По водопаду)

 

Каждый вид спорта определяется двумя составляющими: правилами соревнований и системой подготовки. Это по­зволяет не путать дзюдо с самбо, а кикбоксинг с муай тай. Для подготовки спортсменов высокого класса крайне важно строить тренировочный процесс грамотно, поступательно, продвигаясь от ОФП к СФП, затем технике и тактике, раз­деляя подготовительный, предсоревнова­тельный и соревновательный периоды.

Развитие в мире восточных систем рукопашного боя идет сложным путем. Если с внешним восприятием эстетики бо­евого искусства у европейцев всё в порядке, то с глубинны­ми мотивациями и методической базой полная неразбериха, которой в немалой степени способствуют сами основатели. Мировоззрение японца — это философия человека, сидяще­го на полу своего дома и смотрящего в открытую дверь, ев­ропеец взирает на мир с вершины холма (по мнению самих японцев). Поэтому на Востоке не принято заглядывать слиш­ком далеко вперед, европейцу же свойственно перспектив­ное планирование.

Школы на Востоке изначально носили закрытый, кла­новый характер, методики которых скрывались не то что от иностранцев, а от собственных соотечественников. Совре­менное развитие и популяризация единоборств носит чис­то коммерческий характер, что совершенно противоречит клановым принципам восточного типа, а это, в свою оче­редь, отражается на всей системе подготовки.

Следует заметить, что идеологическая и методическая базы любого восточного единоборства основываются на доминирующих восточных религиях: буддизме, синтоизме, ламаизме, даосизме и т. д. Это мировоззрение чуждо рус­скому человеку, да и любому европейцу тоже. Много раз наблюдая за восточными учителями, невольно замечаешь, как за маской благожелательности скрывается холодная снисходительность к неяпонцу, некорейцу, некитайцу. Опыт показывает, что приглашение на семинар очередного сэн­сэя заканчивается в лучшем случае легким шоу на тему «сек­ретная техника» и абсолютным нежеланием творчески пе­редать продвинутые методики. Объясняется это идеологи­ческими причинами:

Во-первых, не обладая глубокими знаниями и стремясь их получить, неяпонские отделения школы вынуждены при­глашать японских мастеров, причём небесплатно.

Во-вторых, при подобной экспансии японских видов спорта нельзя (для японцев) терять лидирующие позиции в этих видах, что поднимает престиж Японии.

В-третьих, о Японии. Японцы считают, что они и их страна имеют божественное происхождение, которое началось на горе Фудзияма. Соответственно, все неяпонцы, не имеющие связи с Фудзиямой, такого происхождения не имеют, а зна­чит, не совсем полноценны по японским меркам.

Рассмотрим типичный японский план тренировки по ка­ратэ.

1. Построение в ряды, согласно рейтингу.

2. Подготовительно-ритуальная часть.

3. Разминка на месте.

4. Отработка техники в рядах.

5. Работа в парах.

6. Завершающая ритуальная часть.

Подготовительная и заключительная части занимают вмес­те до 10% времени тренировки и, как правило, включают в себя до 10 различных приветствий и ритуалов. Все ритуалы проводятся на японском языке, что, конечно, настраивает обу­чаемых на занятие, причём именно своей непонятностью и экзотичностью. Представим, насколько обыденно и понятно звучат эти ритуалы для японца. Основное отличие в методике заключается в мировоззрении, для японца в каратэ нет тайны, эта всего лишь одна из сторон национальной культуры.

Для европейца Восток — это всегда мистика, начни назы­вать проявление энергии КИ (ЦИ) — биомеханикой, а со­стояние дзин-син — чувством партнера, и с каратэ спадет половина мистического очарования. Не сотвори себе куми­ра, Восток, как известно, дело тонкое. Полный ритуал целе­сообразно проводить перед боями для психологического на­строя, в остальные дни ограничиваться коротким привет­ствием, счётом и терминологией, принятыми в этом виде спорта. Сложные биомеханические процессы следует объяс­нять на понятном для обучаемых языке, что необходимо для идеомоторной отработки. При применении сложных, но не­обходимых терминов давать их популярный перевод. Что касается методики тренировок, то каждый тренер должен подходить к этому процессу творчески, не копируя слепо восточные образцы, а исходя из своего видения тренировоч­ного процесса, причем поиск бесконечен, а любая остановка этого поиска диалектически необоснована.

Вникая в ритуалы, знакомясь с официальной историей школ, вдруг начинаешь понимать, что быть лучшим масте­ром, чем Уэсиба или Ояма, невозможно, тогда куда же ведет методика этих школ? Даже на Востоке говорят: «Глуп тот, кто думает, что он сильный, всегда придет тот, кто сильнее». Надо скептически изучать как можно большее количество информации и всего, что связано с избранным видом спорта, пытаясь выделить рациональное зерно, исключая несуще­ственные внешние атрибуты. Неразвивающаяся методика морально деградирует, а слепое подражание чужим традици­ям — это дорога в никуда. Мерилом любой методики являет­ся конечный результат.

Я не против японских традиций, я за сохранение и разви­тие огромного спортивного опыта России. Хочу привести один пример. Развитие дзюдо в СССР шло своим, обособленным от остального мира, путем, всегда с дефицитом япон­ских методик и ритуалов, это заставило в короткий срок со­здать собственную, оригинальную, советскую школу дзюдо, имеющую в своем активе чемпионов мира, Европы и Олим­пийских игр, это убедительный пример диалектического под­хода к методике.

В заключение хочу подчеркнуть, что развитие таких тех­нически сложных видов спорта, как восточные единобор­ства, в России невозможно без собственных методических разработок, учитывающих широкий спортивный опыт и твор­чески реализующих современные исследования в этой обла­сти.

 


религиозные разногласия