Исследование валидности тестов креативности на основе анализа творческих личностей

Московская академия образования Натальи Нестеровой

Тема:

Исследование валидности тестов креативности на основе анализа творческих личностей.

Выполнила студентка 1 курса

Громова Юлия Владимировна

Научный руководитель:

Жукова Юлия Львовна

Преподаватель психологии творчества

Москва, 2013

1. Введение 3 2. Анализ по тесту Е. Торренса : 2.1. Описание материала теста 4

Анализ по тесту Е. Торренса

Группе из трёх человек были предложены следующие задания: Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно. Цвет овала выбирается вами…

Анализ по тесту Леонардо Да Винчи

Материал теста вызывает массу сомнений по поводу релевантности информации, например встречаются вопросы наподобие «Я хотел бы, чтобы друзья сообщали… Нашим испытуемым тоже было предложено пройти данный тест и вот какие…

Ren Shuher: Сумма =484

Умение видеть суть 50%
Умение наблюдать явления 59%
Умение слушать и слышать 55%
Умение выражать словом 80%
Умение передавать состояние 81%
Умение создавать 86%
Умение находить нестандартные решения 73%

Noname: Сумма =512

Умение видеть суть 85%
Умение наблюдать явления 59%
Умение слушать и слышать 77%
Умение выражать словом 65%
Умение передавать состояние 68%
Умение создавать 72%
Умение находить нестандартные решения 86%

Voskresitel: Сумма =461

Умение видеть суть 30%
Умение наблюдать явления 86%
Умение слушать и слышать 55%
Умение выражать словом 65%
Умение передавать состояние 72%
Умение создавать 77%
Умение находить нестандартные решения 76%

Испытуемые описывали своё отношение к результатам теста как двойственное и даже амбивалентное чувство, где с одной стороны получившиеся проценты кажутся крайне несправедливыми, а вопросы не относящимися к делу, но с другой стороны, сравнивая с результатами других людей, свои цифры становятся чем-то нормальным и вполне себе естественным. Ren Shuher, по жизни привыкшая избегать каких-либо оценок в свой адрес, так и не взглянула на свои результаты. Noname в первую минуту после прохождения сказал, что «погрешность такого теста весьма велика», однако спустя некоторое время согласился и дал однозначный комментарий: «Каждый человек уникален и вполне себе предсказуемо, что у каждого свой уникальный набор умений и, так уж природа устроила, нехватку одного показателя человек компенсирует избытком другого.». Позже Voskresitel преподнесла свою версию, что в действительности всё верно, но названия умений сбивают с толку, и предложила свой вариант, который, конечно, сложноват для восприятия обычному человеку:

Умение видеть суть Восприятие реальности
Умение наблюдать явления Внимательность как любознательность
Умение слушать и слышать Чувствительность к аудио стимулам, ранимость
Умение выражать словом Способность к кратким изложениям мысли
Умение передавать состояние Эмоциональная открытость, конгруэнтность
Умение создавать Выраженность реализации способностей
Умение находить нестандартные решения Стремление нарочно обособиться сверх имеющихся способностей

 

На удивление, пользуясь новыми определениями Voskresitel, полученные числовые результаты явственно коррелируют с реальным положением дел. Действительно «умение видеть суть» наглядно отражено в некой космичности рисунков и у Voskresitel мы видим очень далёкие от реальности хитросплетения, а у Noname наоборот всё довольно приземлённо и ясно. Аналогично «умение находить нестандартные решения» показывает лишь стремления выделиться и в действительности обусловлено самооценкой испытуемого в обратных пропорциях, т.е. чем выше процент этого показателя, тем ниже самооценка, которая и даёт эффект умения находить нестандартные решения в разнообразных жизненных ситуациях.

Возможно данный тест создавался с целью поднятия настроения людям в состоянии угнетённости и творческого застоя и с нашей стороны неверно оценивать его как реальный показатель креативности человека, что объясняет его популярность среди миллионов людей, интересующихся процессом творчества и желающих делиться получившимся с окружающими, пусть и мало знакомыми, людьми ради оценки, ради взгляда со стороны, и ради исправления насущных и глупых ошибок. Часто творящие люди с высоким социальным интересом создают свои произведения не столько для себя, сколько для сторонних наблюдателей, это относится и к фотографам, и к стенографистам, и к иллюстраторам и временами в этом чувствуют необходимость даже замкнутые художники и писатели.

Как вывод, можно сказать, что анонимные, без авторства, поощряющие интернет-тесты выводят на новый уровень социальную активность малообщительных людей, они позволяют без ущерба, возможными негативными оценками, создавать и раскрываться людям, чьи цензоры давным-давно запретили им жить полной жизнью да упиваться красками фантазий.

Вывод:

 

Пытаясь численно оценивать креативность, стремясь сделать гуманитарные науки точными, мы теряем ту часть себя, которую, всё чаще зря, именуем любовью. Жизнь подчиняется множеству законов, но мы не в праве давать им оценки, а лишь наблюдать, изучать и принимать их как есть.

Анализируя результаты всех трёх испытуемых, не могу не заметить, что ни один из тестов не учёл чисто человеческого эмоционального отклика на сам творческий процесс и полученный результат творческого излияния. Стандартизованные тесты оценивают лишь конечный продукт по качеству исполнения, забывая о том, что человек, рисуя и сочиняя, настолько непредсказуем, что порой и сам не догадывается каков будет его следующий шаг, в свои творения мы вкладываем всю душу, делимся частичкой себя с листком бумаги, скрипкой или компьютером, на котором и творим, и в оценке креативности важно не только сколько и как качественно получилось, но и какие чувства вызывает чья-то работа, сколь сильно она «цепляет» наше подсознательное, не отпуская долгое время и вызывая вихри и бури, которые, казалось, спали так долго, что мы и забыли когда в последний раз «парила наша душа».

 

Список используемых источников:

 

1. Канал связи: http://vk.com

2. Тест Е. Торренса: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya

3. Подробный ключ к тесту Е. Торренса: http://docpsy.ru/testy/diagnostika-intellekta-i-kreativnosti/3912-test-kreativnosti-torransa.html

4. Методическое руководство. Автор: Туник Е. Е. http://booksshare.net/index.php?id1=4&category=phsyhology&author=tunik-ee&book=1998

5. Словарь терминов: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

6. Тест Леонардо Да Винчи: http://tests.newacropol.ru/leonardo/test.php

7. Анализируемые результаты по тесту Леонардо на сторонних ресурсах: http://offtop.ru/awe/v7_247879__.php и http://www.newkaliningrad.ru/forum/topic/52491-test-leonardo-da-vinchi/

8. Краткая иллюстрированная биография Леонардо Да Винчи: http://www.vmir.su/50711-geniy-leonardo-da-vinchi-16-foto-tekst.html

9. Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы: http://ku-licey9.ucoz.ru/publ/uchenikam/oformlenie_nauchno_issledovatelskoj_raboty/2-1-0-5

10. Презентация в помощь учащимся, работающим над оформлением научно-исследовательской работы: http://www.slideshare.net/veraWN/ss-15084591

11. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся: http://festival.1september.ru/articles/210579/