РАЗРАБОТКА МАКЕТА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ МЕТОД ПО ДИСЦИПЛИНЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И МАКЕТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ Структура учебного пособия Моделирование и макетирование одежды

РАЗРАБОТКА МАКЕТА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «МЕТОД Наколки» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОДЕЛИРОВАНИЕ И МАКЕТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ»

 

 

Учебное пособие - основной источник информации. Предметное и педагогическое содержание. Определяет содержание обучения и синтез работы студентов при овладении знаний. Используется в качестве основного источника учебной информации при обучении в течение всего учебного периода, независимо от формы получения образования.

Учебное пособие содержит курс лекций и методических рекомендаций к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Моделирование и макетирование одежды», по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профилю подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» профилизации «Дизайн костюма».

Структура учебного пособия «Моделирование и макетирование одежды».

Для полного усвоения курса дисциплины «Моделирование и макетирование одежды» недостаточно только изучить теоретическую составляющую, необходимо и практически освоить методы и принципы формообразования, научиться применять различные средства и техники в разработке проекта. Именно для выполнения закрепления теоретических знаний по теме «Муляжный метод» разрабатывается конспект лекции (с подробным порядком действий) и наглядным средством обучения (приложения со схемами метода наколки «Муляжный метод»).

Используемые источники:

– Основы художественного проектирования костюма / Андросова Э.А.;

–Конструктивное моделирование одежды/ А.И. Мартынова, Е.Г. Андреева;

–Журнал «Ателье» 3/2011.

 

2.1. Введение

2.1.2. Понятие «Муляжный метод»

2.1.3. История муляжного метода

2.1.4. Метод наколки

2.1.5. Подготовка манекена

2.1.6. Подготовка макетной ткани

2.1.7. Наколка плечевого изделия с втачным рукавом

2.1.8. Наколка сложных изделий

 

2.1. Введение

На вводной лекции необходимо ознакомить студентов с рабочей программой дисциплины «Моделирование и макетирование одежды» (для ознакомления с содержанием дисциплины), рекомендовать учебники и учебное пособие, необходимое для изучения данной дисциплины. Помимо учебников необходима учебная литература для высшего профессионального образования.

На вводной лекции осуществляется контроль (тест), с целью определения эрудиции у студентов и ознакомлением с их знаниями по некоторым вопросам, которые будут изучаться в дисциплине. Входной контроль осуществляется в самом начале вводной лекции.

Таким образом, будут рассмотрены и изучены необходимые средства обучения для изучения дисциплины «Моделирование и макетирование одежды», с помощью которых и будет осуществляться учебно-воспитательный процесс.

Вопросы для проведения тестового контроля по дисциплине «Моделирование и макетирование одежды»:

1) Дать определение понятию «муляжный метод»;

2) Дать определение понятию «метод наколки»;

3) Дать определение понятию «манекен»;

4) Определить основную последовательность работы при муляжном методе ;

5) Определить последовательность наколки плечевого изделия;

6) Определить последовательность наколки лифов усложненного кроя.

 

2.1.2. Понятие «Муляжный метод»

В данном разделе дается объяснение понятию «муляжный метод», «метод наколки».

Муляжный метод проектирования одежды– один из интереснейших методов в области дизайна костюма, который применяют для поиска новой формы изделия, создания проекта модели и воплощения его в материале.

Муляжный метод — метод обработки формы известного изделия для уточнения и корректировки его в натуральную величину. Форма может быть получена любым методом: наколкой, построением расчетной конструкции, при помощи базовых лекал или готовых выкроек. Приемы муляжного метода ис­пользуются при проведении примерок в процессе изготовления (пошива) одежды.

Метод наколки — метод моделирования одежды, в основе которого лежит творческий поиск объемной формы на манекене или на фигуре человека. Ме­тод наколки учитывает все индивидуальные особенности конкретной фигуры. Этот метод уникален, им можно пользоваться при накалывании не только простых форм одежды, но и сложных форм вечерних туалетов с применением драпировок; при поиске новых форм авангардного направления. Наколкой пользуются также при моделировании на нестандартную фигуру. Наколка и муляж — очень близкие понятия. Иногда их трудно разграничить.

 

2.1.3. История муляжного метода

В истории швейной промышленности известны десятки методик конструирования. Большое многообразие было обусловлено отсутствием единых принципов их создания, и они, по сути, являют собой отражение практического опыта авторов в виде рекомендаций по техническим приемам построения лекал и по применению замеченных взаимосвязей в расположении отдельных конструктивных точек и линий на чертеже. Не раскрывая логического смысла построений и расчетов, создатели методик предлагали готовые решения для изготовления выкроек определенного вида одежды.

Существующие методы конструирования по точности и обоснованности получаемых результатов можно разделить на приближенные и инженерные (необходимо понимать, что их точность не может быть выше точности исходных измерений. Следовательно, чем больше у конструктора имеется информации о фигуре человека, тем больше шансов построить что то достойное внимания). К приближенным методам построения относятся муляжные, расчетно-графические и геометрический методы. Методы триангуляции, секущих плоскостей, конструктивных полос и поясов и геодезических линий – это инженерные методы конструирования одежды.

Муляжный метод появился много веков назад и до сих пор не утратил своей актуальности. Создание модели одежды и получение разверток ее деталей в соответствии с ее художественным замыслом осуществляется путем макетирования (муляжирования) изделия на фигуре человека или на манекене. Экспериментальный путь проектирования изделия в «мягкой скульптуре» позволяет достаточно полно учитывать антропоморфные особенности фигуры человека и естественную способность ткани к формообразованию. Однако это достаточно «затратный» метод, поскольку приходится работать с целым куском ткани, постепенно отрезая все лишнее, и для примерок потребуется не один день.

Кажущаяся простота и доступность муляжного метода требует от специалиста развитого художественного вкуса и большого профессионального мастерства. Даже при наличии высокой квалификации точность получения разверток деталей одежды муляжным способом недостаточно высока, поэтому неизбежны многочисленные последующие корректировки в процессе работы над моделью. Окончательное уточнение первичных разверток деталей производят на примерках при изготовлении экспериментальных образцов.

В чистом виде и в полном объеме муляжный метод сегодня применяется довольно редко, но знать его возможности и уметь работать непосредственно с материалом необходимо любому конструктору. В частности, при создании новых форм одежды и ее индивидуальном изготовлении без применения муляжного метода просто не обойтись. Любая примерка и подгонка на фигуру так же требует навыков владения муляжным методом.

Длительное и достаточно успешное применение муляжного метода позволяет считать его не только универсальным способом творческого поиска в области моделирования, но и методом решения ряда практических задач в области конструирования одежды для индивидуального и массового производства.

 

2.1.4. Метод наколки

Метод наколки учитывает все индивидуальные особенности конкретной фигуры, если наколка ведется на фигуре или на индивидуальном манекене, мерки которого соответствуют живой фигуре. Метод наколки не пригоден для массового изготовления одежды в промышленных условиях.

Наколка осуществляется на манекене в натуральную величину или на жи­вой фигуре манекенщицы или заказчика; иногда пользуются масштабным манекеном (1/2, 1/3, 1/5 фигуры человека), когда необходимо просмотреть основные пропорциональные соотношения. Если наколка производится на живой фигуре, то для удобства и точности посадки формы используют спе­циальные нагрудники или производят наколку на плотно сидящую на теле трикотажную майку или футболку. На манекене, так же как и на живой фи­гуре, обязательно предварительно прокладывают тесьму или кромки ткани, отмечая конструктивные пояса по окружности шеи, окружности груди по выступающим точкам, окружности талии, окружности бедер по самым выс­тупающим частям ягодиц или на 20 см ниже линии талии (если бедра имеют сглаженную форму), а также линию плеча, середину переда, середину спи­ны, середину бока. Наколку проводят по правой стороне манекена или мане­кенщицы. Булавки необходимо вкалывать в одном направлении (горизон­тальном, вертикальном, диагональном, справа налево или слева направо (для левшей), чтобы в процессе наколки не поранить руку. Для портновских була­вок необходимо приготовить браслет для вкалывания булавок.

Макетная ткань должна быть четкой структуры, достаточно аппретирован­ной, чтобы наколка не перекашивалась в разных направлениях. Нити основы и нити утка должны хорошо просматриваться. Основное правило наколки — со­ответствие вертикали направлению нитей основы макетной ткани и соответ­ствие горизонталей направлению нитей утка макетной ткани.

Существует несколько видов наколки:

- наколка готовой выкройки, полученной расчетным способом; переводной готовой выкройки или с использованием базовых лекал, с последующей под­гонкой по фигуре (или по манекену);

- наколка кусков ткани, размеры которых вычисляются приблизительно. Бе­рутся отдельные куски ткани для переда, для спинки, для рукава и т.д.;

- наколка целого куска макетной ткани для создания больших и сложных форм одежды. Сюда относится прием «несшитой» одежды;

наколка-примерка, при которой производится посадка на живой фигуре с одновременным устранением дефектов посадки. Такая наколка проводится из ткани модели, а не из макетной ткани.

Сам прием накалывания может выполняться двумя способами:

1) на лицевой поверхности ткани с одновременным убиранием швов, вытачек и др. на изнаночную сторону. Это традиционный прием накалывания;

2) «встык», когда все швы, вытачки выводятся на лицевую сторону и скалываются между собой встык, на ребро. Такой метод сравнительно новый, при нем наколка упрощается, так как детали не надо подворачивать. Кроме того, вытачки, заложенные на ребро, в современной моде могут играть декоративную роль.

На сегодняшний день в нашей стране наколка переживает второе рождение, поскольку сейчас, когда главную скрипку в моде играют новизна и оригинальность, дизайнер должен уметь о себе заявить, должен показать, что он не такой, как все, и в то же время угадать и удовлетворить элементарный спрос, найти своего клиента.

Муляжный метод моделирования:

– развивает чувство ткани, обогащает художника новыми сведениями о пластических свойствах материала, таких как драпируемость, упругость, формоустойчивость, сминаемость и др; не редко дающих толчок к созданию новой формы;

– позволяет наиболее выигрышно использовать в композиции (модели) особенности структуры ткани, ее рисунка (полоска, клетка, печатный направленный рисунок);

– является единственным способом создания сложных фантазийных изделий;

– развивает умения вести примерки, позволяет наглядно и образно найти наиболее интересные пропорции, расположение конструктивных линий и деталей по отношению к фигуре и ансамблю в целом.

 

2.1.5. Подготовка манекена

Манекен является очень важной составляющей при работе муляжным методом. Необходимо выбрать манекен, соответствующий сегодняшнему дню, так как при неизменных параметрах форма манекена изменяется каждые пять лет.

Прежде чем начать работу над созданием модели методом наколки на манекене, необходимо тщательно подготовить сам манекен, так как от этого во многом зависит успех всей предстоящей работы.

На манекене размечаются все линии измерения и симметрии фигуры, а также конструктивные линии в соответствии с эскизом. Для этого используется тесьма шириной 0,5 – 0,7 см. Тесьма своей серединой совмещается с намеченной линией и приметывается ниткой в цвет тесьмы к ткани манекена.

Если методом наколки создается сложное изделие, имеющее различные модельные линии (кокетки, подрезы, драпировки, рельефы и т. д.), то необходимо размечать на манекене и их тоже, так как они являются ориентирами при создании формы и определении размеров кусков макетной ткани.

Разумеется, наколка производится на манекене соответствующего размера. Если фигура человека значительно отличается от типовой, то необходимо подогнать размеры манекена, используя накладки.

 

2.1.6. Подготовка макетной ткани

При подготовке ткани для макетирования ее лучше отрывать, чтобы сохранить долевые и поперечные нити. Следует приложить ткань к прямому углу и проверить, есть ли перекос, если он возник, можно придать куску прямоугольную форму при помощи влажно-тепловой обработки.

Для наколки лифа выкраивают прямоугольные куски ткани, размеры которых определяются размерами манекена с учетом расположения линии членения лифа и припуска на свободное облегание. Типичным является членение лифа боковыми швами от проймы.

Кусок ткани для переда подбирается следующим образом: Длина куска = измерению Дтп (длины талии спереди) манекена + 8 см. Ширина куска = измерению манекена по линии груди от линии середины переда до линии бокового шва + 1 – 2 см на свободное облегание, 2 см на шов и 2 см на ширину полузаноса.

Длина куска соответствует направлению нити основы, ширина – нити утка. На куске ткани для переда направлений нитей основы прокладывают три строчки:

1- посередине переда на расстоянии 2 см от кромки;

2- через высшие точки груди;

3- на расстоянии 10 см от 2 строчки, проходящей через высшую точку груди.

В направлении нитей утка прокладывают 2 строчки: по линии груди и по линии талии. Обратить внимание на равномерное распределение припуска 8 см по 4,0 см сверху и снизу куска (рис. 1.2.).

Кусок ткани для спинки подбирается следующим образом: Длина куска = измерению Дтс (длина талии сзади) манекена + 8 см. Ширина куска = измерению по линии бокового шва + 6 см.

Цветными нитками прокладывают строчки в направлении нити основы:

1- посередине спинки, на расстоянии 2 см от кромки;

2- через высшие точки лопаток.

В направлении утка 2 строчки аналогично переду (рис. 1.3.).

Наколка переда

Кусок ткани для переда накладывают на перед манекена, совмещая нитку, проложенную посередине переда, с серединой манекена, а нитку, проложенную на линии груди, – с линией груди манекена, и накалывают булавками сначала по линии середины переда, затем по линии груди в такой последовательности (рис. 1.3.):

1- булавка на линии горловины;

2- на линии груди;

3- на линии талии;

4- в вершине горловины (перед этим ткань по горловине подрезают и надсекают);

5- в высшей точке груди;

6- на расстоянии 10 см от высшей точки груди в сторону проймы, при этом нить основы должна быть расположена строго вертикально (в верхней части по касательной к пройме);

7- в вершине бокового шва, нить утка должна располагаться строго горизонтально; припуск на свободное облегание по линии груди 1 + 1,5 см;

8, 9, 10- формирование нагрудной вытачки.

Излишек ткани, образовавшийся в результате наколки по линии плечевого шва, забирают в вытачку, которую обычно располагают на расстоянии 4 – 5 см от вершины горловины и направляют к высшей точке груди, заканчивая на 1,5 – 2 см до нее. Вытачка должна быть такой ширины, чтобы в нее вошел весь излишек ткани в верхней части полочки, и не было слабины по пройме.

Вытачку закрепляют тремя булавками 8, 9, 10; 11 – ткань закрепляют булавкой по линии талии касательно пройме, при этом совмещая нить утка ткани с линией талии на манекене, а нить основы – с касательной проймы. 2, 13, 14 – формирование вытачки на линии талии. Излишек ткани на линии талии на отрезке между булавками 3 и 11 определяют раствор вытачки. Если раствор вытачки небольшой (до 3 см), середину ее располагают по нити основы и направляют к концу верхней вытачки. Если излишек ткани больше 3 см, середину вытачки смещают в сторону бокового шва. Закрепляют вытачку тремя булавками – 12, 13, 14.

Наколка спинки

Последовательность наколки спинки аналогична наколке переда (рис. 1.4.).

1- булавка располагается на линии горловины спины;

2- на линии груди;

3- на линии талии;

4- в вершине горловины (предварительно ткань на горловине надсекают и подрезают);

5- по линии груди касательно проймы;

6, 7- формирование плечевой вытачки, при этом излишек ткани от проймы отводят в сторону плечевого шва и забирают в вытачку;

8- располагается на линии талии касательно пройме, т. е. нить основы должна проходить по булавкам 5 и 8, а нить утка – по булавкам 3 и 8;

9, 10, 11- формирование вытачки на линии талии.

Излишек ткани на линии талии на отрезке 3 – 8 определяет раствор вытачки. Вытачку закрепляют тремя булавками 9, 10, 11.

Окончательное оформление основ переда и спинки

Подрезают излишки ткани спинки и переда со стороны плечевых и боковых срезов, оставляя припуск на шов 1,5 – 2 см.

Плечевой и боковой срезы спинки подгибают, накладывают на перед так, чтобы сгиб располагался по тесьме манекена, и закалывают булавками.

По тесьме манекена на полученных основах мелом или маркером намечают линии горловины и проймы лифа, проводят линии по боковым и плечевым швам, по вытачкам. Наколотое изделие снимают с манекена, лекально уточняют контуры горловины и проймы. Окончательные припуски по срезам – боковому, плечевому и проймы, – 1,5 см, по горловине – 0,7 – 0,8 см.

 

 

2.1.7. Наколка плечевого изделия (жакета) с втачным рукавом

 

1) Накалываем центральную часть переда жакета на манекен по модельным линиям. По линии рельефа вниз от линии талии оставляем припуск 4 – 5 см для расширения нижней части жакета. Аналогично накалываем верхнюю часть переда. Обрисовываем контуры и срезаем излишки ткани.

 

 

 

2) Для наколки боковой части переда прикладываем ткань к манекену и сначала прокалываем по центру кусок ткани. Затем прикалываем его двумя булавками по линии талии и ставим горизонтальные надсечки к этим булавкам. После этого прокалываем по всему контуру детали, оставляя припуски от линии талии вниз для расширения нижней части жакета.

 

 

 

 

3) По аналогии с наколкой частей переда накалываем центральную и боковую части спинки. Обрисовываем полученные контуры деталей, срезаем излишки ткани и корректируем расширение у линии низа жакета.

 


 

 

4) Накалываем кокетку спинки по аналогии с наколкой других деталей. Обрисовываем контуры и срезаем излишки ткани.

 

 

 

5) Для наколки нижней части рукава по пройме ставим контрольные знаки, определяющие расположение переднего и локтевого швов. Прикладываем кусок ткани для наколки нижней части рукава к манекену, смещая ткань вперед относительно боковой линии манекена на 15 – 20 см. Сначала прикалываем кусок ткани одной булавкой к линии проймы на месте ее пересечения с боковой линией. Затем по линии оката в обе стороны от этой точки выкладываем по одной булавке на расстоянии 2 см от первой булавки. Разрезаем кусок ткани к центральной (первой) булавке сверху вниз и подрезаем припуски вдоль полученного участка линии оката нижней части рукава.

После этого продолжаем прокалывать контур оката нижней части рукава до контрольных знаков и срезаем излишки ткани. От центральной булавки вниз по куску ткани рисуем вертикальную линию, совпадающую с направлением нити основы и боковой линии на манекене. Далее отмечаем на куске ткани линию талии. Затем рисуем контур нижней части рукава и подрезаем излишки ткани.

6) Прикалываем кусок ткани для наколки верхней части рукава к манекену в трех точках – у переднего и заднего контрольных знаков и между ними. Кусок ткани должен располагаться со смещением вперед относительно боковой линии манекена на 15 – 20 см. Прокалываем контуры оката верхней части рукава по переду и спинке манекена, а излишки ткани у высшей точки оката формируем в вытачку. Излишки ткани срезаем, обрисовываем полученные контуры. Затем скалываем между собой верхнюю и нижнюю части рукава до линии локтя по передним и локтевым срезам, располагая припуски швов наружу. Подрезаем излишки ткани.

7) Формируя объем рукава из верхней части рукава и сохраняя вертикальное направление нити основы, скалываем части рукава между собой от линии локтя до линии низа. Подрезаем излишки ткани. Скалываем заново части рукава припусками швов внутрь, проверяя полученную форму рукава.

 

 

8) Сначала прикладываем кусок ткани для наколки воротника одной булавкой к центральной линии спинки манекена так, чтобы основной объем куска ткани (равный высоте стойки воротника и ширине его отлета) располагался вверху относительно линии горловины. От этой центральной булавки отступаем 2 см и выкладываем следующую булавку, срезая припуск и ставя надсечку к булавке. Придаем форму воротнику в виде большой воронкообразной стойки. Так как срезаем мы излишек ткани очень длинный, то его надо периодически срезать для того, чтобы он не мешал и не искажал форму воротника. Время от времени надо перегибать воротник по линии перегиба стойки воротника для визуальной оценки полученной формы.

9) Обрисовываем контур отлета воротника и срезаем излишки ткани примерно до линии плеча. Затем прокалываем воротник к рельефу переда почти до линии талии.

 

 

10) Проверяем соответствие контура и формы воротника по модели и срезаем излишки ткани вдоль рельефа. Затем перегибаем воротник по линии перегиба стойки воротника и обрисовываем линию отлета воротника в области линии груди.

11) Дорисовываем контур воротника вдоль рельефа в области линии талии по модели и срезаем излишки ткани по отлету воротника.

 

 

 

2.1.8. Наколка сложных изделий

Наколка основы лифа с втачными рукавами.

При выполнении наколки основы необходимо строго соблюдать направления нитей основы и утка по отношению к основным горизонтальным и вертикальным… Материалы, необходимые для работы Для работы потребуется ткань х/б бязь полотняного переплетения длиной 2 м при ширине 80 см, х/б тесьма длиной 15 м…

Наколка основы двухшовной юбки

Кусок ткани для передней части юбки подбирается следующим образом: длина прямоугольного куска ткани равна длине юбки + 2 см. Ширина равна измерению… В направлении нити основы прокладывают нить посередине передней и задней части…

Наколка основы втачного рукава

Измеряют длину и высоту проймы на основе лифа. Выкраивают прямоугольный кусок ткани. Длина куска равна мерке длины рукава + 6 см. Ширина равна длине проймы – 10 см + 2 см на шов. Ткань складывают пополам, при этом нить основы должна проходить по сгибу ткани, проводят линию по сгибу. Определяют…

Наколка основы лифа с рукавами покроя реглан

При наколке лифа покроя реглан на манекене дополнительно намечают тесьмой линии проймы реглана (на переде и спинке) в соответствии с эскизом,… Подготовка макетной ткани Подготовку ткани для наколки переда и спинки лифа с рукавами покроя реглан выполняют так же как и для наколки лифа с…

Наколка основы лифа с цельновыкроенными рукавами

Подготовка манекена и макетной ткани

К манекену прикрепляют макетную руку и прокладывают тесьму по линии верхнего шва (как для рукава реглан) и с внутренней стороны макетной руки – линию нижнего шва рукава.

Выкраивают куски макетной ткани для переда и спинки. Длина куска ткани для переда равна Дтп + 8 см, ширина равна измерению манекена от линии середины переда до линии низа рукава при вытянутой руке + 5 см. Для спинки кусок ткани выкраивают также, как и для переда. Прокладывание нитей аналогично прокладыванию их при наколке лифа с втачными рукавами.

Наколка основы с цельновыкроенным рукавом

Выполняют наколку также, как наколку лифа с втачными рукавами. Особенность заключается в наколке цельнокроеного рукава. Ткань под проймой надрезают в направлении линии бокового шва, не доходя до линии проймы на 5 см и давая припуск на боковой шов, равный 1 – 2 см.

Макетную руку поднимают примерно на угол 45о (рис. …) и накалывают ткань по линии верхнего шва рукава. Угол подъема руки определяет угол наклона рукава и зависит от формы рукава. Излишки ткани по верхнему шву срезают, оставляя припуск 4 – 5 см (рис. …).

Спинку накалывают аналогично переду. Накалывают ткань по линии верхнего шва.

Затем делают разрезы на переде и спинке от бокового среза (на 5 – 6 см ниже нижней точки проймы) до углов подмышечных впадин (рис. …). Разрезы делают для ластовицы, которая необходима для обеспечения свободы движения. Стороны ромбовидной ластовицы равны длине разреза, ширина ластовицы определяется расстоянием между концами разрезов спинки и переда по пройме.

Затем накалывают боковой шов лифа и нижний шов рукава. Прикалывают ластовицу к рукаву, переду и спинке. Окончательное оформление полученных основ аналогично лифу с втачным рукавом.

Наколка воротников

Основные виды втачных воротников: стойка, стояче – отложной, отложной, плосколежащий. Форма воротника определяется конфигурацией линии отлета и положением воротника… Конфигурация линии горловины воротника может измениться от прямой линии (воротник – стойка) до кривой аналогичной…

Макетирование лифов сложного кроя

Наколка лифов усложненного кроя на известную форму от первичного эскиза осуществляется аналогично наколке основы лифа с втачным рукавом и… 1- подготовка манекена; 2- подготовка макетной ткани;

ТЕМА: Моделирование основы одношовной юбки методом наколки.

Обучающая: Формирование знаний, умений и навыков по моделированию основы одношовной юбки методом наколки. Воспитательные: Содействие трудовому воспитанию учащихся положительных мотивов… Развивающие: Развитие у учащихся умений осуществлять контроль и самоконтроль в процессе выполнения упражнений,…

Организационный момент.

Внешний вид учащихся должен соответствовать требованиям производственной санитарии.

 

Вводная часть.

ТЕМА УРОКА: Моделирование основы одношовной юбки методом наколки.

Цель работы:

- Поиск оптимальной, наиболее выразительной формы одежды через её объемное изображение методом наколки

- Определение с минимальн6ой погрешностью место расположения конструктивных элементов (вытачек)

Задача урока:

Научиться моделировать основы одношовной юбки методом наколки на манекене с применением различных вариантов оформления вытачек.

Метод наколки, муляжный метод, родившейся много веков назад – самый совершенный и современный из всего, что создано на сегодняшний день в этой области. Метод наколки построения одежды появился с возникновением одежды у человека.

Макетный метод способен выразить структуру материала и воплотить задуманную форму, найти образ и пластику изделия. Метод наколки используют, как средство изготовления выкроек, найденных объемов и форм; как метод раскроя тканей без предварительно сделанных конструкций.

Давайте вспомним вместе из уроков теории о методе наколки (устный опрос учащихся):

1. Что мы понимаем под «Методом наколки»?

Метод наколки – метод моделирования одежды, в основе которого лежит творческий поиск объемной формы на манекене или на фигуре человека.

2. Какой метод мы называем «Муляжным»?

Муляжный метод- метод обработки формы известного для уточнения и корректировки его в натуральную величину. Приемы муляжного метода используются при проведении примерок в процессе изготовления одежды.

3. Назовите известных всему миру Кутюрье, использовавших метод наколки?

Фредерик Ворт,

Поль Пуаре,

Эльза Скриапарелли,

Коко Шанель,

Мадлен Вионне,

Надежда Ламанова,

Ив Сен-Лоран,

Донн Каран и др.

4. Какие мерки снимают для наколки основы одношовной юбки?

Полуобхват талии, полуобхват бедер, длина юбки по боку.

5. Какие конструктивные пояса прокладываются для моделирования основы одношовной юбки методом наколки на манекене?

По линии талии, по линии бёдер.

6. Как должны располагаться булавки при выполнении наколки и почему?

Булавки должны закалываться в горизонтальном одном направлении, так как в этом положении происходит меньший излом, что важно при выполнении сложных наколок.

Демонстрация и объяснение мастером приемов моделирования основы одношовной юбки методом наколки, объяснение последовательности действий, способах контроля, самоконтроля.

 

При создании изделий метод наколки учитывает все индивидуальные особенности конкретной фигуры. На данном манекене предложен один из вариантов метода наколки юбки с одним швом сзади и вытачками на линии талии – классическая одношовная юбка. На основе этой юбки можно сделать наколку двухшовной юбки с боковыми швами. Для выполнения наколки снимают мерки: Сб, Ст, длина юбки по боку.

Берется прямоугольный кусок макетной ткани размером: (Сб + 2…3см) * (длина юбки + подгиб).

Порядок наколки одношовной юбки (плакат, манекен - образец):

1-я булавка закалывается на середине переда на линии талии; макетную ткань располагают вертикально по нитям основы, оставляя запас ткани 3 - 4см сверху, так, чтобы можно было заколоть бок на линии талии.

2-я булавка закалывается на линии бёдер на средней линии переда.

3-я булавка закалывается сбоку на пересечении боковой линии и линии бёдер. Для удобства по линии бёдер можно проложить контрастную нитку по нитям утка.

4-я булавка закалывается сзади, на пересечении линии бёдер и середины спины на одной горизонтали с 3-й булавкой.

5-я булавка закалывается на пересечении линии талии и середины спины. Здесь необходимо особенно внимательно следить за вертикальностью нити основы.

Затем излишки ткани по линии талии нужно распределить и заложить в вытачки спереди булавками 6,7,8, сзади – булавками 9,10,11 и сбоку. Раствор вытачек распределяют разницей между полуобхватом бедер и полуобхватом талии. Боковую вытачку располагают по линии бока манекена с отклонением в сторону спинку на 1,5 – 2 см. сначала её закалывают булавкой 12 на линии талии у основания вытачки, поворачивая излишек ткани в сторону передней половинки юбки. Затем закалывают середину вытачки булавкой 13 и конец вытачки закалывают булавкой 14.

Вытачки формируются так, чтобы не было складок, излишнего скопления ткани на концах вытачек. Число вытачек может быть различным: три и больше, как того требует крутизна бёдер и размер талии. Направление вытачек спереди и сзади должно учитывать форму бёдер, ягодиц и живота.

При закладывание вытачек нельзя допускать перекоса уточной нити, которая всегда должна быть строго горизонтальна во избежании. Вытачки закалывают в трех местах: у основания, на середине и на конце.

Затем линию талии, вытачки, середину переда и спинки обводят мелом, мылом или специальным карандашом; снимают с манекена, вынимая булавки; раскладывают на столе и уточняют макет, исправляя случайности в обводке линий, пользуясь линейкой и лекалом.

Современное моделирование предлагает разные варианты оформление приталенности юбки. Традиционные вытачки на линии талии могут быть заменены косыми, параллельными друг другу вытачками, продолженными на спинку или лиф. Эти вытачки могут быть оформлены в виде швов или защипов, заложенных на ребро.

 

Задание

«Работа - в парах»

1. Выполнить наколку приталенной юбки на манекене с предложенным одним из вариантов оформления вытачек.

2. Выполнить развернутую наколку юбки на плоскости макетной ткани.

3. Занести в карточку порядок выполненной наколки и ответить на поставленные вопросы.

4. Представить выполненную наколку одношовной юбки.

 

Разъяснение учащимся, по каким показателям будет

оцениваться их деятельность на уроке

Оценивание выполненной работы будет по следующим критериям:

1. Соблюдение техники безопасности и правильное пользование инструментом (булавки, иголки, ножницы) при выполнении упражнений;

2. Правильная организация рабочего места при выполнении наколки;

3. Самостоятельность при выполнении наколки;

4. Аккуратность и качество выполняемой работы.

5. Творческий подход к выполняемой работе.

 

При выполнении работы необходимо соблюдать

технику безопасности (устный опрос).

Перечислите основные моменты инструктажа на рабочих местах:

1. Что необходимо соблюдать перед началом ручных работ?

2. Какие требования безопасности нужно выполнять во время ручных работ?

3. Какие требования безопасности нужно выполнять по окончании ручных работ?

 

 

Текущий инструктаж

Деятельность учащихся: · - подготовка макетной ткани; · - прокладывание на макетной ткани нить основы и утка;

Заключительная часть.

 

1. Подведение итогов работы

Подвести итоги выполненной работы. Разобрать причины появления наиболее характерных недочетов в работе учащихся и типичных ошибок, рассказать об их предупреждении и исправлении.

Отметить учащихся, добивших отличного качества работы, сообщить оценки каждому учащемуся.

2. Домашнее задание: выполнить развернутую наколку двухшовной юбки на плоскости, по принципу выполнения наколки одношовной юбки.

3. Уборка рабочих мест.

 

 

Основная литература

Бхаскаран Лакшми Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре [Текст]/ Лакшми Бхаскаран .– М.: Арт-Родник, 2007.

Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды [Текст] / Т.В. Медведева – М.: Форум, Инфра-М, 2009.

Макензи Мери Мода: путеводитель по стилям [Текст] / Мери Макензи – М.: Кладезь – Букс, 2010159с.

Треверс-Спенсер Саймон Справочник дизайнера по формам и стилям одежды [Текст]/ Саймон Треверс-Спенсер, Зарида Заман. – М.: Рипол Классик, 2008. -144 с.

Кавамура Юнийя Теория и практика создания моды [Текст]/ Юнийя Кавамура. – М.: Гревцов Паблишер, 2009. - 192 с.

Дополнительная литература

Беляева - Экземплярская М.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия [Текст]/ М.Н. Беляева - Экземплярская. -М: Академия моды, 1996.

Братчик И.М. Конструирование женской верхней одежды сложных форм и покроев [Текст]/ И.М. Братчик- М.:«Швейная промышленность», 1988.

 

Булатова Е.Б. Конструктивное моделирование одежды [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Б. Булатова, М.Н. Евсеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Горина Г.С. Моделирование формы одежды [Текст] / Г.С. Горина. - М: Легкая и пищевая промышленность, 1993.- 183 с.

Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст]: учебное пособие/ В.В. Ермилова, Ермилова Д.Ю. - М: Центр «Академия», Высшая школа. 2001.-218 с.

Мартынова А.И. Конструктивное моделирование одежды: [Текст]: учеб. пособие для вузов/ А.И. Мартынова, Е.Г. Андреева.– М.: Московская государственная академия легкой промышленности, 2002.

Матузова Е.М. Разработка конструкций изделий по моделям [Текст]/ Е.М. Матузова, Р.И. Соколова, Н.С. Гончарук.- М., 1987.

Матузова Р. Мода и крой [Текст]/ Р. Матузова, Р. Соколова, Н. Гончарук. - М: АНОО Институт Индустрии Моды. 2001.-192 с.

Пармон Ф.М. Композиция костюма [Текст]: учебник для вузов/ Ф.М. Пармон.– М.: Легпромбытиздат, 1997. 318с.: ил.

 

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Библиотека легкой промышленности. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://t-stile.info/