Бинуральные биения как новое средство музыкальной выразительности

Бинуральные биения как новое средство музыкальной выразительности. или еще один способ игры на нервах Известный российский электронщик Э.Артемьев как-то сказал, что впечатляющим завоеванием электронной музыки стало освоение и контроль над звуковым пространством. Думаю, что еще большим и впечатляющим завоеванием электронной музыки станет освоение и контроль не только над звуком, но и человеческим сознанием, а так же воздействием через него на психическое состояние человека.

Расслабляющее и успокаивающее действие на человеческую психику некоторых звуков и музыки известно давно. Задумывались ли вы, в чем тут дело Прослушайте внимательно запись духовной музыки.

Иногда можно уловить сливающиеся голоса, образующие один пульсирующий тон биения. Когда голоса сходятся в унисон, биения также замедляются, а когда расходятся ускоряются. Этот, казалось бы, ничем не примечательный для музыкантов факт лег в основу исследований Роберта Монро, который занялся исследованием подобных биений, в дальнейшем получивших название бинуральных, а также воздействием их на сознание человека при прослушивании через стереонаушники.

Было открыто, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам правому и левому человек ощущает так называемые бинуральные биения или бинуральные ритмы. Например, если одно ухо слышит чистый тон с частотой 150Гц, а другое с частотой 157Гц, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате человек слышит биения с частотой 157-1507Гц, но это не реальный внешний звук, а фантом. Он рождается в мозгу человека только при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга. Дальнейшие исследования показали, что подобный фантом способствует синхронизации полушарий, наблюдаемой в медитативных и гипнотических состояниях сознания.

Эти ритмы могут улучшить функционирование мозга, поскольку помогают сознательно слушающему их налаживать межполушарные нервные связи на нужной частоте. Исследователи энцефалограммы ЭЭГ открыли, что, накладывая бинуральные ритмы друг на друга в несколько слоев, можно формировать ритмическую активность мозга в нужном направлении, и таким образом вызывать у человека нужную картину ЭЭГ т.е. картину колебаний в мозге, а вместе с ней и состояние сознания, которому свойственна эта картина.

В человеческом мозге существуют следующие основные виды электрических колебаний, каждому из которых соответствует свой диапазон частот, и состояние сознания, при котором он доминирует Бета-волны самые быстрые 14-100Гц. Доминируют в нашем мозге и связаны с бодрствованием, сосредоточенностью, познанием.

Альфа-волны 8-13Гц. Состояние умиротворенности и расслабления. Тета-волны 4-8Гц. Состояние расслабления переходит в сонливость. Дельта-волны менее 4Гц. Состояние сна. Использование бинуральных ритмов является мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга. Современные исследования подтверждают, что определенным состояниям сознания соответствуют определенные картины ритмов мозга, и это объясняет, почему человек, способный произвольно их изменять, в значительной степени может контролировать свои умственные и физиологические функции.

На западе изучением измененных состояний сознания свыше 30 лет успешно занимается институт Монро с его технологией Хеми-синхронизации. Другим средством информационного воздействия является так называемая биомузыка. Биомузыка - это музыка, получающаяся в результате снятия характеристик с сенсоров, датчиков и т. п показаниями которых являются изменения биопотенциалов мышц и мозга. После чего, входные сигналы преобразовываются в звуковые с помощью некоей программы.

Еще в тридцатых годах психофизики начали изучать альфа-ритмы - колебания с частотой около 10 Гц, полученные в результате энцифалограммы мозга, и, возникающие за счет человеческого воображения. Именно эти открытия и идея превратить данные колебания в звуки легли в основу биомузыки. Немаловажное место в современных разработках занимают обратные связи. Во многих современных играх они и применены. По мере приближения или удаления от источников звука громкость то затихает, то нарастает.

При приближении опасности музыка становится более настороженной, при схватках она бушует и готова вырваться из динамиков. Это и есть обратная связь. Более 20 лет назад ученые начали проводить опыты по биологическим обратным связям. То есть был некий внешний звук и человек, который его слушал. По мере воздействия звука на организм испытуемого, у того появлялась определенная реакция, которую фиксировали датчики от которых, в свою очередь, поступали команды на изменение внешнего воздействия звука.