рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера

ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера - раздел Военное дело,   ...

 

Искусство движения Уроки мастера

  ББК 88.4 Ф39 Ф39

Введение

Впервые семинар Фельденкрайза я посе­тил летом 1974 года. Его вел человек, кото­рый всего месяц провел с Мойше и не яв­лялся вполне квалифицированным препода­вателем. Тем не менее он достаточно проникся духом Мойше, чтобы передать сущность его метода.

В то время я страдал от периодических приступов боли в пояснице и изучал различ­ные виды телесной терапии, чтобы хоть как-то облегчить свою болезнь. Поначалу я с боль­шой неохотой включился в работу Фельден­крайза. Насколько я знал, Мойше каким-то образом воздействовал на координацию движений. Она-то у меня и была нарушена, и из-за этого я воспринимал себя неуклю­жим и непривлекательным.

Семинар стал для меня настоящим от­крытием. Уже через два дня я обнаружил, что способен изменять то, что хочу изме­нить. Для меня стало возможным танцевать и свободно двигаться. Я смог торжественно стоять, не выпячивая зад за линию плеч. Кроме того, двигаясь с осознанием, как это

Мойте Фельденкрайз

называл Фельденкрайз, я научился выпол­нять несложные движения, которые позво­лили бы мне удлинить укоротившиеся мышцы.

Поскольку я больше не страдал от ско­вывающих мышечных спазмов в спине, то следующие месяцы я провел, постоянно твер­дя лишь об искусстве Фельденкрайза. Зимой я узнал, что грядущим летом Мойше соби­рался организовать профессиональную тренинговую группу в Сан-Франциско. Я не­медленно послал заявку на участие, по­скольку был уверен, что на большинство вопросов, которые мне хотелось прояснить, у Фельденкрайза имелись ответы.

В первый день занятий Мойше приехал в тех же мешковатых брюках и в той же рас­пахнутой рубахе, в которых мы видели его на тренингах еще три следующих лета. Круг­лое лицо доброго волшебника с двумя коп­нами белых волос с обеих сторон лысой го­ловы придавало ему вид ласкового, но авто­ритетного отца. Ходил он медленно, чтобы не потревожить поврежденные колени — травма, которая и привела его к таким от­крытиям, — однако был крепок и гармони­чен. Как только в центре комнаты он сел лицом к группе, мы все вдруг попали под его чары.

Мойше всегда садился в центре, лицом к студентам. Это создавало ситуацию подчинения, благодаря которой он контролировал происходящее и которая была нужна для со­здания определенной обстановки в процессе обучения. Он всегда стремился подвести людей к открытому познанию самих себя, к оценке и пониманию того, что им дало это познание. Когда Мойше бросал вызов на­шим способностям и умениям, то основы­вался на том, что человек, которого застав­ляют что-то делать, не использует все свои возможности, чтобы добраться до сути и по­знать, в чем заключена истина. Его автори­тет никогда не был авторитарен.

Мойше тщательно обдумывал все, что делал в нашей группе. К примеру, очень на­глядно у него получались перепады настро­ения. В минуты полного спокойствия он с огоньком в умных глазах мог рассказывать истории. Он мог польстить или высмеять. Временами он встряхивал нас внезапными вспышками гнева, столь же эффективными, как и минуты спокойствия. Его огромный багаж знаний был неисчерпаем, как и запас шуток. По сути, все время, что мы проводи­ли с ним, он поддерживал в нас живой инте­рес к познанию.

В то же время Мойше ревностно следил за тем, что мы делали перед ним на полу, за­мечая в наших движениях все, вплоть до малейших нюансов. Через всю комнату с груп­пой в 65 человек он мог разглядеть одного, чьи движения были особенными и таили в себе нечто интересное. Таким образом, его групповое обучение было и индивидуаль­ным — он часто мог адресовать замечание конкретному человеку так, что тот и не дога­дывался, что замечание было сделано. Затем он мог выбрать одного человека для обсуж­дения, чтобы и он сам, и группа извлекли из этого пользу.

Я был так увлечен объяснениями и рас­сказами Мойше, что теперь подозреваю, что в течение всего того огромного времени, ко­торое я провел с ним, я находился как бы в трансе. Это был транс особого рода, несу­щий в себе массу знаний. Мойше любил по­вторять, что верно и прочно усвоенное зна­ние позже покажется собственным открыти­ем. Он был твердо уверен, что сам по себе процесс познания бессознателен и что успех усвоения чего-либо важного и нового зави­сит от опыта, несущего знание, — от расска­зов, перемен тона и интонации, перепадов настроения, смеха и прочих атрибутов стиля его работы.

Он мастерски умел внести сумятицу в наши знания и заменять пустые слова мыс­лями. Например, он мог спросить, почему одно движение будет легче сделать с подготовленным к нему телом, а другое — нет. И затем мог продемонстрировать, что наши ответы не соответствуют имеющемуся у нас опыту. Для Мойше мысль и действие были едины. То есть под влиянием мысли непре­менно происходит изменение действия.

В этой расшифровке пятидневного от­крытого семинара, проведенного Мойше в 1979 году на ранчо Манна в Северной Каро­лине, можно увидеть всю широту его мыс­лей и методов преподавания. Все его основ­ные идеи о движении, развитии, сензитивности, осознании и т. д. представлены в двух плоскостях — в виде описания и в виде ана­лиза уроков движения, проведенных Мой­ше. Эти уроки — часть его уникального вклада в развитие человека и ключ к пони­манию метода Фельденкрайза. Здесь пред­ставлены и новые, и старые уроки. Однако уроки, которые могут показаться знакомы­ми по предыдущим книгам, поданы иначе. Во время семинара Мойше постоянно сле­дил за ходом работы, чтобы и вести группу, и двигаться вместе с ней, одновременно раз­вивая свои мысли.

Тогда уроки становились подобны «нит­ке бус». По своей логике они не опережали время, не были спонтанными. В процессе обучения каждая из групп шла по особому, предназначенному лишь для нее пути развития. Не была случайной и устная подача уроков. Слушая пленку, на которой Мойше руководит группой, все кажется предельно ясным. Однако, изучая ее письменный вари­ант, становится очевидным, что Мойше — мастер незавершенных предложений и не­оконченных мыслей. Недоговаривая что-то, он призывал слушателя к участию в разгово­ре и завершению его мысли.

Идеальная для восприятия на слух, на бумаге такая тактика выглядит странно. Ре­дактируя рукописный вариант этой книги, я счел нужным завершить предложения, по­скольку знал дальнейшую программу семи­нара. В то же время я постарался сохранить суть обучающей техники Мойше.

Помимо этого, следует прояснить еще один момент, касающийся уроков. Как пра­вило, человек бессознательно настраивается на деятельность. Однако если подготовке уделяется чрезмерное внимание, это обычно мешает самому процессу. Это относится и к тем, кто слишком много думает о цели рабо­ты или движения. Читая книгу, вы обратите внимание на то, что Мойше никогда не обо­значал цели и строил уроки таким образом, чтобы одновременно отвлечь от нее внима­ние и перевести на более высокий уровень, как он говорил, «осознания». В понимании Мойше осознание — это кинестетическое знание, способ ощущения нужного паттерна.

Поэтому уроки не определяют, что пра­вильно, а что нет, а содержат приемы, по­зволяющие, возможно, впервые в жизни, почувствовать и испытать то, что нужно имен­но вам. Вам необходимо найти легкий, удоб­ный и приятный способ делать то, что требу­ется. В сущности, благодаря возрастающей сенсорной способности вы сами увидите, насколько в этом преуспеете.

Мойше был абсолютно прав, утверждая, что он не учитель и что он ничему не учит, если понимать обучение как наложение не­кой внешней схемы. Как учитель же, Мойше часто говорил: «Я хочу, чтобы вы учились, но не были научены».

Функциональная интеграция и актуаль­ность работы Мойше способствуют даль­нейшим изменениям. На его занятиях тре­нер и ученик находятся в тесном контакте. Тренер ничего не делает, однако это «ниче­го» не означает бездействия. Он чувствует, что необходимо знать ученику, и через двой­ную петлю обратной связи тренера с учени­ком последний получает новые паттерны возможностей. Такого рода общение требует синхронности и активной связи сенсорных и моторных процессов тренера и ученика. Мойше называл это «танцем вдвоем».

Следует еще раз заметить, что в этом про­цессе отсутствует учитель, а есть лишь уче­ник и ситуация обучения и перемен, кото­рую обеспечивает тренер. Уроки функцио­нальной интеграции начинаются с того, что тренер создает для ученика ощущение ком­форта и опоры и — с помощью прикоснове­ний — чувство безопасности. Однако ученик может быть склонен зажимать, напрягать, блокировать одну часть тела другой. Фельденкрайз этому не противодействует, а под­держивает, открыто перенимая подобное по­ведение. Он обнаружил, что с такой опорой большинство учеников испытывали чувство, словно их заставили выкинуть из головы их привычку. Теперь ученик был готов к пере­менам, и зачастую всего лишь предложение новой модели движения было достаточным для достижения значительных результатов.

Таким образом, обоим удавалось избе­жать проблемы противостояния. Однако на­сколько мягким окажется данный подход, зависит от глубокого знания причинно-следственных связей самоконтроля у людей. Эти открытия Фельденкрайза сразу подтвер­дились полученными им данными из облас­ти кибернетики. Это имело отношение к его работе в сфере инженерии и физики. И дей­ствительно, его общий подход был аналоги­чен схожим открытиям, сделанным другими исследователями в сфере соматического обучения и в области терапии. Подход Мойше, придающий большое значение осознанию, способности быстро меняться и усиле­нию обратной связи, схож с открытиями Эльзы Джиндлер так же, как его понимание познания через усиленное подавление не­нужного напряжения аналогично открыти­ям Ф.М. Александера. Но, вероятно, наибо­лее близок основной подход Мойше к обще­нию людей и к их изменению вербальному терапевтическому принципу Милтона Эрик­сона. Эриксона также в первую очередь ин­тересовал характер перемен, происходящих с его клиентами.

Читая эту книгу, вы можете обратить внимание на некоторые уникальные в своем роде методы работы Фельденкрайза. Напри­мер, акцент, который делает Мойше на ки­нестетической, осязательной стороне вашей самоорганизации. Изучая урок за уроком, вы можете вдруг понять, что Мойше отводит вас от визуализации или вербализации того, что вы делаете, пока вы не обретете собст­венного кинестетического опыта в движени­ях и действиях. В результате наблюдений за собой и за другими людьми Мойше обнару­жил, что на осязание и проприоцептивные чувства наша культура полагается меньше всего и уделяет им минимум внимания. Этим объясняется тяга Мойше к кинестетике. Впос­ледствии он обнаружил, что значительные изменения кинестетического, физического представления о самом себе непосредствен­но ведут к изменению всех аспектов самоор­ганизации.

Необычно в работе Мойше еще и то, что он настаивает на функции. Под функцией подразумевается все, что вы делаете, — будь то ходьба, стояние на месте, кручение и т. п. Функция интегрируется тогда, когда вы все­цело поглощены ее выполнением и не со­здаете собственных помех. Анализируя уро­ки, вы начнете понимать движения своего тела в пространстве и связь его частей, на­пример таза и головы, со всем, что вы делае­те. Ниже вы увидите, что Мойше особо под­черкнул некоторые такие отношения. Для вас они являются своеобразными ключами к функциональной интеграции. Но только ваш собственный опыт расшифрует вам эти сло­ва. В работе Фельденкрайза не существует познания без действия, т. е. без выполнения уроков.

В заключение я хочу обратить особое внимание читателя на то, что эти удивитель­ные уроки движения — результат многолет­него процесса самопознания, которым зани­мался Мойше. Здесь, всего в нескольких уроках, хранится кладезь материала, драго­ценного как для новичка, так и для профес­сионала. Каждый из уроков, которые выгля­дят вполне завершенными и так блестяще

выстроенными, отнимал часы проб и оши­бок, чтобы стать таковым. Теперь в общих словах можно рассказать о том, как созда­вался такой урок движения. Начинал Мойше, имея за плечами лишь опыт в дзюдо, пытливый ум плюс желание вылечить свои поврежденные колени. Без предшественни­ка, но открытый новым знаниям, он делал открытие за открытием. А теперь и вам представился случай извлечь из его опыта пользу. Искренне желаю вам успехов.

Как пользоваться книгой

Мойше любил цитировать свое любимое китайское изречение: Слышу — забываю Вижу — вспоминаю Делаю — понимаю Мне же остается лишь призвать всех чи­тателей встать на пол и приступить к выпол­нению уроков. Начинать занятия…

ВЫЯВЛЕНИЕ МАЛЕНЬКИХ РАЗЛИЧИЙ

Может ли кто-нибудь, не являясь музы­кантом и не умея замечать небольшую раз­ницу, сказать, кто из них — Менухин, Ойстрах или Хейфец — лучше играет… Давайте посмотрим, что же вывело чело­вечество на ту ступень развития,… Мы рождаемся с очень небольшим набо­ром рефлексов и инстинктов. Люди практи­чески лишены инстинктов. Ни один человек…

ВИНТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ К ПОЛУ

Теперь представьте, где бы оказались ва­ши колени, если бы вам пришлось продол­жать следовать за движением таза, стоя в позе, когда рука… Искусство движения. Уроки мастера ног, позвольте ступням поворачиваться в одном с вами направлении. Вы обнаружите, что будете закручиваться до тех пор,…

– Конец работы –

Используемые теги: хелен, сингер, каплан, искусство, движения, уроки, Мастера0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН
На сайте allrefs.net читайте: "ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН". Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха.

ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН
На сайте allrefs.net читайте: "ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН"

ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН
На сайте allrefs.net читайте: "ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН"...

ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН
На сайте allrefs.net читайте: "ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН"

ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН
На сайте allrefs.net читайте: "ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН"

Скорость движения Средняя путевая скорость Мгновенная скорость/ скорость движения
Кинема тика точки раздел кинематики изучающий математическое описание движения материальных точек Основной задачей кинематики является... Основная задача механики определить положение тела в любой момент времени... Механическое движение это изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других тел...

Конспекти уроків На перший семестр УРОК 1 ТЕМА УРОКУ: Музика мого народу
З музичного мистецтва... для класів... На перший семестр ТЕМА Музика мого народу...

Временная трансспектива внутренней жизни мастера (психопоэтика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Художники и поэты опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, еще более важном и возвышенном смысле: не только религиозная идея будет… Поэтому человек – не соработник Бога, но творец в подлинном смысле этого… Мастер утверждает, что роман, написанный им, он не создал сам, он просто все верно угадал.Угаданная мастером…

Тема урока: Информация и её виды. Что изучает информатика? Техника безопасности в компьютерном классе Урок информатики в 10 классе 1 Из материалов сайта
Урок информатики в классе... Из материалов сайта Скородянской средней школы Губкинского района... Цель урока Познакомить учащихся с новым предметом Изучить понятие информации Воспитание умения слушать учителя...

Основные характеристики движения материальной точки: траектория движения, перемещение точки, пройденный ею путь, координаты, скорость и ускорение
Фи зика область естествознания Наука изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности определяющие структуру и эволюцию... Мате рия объективная реальность... Все вещества состоят из отдельных мельчайших частиц молекул и атомов...

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам