рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Военное дело

Военное дело - раздел Охрана труда, И.Т КРУГЛИКОВА В Эпоху Гомера Целью Войн Был Захват Добычи (Скота, Метал­ла, Изделий, Рабов)...

В эпоху Гомера целью войн был захват добычи (скота, метал­ла, изделий, рабов). Позднее войны велись ради захвата торговых ключевых позиций, из-за торгового соперничества, с целью захва­та рабов, завоевания политического могущества. В эллинистиче­ский период войны вели ради захвата земли для вывоза поселен­цев, для основания городов и захвата рабов. У римлян в поздне-республиканскую и императорскую эпохи, кроме этого, одной из целей войн становится захват обширных территорий, население ко­торых облагалось данью, различными налогами и податями.

Войско и его вооружение.В разные исторические периоды со­циальный состав войска у греков не был одинаковым. В гомеров­ский период основу войска составляло ополчение. Это были по преимуществу пешие воины в кожаных доспехах, только родовая аристократия являлась в тяжелом вооружении. Знатные воины сра­жались на двухколесных колесницах, запряженных двумя — че­тырьмя конями со специальным возничим. Оборонительным ору­жием служили: шлем, панцирь, поножи, щит; наступательным оружием были два копья, меч и лук. Во время боевого марша спе­реди ехали колесницы, за ними шло ополчение. Бой завязывали басилеи. Они бросали копье, затем боролись врукопашную.

В VIIIVIIвв. до н. э., когда складывался греческий полис как коллектив граждан, ополчения состояли из граждан города от 18 до 60 лет. Войско делилось по родам оружия на тяжеловоору­женную пехоту или гоплитов (рис. 20), легкую пехоту и конницу. Общий вес оружия одного гоплита достигал 30 кг. В VII—IV вв. до и. э. в вооружение гоплита входили: шлем, панцирь, поножи, щит, короткий меч и два копья. Шлемы имели разную форму. Шле­мы коринфские были закрытыми, в виде цилиндрических колпаков с отверстиями для рта и глаз (рис. 21, 2 и 3); аттические имели гребни, подвижные нащечники и удлиненные затылочники (рис. 21, 4, 6); беотийские были колоколообразными; фригийские напоминали очертания островерхой войлочной фригийской шапки; фракийские, наоборот, были уплощенными тарелковидными (рис. 21, 9). Шлемы бактрийских царей напоминали широкополые шляпы (рис. 21, 8).

Панцирь раннего типа был колоколовидным, позднее он повто­рял мускулы тела. Имелись и пластинчатые панцири. С IIIв. до н. э. наряду с бронзовыми панцирями распространяются железные. Поножи, защищавшие голени ног, делали из бронзовых пластин. Мллоазийские гоплиты не имели поножей, но под щиты прикрепля­ли коврик. Щиты были круглыми и овальными. Их диаметр дости­гал 0,8—1 м. На беотийских монетах они изображены с полукруг-

лыми вырезами (рис. 22, 16). Щиты состояли из деревянной осно­вы, которая снаружи была обшита кожей или металлом. Копье длиной 2 м имело железный наконечник длиной до 0,30 м. Меч носили на левом боку в деревянных ножнах (рис. 22, 9, 10).

Легковооруженные пехотинцы имели кожаные доспехи. Их бое­вым оружием были дротик, лук и стрелы. Греческий лук был боль­шим, с ровной спинкой (рис. 22, 14, 15) в отличие от скифского, сильно изогнутого (рис. 22, 13).

С IV в. до н. э. появляются воины-пельтасты, имевшие шлемы, кожаные или холщевые панцири, обувь и щиты (пельты) —снача­ла лунарной, затем круглой формы, длинные мечи, копья, дротики.

Конница не играла большой роли (только фессалийская и беотийская).

Боевым построением войска была фаланга — сомкнутый строй шеренги из нескольких сотен человек, построенных в несколько ря­дов. Размеренности движения фаланги способствовали флейтисты и пение, сопровождавшие передвижение войска. Лобовой удар гоп­литов был основной силой наступления. Преследовали противника конница и легковооруженные воины. Централизованного снабже­ния войска в VIII—V вв. до н. э. не было. Ополчение собиралось на время войны, и воины самостоятельно обеспечивали себя пропи­танием. Гоплиты являлись с рабами, которые находились в обозе. Командовали войском коллегии стратегов (полководцев), избирае­мых из граждан.

В конце V — начале IV в.дон. э. организация войска измени­лась, что было связано с начинающимся кризисом греческого поли­са. Во время 27-летней Пелопоннесской войны ополченцы стали час­тично получать плату (от 4 оболов до 1 драхмы в день) и таким образом превращались в наемников. За снабжение войска теперь отвечали стратеги. В связи с обезземелением крестьян происходит рост наемничества. Появляются военачальники-профессионалы. Усиливается значение пельтастов и конницы. Войны с персами и фракийцами обогатили военный опыт греков.

В IV в. до н. э. отец Александра Македонского Филипп II про­вел военную реформу. Костяком армии стала тяжелая пехота — ополчение крестьян (фалангиты) и конница из знати. Глубина македонской фаланги достигала 20 рядов, при этом только первая шеренга имела старое вооружение — копья (сариссы) длиной до 2 м. У следующих рядов копья были удлинены до 5—7 м. Посколь­ку обе руки были заняты копьем, воины не имели щитов, а только шлем и панцирь. Для македонской фаланги характерны глубокое построение, лобовая атака, необороноспособный тыл и уязвимость флангов. Конница, как и раньше, располагалась на флангах, но не только для прикрытия. Она теперь координировала действия с дру­гими частями и могла начать атаку, т. е. становилась активной силой.

В конце IV в. до н. э. появляется новый род войск: элефантерия — отряды боевых слонов. Александр Македонский привез из Индии около 200 слонов.

Оборона и осада городов.Большое внимание греки уделяли фортификации — укреплению городов. Они обносили города сте­нами сбашнями. Первоначально были укреплены лишь акрополи, потом весь город (с VI в. до н. э.). Стены Самоса, сложенные в технике полигональной кладки в VI в. до н. э., имели толщину 5 м; стены Приены в IV в. до н. э., сложенные из прямоугольных блоков, были двухпанцирными с бутом и глиной между панциря­ми. Их толщина доходила до 2 м, высота — до 6 м. Стены Милета имели толщину 5,5 м. Длина городских оборонительных стен была различной: в Милете — 8 км, в Александрии — 18 км, ав Сираку­зах — 27 км. Обычно при возведении стен греки учитывали рельеф местности.

С IV в. до н. э. для осады и обороны городов применяли мета­тельные машины: монанкон (римский онагр) — камнемет с гори­зонтальной рамой (рис. 23), палинтон, или баллисту, имевшую две вертикальные рамы и наклон боевого желоба для метания камней в 45°, и евтитон, или катапульту, — для метания дротиков и стрел по горизонтальному желобу. Для разрушения стен вражеских го­родов применяли осадные машины: тараны и черепахи в виде де­ревянных бараков, которые прикрывали тараны и передвигались на колесах.

При взятии укрепленных городов греки применяли подкопы под стены, лестницы для штурма стен, земляные насыпи, строили баш­ни. В 397 г. до н. э. Дионисий Сиракузский при осаде Леонтин со­орудил плотину длиной около 1 км и по ней к острову, где был го­род, передвинул 6-этажные башни на колесах.

В 340—339 гг. до н. э. Филипп Македонский при осаде Перин-фа и Византия применил гелеполы — осадные башни высотой 35,5 м, многоэтажное деревянное сооружение в форме усеченной пирамиды, поставленной на колеса, с перекидными мостиками-самбуками. Арриан пишет об осаде Тира Александром Македон­ским в 332 г. до н. э. Тир был расположен на острове. Его стены возвышались на 44,3 м над уровнем моря. Между берегом и остро­вом Александр приказал насыпать дамбу шириной 60 м. По ней к Тиру пододвинули две двадцатиэтажные гелеполы высотой по 53,2 м. По сообщению Диодора Сицилийского, при осаде Родоса Деметрием Полиоркетом использовали гелеполу высотой в 9 эта­жей. Ее основание имело размер 22x22 м и стояло на восьми ко­лесах. Гелепола была защищена с трех сторон. Ее передвигали 3400 человек.

Эней Тактик в IV в. до н. э. написал руководство для обороны осажденного города. При осаде городские ворота задвигали засо­вом, закладывали камнями, бревнами, присыпали землей. На сте­нах и башнях выставляли караулы. Обстрел вели из луков, пра­щей, камнеметных механизмов, применяли клещи против таранов и сбрасывали бревна на тараны и буравы. Использовали зажига­тельные снаряды — стрелы с горящей паклей, пропитанной смолой. Делали контрмины против подкопов.

Архимед, руководя обороной Сиракуз во время второй Пуни­ческой войны, вел «заградительный огонь» из камнеметов против флота, применяя каменные ядра весом до 262 кг. Железная лапа, выброшенная со стены, захватывала нос корабля противника, под­нимала и ломала корабль. Из отверстий в стенах выпускали горя­щие стрелы.

Флот. В архаическое время было два типа судов: военные суда с таранами — пентеконтеры и диэры — и торговые суда без тара­нов. Суда первого типа двигались с помощью весел или с помощью паруса и весел. Пентеконтера — это 50-весельное судно, имеющее по 25 гребцов вдоль каждого борта, с тараном — деревянным брев­ном, обшитым медной обивкой, и с двумя веслами-рулями. У пен­теконтеры имелись съемные мачты и четырехугольные паруса, закругленная, высокая корма с концом в форме хвоста дельфина. С конца VIII в. на смену пентеконтерам приходит диэра — судно, где гребцы располагались в два яруса.

Ко второму типу относятся суда без тарана. Они имели паруса, а иногда дополнительно к ним и весла. Нос и корма у них были округлыми. В классический период сохраняются оба типа судов.

Распространяются также триеры — суда с таранами, где греб­цы сидят в три ряда, расположенных один над другим. Триеры из­вестны в Коринфе с VIII в. до и. э. Они имели киль, рулем служи­ли два укрепленных на корме весла, якоря помещались на носу; вдоль бортов выступала площадка. Имелась съемная мачта из дуба или сосны. При постройке судов употребляли бронзовые и железные гвозди, для шпаклевки применяли пеньку, смолу. Пару­са делали из холста. С IV в. до н. э. появляются тетреры, пентеры н гексеры.

 

§ 5. Градостроительство

Город являлся политическим, культовым, ремесленным и торго­вым центром. Обычно город делился на две части: верхний (акрополь), являвшийся укреплением для укрытия на случай опасности, иногда там же были расположены основные храмы полисных божеств, и нижний, где находились жилища рядовых граждан, ре­месленные мастерские, рынки.

Некоторые города имели регулярную планировку, как, напри­мер. Смирна VII—VI вв. до н. э., Милет, восстановленный после разрушения его персами в 494 г. до н. э., Олинф, Фурии, Пирей, Прнена, Родос. Вместе с тем ряд городов застраивался без пред­варительного плана, например Афины и Милет до разрушения персами.

Регулярная планировка городов в Ионии существовала уже в архаический период. Так, при восстановлении города Смирны пос­ле ее разрушения около 700 г. до н.э. новые улицы стали ориентировать одинаково, дома располагали по сторонам улиц, а храм возвели вне жилых кварталов. Дома, иногда двухэтажные, строи-

 

лись на каменных основаниях из плоских сырцовых кирпичей и штукатурились. Дома были вытянуты вдоль улиц так, что дом, вы­ходивший на одну сторону улицы, был отделен узкой щелью от дома, обращенного на соседнюю улицу. В большей части города земельные участки и дворы объединялись в длинные уличные фа­сады. Одно из помещений дома могло служить открытым двором для света. Правильная, так называемая гипподамова планировка характерна для колоний, выведенных в VI—V вв. до н. э., — Оль-вии, Фанагории, Херсонеса. •

Аристотель приписывает изобретение геометрической плани­ровки городов Гипподаму Милетскому, жившему в V в. до н. э. Аристотель пишет: «Расположение частных домов по улицам более удобно и красиво, когда улицы прямые, по новейшей моде, т. е. по Гипподамову способу. Для безопасности же в военном отношении лучше старый способ, когда наемные войска с трудом найдут вы­ход из города, а нападающим будет трудно в нем ориентировать­ся» (Полития, VII, 10, 4). Гипподам был ученым теоретиком и практиком. Он восстановил разрушенный персами Милет, постро­ил Фурии, Пирей, Олинф.

Греческие города обносились оборонительными стенами. Они имели агору (рыночную площадь), около которой концентрирова­лись общественные здания и храмы. В городах имелись театры, стадионы, гимнасии. Вне городов находились культовые комп­лексы — общегреческие святилища, как, например, Олимпия, Дельфы и др. Вне стен города также располагались отдельные храмы и гроты, посвященные нимфам. Некрополи (кладбища или «города мертвых») всегда выносили за стены города.

Акрополь являлся цитаделью и располагался на наиболее вы­соком участке. В нижнем городе жили ремесленники. Иногда они размещались в отдельных кварталах, объединяясь по профессиям. В Афинах, например, существовал специальный район гончаров — Керамик. В нижнем городе располагались общественные здания: агора, театр, булевтерий, пританей, гимнасии и др. (рис. 24).

Городские кварталы имели различные размеры. В Олинфе (в V—IV вв. до н. э.) кварталы размером 85X35 м состояли из блоков по 10 домов. Пять из них выходили фасадами на одну улицу, а пять — на параллельную.

Площади занимали по нескольку кварталов. Городской рынок (агора) по утрам был торговым центром, позже там собирались граждане для обмена новостями. Павсаний упоминает агору иони­ческого типа прямоугольной формы, с трех сторон обнесенную ко­лоннадой. Рядом с агорой концентрировались общественные и культовые здания. Агора была часто местом сбора народного со­брания. Там выставлялись постановления Совета и народного со­брания, законы и декреты, которые писали краской на кирбах — выбеленных деревянных досках примерно в рост человека, состав­ленных в виде призмы, вращающейся на оси. Наиболее важные постановления писались на табличках — пинаках — и сдавались в архив, остальные вырезались на каменных плитах — стелах, ре-

же — на бронзовых дощечках. Писали строчными буквами, без выделения заглавных букв и без разделения слов.

Улицы обычно мостились щебенкой, керамикой или каменными плитами. Ширина улиц в Милете была 4—4,5 м вместе с тротуара­ми, которые тянулись вдоль домов. В Олинфе ширина продольных улиц достигала 7,5 м, а поперечных — 5,5 м.

Общественныездания. Каждый город имел богов-покровите­лей, которым посвящались храмы, алтари, обычно возводимые вне храмов. Богам приносили жертвы, и в их честь совершали культо­вые обряды.

Храмы (рис. 25) считались жилищами богов. Древние хра­мы, как и дома, строились в виде мегаронов, где место очага зани­мал алтарь. Статуя бога помещалась внутри храма. Примером ме-гарона могут служить глиняные модели домов VIII в. до н. э. из Аргоса и Перахоры (рис. 28, 1). Позднее появляются храмы с дву­мя колоннами перед входом между выступами боковых стен, так называемые храмы в антах. Иногда колонны помещались с двух сторон храма — это двойные анты. По типу храма в антах построе­на сокровищница афинян в Дельфах. Храмы с четырьмя колонна­ми перед входом назывались простильными, а если колонны стояли с обеих сторон — амфипростильными. К последним относился храм Афины-Ники (или Ники Аптерос) на акрополе Афин. Име­лись храмы, обнесенные колоннадой со всех четырех сторон, — пе­риптеры; с двумя рядами колонн — диптеры. По типу периптера были построены Гефестион и Парфенон в Афинах, а по типу днптера — храм Аполлона в Дидимах и Олимпейон в Афинах. Храмы, где колонны примыкали к стене не образуя портика, называют псевдопериптерами, как, например, храм Зевса в Акраганте V в. до н. э., который своими размерами почти вдвое превосходил Парфенон. Храмы круглые в плане называли толосами. Примером толоса служит храм в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим в IV в. до н. э.

Центральное помещение храма называлось наос. Перед наосом моглонаходиться проходное помещение — пронаос, сзади наоса помешался адитон, где стояла статуя. Если заднее помещение имело свой выход с тыльной стороны храма и было от наоса отделено стеной, оно называлось описфод и предназначалось для хра­нения храмовой утвари. Вход в наос располагался с востока, хотя известны исключения, как, например, в храме Аполлона в Бассах. Герооны — святилища павшим героям — могли иметь иную ориентацию.

Алтари первоначально были деревянными, они складывались из дров и сжигались вместе с жертвоприношениями. Позднее стали сооружать постоянные каменные алтари. Они могли быть различных размеров. Чаще всего они были прямоугольными, их стави­ли наступенчатое основание, стенки украшали рельефами, изображавшими гирлянды, голову быка и др. Иногда отдельно стоя­щие алтарибыли очень монументальными, например алтарь Посейдона Геликенского VI в. до н. э. вблизи Милета (в виде

прямоугольника размером 10X11,5 м) или Пергамский алтарь II в. до н. э. (36, 44X34,2 м) с великолепным рельефным фризом.

Пританеи — постройки различного типа, где приносили жертвы богам, устраивали бесплатное питание гражданам, посто­янно дежурили магистраты для приема послов и иностранцев. На афинской агоре в пританее заседал совет 50 — часть совета 500. В Афинах это была круглая постройка (толос) диаметром 18,3 м со стенами из сырцовых кирпичей.

Гимнасий служил местом для воспитания юношей. Он вклю­чал палестру — площадку для гимнастических упражнений, поме­щения для умывания и занятий. Гимнасий раскопаны в Олимпии, Приене (рис. 24, 2), Милете, Эфесе и во многих других городах.

Булевтерий — прямоугольное здание для заседания город­ского совета или членов Совета 500. В Милете булевтерий имел зал на 1500 человек (рис. 24, /). В Афинах в IV в. до н.э. здание булевтерия размером 23X23 м вмещало до 600 человек.

Театры имелись почти во всех городах. Греческий театр ве­дет свое происхождение от народных представлений на празднест­вах в честь бога Диониса. Лишь позднее появились специальные сооружения — театры, которые располагались на склонах холмов, где устраивали сиденья для зрителей. У подножья холма была круглая площадка — орхестра, первоначально предназначенная для хора, стоявшего вокруг алтаря Диониса. За ней сооружалась скена, постройка для переодевания актеров, а перед ней был проскений — площадка, где устраивали представления. Актеры высту­пали в масках; чтобы казаться выше, они надевали особую обувь на каблуках — котурны — или вставали на ходули. Вместо декора­ций использовали четырехгранные расписные призмы.

Одним из наиболее древних был театр в Форике, имевший в плане эллипсовидную форму. Известен театр в Эпидавре, построен­ный знаменитым архитектором Поликлетом в середине IV в. до н.э. (рис. 24, 3). Его диаметр 59 м, диаметр круглой орхестры, где сто­ял хор, — 12 м. Верхний ряд скамей для зрителей находился на высоте 22,5 м. Некоторые театры были очень большими, например театр в Мегалополе в Южной Греции вмещал 44000 зрителей.

Кроме открытых театров, где фоном, на котором выступали ар­тисты, служил естественный ландшафт, существовали крытые кон­цертные залы — одейоны.

В городах и крупных святилищах обычно имелись стадионы и ипподромы.

Стадионы в виде вытянутых эллипсов с сиденьями, распо­ложенными в несколько ярусов по периметру, обнаружены в Олим­пии, Дельфах, Афинах, Приене, Милете, Эпидавре и в других местах.

Ипподром был раскопан в Олимпии (рис. 24, 4). Он имел форму вытянутого прямоугольника, одна сторона которого была закруглена. С противоположной стороны стартовали лошади. Изображение конных состязаний на ипподроме сохранилось на фрагменте расписной аттической вазы 570—560 гг. до н. э. из Афин.

Водоснабжениеи канализация.На росписях ваз имеются изоб­ражения колодцев, стенки которых выкладывались камнями, а над их устьем иногда ставили ограду в виде керамического цилиндра или верхней половины пифоса (рис. 26). Воду вытаскивали с по­мощью веревки и сосуда, использовали также деревянный «жу­равль». В крупных городах водопроводы сооружали из керамиче­ских труб, по которым вода поступала из горных источников. Осо­бенно знаменит упомянутый Геродотом водопровод, сооруженный мегарцем Эвпалином в VI в. до н. э. на острове Самос.

В городах вода подводилась по керамическим трубам к водое­мам (фонтанам), в стенах которых имелись водолеи в виде голов животных или мифологических персонажей (через их открытые рты и пасти вода выливалась). Такие фонтаны использовали в гимнасиях в качестве душа (рис. 26, 4).

Нечистоты выводились из города по сточным каналам, которые выкладывались камнем или вырубались в крупных каменных бло­ках и тянулись под мостовыми магистральных улиц. Они были связаны с отстойниками в виде глубоких колодцев. К магистраль­ным каналам подходили маленькие, выводившие сточные воды из Юмов. Мусор из города вывозили на загородные свалки.

Города.Греческие города, имея общие черты в принципах планировки, в то же время имели свои индивидуальные особенности.

Одним из древнейших и наиболее крупных городов Малоазийского побережья был Милет. Страбон (География, XIV, 6) сообщает, что Милет первоначально был колонией Крита. Археологические раскопки обнаружили там следы поселения микенского времени -XVI в. до н. э. В этот период была сооружена оборонительная стена города. Открыта улица этого времени шириной 1,85 м, несколько домов, водосток, керамические печи. В XI в. до н.э. сюда переселились ионийцы из материковой Греции. Начиная с VIII в. до н. э. Милет превращается в крупный торгово-ремесленный центр. Страбон (XIV, 1) пишет о большой колонизационной

стельности Милета, а римский ученый I в. Плиний в «Натуральной истории» (V, 12) сообщает, что Милет основал свыше 90 колоний.

Немецкий археолог Т. Виганд открыл убежище для населения Милета VII—VI вв. до н. э. на холме Калабак-тепе. Оно было обнесено стеной толщиной 3,5—3,95 м с бастионами, сооруженными в VI в ДО Н. Э.

Жилые дома милетян были двух- и трехкомнатными в форме вытянутого прямоугольника, имели глинобитные или каменные по­лы. Стены были сложены из маленьких квадров мрамора, гнейса и известняка, между которыми клали тонкие каменные плиты, подобные черепице. Планировка города была нерегулярной.

Открытая раскопками улица Милета в VI в. до н. э. шириной в 4,3 м имела мостовую, вымощенную щебнем и обломками керамики, и тротуары шириной по 0,8 м, сделанные из камней. Вероятно, стены домов расписывались.

После разрушения Милета в 494 г. до н. э. его пришлось отстраи­вать заново. Вначале строилась северная часть города, где был большой рынок. Там улицы шириной 4—4,5 м делят город на оди­наковые блоки жилых домов размером 29X35 м. В южной части города кварталы были крупнее. В Милете открыты: стадион, два рынка, южный и северный, булевтерий, гимнасий, театр, храм Афины и др.

Эллинистический город Малой Азии хорошо представляет Приена, восстановленная во второй половине IV в. до н. э. Она имела укрепленный акрополь. Внизу у подножья крутого холма высотой 250 м располагался нижний город. Город и акрополь бы­ли обнесены одной стеной. Город был распланирован по системе Гипподама. Имелось 16 продольных и 8 поперечных улиц, которые разделяли город на прямоугольные кварталы размером 47x35 м. Продольные улицы, тянувшиеся вдоль склона холма, представляли собой лестницы. Ширина главной лестницы достигала 7,36 м, ши­рина остальных — около 4,4 м. Для возведения общественных зда­ний были сооружены искусственные террасы. В центре города был выстроен храм Афины Полиады, построенный Пифеем в IV в. до н. э. и расположенный на площадке, поддерживаемой с востока и юга подпорными стенами. В Приене открыт акрополь, западные и восточные городские ворота, святилище Кибелы, жилые кварталы, агора ионического типа, святилище Зевса Сосиполия, экклесиасте-рий — здание для народных собраний, пританей, два гимнасия, те­атр, святилище Деметры, стадион и др. При раскопках теменоса — священного участка храма Афины — открыты сокровищницы, про­пилеи, постаменты статуй, алтарь и стоя.

Иной тип эллинистического города представляет Александ­рия, основанная Александром Македонским в 332—331 гг. до н. э. в дельте Нила на месте более древнего населенного пункта, о ко­тором упоминает Гомер в Одиссее (песнь IV). Город был построен из камня греческим архитектором Динохаром. Улицы пересекались под прямым углом, образуя кварталы. Две самые большие улицы по 30 м шириной были обрамлены колоннами. Главная улица име­ла длину 40 стадий (7200 м). Страбон пишет, что город был по­строен в форме хламиды — македонского плаща. Дома были мно­гоэтажными. К I в. население города достигало 1 млн. человек.

Квартал дворцов и царских гробниц назывался Брухейоном. Он занимал около 1/4 площади всего города. Страбон рассказывает о великолепии его дворцов, соединенных садами и парками.

К дворцам примыкали общественные здания: театр, храм По­сейдона, здание суда, гимнасий и эмпорий — торговая площадь с помещениями для торговли и складами. При храме, посвященном богу Серапису, статуя которого была сделала знаменитым гречес­ким спульптором Бриаксидом, находилась библиотека. Хранившие­ся там свитки помещались в нишах стен.

В Александрии открыты подземные гробницы, имевшие по не­скольку этажей, их стены украшены рельефами, а входы в погре­бальные помещения — пилястрами и колоннами. Для установки

гробов с телами умерших в стенах вырубали специальные углубле­ния — локулы.

Афины — наиболее прославленный из греческих городов, рас­положен в 5 км от моря. Город не имел регулярной планировки. На акрополе — скалистом холме, возвышавшемся на 156 м над уровнем моря, обнаружены следы поселений эпохи неолита и бронзы. Вторгшиеся в Грецию в конце XII—XI вв. до н. э. дорийские племена, разрушившие Микены, Тиринф и другие центры ахейской Греции, прошли мимо Афин. В XI—X вв. до н. э. Афины продолжают расширяться. Их жилые кварталы распространяются на территорию, занятую раньше некрополем к северу и северо-за­паду от акрополя. В VII—VI вв. до н. э. акрополь становится местом культа Афины, где сооружается храм («старый храм Афины»), воздвигаются алтарь и статуи. В начале V в. до н. э. было начато строительство нового большого храма Афины из мрамора. В нижнем городе возникает новый центр общественной и политической жизни на Агоре. Там в VI в. до н. э. сооружают храмы Аполлона и Зевса, алтарь двенадцати богов, девятиструйный фонтан. К западу от агоры располагался район ремесленников-металлургов, к севе­ро-западу— район гончаров (Керамик). Афинский акрополь и агору сожгли персы во время греко-персидской войны в 480 г. до н. э., а с 449 г. при Перикле началось новое строительство на акрополе храмов из пентелейского мрамора, добываемого в горах Пентеликон вблизи Афин. Общее руководство строительством осуществлял Фидий.

Вход на акрополь расположен с западной стороны через Про­пилеи, которые построил архитектор Мнесикл в 437—432 гг. до н.э. В центре Пропилей находился проход для жертвенных животных. Снаружи Пропилей стояли дорические колонны, внутри — ионийские. В северном крыле располагалась пинакотека — помещение для картин. На вершине акрополя над Пропилеями стоял храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) в виде амфипростиля. Его строил архитектор Калликрат в середине V в. до н. э. На площади против входа на акрополь стояла бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) работы Фидия (высота 10 м).

Строительство Парфенона, главного храма Афины Парфенос (Девы), было начато в 447 г. по проекту Иктина и Калликрата. Храм сложен из пентелейского мрамора, а скульптура и черепица высечены из паросского мрамора, привозимого с острова Парос. Храм сооружен в дорическом ордере. На его западном фронтоне была помещена скульптурная группа, изображающая спор Афины и Посейдона, а скульптуры восточного фронтона воспроизводили

миф о рождении Афины. Скульптуры фронтонов сохранились не полностью. Внутри Парфенона проходила двухъярусная колоннада. В глубине наоса стояла 12-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и золота в так называемой хризоэлефантинной технике.

Небольшой храм Эрехтейон с портиком кариатид включал святилище Афины, где находились ее деревянная статуя и золотой

светильник. В западной части Эрехтейона был храм Посейдона и алтари: Посейдона, Эрехтея и Гефеста. На развалинах Агоры воз­водят храм Гефеста, здания булевтерия и стратегиона, крытые галереи-стои, фонтаны, у юго-восточного склона Акрополя в V в. до н. э. сооружают театр Диониса с деревянными сиденьями, а в IV в. до н. э. в театре устраивают каменные скамьи для зрителей и каменную сцену.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

И.Т КРУГЛИКОВА

И Т КРУГЛИКОВА Допущено Министерством высшего Археологические открытия в... Быт... Жилище Греки раннего периода жили в скромных небольших деревянных домах в плетеных хижинах стены которых были...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Военное дело

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И.Т КРУГЛИКОВА
АНТИЧНАЯ АРХЕОЛОГИЯ Допущено Министерством высшего и сред

Археологические открытия в Средиземноморье
Греческий географ I в. до н. э. — I в. н. э. Страбон (География, VIII, VI, 23) рассказывает о том, как после разрушения Коринфа Луцием Муммием в 146 г. до н. э. погибла масса произведений ис­кусств

Античные памятники Восточного Причерноморья и Средней Азии
Еще в 30-х годах XIX в. Ф. Дюбуа де Монпере, путешествуя по Западной Грузии, пытался установить местоположение античных городов Диоскурии, Фасиса и Гиэноса, упоминавшихся греко-рим­скими авторами.

Сельское хозяйство
Для греков дополисной эпохи характерно положительное отно­шение к физическому труду. Герои Гомера не боятся труда. Опи­сывая хозяйство басилея, Гомер упоминает хозяина, работающего в поле вместе с

Ремесло
Солон издал закон, по которому «сын не обязан кормить отца, если тот не научил его ремеслу». Ксенофонт в сочинении «Воспо­минания о Сократе» пишет, что в Афинах большую часть народ­ного собрания со

I. Особенности римской культуры н основные этапы ее развития
Античный период в истории римской культуры начинается с VIIIв. до н. э. — со времени основания на территории Апеннин­ского полуострова первых греческих городов-колоний и установлен

Торговля
В отличие от Греции, где города рано стали торговыми центра­ми, Рим долго оставался земледельческим государством со слабо развитой торговлей. Внутренняя торговля обеспечивалась посто­янными рынками

О. Военное дело
Об организации римского войска, его вооружении, тактике мы узнаем из сочинений Полибия, Цезаря, Ливия, Тацита и др. Вегеций — теоретик военного дела, явивший в конце IV — начале V в., оставил сочин

Строительная техника и архитектура
Об архитектуре и строительных приемах римлян мы узнаём из раскопок. Изображения архитектурных сооружений встречают­ся на памятниках искусства — фресках, мозаиках, рельефах. Особенно много о строите

Искусство
Скульптура.В период Римской республики формируются основ­ные виды римской пластики — скульптурный портрет, исторический рельеф и декоративные произведения. Сильное воздействие на р

Проблемы колонизации Северного Причерноморья
Термин «колонизация» не совсем подходит к объяснению про­цесса основания греческих городов на берегах Северного При­черноморья. Его следовало бы заменить термином «переселение». Как показывают архе

Северо-Западное Причерноморье
Остров Левка.Наиболее западным из пунктов на территорий нашей страны, где в VI — V вв. до н. э., согласно сведениям гре­ческих авторов, находилось "святилище, посвященное геро

Херсонес и его сельская округа
Крупнейшим античным государством в Западном Крыму было Херсонесское. Херсонесбыл основан в 422 — 421 гг. до н. э. на территории современного Севастополя переселенцами из Гераклеи П

Южное побережье Крыма
Одним из немногих памятников римской археологии в Север­ном Причерноморье является Харакс— крепость на мысу Ай-Тодор вблизи Мисхора. Здесь стояли подразделения римского гар­низона,

Античные поселения Восточного Причерноморья и Закавказья
Вантичный период возникают государства Закавказья: Кол­хидское (в Западной Грузии), Иберийское (в Восточной Грузии), Армянское и Албанское (на территории Азербайджана и Южного Даге

Античные памятники Средней Азии
Эллинский мир тесно соприкоснулся с народами, населявшими южные территории Средней Азии, со времени походов Александра Македонского, разгромившего Персидскую державу, в состав кото­рой в качестве с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги