Предмет философии техники и её задачи

 

Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил «философии техники». В конце XIX века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог XIX века» (1898 г.). Его работы были опубликованы также на немецком языке. Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значении для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е гг. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось, прежде всего, к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования. Причем, выделяются несколько соответствующих исторических школ. А именно: немецкая, российская, американо-французская, советская (марксистская) философии техники.

Немецкая школа. Именно в рамках этого направления появились работы, анализирующие феномен техники.

Одной из первых считается работа Эрнста Каппа (1808-1896) «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877 г.), где сформулирована система вопросов, ставших предметом обсуждения нового научного направления.

Техника рассматривается им как «точка интеграции» социокультурных процессов. При этом человек трактуется в качестве движущей и определяющей силы. Динамика технического развития рассматривается в рамках теории «органической проекции», в основе которой лежит представление о подобии технических систем человеческим органам, и, прежде всего, - руке. «Первотехника» возникает, в рамках этих воззрений, в процессе бессознательного проектирования «человеческих органов», а затем происходит инверсия, т.е. созданные орудия труда становятся объектом изучения. В результате выявляются механические закономерности, на основе которых осуществляется процесс непосредственного (сознательного) проектирования.

Ф. Дессауэр (1881-1963) в своей работе «Философия техники» (1927) утверждает, что техника – не только часть природы, подчиняющаяся ее закономерности, но и некоторая «трансцендентная сущность», выходящая за пределы человеческого познания, и проникающая в область сверхъестественного. При этом функции человека трактуются как реализация им «божественного предназначения».

М. Хайдеггер (1889-1976), особенно в последний период своей деятельности, также анализирует феномен техники. Он трактует технику в контексте отношения человека к миру (ч↔мир). С одной стороны, считает он, человек подчиняется «власти техники», а с другой – как бы воспринимает «послание бытия». Сущность техники связывается им с полезностью для «человеческого действия».

Российская школа возникла и активно развивалась в первой половине ХХ в.

Основателем является Энгельмейер (1855-1941) п.к. В основу своих подходов к технике были положены:

а) определяющие доктрины конца XIX – начала ХХ века, а именно:

- позитивизм (махизм) - Э. Мах (1808-1916) написал предисловие к одной из его первых работ «Технический итог XIX в.» (1896 г.);

- прагматизм (У.Джеймс, 1842-1910; Д. Дьюн, 1859-1952);

- интуитивизм (А. Бертон, 1859-1941);

б) не только подводит итог мирового технического развития, но дает глубокий философский анализ феномена техники: «технический итог XIX в.» и «философия техники».

Булгаков С.Н. (1871-1944) в работе «Философия хозяйства» (1912) сущность техники связывает с совершенствованием традиционных и сознанием новых производственно-хозяйственных структур. В этом смысле, по его мнению, техника – необходимое условие эффективного функционирования этих структур; при этом потребности социума обуславливают динамизм техники.

Социализация техники, т.е. реализация целевых установок общества, происходит именно в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Предпринимается попытка преодолеть противоречия между хозяйственной деятельностью человека, основанной на познании «механизма природы», и самой природой («организмом»). Труд, разъясняет он, связывает человека и природу; это мост между «Я» (субъект) и «не-Я» (объект). И он связан с техникой «хозяйство и возможности».

Американо-французская школа особенно активна в середине ХХ века.

Л. Мэмфорд (1895-1990) в работе «Техника и цивилизация» (1934) предлагает технократическую концепцию тезиса и развития мировой культуры.

Позже в работах («Мир машины»,1966 и др.) стали основой «Технического пессимизма» (антитехнизма). В рамках которого акцент ставиться на негативных сторонах современных технических форм для «человеческого развития».

Маркузе Герберт (1888 Берлин – 1979 Штарнберг, США).

Развитие науки и техники позволяет сформировать через механизм потребностей «одномерного человека, с атрадированным социально-критическим отношением к обществу и тем самым» сдерживать и предотвращать социальные изменения.

Фромм Эрих (1900-1980) нем.-америк. «Технология социальной терапии» перевоспитания.

Эллюль Жак (1912) рассматривает технику как специфический феномен, подразумевая не только технико-технологическую систему, но и определенный тип рациональности. Социальный прогресс – это неумолимый процесс порабощения человека технологиями и поглощение личности массовым потребительством, все более регламентированным обществом. При этом развитие техники сопровождается утратой гуманистических целей.

Арон Р. (1905-1985) стремится преодолеть «разочарование в рамках становления «индустриального общества».

Советско-Марксистская школа. Марка «наука превращается в непосредственную производительную силу».

Это означает возможность и необходимость материализации закономерностей природы, выявленных наукой. Речь идет о социализации и практизации научного знания. Этой тенденции в полной мере отвечает система технического знания.

Техника трактуется как материализованная форма целесообразной деятельности. Динамика техники обусловлена социальной практикой, социальными и экономическими взаимоотношениями. Они же определяют и социальные функции техники.

Экономические отношения определяют технологические функции, выражающие отношение к природе.

Социальные отношения определяют систему общественных отношений.

Отсюда противоречие – с одной стороны: техника обеспечивает эффективность деятельности во всех ее проявлениях; с другой – человек попадает в зависимость от техники (особенно в условиях антагонистических обществ).

В динамике технического развития человек отчуждается от своей сущности.

Во второй половине ХХ в. наметилось определенное сближение Мировых школ и направлений философии техники в рамках социально-экономического подхода к феномену техники. Его суть:

Современные формы техники:

а) обостряют конфликт системы «человек – социум - биосфера»;

б) с другой, способствует его смягчению, а в перспективе и преодолению.

В русле философии техники сформировались два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики (оптимизм↔пессимизм).

Оптимизм, опирающийся (абсолютизирующий) на сциентизм (научное знание, наивысшая ценность), абсолютизирует позитивные перспективы развития техники и технологии (технофилия).

Пессимисты (в основе – антисциентизм ) акцент делают на негативные стороны технико-технологического развития цивилизации (технофобия).

Соотношение между ними имеет выраженную историческую специфику.

На первых этапах развития техногенной цивилизации доминировал технофильский подход, а с середины ХХ в. все активнее выступают технофобы.

Технофилы: Бергсон А. (1859-1941) доказывал, что техника – одно из проявлений «творческой эволюции» («Творческая эволюция». М. СПб, 1914), форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами. Именно в развитии техники от «тесанного камня до паровой машины» ему виделось проявление духовной силы человечества.

Современные технофилы (исходя из теории «индустриального общества», «концепции биотехнической революции» и др.), не отвергая остроты противоречий, утверждают, что именно с помощью развития техники можно преодолеть «цивилизационные вызовы», в том числе в экологической области.

Технофобные настроения в их современных формах усиливаются в начале ХХ в. Уже О. Шпинглер (1880-1906) наметил тенденции «Заката Европы». Техника по нему -«тактика жизни», «переизбыток техники угрожает позитивному развитию цивилизации, выводя ее на «противоестественный» («искусственный») уровень.

Пессимизм, в интерпретации перспектив развития техники и технологий, усилился в связи с исследованиями «Римского клуба» («Пределы роста» 1972 г. и др.). Вывод: сохранение современных тенденций ведет к планетарной экологической катастрофе.

Г. Маркузе (1898-1979), Э. Фромм (1900-1980) подвергли критике характер технико-технологических ориентиров и социально-экономических механизмов развития западного общества («одномерный человек»).

В 90-х годах опять усиливается оптимизм, не утрачивая реализма. Да, негативы сохраняются и где-то возрастают, но … социально-экономическая ориентация технического прогресса позволяет снять остроту противоречий.

В ХХ в. Интерес к исследованию техники возрастает со стороны естествознания, техникознания, обществознания (научных дисциплин) как общих, так и частных. Возрастает количество а) специальных технических дисциплин. Это связано со специализацией в технике, которая стимулирует; б) развитие общетехнических дисциплин.

Но все они, и общие, и частные, концентрируют свое внимание на отдельных видах или на отдельных «срезах», «нишах» техники.

Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Так, например, естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают ее предметом специального исследования, конечно, со своей особой, естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества, многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники.

Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, ее развитие и место в обществе, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Однако если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: что же такое сама техника?

 

1.2. Техника: истоки и эволюция понятия,