рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВИНТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ К ПОЛУ

ВИНТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ К ПОЛУ - раздел Военное дело, ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера Встаньте, Расставьте Ноги На Ширине Плеч. Расслабьте Колени. Держа Правую Рук...

Встаньте, расставьте ноги на ширине плеч. Расслабьте колени. Держа правую руку ладонью вниз, коснитесь ею пола впереди и чуть левее вашей левой ступни. Пусть в 1ши колени сгибаются и поворачиваются так, чтобы вам было легко выполнить движение. Не переставляйте ноги. Касайтесь пола и возвращайтесь в исходное положение много раз, до тех пор, пока движение не станет для вас привычным. Продолжайте выполнять движение и каждый раз, когда наклоняетесь к полу и поднимаетесь обратно, следуйте траектории своего таза.

Теперь представьте, где бы оказались ва­ши колени, если бы вам пришлось продол­жать следовать за движением таза, стоя в позе, когда рука соприкасается с полом. Что будет делать ваше тело и где в конце концов приземлится ваш зад? Движение должно вы­полняться непрерывно, без остановок и без каких бы то ни было изменений. После того как вы дотронулись до пола, оставьте на этом месте ладонь и, не меняя положения

Искусство движения. Уроки мастера

ног, позвольте ступням поворачиваться в одном с вами направлении. Вы обнаружите, что будете закручиваться до тех пор, пока не сядете по-турецки, глядя в сторону, проти­воположную той, с которой начинали. Те­перь поднимитесь, не отрывая руки от пола, где вы его коснулись, когда садились. Долж­но повториться то же восходящее винтовое движение, и таз должен пойти по той же тра­ектории. Заметьте, какая нога каждый раз оказывается поверх другой, когда вы так са­дитесь. Достигнув непрерывности восходя­щих и нисходящих движений, попробуйте то же самое выполнить левой рукой, на этот раз дотрагиваясь до пола ею. Прежде чем на­чать, несколько раз представьте себе эти движения.

[Далее следует продолжение урока.] Решите для себя, в какую сторону вы хо­тите подняться, и расположите ноги так, чтобы вам это удалось. Вы увидите, что само направление, в котором вы поворачивае­тесь, определяет, какая рука и какая нога вам в этом помогут и как нужно располо­жить ноги. Удивительно? Вы видите? Вам даже не нужно для этого раскачиваться. Как только вы представите себе свой таз, пере­станет иметь значение, какую ногу и руку вы задействуете. Ваша нога и таз очерчивают непрерывную кривую линию. И заметьте, ваши ноги и руки сами прекрасно найдут

Мойше Фельденкрайз

верное направление, хотя большинство учи­телей настаивали бы на точном времени, оп-> ределенной ноге и конкретной руке. Знайте,г вы можете выполнять движение как следует, > и эта мысль приводит в порядок каждую го­лову и каждое тело. Теперь, пожалуйста, встаньте. Это уже труднее. Решите, какой рукой вам опереться о пол, — это определит, в какую сторону вы повернетесь, чтобы сесть. И вам не придется принимать решение: по­ложив на пол руку, вы обнаружите, что низ­шая система помнит, в каком направлении поворачиваться, как сесть и что делать. Дру­гими словами, вы увидите, что можете учить­ся, схватывая все в сто раз быстрее, чем про­сто выполняя монотонные упражнения. Как только вы начнете чувствовать, восприни­мать, действовать и думать одновременно, вы обнаружите, что за десять минут вы смо­жете выучить все от и до. В процессе обуче­ния, о котором я говорю, вы, скорее всего, убедитесь, что чем человек старше, опытнее и мудрее, тем быстрее он учится. И это не имеет никакого отношения к тому, болеет ли человек артритом, имеет ли заболевание сердца или у него еще какие-нибудь пробле­мы.

Теперь дайте себе минуту на то, чтобы самим попробовать сделать все, что вам за­хочется, и подумать о том, что можно было бы улучшить в вашем движении. Одновре-

Искусство движения Уроки мастера

менно поднимите голову, посмотрите на по­толок и напрягите шею. Обратите внимание на то, что происходит с вами и с вашим ды­ханием. Вы выполняете движение по образ­цу, и все же оно бестолковое. Очевидно, раньше, сами того не осознавая, вы исполь­зовали голову гораздо лучше, чем теперь, тем не менее, вставая, вы должны суметь увидеть потолок. Каким же образом вы смо­жете правильно подняться и увидеть пото­лок? Вероятно, при помощи вашего собст­венного ощущения того, как это правильнее сделать, которое вы приобрели с опытом. Повторите то же самое, но вставайте, глядя в направлении своих половых органов. Снова выполните движение, переводя взгляд с одного человека на другого. Это означает: с себя на потолок, с потолка на себя.

[Человек, у которого болит спина, оста­навливается. Он сидит со скрещенными но­гами, высоко подняв колени. Мойше ком­ментирует.] У вас ничего не получается. Тем не менее, если вы выполните движение пра­вильно, при условии, что вы не будете его делать как гимнастическое упражнение, ваша спина пойдет на поправку. Выполняй­те его как можно медленнее, выясняя, поче­му и где вы так глупо распоряжаетесь своей спиной. Вам не нужно вставать, оставьте эту идею. Ваши ноги зажаты. Вы знаете почему? Мне бы хотелось, чтобы вы увидели и осоз-

Мойше Фельденкрайз

нали, когда функциональная интеграция сделает различие и когда никто в мире не сможет сделать это движение лучше вас. Ви­дите, эта женщина встала первой, хотя пос­ледние шесть недель у нее были боли в спине. Если сделать рентген, то будет видно, что расстояние между позвоночными диска­ми несколько сужено, и ей предложат либо корсет, или, если станет хуже, операцию. Теперь взгляните на ее колени! И на его ко­лени! Вы видите, насколько они далеко от пола? Знаете почему? Смотрите. [Мойше просит мужчину, на которого он указал, ок­руглить спину и ближе сдвинуть колени.] Посмотрите, у него поднимаются колени, значит, работают не они, а поясница. И не пытайтесь этого изменить. У вас болит пояс­ница, потому что вы счастливый человек. Боль предупреждает вас, что если вы сделае­те еще несколько неправильных движений, то у вас возникнут такие чудовищные ос­ложнения с позвоночником, что вы не смо­жете выпрямить ног и окажетесь парализо­ванным. Мы так устроены, что сначала чув­ствуем боль. Вся структура мозга, спинной мозг и позвоночник в целом устроены таким образом, что чувствительные нервы нахо­дятся снаружи, а двигательные — внутри по­звонков. Между каждыми позвонками дви­гательные и чувствительные корешки объ­единяются в нерв. Боль заставляет вас

Искусство движения Уроки мастера

тормозить двигательные корешки, чтобы вы не могли сделать причиняющего боль дви­жения и повредить двигательную часть нерва. Если бы было наоборот, то сначала вы бы оказались парализованы, а лишь затем появилась бы боль. Боль показывает вам путь к выздоровлению, чтобы на всю ос­тавшуюся жизнь вы смогли от нее избавить­ся.

Итак, чему же вы должны научиться? Сядьте, расположив ноги крест-накрест, и обопритесь на руки сзади. Попытайтесь ос­торожно поднять колени и проделайте это десять раз. Поднимайте и опускайте, стара­ясь широко их не разводить. Теперь выпол­няйте это движение мельче, но чаще, вот так — пап...пап...пап... где-то около тридца­ти раз. Обратите внимание на свое дыхание.

Сделайте около тридцати движений, до­бившись их монотонности, и вы все меньше и меньше будете препятствовать своей цели. Медленно придвиньте обе ноги чуть ближе к себе. Плавно, и лишь те, кто хорошо себя чувствует. Раскрылись ли ваши колени больше, чем прежде? Немного. А раз так, проверьте, можете ли вы уже с большей лег­костью передвигаться чуть вперед и назад. Теперь поменяйте местами ноги и снова поднимите колени. Осторожно вытяните ноги и медленно переставьте их так, чтобы они оказались к вам ближе. Можете помо-

Мойшв Фельденкрайз

гать себе руками. Передвигая ноги, располо­жите на полу правую руку позади левой. За­метьте, что, пока вы выполняете это движе­ние, ваш таз покачивается. Остановитесь и обопритесь на обе руки позади себя, оставив правую руку на месте и придвинув к ней левую. Теперь, находясь в этой позе, почти не двигаясь, представьте, что вы собираетесь-передвинуть таз так, что давление, которое, он испытывает, придется на переднюю часть-седалищной кости. Это значит, что вы не-i много выпячиваете живот и голова стано-s вится выше. Теперь сделайте наоборот и не­сколько раз плавно повторите это движение. Вы увидите, что на самом деле источник ваших неприятностей находится не внизу, где вы чувствуете боль, а выше, в дорсаль­ной части позвоночника. Много раз повто­рите движения вперед и назад. Позвольте движению самому регулировать ваше дыха­ние. Теперь поменяйте руки так, чтобы пра­вая оказалась впереди, ближе к ноге, и мед­ленно выполните то же движение. Насколь­ко оно для вас необычно? Помните о плечах, грудной клетке и грудине. Как насчет клю­чиц? А лопаток? Обратите внимание, что меняется, когда она думает о движении? Даже глаза находятся в другом месте.

Знаете, глаза человека обычно двигаются по горизонтали, в противном случае он ста­новится рассеянным. Что-то нарушает его

Искусство движения. Уроки мастера

внимание, зрение, а это признак того, что, возможно, человек испытывает боль. Теперь заведите обе руки назад и сделайте то же самое легкое движение, едва-едва. Разведите колени, и хотите вы этого или нет, но не раз­жимайте их силой. Медленно поменяйте местами ноги. Видите? У нее отличная нерв­ная система, однако разговоры мешают ду­мать. Хорошо. Теперь перенесите правую руку влево и посмотрите, можете ли вы ру­ками придвинуть ноги поближе к себе? Перенесите руки в одну сторону и проверь­те, можете ли вы подняться налево. Для больной спины это чертовски здорово. Те­перь не так больно? Нет. Вот и все, что мы можем сделать. По тому, насколько раскры­лись колени, видно, что спина практически не напряжена. (Ответ: «Да, это действитель­но так».)

Если в другой раз вы решите сделать что-нибудь в том же духе, то поймете, что боль ушла.

Чтобы добиться улучшения в короткие сроки, я работаю с человеком, используя свои руки, добиваясь таким образом необхо­димой сенсорной реакции. Когда человек годами испытывает по-настоящему сильную боль, то перестает верить, что это можно из­менить. Такой человек сам себе мешает и не выполняет движения так, как это делаете вы. Поэтому он не может поправиться, пока я

Мойше Фельденкрайз

не пройду через все вместе с ним. Я пред­ставляю себе это танцем и могу заставить его танцевать со мной. Вот что мы называем функциональной интеграцией.

Уже прошел час, и будет полезно сделать перерыв и пройтись, чтобы продолжить со свежими силами. Можете ли вы припо­мнить, что я делал? Перед тем как выйти, подумайте, что вы узнали нового, причем вспоминайте не только то, что можно запи­сать на бумаге. Кстати, я советую вам вос­кресить в памяти все, что вы хотели бы запо­мнить, и позже в своей комнате аккуратно и содержательно все записать. Так вы запише­те то, что знаете. Иначе, если вы будете пи­сать здесь и вдобавок записи будут сделаны быстро, на скорую руку, то, читая их позже, вы прочтете то, о чем мы не говорили. И уже через час вы не будете понимать, что вообще имелось в виду. Записывать — значит стара­тельно заниматься формальным обучением и упражнением, не думая головой и не ис­пользуя мыслительные способности. Такого рода обучение принесет вам совсем немного пользы — вы останетесь такими же, как прежде, — на пути к своей цели, а реализо­ваны будут лишь несколько ваших фанта­зий. Делая записи, вы останавливаетесь в развитии, к которому стремитесь.

Хорошо. А сейчас задумайтесь на минуту о том, чему мы научились, что вас поразило,

Искусство движения. Уроки мастера

что было ново. Мы затронули несколько очень важных моментов: вопрос о центре тя­жести, вопрос о том, какое движение самое лучшее, о том, что таз должен описывать не­прерывную дугу, что независимо от движе­ния он в любой момент может остановиться, продолжить свою траекторию или вернуться по той же линии движения и что не играет роли, насколько вы толсты, безобразны, красивы, стары или молоды, немощны или здоровы. Когда нервная система и мозг ра­ботают так, как сейчас работаем мы, тело наполняется церковной музыкой. (Смех.) А теперь давайте выпьем кофе. Спасибо. (Ап­лодисменты.)

Кто-нибудь хочет сказать, как можно было бы улучшить уроки, которые мы до сих пор выполняли? Возможно, кому-нибудь что-то не понравилось — метод, продолжи­тельность, детали, голос — что угодно? Все, о чем вы могли бы сказать: «Если бы это было так, я был бы по-настоящему удовле­творен». У кого-нибудь есть возражения? (Ответ: «Это выглядит банальным, но мне хотелось бы иметь возможность начинать и завершать занятия одинаково. Я чувствую себя неловко, когда хочу сесть к вам лицом, а для этого мне приходится поворачиваться спиной. Можно ли как-нибудь делать более полный поворот? Вы спрашиваете, чего мы

Мойше Фельденкрайз

добились. Мне было бы гораздо лучше, если бы я мог больше развернуться или сделать что-то в этом роде, глядя в том же направле­нии».) Еще кто-нибудь? (Ответ: «Мне слож­нее поворачиваться направо, чем налево. Как обычно, я все еще склонен поворачи­ваться налево и так и не понял почему»). Ну, это не моя вина. (Смех.) Я не шучу. Вы гово­рите о проблеме нашей терминологии, бес­полезной терминологии, которой пользуют­ся во всем мире. Теперь может ли кто-ни­будь в нескольких словах определить цель урока? (Отвечает.) Зачем мы этим занима­емся? Не разговаривайте, а хотя бы минутку подумайте и затем скажите. Может быть, сам по себе урок был довольно хороший и приятный, но у нас еще пять дней, и в том, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, поскольку мы всегда что-то делаем с определенной целью. И это ошибочно. Что произойдет, когда вы добьетесь цели? Вам больше будет нечего делать. Важен именно способ достижения цели; например, у всех нас есть одна цель — умереть. Все ее достиг­нут. Разница между рождением и смертью заключается лишь в пути, по которому мы добираемся от одного к другому. Поэтому важна не сама цель, а способ ее достижения. Цель вторична, и не закончится ли ваша жизнь тогда, когда вы однажды достигнете какой-то цели? Вы получаете Нобелевскую

Искусство движения. Уроки мастера

премию, можете заснуть и умереть. Выигра­ли миллион долларов и — финиш. Конечно, это звучит безумно. Скорее всего, из присут­ствующих не найдется и двух человек, кото­рые пришли сюда с подобной целью. Поэто­му то, как вы сюда пришли, — вот, что важно.

Я не могу не пользоваться теми же слова­ми, что и все остальные, иначе у нас с вами ничего не получится. Однако, видите ли, я имею в виду не ту цель, о которой вы думае­те. Я говорю о том, что должна совершенст­воваться жизнь. Поэтому, если мы выполни­ли урок только для того, чтобы лучше под­ниматься и опускаться, то это было лишь его незначительной частью. До сих пор вы жили и двигались так, как двигались. И вы не чув­ствовали, что портили себе этим жизнь. И то, чему мы научились, имело некую иную цель, направленную на совершенствование всего действия в целом. Действие — это нечто, что не существует само по себе; его не может быть без ощущения, восприятия, без мышления, следовательно, улучшенное дей­ствие улучшит и нашу жизнь. Это значит, что усовершенствуются наши ощущения, восприятие, мышление и действие. И ниче­го большего делать не нужно. То, что мы де­лали, — это пример действия, наш способ его осуществления и подготовки к нему. По­чему конечный результат оказался лучше?

Мойшв фельденкрайз

Мы выяснили, что он более продуманный и что мы можем остановиться и начать все за­ново и уж, конечно, вам не нужно приседать и вставать, чтобы понять, что можно пре­рваться, вернуться на шаг назад и сделать нечто иное. Как получается, что этот способ подниматься лучше, чем другой? Одна жен­щина была недовольна тем, что поворачива­лась в другую сторону, но не смогла встать в ту позу, в которую разворачивались мы.

Дело в том, что почти все действия чело­века, как и других животных, имеют уни­кальный для каждого индивида паттерн. Когда некая группа веществ устанавливает границу — в нашем случае кожу, — она от­деляется от остального мира. Это — индиви­дуализация, т. е. существует человек и внеш­ний мир. Граница отделяет вас от остально­го мира, отделяет от него меня и образует внешний мир и меня. Теперь граница созда­ет ситуацию, когда я и внешний мир факти­чески становимся одним и тем же, потому что та часть вещества, которая является гра­ницей, не может существовать сама по себе, ей необходимо иметь возможность действо­вать, думать, двигаться, чувствовать. А для осуществления деятельности требуется энергия, которая может исходить лишь извне. Мы потребляем воздух, воду, пищу и отвергаем то, что нам не нужно. И все это проходит через границу. Следовательно, ин-

Искусство движения. Уроки мастера

дивидуализация означает разделение мира на индивидуальный и внешний мир, и связь между тем индивидуальным веществом и другими веществами, между частью вещест­ва в границе и остальным веществом приво­дит к непрерывному взаимообмену. Если такой взаимообмен между входящим и исхо­дящим веществом нарушен с точки зрения его непрерывности или умеренности, то это свидетельствует либо о заболевании челове­ка, либо о неблагополучии мира, либо о том и другом вместе.

Когда мы что-то постигаем тем спосо­бом, о котором я говорю, нам необходимо знать, что улучшает отношение человека к миру и к самому себе. А что в жизни являет­ся одной из важнейших вещей? В чем разни­ца между существованием, в процессе кото­рого происходит рост, и вегетативным, ко­торое также является жизнью? Вегетация обладает наследственностью, постоянством. Есть определенный фрукт, и данное дерево никогда не принесет другие плоды, и, следо­вательно, его семена произведут такое же де­рево и такой же фрукт. У него есть ДНК, есть все компоненты, но отсутствует движе­ние. Он пассивен. Он способен к самовос­произведению, самообслуживанию. У него происходит обмен веществ, т. е. то, что свойственно всем живым существам от бак­терии до вас самих. Однако животная жизнь

Мойше Фельденкрайз

обладает способностью к самосохранению. И в отношении движения это имеет огром­ное значение, поскольку наиболее суровым испытанием движения является самосохра­нение. Почему, например, мы поднялись, если взглянуть на это с точки зрения само­сохранения? Обычно животное не встает до тех пор, пока не слышит, не видит, не чует или не чувствует какое-то изменение в окру­жающей обстановке, которое не может при­нять за безопасное. Вспомните, как лежит собака, — навострив уши и глядя вокруг. Какое изменение в окружающей среде может подвергнуть риску ее безопасность, ее чувство самосохранения? И движения, кото­рые мы делаем, все наши движения, изна­чально выполнялись точно так же. Вообра­зите себе людей 10 000 лет назад. Какие сиг­налы заставляли их подниматься и почему для них было важно вставать плавно и бы­стро, так, чтобы не требовалась предвари­тельная перегруппировка? Почему сначала мне не нравилось, как вы выполняли движе­ния? Потому, что вы делали два или три дви­жения вместо одного. Если бы в ярде от вас была кобра, вы бы погибли. Однако с помо­щью нового движения, которому вы научи­лись, вы можете встать на ноги немедленно. Его недостаток заключается в том, что лицо вы поворачиваете в другую сторону. В этом-то и заключается проблема. Представьте, что

Искусство движения. Уроки мастера

кто-то хочет вонзить вам нож в спину. Что же произойдет, если вы, чтобы избежать этого удара, попытаетесь встать любым более подходящим способом, вместо того чтобы повернуться, как это делали мы? (Смех.) Ну же, попробуйте, вонзите нож.

[Некоторые люди в группе демонстриру­ют это. Мойше спрашивает жертву: «Почему вы так поступили?» Ответ: «Потому что при­ближался нож!»] Следовательно, это движе­ние было сделано ради самосохранения. Когда вы спокойно сидите и вдруг позади себя улавливаете шум, то поворачиваетесь в направлении возможной опасности и одним движением оказываетесь в состоянии готов­ности к действию. В ситуации реального само­сохранения вы потеряете слишком много времени, если сделаете два движения перед тем, как отреагировать.

[Обращается к кому-то из присутствую­щих]. Подойдите к ней сзади и попробуйте задушить. (Смех.) Теперь взгляните, что вы делаете, вы используете то правило, которое мы только что учили. Вы обнаружите, что ваш организм умнее вас. Он понимает, что это как раз то, что нужно делать. Итак, каков ответ? Лучший ли это способ действия? Если вы повернетесь ко мне спиной, то смо­жете лишь убежать прочь, однако это может и сослужить службу. Все зависит от расстоя­ния, на котором нападающий находится от

Мойте Фельденкрайз

вас. Если опасность еще далеко, вы можете повернуться спиной и убежать. Но если убе­гать уже слишком поздно, то вам необходи­мо быстро приготовиться. Итак, вы видите, что вопрос правильного движения первосте­пенен. Обеспечивается выживание или самосохранение, ради того и другого важно совершить движение вперед. Мы этого не делаем, поскольку в нашем образе жизни, культуре предполагается, что самосохране­ние гарантировано полицией. Многих лю­дей грабят и убивают на улице, и они даже не думают о том, чтобы совершить действие, которому мы научились, и не знают, как им убежать. Самосохранение подверглось риску, а движение выполнено плохо. Пред­положим, вы решили, что завтра поймаете восточноевропейскую овчарку и на выру­ченные от ее продажи деньги прикупите наркотиков. Если я дам вам дротик, ставлю один к ста, что всадить его в собаку вам не удастся. Что произойдет? Как собака избе­жит нападения? Я пробовал. Мои попытки сделать это запечатлены на фотографиях — у меня ничего не вышло. Собака будет стоять на месте и никуда не убежит. Но как толь­ко вы замахнетесь дротиком, она сделает легкое движение, и ваш дротик пронзит воз­дух.

Вот вам и ответ. Мы рассматриваем дви­жение с точки зрения самосохранения и на-

Искусство движения. Уроки мастера

ходим, что у качественного движения есть особые составляющие, в частности отсутст­вует предварительная реорганизация. Так что любое движение, которое имеет одно, два или три предварительных превраще­ния, — неправильное движение.

Наша нервная система устроена так, чтобы сделать самосохранение возможным, а непрерывное движение легким. Однако если вы не выполняете правильно основной задачи, то чему бы вы впоследствии ни учи­лись, это будет лишь наложением одной ошибки на другую до тех пор, пока вы не до­живете до сорока и не скажете, что ваша осанка никуда не годится. Но что это зна­чит? Что значит неправильная осанка и что такое осанка вообще? Почему считается, что если у меня так наклонена голова, то это плохо? Может, потому, что это не доставля­ет эстетического удовольствия вам? Ну, для меня нет никакой разницы, нравлюсь я вам или нет. В любом случае я уже слишком стар для того, чтобы нравиться. Итак, что же пло­хого в такой позе? Если бы я захотел прыг­нуть или залезть на дерево, я бы не смог. Мне бы пришлось сделать предварительную перегруппировку. Значит, та составляющая правильной осанки, о которой вы узнали, изучая движение, позволяет вам держаться прямо, быть быстрыми, подготовленными и гармонично удовлетворенными собой. Од-

3-7915

Мойшв Фельденкрайз

нако есть еще кое-что, о чем я отдельно не говорил. Когда вы двигаете тазом, ваши руки и ноги располагаются так, чтобы сде­лать именно то, что вам нужно. У нас одна на всех наследственность и один на всех опыт наших предков. Тело устроено таким образом, что самая мощная его часть, в ко­торой задействованы все сильные мышцы и которая несет ваш вес, — это таз. Мышцы с самым большим поперечным сечением, включая глютеальную, четырехглавую, по­ясничную мышцу, мышцу живота и боковую мышцу, расположены вокруг тазового пояса, и поэтому руки и ноги лишь перена­правляют эту силу туда, куда вам необходи­мо.

[Мойше просит человека лучше выпол­нить движение перед всей группой.] Следите за тем, как поднимаетесь. Помните, что я вам говорил, — опять неверно. Смотрите, вам мешает большой палец. Поставьте его туда и посмотрите, насколько у вас прибави­лось силы. Видите — мельчайшая деталь ва­шего движения обретает первостепенное значение, когда вы рассматриваете ее с точки зрения того, зачем движение было вы­работано у человека как вида. Оно было вы­работано, чтобы сохранить нас. Если бы наши предки не были защищены, не было бы и нас. Те, кто не выполнял движение правильно, кто подвергал опасности боль-

Искусство движения. Уроки мастера

шой палец руки, погибали и не воспроизво­дились столь же хорошо, как те, кто все делал правильно. Эту теорию предложил Дарвин. Забавно, что выживание осущест­вляется не при помощи познания того, как правильно что-то делать, а при избегании того, что угрожает вашей жизнеспособнос­ти, вашей жизни. Выживание носит нега­тивный характер; выжившие особи — это те, которые избежали гибели. Никто не всеве­дущ. Бронтозавры вымерли не потому, что не знали, насколько изменится температура. Они избегали температур, которые были для них смертельны. И так они передвигались на новые места, однако умерли, потому что температура все-таки изменилась, а они не были к этому готовы. Выжили те, кто избе­жал этой разрушительной силы благодаря мутации. Сейчас мы знаем, что это произо­шло благодаря мутации, а не потому, что они говорили себе: «Скоро возникнет атом­ная энергия, благодаря которой мы выжи­вем». Нет ни одного животного в мире, ко­торое могло бы сказать, что ему нужно сде­лать для того, чтобы просуществовать на земле еще одну тысячу лет. Я приведу вам пример, даже несколько хороших примеров. Профессор Гамбургер, французский хирург, написал чрезвычайно интересную книгу, в которой говорит о живучести дарвиновских идей. Профессор Гамбургер по своему про-

Мойшв Фельденкрайз

исхождению алжирский еврей и располагает определенными знаниями о Сахаре и Афри­ке. Он обнаружил любопытную вещь. Вам известно, что малярия — смертельно опас­ное заболевание, убивающее многих афри­канцев. В тех же местах распространена еще одна редкая болезнь — смертельное сердеч­ное заболевание, тоже очень опасное, по­скольку люди от него обычно умирают в воз­расте 6—7 лет. Однако тем, кому удалось перенести эту болезнь и вырасти, не требу­ется вакцинация против малярии. Эта бо­лезнь им не грозит. Все остальные заража­ются малярией, и этих людей комары кусают тоже, но ничего не происходит. Вот что пред­ложил профессор Гамбургер. Мы не знаем, что за люди будут те, кто продолжит сущест­вование через сто — двести лет. Профессор предлагает представить такую ситуацию: на­чалась сильнейшая малярия, и ДДТ больше не может остановить ее распространение. Вновь от малярии гибнет множество людей. И с этим необходимо что-то делать. Однако может случиться так, что те люди, которые выживут, будут иметь наследственную сер­дечную недостаточность. И именно они мо­гут стать людьми будущего. Другими слова­ми, мы не знаем, кто выживет. Но очевидно, что такая вероятность существует.

Теперь стоит еще раз вам продемонстри­ровать, что движение с точки зрения выжи-

Искусство движения. Уроки мастера

вания диктует, чтобы вы не подвергали опас­ности большой палец руки, поскольку это замедляет ваши действия. Почему это про­исходит? Потому что наша нервная система знает, что если вы всем своим весом наляже­те на большой палец, то он сломается. Зна­чит, это не жизненно необходимая, а очень даже скверная привычка. И, кстати, если по­смотреть на людей, которым не понаслышке известно, что значит драться, то будет вид­но, что они никогда не подвергнут себя опас­ности, положив большой палец туда, где его можно сломать. Это частность: но если вы хотите стать такими, какими мечтаете быть, вам придется выбросить весь тот мусор, ко­торый вы заучили и который вам не принад­лежит. Вы научились этому, подражая дру­гим и встречая у людей, которым никогда не приходилось защищаться от грабителей или в драке. Мы должны выработать совершен­но иное отношение к жизни.

И мир невозможен до тех пор, пока мы этого не поймем. Когда люди могут настоять на своем и не боятся этого, они дружелюбны друг к другу. Вот почему взрослый человек не боится ребенка и, как правило, никогда не причинит ему боли, если только он не ду­шевнобольной. Вы убьете ребенка, если он бьет или щиплет вас? Выкинете его из окна? Как вы поступите, если его сила и возмож­ности не угрожают вашему чувству самосо-

Мойшв Фельденкрайз

хранения? Поэтому слабые люди иногда со­вершают страшные дела, например, устраи­вают войны. Тот, кто достаточно силен, не испытывает страха. Хорошо. Теперь давайте продолжим с овладением движением. Мы можем столкнуться с множеством задач, ко­торые иначе решить просто невозможно. Что такое, например, правильная поза? Хо­рошая поза — это та поза, из которой можно двигаться в любом направлении. Если я хо­жу так [Мойше демонстрирует], то вы поду­маете, что у меня грыжа. Это неудобное по­ложение, так как, чтобы идти вперед, мне необходимо остановиться. Чтобы идти впе­ред, я должен либо продолжать с той ноги, либо с этой, иначе я не смогу поднять ногу. Следовательно, постоянное нахождение на обеих ногах вот таким образом — плохая по­за для движения. Однако многие люди счи­тают, что для драки она удобна. Борец начи­нает с этой позиции, поскольку знает, что сзади на него никто не нападет и двигаться ему нужно только вперед. Но если бы атака шла и спереди, и сзади, то он мог бы погиб­нуть еще до начала боя. Итак, мы вернулись к идее о том, что мы можем совершить лю­бое движение в 16 различных направлениях: вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад без подготовительного движения.

Теперь вы видите, как увлекательно смот­реть на вещи, вдруг осознавая, что сущест-

Искусство движения. Уроки мастера

вует такой способ управлять собой, когда начинаешь чувствовать, как растешь, спра­ведливо ценя то, что называется движением, ценя его назначение и историю его появле­ния у людей. И вот чему мы научились этим утром: выполнять движение так, чтобы это было одно движение — вниз и вверх. И сей­час вы обнаружите нечто необычное. Вста­вайте. Сделайте движение, которое мы узна­ли сегодня утром, и выполняйте его как можно быстрее. Проделайте его около деся­ти раз. Поменяйте руки. Можете таким об­разом измерить скорость движения? Сколь­ко времени у вас ушло на выполнение деся­ти движений — меньше, чем полминуты?

Посмотрите, какое у вас сердцебиение. Запыхались? Устали? Положите руки сюда и поднимитесь любым другим способом, но не тем, которому вы научились сегодня. По­вторите эти движения десять раз, и посмот­рим, что с вами будет. (Смех.) Уже два ваших восхождения будут равнозначны тем десяти, которые вы делали раньше. Остановитесь и подумайте о том, что именно так врач изме­ряет у вас работу сердца и время, которое вам необходимо для восстановления. Тем спосо­бом, которым мы пользовались раньше, дви­жение можно было выполнить раз сто, и вы бы не выдохлись, а сделали бы эти сто дви­жений, затратив в десять раз меньше време-

Мойшв Фельденкрайз

ни, чем вам потребовалось бы на их выпол­нение любым другим способом.

Еще один важный для нас момент — это то, что движение должно начинаться в тазо­вом поясе, а не в руке или ноге, однако на­правление движения задается движением го­ловы. Вспомните, что вы не смотрели ни вверх, ни вниз. Следовательно, ваша голова в движении не участвовала. Попробуйте так сделать. Сделайте какое-нибудь движение, и вы обнаружите, что не можете постоянно вертеть головой вправо и влево. Вы поймете, что, однажды постигнув суть того, чем мы занимались, вы сможете делать это любым другим способом, не выполняя движение целиком, а это и есть истинная свобода вы­бора. Однажды разгадав подлинный смысл движения, вы сможете выполнять его без участия рук, другой рукой, другой ногой — это не будет иметь значения. Но способ­ность вашей головы оставаться подвижной во время вашего движения чрезвычайно важ­на для самосохранения. Теперь вы сможете понять некоторые забавные ситуации, с ко­торыми сталкивались на протяжении всей своей жизни, но истолковать не могли.

Например, львы и тигры, так же как и все остальные животные, могут стоять на одной ноге и вертеть головой. И если я захочу под­няться, то мне будет трудно это сделать с не­подвижной головой.

Искусство движения. Уроки мастера

Изначально в природе движение появи­лось для самосохранения. Вы обнаружите, что нет ни одного животного, которое делает что-то с неподвижной головой. Охотясь за мышью, кошка сидит и следит за ней глаза­ми. Тигр, высматривая себе добычу, продол­жает вертеть головой. Если он перестанет, то горилла с одного удара сможет пробить ему голову веткой. Зебра может пастись в деся­ти-пятнадцати футах от льва, но все это время ее голова остается подвижной. Зебра слушает и вращает глазами, и льву достаточ­но лишь шевельнуть хвостом, чтобы та мгно­венно умчалась прочь. Ни одно животное не фиксирует голову в одном положении, и ес­ли вы также не будете этого делать, то смо­жете подниматься легко и свободно и, черт возьми, справитесь с чем угодно. На самом деле, если голова подвижна, то вам даже не нужно закреплять ноги. Вам не придется ос­танавливаться на полпути. Вы этому научи­лись неосознанно, потому что правильно с подвижной головой выполнили одно движе­ние и сила исходила из области таза. А когда фиксируется голова и таз не может выпол­нить действие, тогда ничего не получается.

Именно с помощью головы вы устанав­ливаете связь с окружающим миром и нахо­дите способы самосохранения. И, конечно, если она у вас есть, то вы поймете, что дви­жение зарождается в области таза. Я встаю

Мойте Фельденкрайз

вот так — посмотрите, — готовый и напасть, и скрыться. [Мойше показывает, как без уси­лий поднимается со стула.] Это — компо­нент правильного движения, суть правиль­ной позы, и эти вещи должны быть познаны на телесном уровне. Вы научитесь этому лучше, если один раз ощутите собственным телом, чем получив сотню объяснений.

Урок второй

ПРОДУМЫВАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ

Лягте, пожалуйста, на спину. Раздвиньте ноги немного шире уровня плеч, но не слиш­ком широко. Расположите руки по обеим сторонам тела, опустив вниз ладони и не­много отодвинув локти от боков. Закройте глаза и представьте, что собираетесь рабо­тать только левой ногой и что ваше лицо, нос и голова повернутся так, что вы будете следовать ее движениям, т. е. все остальные части тела, глаза, нос и голова расслаблены и их положение зависит от движений левой ноги. Следовательно, ваши глаза смотрят на левую ступню, и затылок расположен так, что вы не можете его напрячь, и поворачи­ваться он будет сам по себе. Итак, левая нога несет весь ваш вес. Теперь очень-очень мед­ленно согните и выпрямите левую ступню, не делая никаких резких движений коленом или бедром. Позвольте голове двигаться так, чтобы вы могли следовать движениям левой ноги и увидеть свой левый бок. Внешняя и правая стороны левой ступни, тазобедрен­ный сустав, позвоночник и плечи устроены

Мойше Фельденкрайз

таким образом, что вы, если даже захотите, не сможете сделать никакого движения го­ловой. Вы можете это себе только предста­вить. Не поворачивайте ступню вправо и влево, а лишь совсем немного сгибайте и раз­гибайте ее. Теперь очень-очень медленно сде­лайте легкое, едва заметное движение, что­бы оторвать левое колено от пола. Сделайте его таким незначительным, чтобы ощутить лишь то, что ваша пятка, лежащая на полу, готова к движению. Теперь в своем вообра­жении поднимите левое колено и опустите на место. Пятка приближается к вам, по­скольку укорачивается нога. Когда вы воз­вращаете ногу на место, пятка удаляется, и, следовательно, ступня должна следовать за движением пятки.

Снова представьте, что поднимаете левое-колено. Сгибается или разгибается ваша ступ­ня при приближении пятки? Продолжайте это движение и в то же время, поднимая ко­лено, прижмите левое бедро к полу. Посмот­рите на себя. Где, вы думаете, находится ваш тазобедренный сустав? Он располагается снаружи? Может, он является верхней час­тью бедра, большим вертелом — тем местом, которое вы можете достать слева рукой? Или на самом деле это головка бедра, та его часть, что двигается в вертлужнои впадине тазовой кости? Теперь, пока вы это делаете, можете ли вы найти углубление на внутренней части

Искусство движения. Уроки мастера

бедра? Можете его почувствовать? Вы в со­стоянии определить его местонахождение на тыльной стороне бедра, между ног, задним проходом, костями, на которых вы сидите, и большим вертелом, который расположен в добрых четырех дюймах от тазобедренного сустава?

Продолжайте поднимать колено, все бли­же придвигая пятку, и вытяните ногу, под­няв бедро как можно меньшим движением, чтобы внешне ничего не было заметно. Пос­ле этого согните колено и опустите бедро. Поднимите оба плеча и грудину, или груд­ную кость, находящуюся между ключицами. Голова при этом должна оставаться на полу. Разумеется, если вы поднимете оба плеча, центральную часть грудины и согнете коле­но, ваш тазобедренный сустав прислонится к полу и кое-что произойдет с позвоночни­ком. Продолжайте движение и выясните, что происходит с вашим затылком. Втягива­ются ли внутрь маленькие ложные ребра, когда вы поднимаете оба плеча, ключицы, грудину и видите свой живот? Удлиняется или укорачивается ваше тело? Прижат ли центр позвоночника к полу или нет? Теперь медленно усильте движение плеч и колена так, что если бы кто-то внимательно за вами наблюдал, то мог определить, что было в ва­шем воображении. Вы прижали к полу оба локтя? Голова находится посередине или

Мойше Фельденкрайз

повернута влево или вправо? Какой сторо­ной голова лежит на полу? Держитесь той же мысли и увидите, что, когда вы выпрямляете колено и поднимаете бедра, плечи возвра­щаются в прежнее положение и затем снова поворачиваются в другую сторону. Увеличь­те скорость и далее продолжайте увеличи­вать или уменьшать ее до тех пор, пока не сможете выполнять движение очень быстро, и проделайте так по крайней мере 50 раз. При этом колено не должно уходить в сторону. Выполните движение с меньшим усили­ем и настолько быстро, насколько может по­зволить ваше воображение, на секунду оста­новитесь и затем ускорьте его. Кто ощущает эту скорость? Вы на самом деле подняли плечи? Грудная клетка находится по центру? Вы сокращаете мышцы живота? Вы втяги­ваете живот, когда поднимаете плечи? Те­перь перестаньте мысленно двигать ногой, втяните живот и поднимите плечи и затем наоборот — выпятите живот и опустите пле­чи. Вы так раньше это делали? Ощущаете ли вы нижние ребра спереди и сзади, с каждой стороны грудной клетки? Теперь то же са­мое проделайте с ногой и тазобедренным суставом, но представьте, что поднимаете голову, а не плечи. Вы стали выше или вы прогнули живот? В каком месте вы сгибае­тесь, чтобы сесть? Теперь поднимите коле­но, пятку и ногу, как вы это делали раньше,

Искусство движения. Уроки мастера

и поднимите плечи, как будто они собира­ются встретиться с коленом посреди груди­ны. В следующем движении вы будете де­лать то же самое, пытаясь поцеловать коле­но при его приближении к лицу и поднимая ему навстречу голову. Сделайте эти движе­ния едва ощутимыми, однако немного уве­личьте скорость и выполняйте два движения плечами и два головой. Обратите внимание на разницу между осязанием и ощущением и проследите, на самом ли деле вы лежите на левом бедре, а не на правом, и что ваша грудная клетка и задняя часть реберного каркаса действительно находятся не посере­дине.

Теперь медленно придайте движению большую четкость и выполните полное сги-бательное движение от ступни до макушки головы, выполняя два движения головой и всего два движения плечами. Остановитесь и спокойно полежите. Отметьте про себя, что вы чувствуете, когда вот так лежите. Подни­мите обе руки к потолку, сплетите пальцы и опишите руками круг. Это значит, что вы согнете локти так, чтобы казалось, будто вы описали окружность. Продолжайте сгибать ноги, наклонять голову и прогибать плечи, представляя, что голова проходит сквозь этот круг и в какой-то точке колено приблизится и соприкоснется со ртом. Сделайте движе­ние едва ощутимым. Обратите внимание на

Мойте Фельденкрайз

разницу в давлении на левое бедро, на пра­вое бедро и на лопатки. Теперь, опираясь на правую ступню, согните правую ногу и про­должайте сгибать все тело любым предпо­чтительным для вас способом, не ограничи­вая движений плеч или головы, и представь­те, что вы поднимаете левое колено, чтобы дотронуться до своего лица. Делайте движе­ние как можно слабее, чтобы его мог увидеть лишь тот, кто знает, о чем вы думаете, а не так, чтобы каждый, кто находится за милю от вас, мог сказать, чем вы занимаетесь. Еще раз обратите внимание на то, что происхо­дит с грудной клеткой, животом, поясницей,' тазом, лопатками, грудными мышцами и ребрами. Пока вы думаете, медленно исклю­чите из своего воображения все, кроме пра­вого плеча и левого тазобедренного сустава, и продолжайте выполнять движение. Ваш левый тазобедренный сустав и правое плечо должны двигаться по направлению друг к другу и обратно. Измените принцип дейст­вия, и теперь правое плечо и правое бедро подносите к полу не вместе, а попеременно. Выпрямите правую ногу и продолжайте по­очередно выполнять движения тазобедрен-*' ным суставом и плечом. 4

Опустите руки и продолжайте. Отметьте^ что происходит с позвоночником и ребрами/ Продолжайте сгибать левую ногу и плечи -*t нежно, не шевеля головой. Поднимите ле-

Искусство движения. Уроки мастера

вое колено вверх, а тазобедренный сустав опустите вниз, чтобы можно было почувст­вовать легкое движение — скольжение пят­ки по полу. Правое плечо и грудь направьте так, что если бы вам нужно было встать, то левая нога оказалась бы посередине, а лицо не отклонялось бы от линии, соединяющей левую пятку с головой. То есть левая пятка, колено и тазобедренный сустав, позвоноч­ник, грудина, центральная часть грудной клетки и середина спины должны находить­ся точно посередине направления лица, и, следовательно, голова должна быть обраще­на вниз по линии к левой пятке. Теперь со­гните левое колено и обопритесь о пол левой ступней, одновременно осторожно подни­мая левое бедро. Двигайтесь едва заметно, чтобы можно было проследить за движени­ем к правому плечу. Плотнее ли теперь при­легает правая лопатка к полу? Удлинился ли позвоночник? Можете ли вы теперь опреде­лить, что происходит с левой частью грудной клетки при каждом воображаемом подъеме тазобедренного сустава? Чем эти движения отличаются от движений ребер справа? Под­нимается ли вверх правое плечо, когда бедро отрывается от пола? Теперь сделаем все вместе. Действуйте так, чтобы, когда вы опираетесь на ступню, ваше бедро поднима­лось, грудь начинала колыхаться и малые ребра выдвигались так, чтобы правая лопат-

Мойше Фвльденкрайз

ка фактически растянулась на полу и прижа­лась к нему. Далее, опираясь на левое бедро, вообразите, что поднимаете плечи вместе с ключицами и передвигаетесь к левому тазо­бедренному суставу. Проделайте это не­сколько раз. Теперь обратите внимание на глаза. Они смотрят на обе стороны колена или ступни? Они глядят в бесконечность или на какую-то определенную часть вашего тела? Может быть, они смотрят вниз? Поду­майте о своем рте и о языке. Можете ли вы сейчас сделать все движение целиком, по возможности дыша поверхностно, как если бы вы спали? Иначе говоря, не заботясь обо всем этом.

Растянитесь на полу и медленно пере­двиньте правую ногу налево, чтобы закрыть щель между ногами. Теперь очень-очень медленно переместите обе ноги чуть левее, верните в обычное положение, затем зане­сите их чуть больше влево и снова верните обратно. Вы обнаружите, что каждый раз, когда вы представляете себе движение ног, голова тоже думает и поворачивается в том же направлении. Вообразите, что переноси­те влево ноги и голову, и обратите внимание на середину своего тела — область между плечами, грудной клеткой и позвоночни­ком, тазобедренными суставами и тазом. Те­перь очень медленно, ничего не делая, пред­ставьте, что переносите ноги и поворачивае-

Искусство движения. Уроки мастера

те голову направо и обратно налево. Поду­майте об этом несколько раз и сделайте то едва заметное движение, которое только что делали в уме. Наклоните обе ноги немного больше влево, на десятую дюйма, и затем на десятую дюйма вправо. Постепенно увели­чивайте движение пяток на полу, по воз­можности максимально выпрямив ноги. Они должны быть едва согнуты, иначе воз­никнет трение. Двигаясь влево, проследите за тем, насколько сильно поворачиваете го­лову. Дыхание сохраняйте поверхностным. Теперь уменьшите усилие, чтобы движение приблизилось к воображаемому и чтобы его не было видно, и продолжайте увеличивать движения налево и направо, теперь переме­щаясь не на одну, а на две десятых дюйма. Обратите внимание на свою грудь и поду­майте о том, что, когда вы на самом деле на­чали выполнять движение, оно не было по­хоже на то, которое вы себе представляли. Продолжайте усиливать движение ног нале­во и направо и выясните, каким образом вы поднимаете ноги, чтобы передвинуть их в одну и затем в другую сторону. Постепенно усиливайте движения обеих ног вправо и об­ратите внимание, что, как только вы начали это делать, неважно, насколько сильно, лицо тут же развернулось в эту сторону. Продолжайте, медленно двигаясь налево и так же медленно и без усилий направо.

Мойше Фельденкрайз

Центральная часть вашего туловища будет совершать дополнительное движение, одна­ко вам не следует направлять его. Если вы это сделаете, то никаких важных перемен в вашем обычном стиле движения не про­изойдет и урок будет потрачен впустую.

Теперь постепенно усильте движение ног и головы и посмотрите, что происходит с вашей грудной клеткой, позвоночником, тазом и ртом. Движение должно все больше и больше подлаживаться под ваш собствен­ный ритм и соответствовать свойственной именно вам связи ног с грудью и головой. Помните, вам вовсе не обязательно двигать­ся. Ваши ноги и пятки были вместе, и нача­ли мы с того, что пытались правой ногой до­тронуться до левой. А сейчас продолжайте увеличивать движение, но понемногу, чтобы достигнуть желаемой цели, не принуждая себя к этому. Отметьте для себя, чем отлича­ется движение вправо от движения влево, потому что перед тем, как двигаться в левую сторону, мы много размышляли об этом, а перед тем, как двигаться вправо, — нет. Продолжайте, не напрягаясь и ничего не делая, дыша поверхностно и оставив в покое остальные части тела. Вы не должны ставить перед собой цели добиться успеха. Увеличи­вайте движение до тех пор, пока не почувст­вуете, что если бы кто-то посмотрел на вас,

Искусство движения. Уроки мастера

то увидел бы, что вы делаете одинаковые движения в одну и в другую сторону.

Ощущаете ли вы, что становитесь выше, когда наклоняетесь влево или вправо? Или ниже? А что происходит с вашей грудной клеткой? Какая ее часть поднимается? Ка­кая часть двигается, когда вы начинаете дви­жение справа, представляя себе движение налево? В некоторых местах она приближа­ется к полу, а в некоторых отдаляется от не­го. Вы заметили, какие части в действитель­ности продуцируют эти движения? Продол­жайте до тех пор, пока не почувствуете, что делаете одинаковое количество движений в одну и в другую сторону. Можете ли вы те­перь понять, как двигаются ваши локти? Как двигаются руки и плечи? А что с седь­мым шейным позвонком? Это большой по­звонок в центральной части плечевого пояса, прямо под шеей, который выступает между плечами.

Теперь уберите правую ногу с левой сто­роны и вернитесь к тем движениям, когда вы сгибали левое колено и двигали пяткой, сгибая и разгибая ступню. Повторите движе­ния, которые мы делали чуть раньше, с ис­пользованием обоих плеч и лица, сгибая ко­лено и не отрывая тазобедренный сустав от пола. Поднимите правое плечо и голову и посмотрите, как вы управляетесь с локтями. Теперь постепенно усильте движение, как будто вы действительно обязаны его выпол-

Мойше Фельденкрайз

нить, и сядьте на левый бок. Теперь вообра­зите, что собираетесь сесть, но не делайте этого, а лишь представляйте себя сидящим, одновременно сгибая ногу, прогибая плечи и наклоняя голову. Вы обнаружите, что су­ществуют два вида сидячего положения. Первый — когда вы продолжаете тянуться и ваши плечи достаточно поднимаются для того, чтобы держать голову сзади. Второй — когда вы, поднимая голову, делаете грудь плоской. Попробуйте оба способа и опреде­лите, какой из них вам больше подходит. Те­перь медленно перекатитесь на любой бок и встаньте. Пройдитесь, обратите внимание на то, как вы себя чувствуете, выше ли вы стали или ниже? Как вам дышится? Посмотрите на лица друг друга. Можете ли вы опреде­лить, глядя в лицо, на какую его сторону мы влияли в нашем воображении? Кто из вас наблюдательней? Какая сторона лица длин­нее? На какой ноге вам легче стоять? Где ва­ши плечи? В чем разница между тем, как вы наступаете на левую ногу во время ходьбы и на правую? Теперь встаньте вот так и про­должайте поворачиваться вокруг себя впра­во. Точно определите свои ощущения. Те-: перь очень медленно повернитесь вокруг* своей оси налево и обратите внимание, чув-Е ствуете ли вы разницу между этим поворот * том и предыдущим? Теперь давайте немногоч отдохнем.

*•£

Урок третий

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛА: ДВИЖЕНИЯ ПЛЕЧА

Лягте на живот и отведите колено правой ноги вправо. В эту же сторону поверните и голову. Ваша левая рука лежит вдоль тела, ладонью вверх. Правая рука находится око­ло лица. Теперь спокойно представьте себе, как вы будете медленно передвигать правую руку, не поднимая с пола, немного правее и затем немного левее. Осознайте, что для вас это простое движение. Теперь передвиньте правую руку чуть вверх. Это сложнее? «Вверх» означает в направлении головы.

Теперь правой рукой изучите пол — плав­но, маленькими движениями, вверх, вниз, вправо, влево. Точно определите, в каком направлении ваша рука двигается с большей легкостью. Не стремитесь настолько углуб­ляться в исследование, чтобы достать до Аф­рики. Не прилагая усилий, делайте только небольшие движения, самые маленькие, ко­торые только можно ощутить, как будто их и вовсе нет. Важно найти эти различия. В ка­кую сторону двигаться легче — вправо, вле­во, вверх или вниз? Вы обнаружите, что дви-

Мойше Фвльдвнкрайз

жения в каком-то направлении затруднены и помеху можно устранить, лишь что-то сде­лав с локтем.

Теперь определите, какое положение и направление представляют наибольшую труд­ность. Попытайтесь узнать, как можно по­мочь себе локтем. Некоторые из вас уже сде­лали это самопроизвольно, т. к. все, чему я учу, находится в согласии с нервной систе­мой. Поэтому есть люди, которые все будут делать правильно с самого начала, до того, как я что-либо расскажу. И ошибка их за­ключается в том, что они правильно выпол­няют задание. Что вы об этом думаете? О ка­кой я говорю стороне, когда прошу вас под­нять локоть или помочь себе локтем что-то сделать? Многие уже сделали правильную ошибку, а некоторые неправильную. Как вы можете поднять локоть, чтобы не пошеве­лить другим плечом, головой и тазом? Не поднимайте его и двигайтесь медленнее, чтобы можно было подготовиться к дейст­вию, совершая в себе коренные преобразо­вания. Если вы поторопитесь, то у вас ниче­го не выйдет. Научение должно идти настоль­ко медленно, чтобы в структуре каждого сформировалась деятельность. Когда вы хо­рошо организованы, то можете двигаться быстро. И тогда мы сможем двигаться так быстро, как мы это делали сегодня, вставая винтовым движением. Если вы помните, я

Искусство движения. Уроки мастера

просил вас двигаться быстрее для того, что­бы показать, что это неправильно, что этим мы приносим себе только вред. Когда при усвоении нового выбора мы вьшолняем слиш­ком торопливые движения, то повреждаем суставы, нарушаются наши умственные спо­собности, дыхание, и становится невозмож­ным добиться поставленной цели. Теперь оставьте, пожалуйста, руку там, где она есть, и оторвите от пола правый локоть. Ваша ру­ка должна согнуться и остаться на полу.

Теперь поднимите локоть, и вы увидите, что он не захочет сдвинуться с места до тех пор, пока вы куда-нибудь удобно не при­строите руку. Если же вы поспешите, то не заметите, что на самом деле произошло с ло­паткой и ключицей, и подумаете, что сдела­ли движение одним локтем. Продолжайте перемещать руку сообразно восходящим и нисходящим движениям локтя. Локоть не может двигаться отдельно от ключицы. Это должно стать для вас осознанным, а не авто­матическим действием. Поднимите локоть на максимальную высоту и остановитесь, когда движение обретет другие свойства. Вы обнаружите, что качество движения в запяс­тье, кисти, плече и, следовательно, в ключи­це ухудшается. Если вам трудно двигать пле­чом, пододвиньте его к правому уху. Затем медленно начните перемещаться, не торо­пясь, чтобы можно было двигать и головой.

Мойте Фвльденкрайз

Чем торопливее вы действуете, тем меньше необходимых вам изменений вы достигнете. Выясните, в каком положении вам стано­вится труднее двигать локтем. Когда разбе­ретесь, прекратите движение.

Если бы когда-нибудь вам два с полови­ной часа пришлось играть смычком на скрипке или на виолончели, то вы бы поня­ли, насколько руке необходимы движения. Вы когда-нибудь видели, как девяностолет­ний Казальс1 играет на виолончели? Вы об­ратили внимание на движение его кисти? Вы не поймете этого, если будете выполнять движение слишком быстро. Казальс же сам до этого додумался. Теперь очень медленно поднимите локоть до того места, в котором движение затрудняется. Держа локоть на этом уровне и не меняя его положения, по­пытайтесь оторвать запястье от пола. Сперва поднимите самую нижнюю его часть, а затем пальцы. Вы увидите, как много в руке ско­пилось бесполезного напряжения, которое мешает вашему плечу двигаться. Сделайте несколько движений запястьем и рукой, затем, поворачивая руку, поднимите боль­шой палец таким образом, чтобы опереться на мизинец, и верните обратно. Продолжая движение, обратите внимание на свои ощу-

Пабло Казальс, 1876—1973, испанский вио­лончелист, дирижер, композитор. Один из самых ярких виолончелистов-виртуозов XX века.

Искусство движения. Уроки мастера

щения в правой и в левой ногах и в левом плече. Далее оставьте локоть на полу и пра­вой рукой исследуйте ту же область, что и раньше. Решите для себя, насколько вы те­перь осмелитесь добраться до Нигерии, до водопада Виктория и до всех прочих мест, куда вы раньше переместиться не могли. Это удивительное знание.

Теперь остановитесь в том или ином мес­те, где вы чувствуете, что ваше движение ме­няет свойства. В этой позиции подвигайте локтем чуть вправо и чуть влево; теперь по­смотрите, как вы делаете эти движения? Скорее всего, вы не можете поднять локоть, не двигая при этом плечом. Обратите внима­ние на то, что происходит с другим плечом. Теперь узнайте, можете ли вы поводить ру­кой, чтобы исследовать пол рядом со лбом, двигая при этом, разумеется, всем, чем не­обходимо. Запомните характер этого движе­ния и остановитесь, когда оно начнет ме­няться. Вы должны стремиться исследовать пол вокруг головы. Что вам нужно сделать с локтем и плечом, чтобы усовершенствовать это движение? Попытайтесь рукой посте­пенно приблизиться к правой стороне голо­вы и к уху, но держать ее выше. Потрогайте голову, но не сверху, а ведя рукой по полу вокруг нее, пока не дотронетесь до теменной области справа. Теменная область — это об­ласть от виска до уха в наивысшей точке го-

Мойте Фельденкрайз

ловы. Перенося туда руку, посмотрите, что нужно сделать с локтем, чтобы, как и рань­ше, правильно выполнить движение. Затем пальцами правой руки плавно проведите воз­ле правого уха, за ухом и по затылку. Дви­гайтесь вдоль шеи и расположите локоть так, как до сих пор еще не делали. Каким обра­зом вы проведете рукой вниз вдоль шеи и между лопаток?

Вы должны быть в состоянии двигать плечом вместе с локтем, иначе вы никогда не дотянетесь туда рукой. Сейчас вы убеди­тесь в том, что нужно будет поднять локоть на высоту головы и даже выше. Пальцы вы можете опускать к спине, пока не дотроне­тесь до шеи или до позвонка между плечами. Продолжая движение, обратите внимание на то, что, когда ваш локоть поднимается, какая-то часть вашего тела становится мягче и оказывается прижатой к полу. Если этого не произойдет, вы почувствуете боль в пле­че, в шее или где-нибудь еще. Теперь оста­новитесь и вернитесь в исходную позицию.

Изучите, пожалуйста, правой рукой пол еще раз и найдите его новые участки, до ко­торых вы можете достать рукой с большой легкостью. Обратите внимание на места, ко­торые вы теперь можете охватить и до кото­рых раньше вы даже не помышляли дотя­нуться. Теперь проверьте, можете ли вы также двигаться вправо, не вытягивая туда руки.

Искусство движения. Уроки мастера

Ведите рукой по полу с правой стороны по направлению к себе и определите, как вам нужно расположить локоть и плечо, чтобы рукой дотронуться до груди. Дотроньтесь до груди, рядом или под ней, в области нижних ребер, — там, где вам на самом деле удобно. Как сделать так, чтобы было удобно? Иссле­дуйте, пожалуйста, грудную клетку от ниж­них ребер вверх до тех пор, пока вы без уси­лий, сохраняя те же свойства движения, мо­жете это делать, и определите, в какой точке меняется движение. Дотроньтесь до груди, но только не спереди. Не отрывайте ее от пола. Ваша кисть никогда не попадет под мышку. Вот сейчас, не успел я об этом ска­зать, кое-кто тут же попытался забраться в подмышечную впадину. Такие люди, конеч­но, молодчаги, но уже в печенках сидят и у себя, и у других. Теперь медленно проведите рукой вдоль груди. Когда вы приблизитесь к месту, до которого уже трудно достать, раз­верните, пожалуйста, пальцы внутрь, чтобы касаться груди ногтями и тыльной стороной руки. [Некоторые члены группы не следуют этой инструкции.]

Если бы мы не общались при помощи языка, то вы бы ничему не смогли как следу­ет научиться. Вам все еще нужен кнут. Итак, раз вам нужен кнут, а у меня нет ни време­ни, ни самого кнута, чтобы выпороть вас, можете вы просто на секунду взглянуть на

Мойше Фельденкрайз

меня? Для людей, которые не могут учиться, пример того, как надо действовать, можно показать лишь одним-единственным спосо­бом. Смотрите. Я обвожу рукой вокруг гру­ди, но продолжить движение не могу. Тогда я поворачиваю руку так, что пальцы тыль­ной стороной и ногти касаются моей груди. Далее я обнаруживаю, что могу продвинуть­ся туда, куда раньше не мог, и это — все, что я вас просил сделать. Продолжайте, пока не почувствуете, что больше не можете дви­гаться в ту сторону, не ломайте спину. Вам нужно меняться, иначе вы никогда не доста­нете рукой туда, куда можете достать. Но, чтобы измениться, вы должны понять, что если вы последуете моему совету, хотите вы этого или нет, но ваше плечо изменит поло­жение, а грудная клетка начнет двигаться. Одна женщина так сделала и сразу же угоди­ла под мышку, и все, кто не будет следовать инструкциям, доведут себя до полного изне­можения, но до сути не дойдут.

[Мойше показывает движение: помещает кисть под мышку в том месте, где это сде­лать уже трудно, и поворачивает голову.] Это легко, нужно просто перейти в то место, где движение затруднено, — для меня это здесь. Далее, смотрите, что я делаю. Повер­нитесь, посмотрите, что происходит с запяс­тьем, грудью и плечами. А посмотрев, вы скажете: «Странно, почему же раньше мне

Искусство движения. Уроки мастера

было сложно это сделать? Это совсем не­трудно, просто у меня негибкий ум». Итак, это мой пример. Повторите вы сейчас за мной движение и ничего не выучите. Мед­ленно двигайтесь вдоль груди до любой точ­ки, в которой вам становится труднее это де­лать. Выполните движение, подобное тому, что делал я, но медленно. Не двигайтесь на­лево или направо — только нужное нам дви­жение и обратно. Вы обнаружите порази­тельную вещь, что, когда вы делаете три дви­жения с одного и того же места, ваша рука действует так, как раньше не могла. Далее перемещайтесь вдоль груди, доставая рукой туда, куда вы с легкостью можете достать, и затем покрутите запястьем, чтобы перейти к точкам, представляющим уже большую слож­ность. Вы обнаружите, что обрели порази­тельную способность распространяться на те места, о которых ранее не могли и помыс­лить.

Теперь обратите внимание на то, что происходит с вашими плечами, положите руку на пол, исследуйте его и определите, чем это движение отличается от предыдуще­го. Затем дотроньтесь ладонью до нижней части малых ребер. Одновременно поверни­те запястье так, чтобы ногти скользили по спине, и затем проверьте, сможете ли вы, касаясь нижних ребер тыльной стороной кисти, медленно и аккуратно, маленькими

Мойше Фельденкрайз

I

движениями направить руку вверх по позво­ночнику к голове. Если у вас не получится, тогда переверните запястье и кончиками пальцев прикоснитесь к позвоночнику. Здесь пошевелите запястьем и верните руку на прежнее место, запястье отведите от спины и обратно двигайтесь им одним. Затем, сжав руку, оторвите от спины пальцы и снова до­троньтесь до нее, затем отстраните запястье и сделайте так три-четыре раза. Обратите внимание на то, что если сейчас вы прила­гаете невероятные усилия, то они тщетны. Посмотрите, можете ли вы опустить локоть и развернуть пальцы ногтями к спине. Если нужно, поверните голову влево. Теперь про­ведите рукой по левой стороне спины и про­верьте, сможете ли вы повернуть пальцы к голове — совсем чуть-чуть, и так же обратно. Теперь определите, что вам необходимо сде­лать локтем, лопаткой и грудью, чтобы тыль­ной стороной пальцев и рук переместиться вдоль малых ребер, расположенных слева. Двигайтесь влево и наверх, в направлении пальцев до тех пор, пока это не составляет для вас никакого труда. Далее сожмите руку в кулак и затем, опираясь на суставы паль­цев, поднимите запястье. Оставайтесь в том же положении и обратите внимание на то, что верхняя часть правого плеча поднимает­ся до носа и обратно. Разожмите руку и ее тыльной стороной исследуйте левую часть

Искусство движения. Уроки мастера

груди. Теперь вы можете охватить места, ко­торые не могли достать раньше, и даже мо­жете направить пальцы вдоль позвоночника к шее. Посмотрите, что происходит с плеча­ми и с локтем. Снова опустите руку к руке, которая покоится на полу перед вами. Вни­мательно исследуйте пол и найдите места, которые раньше лежали вне вашей досягае­мости и которые теперь находятся в ее пре­делах. Места, которые теперь легко и просто объять. Проследите за качеством движения, отметив для себя одну удивительную вещь: раз вы можете двигаться дальше и лучше, вверх и вниз и любым, каким угодно спосо­бом, попробуйте дотронуться тыльной сто­роной руки до груди так, чтобы кончики пальцев были направлены под мышку, и вы внезапно обнаружите, что коль вы можете это сделать, то сможете поместить ладонь и у ребер, достав до подмышки кончиками паль­цев. Прежде вы так двигаться не могли, по­скольку ваш мозг не знал, как организовать родственные части тела на выполнение это­го, и идеи, первыми приходящие вам на ум, не работали. Все, что вы могли сделать, — это растянуть или сломать что-нибудь. Те­перь же для вас эти движения не представля­ют трудности.

Положите руку на пол за головой, как вы делали это раньше, и проведите ею над голо­вой, позади нее и проследите за ее дальней-

4-7915

Мойше Фельденкрайз

шим движением. Можете ли вы провести ру­кой между плечами? Может ли она с легкос­тью перемещаться от правой лопатки к ле­вой? Кончики пальцев также двигаются на­право и налево. Если продолжать касаться лопаток подобным образом, то локоть под­нимется. Посмотрите, как лежит на позво­ночнике ваша рука с направленными влево кончиками пальцев. Перенесите их направо от одной лопатки к другой. Ваши локти должны двигаться в противоположном на­правлении, иначе ничего не выйдет. Теперь проведите рукой от одной лопатки к другой, по всей вероятности от левой к правой, и разверните запястье так, чтобы кончики паль­цев смотрели налево.

Если вы не можете пошевелить пальца­ми, то сожмите руку в кулак, запястье опус­тите ниже, а локоть поднимите выше, чтобы внутренней стороной запястья касаться те­ла. Затем поднимите запястье и выясните, какие два действия могут завершить движе­ние кисти. Только лишь подумав об этом, вы уже выигрываете один или два дюйма. Те­перь перенесите, пожалуйста, руку, находя­щуюся над головой, на пол, ладонь направь­те вниз и выпрямите ее перед головой, тогда рука без усилий сможет двигаться ладонью вверх. Куда она будет двигаться? Не заби­райтесь туда, где свойства движения меня­ются, однако, если такое все-таки произой-

Искусство движения. Уроки мастера

дет, выясните, что вы можете сделать для того, чтобы движение стало прежним. Иначе говоря, почему вы не можете дотронуться до пола обратной стороной большого пальца? Вы поймете, что это з

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера

На сайте allrefs.net читайте: "ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВИНТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ К ПОЛУ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Искусство движения Уроки мастера
Москва ЭКСМО К 2003   ББК 88.4 Ф39 Ф39 Moshe FELDENKRAIS THE MASTER MOVES Перевод с английского А. Заславской Под редакцией Т. Багдаевой Р

Как пользоваться книгой
Тем, кто впервые столкнулся с работой Фельденкрайза, я хотел бы дать несколько советов по поводу того, как следует выпол­нять уроки движения, чтобы достичь макси­мально возможных изменений.

ВЫЯВЛЕНИЕ МАЛЕНЬКИХ РАЗЛИЧИЙ
Обычно очень трудно стронуть лед. Осо­бенно после еды. Я уверен, что в таком со­стоянии работать вредно. Вы можете этого и не чувствовать, но, поверьте, я прожил до­статочно долгую жизнь и знаю, чт

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги