Анализ по тесту Е. Торренса

 

Группе из трёх человек были предложены следующие задания:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.


Субтест 2. «Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумайте название к каждому рисунку.

 

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

 

Следует заметить, что все были необыкновенно воодушевлены исследованием и проходили тесты с рвением и восторгом счастливого ребёнка.Ниже приводятся описания испытуемых и прилагаются их работы. При программном просмотре все изображения возможно растянуть для более детального изучения, а в бумажном варианте предложены оригиналы работ. Имена заменены на никнеймы по просьбе самих испытуемых, однако фотографии присутствуют.

Ren Shuher - музыкант

 

Пол: Женский

Возраст: 21 год

Увлечения: играет на скрипке, электрогитаре и немного на барабанах, рисует мангу и комиксы, дизайн интерьеров, стилист.

Рисунки по тесту Торренса:

рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Ещё не приступая к анализу по ключу теста, мы видим поразительное свободолюбие – линии будто стремятся убежать, растечься подобно воде по всему предоставленному пространству, но, на редкость, не нарушая правил и ограничений. Даже во втором субтесте используются все возможности ограниченного пространства: тут и перевёрнутый вверх-ногами город и море, берег которого нам не дан, и просто стихия в виде летнего дождя, неизменно приносящего радость всем детям земли.

 

Noname Noname – писатель

 

Пол: Мужской

Возраст: 27 лет

Увлечения: пишет рассказы выдержанные в духе средневековья, описывая совершенно разнообразные уголки света, от быта чукотского народа до африканских обычаев и порядков; рисует иллюстрации к рассказам, срисовывает фотографии, показывая своё видение эмоционального фона запечатлённого на фото, а так же участвует в ролевых играх на природе в собственноручно созданных шлеме и латах и с деревянными мечами.

Рисунки по тесту Торренса:

Рис. 1

Название: Овамус 2.0

К нижеприведённому субтесту №2 позже пришло письмо с приложением:

«О необычных названиях стоило предупредить заранее :) Сходу переименовать сложновато будет но попробую: ботинки - дорога ждёт, замок - мечта или проклятье?, пике - предельная перегрузка, слон - три тонны добродушия , рыцарь - стальная рота Алексада, киса - карманный тигр, лодка - суши вёсла, дерево - я здесь росту и точка!, остров - как отпуска подымут знамя сойдутся вновь вода и камень, ковбой - суровые лица и текилла.»

 

Рис. 2

Рис. 3

 

Всё же мужские рисунки заметно отличаются от женских: линии жёстче, контуры угловатые и сравнительно мало «распушающихся» краёв, всё чётко. Изобилие механики в третьем субтесте обусловлено техническим высшим образованием и увлечением компьютерами, собственно и рисовалось всё на графическом планшете в PhotoShop, а не от руки, как остальные работы, представленные здесь.

 

 

Voskresitel – критик

 

Пол: Женский

Возраст: 24 года

Увлечения: большую часть времени занимается анализом и критикой (как положительной, так и отрицательной) продуктов творчества людей, о которых параллельно возможно узнать образ их жизни; пишет рассказы, стихотворения и фанфики; рисует в CorelDrow известные предметы и персонажей анимэ в изменённых ракурсах.

Рисунки по тесту Торренса:

Рис. 1

Рис. 2

 

Рис. 3

Шокирующая нереальность происходящего явно указывает на психические отклонения автора работ, однако нельзя не заметить креативности самих идей как в рисунках, так и в названиях их самих.

Подсчитаем результаты согласно ключу стандартизированного теста Торренса:

 

  Ren Shuher Noname Voskresitel
Беглость: 10+46(60)=56 10+18=28 9+23=32
Оригинальность: 0+9+38=47 0+7+16=23 1+9+18=28
Абстрактность названия: 2+11=13 1(2)+17=18 1(3)+22=23
Сопротивление замыканию:
Разработанность: 8+76+196=280 10+78+101=189 58+81+110=249
Сумма баллов:
Уровень креативности: 83,2 56 65,4

 

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 — плохо

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

>70 — отлично

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения.

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею».

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи.

 

Выходит, судя по цифрам, разработанность, т.е. количество мелких деталей в рисунке, главный критерий оценки, а оригинальность это лишь малая толика всей креативности? Постойте, разве так можно?

Вот нарисована пальма с кокосами, она живая, с острыми углами и, кажется, что вот-вот и на ней проявится зелёный цвет, а вот увядающее осеннее дерево, на этой миниатюре даже корни пририсованы деревцу, кора вся в щербинках, а ветер уносит прочь последние листочки. Разве можно считать эти рисунки за один и тот же? Вот дом, который построил Джек, а вон тот и не дом вовсе, это сказочная башня, которую наверняка охраняет дракон, а тут многоэтажка шумного пугающего мегаполиса, но с выделенной возвышающейся крышей, ведь именно оттуда видны звёзды, кстати, вот и стеклянный «зуб» космических масштабов, его местами выбитые стёкла невозможно не узнать даже тут. Как можно выбрать всего один дом, выбросив из дальнейшей оценки все остальные здания? То же и с рамками, в которые заключён рисунок (3 часть), в это сложно поверить, но художник считает рамку частью рисунка, он видит горизонт пейзажа, небо и землю под ногами, как предмет, как неотъемлемую часть мира, которая всегда имеет место быть, ведь творческий человек способен увидеть заново любое явление, дождь для него каждый раз разный и солнце меняется каждую секунду. Рамки дисплея или таблички имеют для художника значение: купюра тонкая и края у неё острые, экран плеера светится, . Человек, который смотрит на мир в щёлку чуть приоткрытой двери, часто жмурится или вовсе быстро моргает от страха, воспринимает свои рамки видения, как веки и деревянные края двери, он ловко выбирает фантастические ракурсы своим рисункам, заставляя работать наш мозг, фантазия начинает работать с бешеной силой и вот мы уже видим как движутся дирижабль, девушка или игральные кости, при этом не упустив ни одной детали. Если спросить самого автора, он расскажет, что каждая рамка имеет свой цвет, толщину и даже эмоциональную окраску! Разве в праве мы не учитывать эти рисунки?

Творчество, на мой взгляд, следует оценивать по силе эмоционального отклика, а вовсе не по количеству точек в рисунке или букв в названии. Это очень печально - наблюдать как в искусстве, где в идеале возможно всё, появляются границы и странные, необоснованные запреты, ведь даже минимализм считается высоким искусством в то время как в нём минимальны и разработанность и абстрактность названий. Смогут ли когда-нибудь компьютеры полностью заменить человека? Мой ответ: «нет».