В манере ведения поединка

Иаи-дзюцу— искусство первого удара, очень показатель­ный пример истинно японской манеры ведения схватки. Этот способ ведения боя в мгновенно-наступательной манере, са­мурай из положения сидя (релаксация) переходил к взрывной атаке (концентрация). Легенда гласит, что изобрёл Иаи-дзю­цу Ходзё Дзинсукэ, основатель школы Син Мусо Хаясидзакэ рю.

Перед ним стояла, казалось бы, непосильная задача — отомстить убийце отца, знаменитому фехтовальщику, не при­бегая к убийству из-за угла, и он добился своей цели. В Иаи-дзюцу весь расчёт строится на одном, максимум двух ударах, производимых неожиданно, чётко, с максимальной скоростью без напряжения «Рази прежде, чем поразят тебя». Подобная тактическая направленность очень интересна для изучения прикладными разделами, так как:

• практически не подразумевает активных защитных дей­ствий;

• атака носит скорее скоростной, чем силовой характер;

• явно выражены фазы:

1. неявного сближения;

2. (возможно) шокирующего удара;

3. добивания.

Такой взгляд на поединок имеет чисто японские корни, только в Японии так развит рационализм, а чистота движе­ния доводится до эстетического совершенства. Приведу лишь некоторые примеры целесообразности самурайского под­хода к боевым искусствам:

• Чистая победа в дзюдо даётся за один эффективный бросок.

• Борцы сумо не имеют весовых категорий. Непосред­ственно перед схваткой проводят сикири — психологичес­кую борьбу взглядов, сильнейший духом побеждает уже до боя, подавляя волю противника.

• На старых самурайских мечах не так много зарубок, победитель выявлялся за два-три удара, а подставление якиба (закалённая режущая часть меча ~ 5мм) дедовского меча под удар врага было исключительным шагом.

• Только в Японии воин-самурай мог совершить сэппуку (ритуальное самоубийство), если не имел возможности вы­полнить свой долг. Подобная бескомпромиссность и должна быть основой стратегии специальных подразделений.

Китай, Корея, Вьетнам и Таиланд, безусловно, достигли ощутимых результатов в развитии боевых дисциплин, но нигде не добились такой рациональности, как в Японии. Было бы разумно после адаптации к местным условиям ис­пользовать богатый тактический и технический опыт древ­них воинов Востока. Вот только не стоит забывать, что всё движется, изменяясь, любое наследие должно быть лишь поводом для размышления, а не аксиомой, не требующей доказательств.

 


способы