графика. Как правило, живописец на своих полотнах создает мир, отражающий его мироощущение реальной жизни, то есть через изображение реального мира идет к отражению внутреннего. Фотограф же, наоборот, через мир своих чувств, переживаний, эмоций приходит к реальной действительности, отдельные элементы или явления которой не всегда подчиняются композиционным правилам, существующим в изобразительном искусстве, что дает фотографу определенную свободу в построении композиции. Так, например, в живописи самой распространенной является замкнутая композиция, в фотографии же она совсем не обязательна. Наоборот, чаще встречаются незамкнутые фотографические композиции, когда за пределами кадра подразумевается продолжение пространства, изображенного на снимке.

Одним из требований фотографической композиции является гармония. Это может быть гармония горизонтальных и вертикальных линий, дополняющих друг друга, гармония красок, света и тени.

Гармоническое единство отдельных элементов невозможно без уравновешенности, без дополнения их друг другом. Так, например, композиция, построенная на одних горизонталях, будет скучна и однообразна, ее необходимо оживить каким-либо вертикальным акцентом или усложнить диагональными линиями.

Равновесие композиции фотоснимка также является обязательным условием. Создаваться она может самыми различными способами, помощью формообразующих элементов или эмоциональных смысловых акцентов.

Добиваясь равновесия в композиции, фотографу следует вспом­нить принципы, сложившиеся в других изобразительных искусствах. Равновесие может быть достигнуто в результате симметричного построения фотоснимка; в случае асимметрии нельзя сильно пере­гружать правый нижний угол по сравнению с левым; сильно перегруженная верхняя часть также создает впечатление компози­ционной неуравновешенности.

Композиция может быть построена лишь на передней плоскости фотоснимка, а может быть многоплановой. Плоскостные композиции, как правило, замкнуты и статичны, их пространство сильно ограничено. Впечатление динамизма чаще передают незамкнутые композиции. При этом необходимо четко выделить главную линию движения так, чтобы зритель ощущал и видел движение в прошлом, то есть движение, которое должно продолжаться после щелчка затвора.

Создание динамической композиции возможно и при использовании других средств фотографии. Ощущение движения может возникать при определенном расположении предметов, цветовых, световых пятен, с помощью линейного ритма.

С понятием движения в фотографии связано понятие ритма, который является повторением или чередованием соразмерных элементов композиции.

Ритм фотоснимка может передавать визуальное движение или скрытые, не видимые глазом его проявления. Но в том и в другом случае он должен быть эстетически оправдан. Ритм, наряду с другими композиционными принципами, организовывает пространство, подчи­няя его строгой, логической системе. Ритмический ряд может основываться не только на механическом повторении элементов, для его создания могут быть использованы такие свойства предметов, как форма, объем, цвет, фактура.

Одной из основ композиционного построения является контраст. Контраст усиливает эмоциональное звучание композиции, делает фотоснимок более выразительным. Контраст может быть построен на соотношениях черного и белого или каких-либо других цветов, на противопоставлении эмоциональных состояний, масштабов, симмет­рии и асимметрии, ритма и аритмии, статистики и динамики. При этом контрастное сопоставление будет еще более подчеркивать те или иные сопоставимые свойства, качества, особенности предметов, объектов.

Противоположным контрасту выразительным приемом является тождество, основанное на метрическом чередовании одинаковых элементов.

Понятие масштаба и масштабности также относится к выразитель­ным средствам фотографии. Соблюдение масштаба необходимо для того, чтобы зритель мог реально воспринимать величину изобража­емого объекта, для чего обычно вводят в композицию хорошо знакомые предметы для сопоставления их с главным объектом съемки. Масштабность в изобразительном искусстве понимается в более широком смысле, чем масштаб. Понятие масштабности, как элемента художественного осмысления, связывается с понятием монументальности. Для того, чтобы подчеркнуть масштабность, значительность, монументальность снимаемого объекта, можно при­ме­нять множество различных композиционных и выразительных средств – контраст, определенное освещение, цвет, ритм и др., учитывая при этом законы зрительного восприятия. Так, светлое пятно всегда кажется больше, чем равное ему по площади темное. Объект съемки, расположенный на маленькой площади, среди меньших по размеру предметов будет казаться значительнее, чем в окружении более крупных элементов композиции.

Масштаб предметов находится в полной зависимости от перспек­тивы. Размеры, очертания, форма, окраска меняется по мере измене­ния положения в пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Уменьшение масштабов изображаемых предметов будет пропорционально их отдаленности от фотоаппарата. Этим свойством характеризуется прямая и линейная перспектива. При такой перспективе обнаруживается стремление параллельных линий, уходя­щих вдаль, сойтись в одной точке, а грани предметов, совпадающие с лучом зрения глаза, кажутся короче, чем в дей

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы фотографии

На сайте allrefs.net читайте: "Основы фотографии"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сенситометрия цветных негативных материалов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Пояснительная записка
Данная примерная программа дисциплины «Основы фотографии» составлена в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения и является частью (модулем I

Задачи курса
1) Ознакомление с основами фотографии как специальной облас­тью знаний квалифицированного специалиста в области совре­мен­ной журналистики.   2) Усвоение студентами элементар

Место курса в профессиональной подготовке журналиста
Курс «Основы фотографии» расчитан на получение начальных знаний студентами и в дальнейшем предполагает использование их в изучении курса «Основы фотожурналистики» и дальнейшего приме­нения в практи

Для студентов дневной и заочной форм обучения
№ п/п Наименование раздела курса и темы лекции К-во часов Устройство фотоаппарата, экспозиционные устройства, спос

Неделя 1–ая.
Тема № 1«Фотографический аппарат – его устройство, принцип рабо­ты и классификация. Экспозиционные устройства. Способы замера экспозиции. Свет, виды и типы освещения. Фотоматериалы

Неделя 2–ая.
Лабораторная работа № 1– 2 часа A. На занятии студент учится заправлять фотографическую пленку в фотоаппарат, пользоваться экспозиционными устройствами, пра­вильно управля

Промежуточный тест № 1A
1. Определение фотоаппарата А Оптический прибор для получения скрытого изображения Б Современный прибор для получения негат

Промежуточный тест № 1Б
1. Устройство фотоаппарата А Корпус, затвор, видоискатель, пентапризма, объектив Б Корпус, видоискатель, затвор, объектив,

Промежуточный тест № 2А
1. Определение фотопленки А Материал, предназначенный для получения позитивного и негативного изображения Б Фотографический

Промежуточный тест № 2Б
  1. Основные характеристики фотопленок А Формат, зернистость, контрастность, светочувствительность, длина, обращаемость Б

Итоговый тест № 1
1. Определение фотоаппарата А Оптический прибор для получения скрытого изображения Б Современный прибор для получения негат

Итоговый тест № 2
1. Устройство фотоаппарата А Корпус, затвор, видоискатель, пентапризма, объектив Б Корпус, видоискатель, затвор, объектив,

МОДУЛЬ II
  Пояснительная записка Фотография, как и все в этом мире, не стоит на месте. Если вчера мы мечтали об автофокусных камерах, которые сделают работу фотографа более оперативно

Типичный Шторный затвор
  Представляет собой две шторки из гибкого светонепроницаемого материала (черной прорезиненной ткани или тонкого листа металла), которые перемещаются параллельно фокальной плоскости о

Классификация объективов по величине относительного отверстия.
По величине относительного отверстия объективы делятся на: § Сверхсветосильные (1:0,7-1:2) § Светосильные (1:2,8-1:4,5) § Малосветосильные (1:5,6-1:16) Объективы

Назначение
Объективы можно классифицировать по назначению (обычный, макросъемочный, мягкорисующий). Обычный съемочный объектив рассчитывается так, чтобы получить хорошее изображение

Auto, fill-in, off
В режиме auto экспонометрическая система фотоаппарата изме­ряет освещенность объекта; если она недостаточна, автоматически под­ключается вспышка. Но экспонометр оценивает общую осве­щенность объект

Winder, motor, strobe
Если камера снабжена электроприводом, имеется возможность использовать вспышку вспышку при съемке с частотой 2-3 кадра в секунду (winder) и до 5 кадров в секунду (motor). Режим strobe позволяет за

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги