Рукопашного боя

 

Уже отмечалось, что мировоззрение восточного мастера базируется на одной из доминирующих ветвей буддизма. Важнейшей частью подготовки бойца считается психологическая подготовка, а точнее — способы управления психи­кой. В этой важной части обучения возникают основные противоречия. Восток, без сомнения, добился ощутимых ре­зультатов в области самоуправления, суггестии и гипноза. Причем вся методика психорегуляции либо заимствована, либо и есть религиозная практика. Хорошо ли это?

Португальцы были первыми европейцами, всерьёз и на­долго проникшими в Японию. Будучи миссионерами Папс­кого престола, они активно обращали язычников в католи­цизм, причем в начале процесс крещения проходил доста­точно активно, более того, эмиссары португальского двора благосклонно принимались при дворах удельных князей. Затем за исторически ничтожный промежуток времени хри­стианство в Японии практически полностью погибло в огне междоусобных войн, а традиционные буддийские верования вновь заняли своё доминирующее положение. Почему гос­пода самураи так легко приняли, а затем так легко расста­лись с христианством? Дело в том, что расхожее мнение о религиозности самураев несколько неверно. Настоящий са­мурай более почитал предков, чем Будду, а фамильный меч — более, чем храм. Внимательно прочитав «Хагакурэ», начи­наешь понимать почему. Вся жизнь самурая пронизана стрем­лением к достойной смерти, а воинская доблесть и чувство долга и есть высшие добродетели. Как говорил Мао Цзэдун: «Читай, не читай — императором не станешь». Исповедуя (в разных вариантах) буддизм, самурай всё же на первое место ставил свои традиционные ценности: «Если боги не услы­шали мои молитвы только потому, что я осквернён кровью, я убеждён, что ничего не могу с этим поделать, и поэтому я молюсь, не взирая на осквернённость» («Хагакурэ»).

Такое «уравновешенное» отношение к религии дало воз­можность для японского эксперимента с католицизмом, но дело в том, что весь уклад жизни, построенный на другой религии, диктовал возврат к вере предков, а многие поколе­ния воинственных самураев и есть зримое воплощение смысла жизни и мировоззрения настоящего японца. Человечество по сей день не придумало более совершенного холодного оружия, чем самурайский меч, и более целенаправленного воина, чем самурай. Всё это продукт связи поколений, един­ства их морали, этики и религиозных взглядов. Историчес­кая целостность нации — залог её дальнейшего развития. Под исторической целостностью мы понимаем:

— почитание своих исторических корней;

— самобытную культуру;

— уважение к предкам;

— и самое главное, национальное мировоззрение, в осно­ве которого лежит традиционная религия.

Будучи русским человеком, я могу добиться успехов, лишь оставаясь целостной личностью, что невозможно без твёрдо­го православного мировоззрения. Любые метания по экзо­тическим — восточным — мировоззрениям и религиозным течениям могут только ослабить целеустремленность и силу личности славянского типа. Самое страшное для духа — это сомнение. Блуждая между верой и неверием, можно поте­рять самого себя.

Некоторые психотехники Востока крайне интересны и, бесспорно, необходимы в тренинге, но только при наличии целостного взгляда на жизнь. Наш предок святой Александр Невский перед Ледовым побоищем сказал: «Не в силе Бог, а в правде», и не допустил католиков на Святую Русь. «Бла­жен тот, кто жизнь свою за ближнего своего отдаёт», — ска­зано в Святом Писании. Чем это хуже самурайских идеалов? Всё, что приходит с Востока, не более чем инструмент для достижения практических целей, духовная сторона тренинга должна быть глубоко национальной. У нас свой путь позна­ния. Он не лучше и не хуже, он просто наш, а те элементы «восточного пути», которые используются в тренинге, для нас всего лишь средство достижения наших целей в наших условиях.