рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Истоки военной культуры

Работа сделанна в 1998 году

Истоки военной культуры - Реферат, раздел Военное дело, - 1998 год - Традиции русского военного этикета. Воинские ритуалы Истоки Военной Культуры. У Военного Дела На Руси Богатейшая История. И Всегда...

Истоки военной культуры. У военного дела на Руси богатейшая история. И всегда русские ратники были любимы и уважаемы соотечественниками. Одна из причин тому высокий уровень духовности российского военного. Столетиями вырабатывался в русской армии кодекс нравственности.

Его неприходящие ценности верность долгу, воинская честь, достоинство, гордость за принадлежность к профессии защитника Отечества - сохранились как святыни и передавались из поколения в поколение, проверялись на прочность в сражениях и воспитывались ратным трудом в мирное время. Государственные деятели, полководцыи военначальники, офицеры и генералы русской армии неустанно заботились о приумножении славы и традиций войск, повышении культуры, соблюдении правил этикета.

Особенно велики заслуги в этой области Петра I, П, А. Румянцева, Г. А. Потемкина, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, М. И. Драгомирова, С. О. Макарова, Н. Д. Скобелева. По праву ведущее место в истории русской армии занимает Петр I. Именно его реформами были созданы регулярные армия и флот России, заложены основы военной культуры, преумножены традиции и ритуалы, выработана единая система обучения и воспитания офицеров и солдат.

В ней изучение военного дела сочеталось с воспитанием патриотизма, дисцилинированности, чуства чести и духа товарищества, гордости за звание военного. В службе честь- вот главный завет Петра I, которому он следовал неукоснительно и требовал того же от офицеров и солдат. Нравственному воспитанию армии, культуре общения царь - реформатор придавал очень большое значение. Тех офицеров, которые пренебрежительно относились к солдатам, он осуждал. Вот несколько петровских заповедей Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради подлежит их равным образом отечески содержать Капитан должен вести себя с солдатами, яко отец с детьми, увещевая непорядочных, напрявляя их советами и наказывать милости недостойных, отличать и любить добрых.

Всe это сказано две сотни лет назад, а звучит актуально сегодня. Особенно Петр I заботился о развитии широкого культурного кругозора воспитанников военных школ, будущих офицеров в Очерках истории морского кадетского корпуса сообщается, что его учеников обучали рисованию, фехтованию, танцам.

В 1702 году по велению Петра I на Красной площади у Никольских ворот начали строить здание публичного театра Комедиальную храмину. В декабре 1703 года здесь стали показывать спектакли, которые посещали и воспитанники военных школ, несомненно, оказав большое влияние на эстетическое развитие будущих офицеров. С именем Петра I связано появление множества воинских ритуалов и атрибутов. Он установил единообразную форму знамени, его расцветку и рисунок, предписал принятие присяги в армии и на флоте под знаменем, символом воинской чести и доблести войск.

В петровском Уставе воинском говорилось Кто знамени присягнул единожды, тот у оного до смерти стоять должен. Полк, потерявший знамя в бою, подлежал расформированию, а его солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Тогда же вводиться единая военная форма одежды с различием по родам войск и для гвардии. Правда, впервые знаки различия на Руси появились еще в стрелецком войске, но Петр I усовершенствовал их, поднял значимость как необходимых воинских атрибутов.

В русской армии с особой ревностью относились к чести военного мундира, олицетворявшейся с боевой славой и ратными традициями войск. Лишение мундира или права ношения каких-либо знаков отличия означало обесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для офицера или солдата. Иногда оно применялось к подразделению или даже воинской части, нарушивших устав или проявивших малодушие на боле боя. При Петре I приняли современный вид награды медали и ордена.

Петр I ввел и особые знаки отличия за смелость и храбрость в бою. После смерти царя реформатора воспитание и образование офицерства по прежнему в центре внимания российских самовержцев. При Анне Иоановне в 1731 году учреждается шляхетский дворянский корпус. Его ученики изучают наряду с военными предметами иностранные языки, историю, географию, юриспруденцию. Педагогические воззрения Екатерины II и одного из главных ее помощников генерал-поручика И. И. Бецкого наиболее ярко выразились в Новом уставе сухопутного кадетского корпуса, принятом 11 сентября 1766 года. Корень всему злу и добру воспитание утверждал Бецкий.

Он же считал, что военным в первую очередь нужно давать блестящее воспитание, и предлагал для этого открыть военные школы, в которых обучались бы дети, достигшие 5-6 летнего возраста. Кадеты помимо военных предметов изучали красноречие, историю, географию, хронологию, языки, нравоучение, естественное право, государственное право, астрономию, рисование, живопись, гравирование, изваяние, делание статуй, архитектуру, музыку, фехтование, танцевание.

Бецкий считал, что необходимо с раннего детства поддерживать в воспитанниках склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивым и сострадательным к бедности и несчастью. Воспитание кадетов направлялось на развитие у них нравственных качеств, чувств гумманости и человеколюбия. В. Н. Ягодинский. Наш этикет М. 88г. стр. 18-20 С этой целью устраивались, например, праздники для бедных, когда кадеты должны были прислуживать нищим и калекам, выслушивая рассказы старцев.

С военными школами Бецкого, в какой-то степени можно сравнить создание в нашей стране, в годы Великой Отечественной войны, суворовские военные училища с семилетним курсом обучения, а также, в наше время, специализированные военные училища школы с двухгодичным курсом обучения после окончания средней школы. В них преподаются музыка, хореография, пение, обширные знания в области литературы и истории, искусства и иностранных языков.

Из стен суворовских училищ вышли известные начальники, музыканты, писатели, спортсмены. В 60-70 годах XIX века в российской армии была проведена крупномасштабная реформа. Ее разработка и реализация связана с именем замечательного военного деятеля генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина, бывшего в те годы военным министром. Реформа затронула все сферы жизни армии, в том числе и культурную.

Военно-учебным заведениям было предписано вести курс преподавания методики или способов обучения нижних чинов грамотности. В брошюре Юнкерские училища в 1874 г. отмечалось будущие офицеры должны быть знакомы теоретически не с какой-либо одной системой обучения грамоте и письму, но непременно с разными системами, принятыми у нас в войсках или же в народных школах при этом преподаватели обязаны знакомить юнкеров и с практическими приемами совместного обучения нижних чинов чтению и письму Ясюков М. И. Шпага и честь М. Знание, 1992 г стр 23. Важное место в воспитании патриотизма, верности воинскому долгу отводилось в российской армии изобразительному искусству.

И конечно особое место в российской армии занимали военные оркестры. Это связано с тем, что армия не может полнокровно жить без величавой и строгой маршевой музыки, без полковой песни. Музыка как бы возвышает над возможной гибелью в бою, в мирное время поддерживает высокий воинский дух солдат, дает заряд бодрости и оптимизма.

Хорошо сказал об этом генерал Бутовский Мы полагаем, что и на мирной деятельности солдата не может благотворно отражаться суровый, грустно-задумчивый и вообще наводящий уныние вид его товарищей. Для избежания этого недостатка в людях начальник должен покровительствовать всяким солдатским забавам, развивающим лихость и веселье играм, песням, вольной гимнастике, любительским спектаклям и даже вечерам с танцами, если их удобно устраивать. Надо, чтобы солдат непременно гордился своим внешним красивым видом, своим мундиром, характерными манерами той части, в которой он служит, и вообще своей молодцеватостью Надо пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать веслость в солдатской среде после утомительных учений, когда часть возвращается домой, следует непременно вызвать песенников, заставлять играть музыку Солдатские песни, особенно старинные, исполненны глубокой поэзии, благотворно действующей на душу солдата слава предков, воспеваемая в этих песнях, волнует молодые сердца мечтаниями о высоких подвигах.

Вообще солдатская песня имеет большое воспитательное значение А. А. Красновский История русской армии М. Голос, 1992 г стр. 13-14. Музыка, искусство,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Традиции русского военного этикета. Воинские ритуалы

Недостатки одних на протяжении веков выравнивались деяниями других. Все вместе создали нашу Родину, ее мощь и красоту, ее культуру и величие - и мы,… На протяжении двух столетий офицерский корпус был одной из наиболее … М.91 г с.4. Раз изменились условия политической и общественной жизни, изменился взгляд на армию, естественно, и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Истоки военной культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги