рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Об этом руководстве

Об этом руководстве - раздел Изобретательство, Разработка онтологий 101: руководство по созданию Вашей первой онтологии   Мы Основываемся На Нашем Опыте Использования Protege-2000 (Pr...

 

Мы основываемся на нашем опыте использования Protege-2000 (Protege 2000), Ontolingua (Ontolingua 1997), Chimaera (Chimaera 2000) в качестве сред для редактирования онтологий. В этом руководстве для наших примеров мы используем Protege-2000.

Пример вина и еды, который мы используем на протяжении всей статьи, сделан на основе примерной базы знаний, которая представлена в статье, описывающей CLASSIC – систему представления знаний, основанную на описательно-логическом подходе (Brachman et al. 1991). В учебном пособии по CLASSIC (McGuinness et al. 1994) этот пример получил дальнейшее развитие. Protege-2000 и другие фреймовые системы описывают онтологии декларативным образом, определяя явным образом, какова классовая иерархия и к каким классам принадлежат индивидные концепты.

Некоторые идеи по разработке онтологий в этом руководстве берут свое начало в литературе по объектно-ориентированному проектированию (Rumbaugh et al. 1991; Booch et al. 1997). Однако разработка онтологий отличается от проектирования классов и отношений в объектно-ориентированном программировании. Объектно-ориентированное программирование сосредотачивается главным образом на методах классов – программист принимает проектные решения, основанные на операторных свойствах класса, тогда как разработчик онтологии принимает эти решения, основываясь на структурных свойствах класса. В результате структура класса и отношения между классами в онтологии отличаются от структуры подобной предметной области в объектно-ориентированной программе.

Невозможно охватить все трудности, которые, возможно, придется преодолеть разработчику онтологии, и в этом руководстве мы не пытаемся затронуть их всех. Вместо этого мы пытаемся дать отправную точку, исходное руководство, которое могло бы помочь неопытному проектировщику онтологий в их разработке. В конце мы предлагаем источники, в которых можно посмотреть пояснения к более сложным структурам и механизмам разработки, если они потребуются для предметной области.

В конечном счете, единственной правильной методологии разработки онтологий не существует, и мы не пытались определить таковую. Представленные здесь идеи мы мы сочли полезными, исходя из нашего опыта разработки онтологий. В конце этого руководства мы предлагаем список ссылок на альтернативные методологии.

 

2. Из чего состоит онтология?

В литературе по искусственному интеллекту содержится много определений понятия онтологии, многие из которых противоречат друг другу. В этой статье онтология – формальное явное описание понятий в рассматриваемой предметной области (классов (иногда их называют понятиями)), свойств каждого понятия, описывающих различные своства и атрибуты понятия (слотов (иногда их называют ролями или свойствами)), и ограничений, наложенных на слоты (фацетов(иногда их называютограничениями ролей)).

 

Онтология вместе с набором индивидуальных экземпляров классов образует базу знаний. В действительности, трудно определить, где кончается онтология и где начинается база знаний.

В центре большинства онтологий находятся классы. Классы описывают понятия предметной области. Например, класс вин представляет все вина. Конкретные вина – экземпляры этого класса. Вино Bordeaux в бокале перед вами, когда вы читаете этот документ, – это экземпляр класса вин Bordeaux. Класс может иметь подклассы, которые представляют более конкретные понятия, чем надкласс. Например, мы можем разделить класс всех вин на красные, белые и розовые вина. В качестве альтернативы мы можем разделить класс всех вин на игристые и не игристые вина.

Слоты описывают свойства классов и экземпляров: вино Chвteau Lafite Rothschild Pauillac - крепкое, оно производится на винном заводе Chвteau Lafite Rothschild. У нас есть два слота, которые описывают вино в этом примере: слот крепость со значением «крепкое» и слот производитель со значением «винный завод Chвteau Lafite Rothschild». Мы можем сказать, что на уровне класса у экземпляров класса Вино есть слоты, которые описывают вкус, крепость, уровень сахара, производителя вина и т.д.[1]

Все экземпляры класса Вино и его подкласс Pauillac имеют слот производитель, значение которого является экземпляром класса Винный завод (Рис. 1). Все экземпляры класса Винный завод имеют слот производит, относящийся ко всем винам (экземплярам класса Вино и его подклассов), которые производятся на этом заводе.

На практике разработка онтологии включает:

· определение классов в онтологии;

· расположение классов в таксономическую иерархию (подкласс – надкласс);

· определение слотов и описание допускаемых значений этих слотов;

· заполнение значений слотов экземпляров.

После этого мы можем создать базу знаний, определив отдельные экземпляры этих классов, введя в определенный слот значение и дополнительные ограничения для слота.

Рис. 1. Некоторые классы в области вин, экземпляры и отношения между ними. Черным мы обозначили классы, а красным – экземпляры. Прямые связи обозначают слоты и внутренние связи, такие как «экземпляр [класса]» и «подкласс [класса]».

 

3. Простая методология инженерии знаний

Как мы сказали выше, не существует единственного «правильного» способа или методологии разработки онтологий. Здесь мы обсуждаем общие моменты, которые нужно учитывать, и предлагаем один из возможных способов разработки онтологии. Мы описываем итеративный подход к разработке онтологии: мы начинаем с первого чернового просмотра онтологии. Затем мы проверяем и уточняем получаемую онтологию и добавляем детали. Попутно мы обсуждаем решения, касающиеся моделирования, которые должен принять разработчик, а также «за» и «против» и результаты принятия различных решений.

Во-первых, мы бы хотели выделить некоторые фундаментальные правила разработки онтологии, к которым мы будем неоднократно обращаться. Эти правила могут показаться довольно категоричными. Тем не менее, во многих случаях они могут помочь принять проектные решения.

1) Не существует единственного правильного способа моделирования предметной области – всегда существуют жизнеспособные альтернативы. Лучшее решение почти всегда зависит от предполагаемого приложения и ожидаемых расширений.

2) Разработка онтологии – это обязательно итеративный процесс.

3) Понятия в онтологии должны быть близки к объектам (физическим или логическим) и отношениям в интересующей вас предметной области. Скорее всего, это существительные (объекты) или глаголы (отношения) в предложениях, которые описывают вашу предметную область.

То есть, знание того, для чего вы собираетесь использовать онтологию и насколько детальной или общей она будет, повлияет на многие решения, касающиеся моделирования. Среди нескольких жизнеспособных альтернатив нам нужно определить, какая поможет лучше решить поставленную задачу и будет более наглядной, более расширяемой и более простой в обслуживании.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Разработка онтологий 101: руководство по созданию Вашей первой онтологии

Не редактировал материал избыточен на но СУЩНОСТЬ передана хорошо... В результате нужно научиться строить свою под свою философию и... Г Н...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Об этом руководстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нам также нужно помнить, что онтология – это модель реального мира и понятия в онтологии должны отражать эту реальность.
После того, как мы определим начальную версию онтологии, мы можем оценить и отладить ее, используя ее в приложениях или в методах решения задач и/или обсудив ее с экспертами предметной области. В р

Вопросы для проверки компетентности
  Один из способов определить масштаб онтологии – это набросать список вопросов, на которые должна ответить база знаний, основанная на онтологии, т.е. вопросы для проверки ком

Мощность слота
Мощность слота определяет, сколько значений может иметь слот. В некоторых системах различаются только единичная мощность (возможно только одно значение) и множественная мощность (возможно любое чис

Тип значения слота
Фацет типа значения описывает, какие типы значений можно ввести в слот. Вот список наиболее общих типов значений: - Строка – самый простой тип значения, который использует

Домен слота и диапазон значений слота
Разрешенные классы для слотов типа Экземпляр часто называют диапазоном значений слота. В примере на рис. 4 класс Вино является диапазоном значений слота производит. Некоторые систе

Транзитивность иерархических отношений
Отношение подкласса транзитивно: Если В – это подкласс А, а С – подкласс В, то С – подкласс А. Например, мы можем определить класс Вино, а потом определить класс Белое вин

Что называть «слишком много», а что - «слишком мало»?
Не существует жестких правил относительно того, сколько прямых подклассов должен иметь класс. Тем не менее, во многих онтологиях с четкой структурой имеется от двух до дюжины прямых подклассов. Отс

Об именах
Определение единых правил присваивания имен понятиям в онтологии, а затем строгое соблюдение этих правил не только делает онтологию более простой для понимания, но также помогает избежать некоторых

Благодарности
Protege-2000 (http://protege.stanford.edu/) была разработана группой Марка Мьюсена (Mark Musen) в Stanford Medical Informatics[9]. Некоторые рисунки мы сделали с помощью OntoViz – плагина[10] к Pro

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги