ПРИЗВАНИЕ ЕВРЕЕВ

 

В конце XVIII века, после разделов Польши, российскими подданными оказались больше половины всех живущих в мире евреев. К 1917 году их было 5 миллионов – 2,8 % населения Российской империи.

До марта 1915 года официально существовала «черта оседлости». В 1915 году черту оседлости наконец отменили, но сохранялись многие унизительные и глупые ограничения: евреев принимали в ВУЗы по особой «процентной норме», иудей не мог быть офицером, занимать многие должности…

Только Временное правительство 2 марта 1917 года издает Декрет: «Об уравнении в правах еврейского населения».

Евреи сыграли огромную роль в том, что у нас чуть ли не до сих пор называется красиво: «русское освободительное движение». Евреев было едва не половина во всех социалистических организациях. В руководстве социал-демократов даже и больше: Некоторые современники-антисемиты считали революцию и Гражданскую войну этнической войной русских с евреями: В.В. Шульгин, например.

Мировая война вынудила сдвинуться с места великое множество людей, сломала черту оседлости: частично евреи бежали от немецкой армии вглубь России. Среди евреев нет неграмотных. Большая часть тех 200 тысяч евреев, что заполнили Петроград, тех 300 тысяч, что заполнили Москву, тех 400 тысяч, что заполнили провинциальные города, грамотны не только по-русски. А многие знают и польский, и немецкий, и французский. Далеко не все они могут стать политическими деятелями или чиновниками высшего эшелона – но ведь этого и не требуется.

Советская власть строит свой аппарат и зовет всех грамотных и социально близких занимать в нем должности.

Большинство из «призванных» получают самую скромную работу почтовых служащих, мелких железнодорожных чиновников, и так далее. Работу, которая не требует колоссальных талантов или интеллекта. Нужна грамотность, умение вести документацию, старательность, ответственность… Эти качества есть у абсолютного большинства евреев – выработаны их сугубо «городскими» занятиями ремеслом и торговлей, за века и тысячелетия. Кто не обладал этими качествами – давно пропал еще в своих далеко не близких предках.

Евреи стали в немалой мере тем низовым слоем рядовых исполнителей, который помог большевикам справиться с забастовкой государственных служащих.

Это зорко замечали современники. Уинстон Черчилль, выступая в палате представителей 5 ноября 1919 г., сказал: «Нет надобности преувеличивать роль, сыгранную в создании большевизма и подлинного участия в русской революции интернациональных евреев-атеистов. Более того, главное вдохновение и движущая сила исходят от еврейских вождей. В советских учреждениях преобладание евреев более чем удивительно. И главная часть в проведении системы террора, учрежденного ЧК, была осуществлена евреями и в некоторых случаях еврейками. Такая же дьявольская известность была достигнута евреями в период террора, когда Венгрией правил еврей Бела Кун».

В 1920 году Ленин разъяснял руководителю Евсекции Интернационала Диманштейну: для дела революции оказалось очень важным, что во время войны много евреев было эвакуировано в глубь России, и «значительное количество еврейской средней интеллигенции оказались в русских городах. Они сорвали тот генеральный саботаж, с которым мы встретились после Октябрьской революции и который был нам крайне опасен. Еврейские элементы, хотя далеко не все, саботировали этот саботаж и этим выручили революцию в нужный момент».

 

ПРИЗВАНИЕ «ЛАТЫШЕЙ»

 

Евреи – это идейная сила. Люди, убежденно поддерживавшие большевиков, потому что большевики дали им полноту человеческих прав. Другой силой были наемники: латыши и китайцы.

В 1915 году по просьбе местных земств были созданы особые отряды латышских стрелков: латыши хотели сформировать стойкие национальные части для защиты Прибалтики от немецкого наступления. Батальоны добровольцев сыграли большую роль и в обороне Латвии от немцев, и в Гражданской войне.

Еще в мае 1917 года большевики обращаются к 9 полкам латышских стрелков с предложением послужить в том же военном качестве, но за приличное жалованье. Как профессионалы. За плату. В Латвии советская власть установилась было в декабре 1917 года, а к февралю 1918 Латвия полностью оккупирована немцами. Часть латышских стрелков остается в Латвии, там они чаще всего становятся белыми. Латышам, которые после Северного фронта оказались в Петрограде (как очередные «надежные части»), бежать некуда. Они не разлагаются, как остальная армия, надежны и профессиональны.

С ноября 1917 года большевики опять могут платить, и латыши у них опять при деле. Платили неплохо – 10, потом 15 рублей в день. Долю погибших то делили уцелевшие, то зажимало начальство, но на эти 10–15 рублей в сутки каждый латыш мог рассчитывать. Образовался «Корпус латышских стрелков» численностью в 30 тысяч человек. Называли и другие цифры, вплоть до 40–50 тысяч, но похоже, численность корпуса пополнялась позже. Служба оказалась кормящей, из Латвии потек ручеек «вербованных», и служить не только в «стрелках», но и в ВЧК, и в других советских организациях.

В 1919 году 55 % работников центрального аппарата ВЧК были латыши.

О легендарном зампредседателя ВЧК М. Лацисе еще придется говорить отдельно, а ведь были еще и Петерс, и Петровс, и Берзинь, и Шульбург… Но последний латышский немец. Были и латышки, служившие в ВЧК, – Штальберг, Виккерс и другие.

Как сообщал бюллетень левых эсеров, из Латвии в ВЧК едут «как в Америку, на разживу». Позже Сталин извел их.

Но справедливости ради: очень часто «латышами» стали называть и эстонцев, и других наемников западного происхождения. Довольно многие австрийские немцы пошли на службу к большевикам. Соображения у них были весьма разными. Встречались и идейные коммунисты, считавшие своим долгом принять участие в пролетарской революции.

Известно и 5 или б тысяч наемников-венгров.