МОНГОЛИЯ

 

В 1918 году Пекинское правительство в Китае («партия Аньфу») пытается собрать распавшуюся страну. Среди всего прочего, в марте 1918 года правительство Аньфу направило в Монголию ультиматум с требованием согласиться на новый вход в состав Китая.

Богдо-гэгэнское правительство соглашалось только на автономию, но китайские войска (6 тыс. человек) вошли в Монголию, в Ургу. Давление Китая продолжалось, контингент войск доведен был до 10 тысяч человек. 30 ноября 1919 года богдо-гэгенское правительство вручило командующими войсками Аньфу генералу Суй Шучжену петицию с «просьбой» об упразднении автономии Монголии. Формально Монголия вошла в состав Китая.

В августе 1919 года Советское правительство распространяло в Монголии Обращение советского правительства – там монголам давались гарантии права на самоопределение и равноправие, если они признают Совдепию.

Советские агенты создают в Урге подпольные кружки, которые ведут агитацию против Китая и богдо-гэгэнского правительства. Главы этих кружков – Сухэ Батор и Чойбалсан – меньше всего марксисты. Скорее это народные повстанцы, пытающиеся решать национальные задачи руками нового правительства России. Марксистских кружков в Монголии не было.

К концу 1919 года правительство переловило большую часть крамольников. Но основатели советского подполья, Сухэ-Батор и Чойбалсан, бегут в Кяхту, и едут в Москву, где их принимает Ленин.

До лета 1921 года оба монгольских революционера находились в России и в ДВР. В Забайкалье они вербовали бурятов в Народную армию Монголии. Со своими партизанскими отрядами они переходили границу, а как только противник оказывался сильнее, бежали в Россию. Монгольские и китайские части не преследовали их.

Дальнейшие события в Монголии связаны с именем Романа Федоровича Унгерна фон Штернберга. Фон Унгерн послан вместе с Семеновым в Забайкалье еще Временным правительством. Он возглавил Конно-азиатскую дивизию, состоявшую в основном из монголов и бурятов. Европейцев фон Унгерн не уважал. Он считал, что европейцы потеряли исторический дух. Высокий дух вечной традиции жив в азиатских народах. Именно им суждено восстановить империю Чингис-хана, и пресечь всякие гнусные выдумки вроде прогресса, просвещения или современной медицины. На прямой вопрос, не себя ли он видит современным Чингис-ханом, прибалтийский немец фон Унгерн загадочно молчал и улыбался.

До сих пор у некоторых хватает совести называть фон Унгерна «белым». Скорее уж это своего рода национал-социалист до национал-социализма. Мистик, сторонник полного преобразования этого отвратительного мира, расист и антисемит.

Летом 1920 года, после ухода японцев из Забайкалья, фон Унгерн отделился от Семенова, ушел в Монголию. Китайцы отстранили от власти Богдо-Гэгэна, а Унгерн с 15 февраля 1921 года поставил его опять во главе Монголии. И объявил Монголию суверенной. Правительство Монголии дало ему титул «вана». Он сделался фактически диктатором этой страны, опираясь на свою армию: 2 тысячи русских и 6 тысяч бурятов и монголов.

Кроме декларации Монголии о независимости, фон Унгерн не успел или не захотел сделать ничего, кроме погрома евреев и коммунистов в Урге. Вступление войск фон Унгерна в столицу Монголии, Ургу, ознаменовалось поголовным истреблением евреев. Спасало многих только то, что для монголов приказ убивать евреев не имел ни малейшего смысла, и они не особенно рьяно его исполняли. Да монголы и не очень понимали, кто именно еврей, а кто нет.

Если режим Семенова соответствовал режиму красных по жестокости, то режим фон Унгерна был круче зверств Белы Куна или Землячки. Только «предателей» его разведка обнаружила до 40. Специальные китайские палачи забивали приговоренных палками, привязывая мужей к женам лицом к лицу – на глазах малолетних детей. Монголам и тем все меньше нравился фон Унгерн.

13 марта 1921 года в Кяхте проходит съезд Монгольской народной партии (И человек). Съезд создает Временное народное правительство Монголии, и 18 марта в Монголию вторгается Народная армия Монголии из 800 монголов, и 1000 красноармейцев. Захватив городок Маймачен, Временное правительство обращается к РСФСР с просьбой о помощи. Маймачен – монгольская Кяхта, возле самой русской границы.

Но теперь в Монголию вступают части зеленого партизана П.Е. Щетинкина (того самого, для которого Ленин был агентом царя-батюшки). Армия до 20 тысяч человек идет уже в глубь страны, на столицу.

Фон Унгерн двинул на Щетинкина свою армию, но в мае 1921 года потерпел сокрушительное поражение. Монголы, может быть, и несли в себе волю к победе и величие Чингис-хана, но быстренько выдали его красным – 21 августа 1921 года. 6 июня 1921 года Народная армия Монголии и Красная армия вступают в Ургу. 8 июня в Ургу прибывает Временное Народное правительство Монголии. 10 июня Временное правительство объявляет себя постоянным.

15 сентября 1921 года фон Унгерна расстреляли в Новосибирске по приговору Сибирского ревкома. Говоря откровенно, он этого вполне заслуживал.

5 ноября 1921 года Монголия и Советская Россия подписали договор о дружбе.

Завоевание Монголии продолжалось до конца 1922 года – не все монголы хотели советской оккупации. К тому же монголам была навязана гражданская война – перераспределение собственности, построение пирамиды власти по советскому образцу. В июне 1922 года даже создали монгольское ЧК – Государственную внутреннюю охрану.

Судьба Сухэ-Батора похожа на судьбу Щетинкина: он умер при очень странных обстоятельствах в феврале 1923 года. Сразу как советизация страны сделалась необратимой. Видимо, он все же был скорее «зеленым», чем красным. Было ему 30 лет. Вот Чойбалсан дожил до 1952, и скончался в возрасте 57 лет. Учился в Академии имени Фрунзе, награжден многими советскими орденами.

В мае 1924 года умер Богдо-Гэгэн. 13 июня страна объявляется республикой.

4 августа 1924 года прошел III съезд Народной партии. Он переименовал партию в народно-революционную, республика из Монгольской народной стала Монгольской народно-революционной. Партия провозгласила курс на «социалистические преобразования».

С этого времени существует та Монгольская Народная Республика, МНР, которую мы знаем.

 

Глава 4. «Антоновщина»

 

Гражданская война вскрыла одну из самых тяжелых и самых трудных проблем России: «…социально-культурный разрыв между народом и интеллигенцией, который возник после реформ Петра Великого и в течение двух столетий был самым большим социальным злом русской жизни. «Народ», т. е. крестьянство, смотрел на дворянство, чиновничество и интеллигенцию почти как на иностранцев или, во всяком случае, как на «начальство». Разрыв этот был не только бытовым и психологическим, но и юридическим».

Уже в ходе Великой войны вскрылись коренные различия между «народом» и «интеллигенцией». Народ не хотел Великой войны, не понимал ее смысла. Крестьяне дезертировали толпами. А потом они не хотели воевать ни у белых, ни у красных. Красные намного последовательнее белых заставляли крестьян воевать на их стороне, формируя из них тело своей военной машины.