Полуоткрытая дверь в бесконечный мир

 

Наш поход в область энергоинформационной стороны

жизни проходит под знаменем эволюции индивидуума. Дос-

тижения уже сейчас и на практике нового эволюционного

этапа в развитии человека и человечества.

Не спешите пугаться столь громких фраз. Потерпите не-

сколько страничек этого отступления, без него будет не

очень понятно, для чего открывать в себе новое, они важны

для нас, и я стремился вложить в этот обзор очень многое.

На самом деле речь о том, как достичь счастья и свобо-

ды, всего того, что так необходимо человеку. Каждый чело-

век и его близкие должны жить в любви и идти к радости.

Ради этого, право, стоит потрудиться.

Речь не идет о пришивании новых органов или выращи-

вании хмурых сверхчеловеков. Отнюдь. Это была бы глупая

идея — менять форму, чтобы наполнить ее тем же самым со-

держанием. Зачем? Речь идет о новом, более богатом и ме-

нее ограниченном содержании.

О разуме с большой буквы, о Разуме.

Однако начнем мы с эволюции человека как биологиче-

ского социального вида. Эволюция совсем не то, чему не сто-

ит уделять внимание: мы являемся частью вида, и нас не мо-

гут не тревожить его перспективы, потому что в конечном


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

счете они в полной мере касаются и нас самих, каждого из

нас.

Поищем в эволюции человека место и смысл энергоин-

формационного развития за пределы, начертанные для него

стечением обстоятельств его истории.

Ведь человек как вид — это существо, имеющее в осно-

ве своей биологическую природу, которой неукоснительно

подчиняются наши физические тела. И выковываются эти

тела под давлением окружающей среды, шлифуются эволю-

ционными механизмами, чтобы больше, лучше и полнее ре-

шать задачи, выдвигаемые перед телами окружающим нас

миром. Даже за последние тысячи лет, период, охватываю-

щий развитие письменности, человек пусть немного, но из-

менился сам и существенно изменил окружающий мир.

К примеру, побеждена оспа — и в популяции человека ус-

тойчивые генетически к этому заболеванию люди не полу-

чают того преимущества, что раньше. Сменился стандарт

красоты — и в мире стало пусть немного, но меньше жен-

щин, отвечающих стандартам красоты эпохи Ренессанса.

Люди стали немного, но поумнее — ведь каждое поколение

селекционирует, выбирает тех, кто лучше, более адаптиро-

ван, более нов и успешен, запечатлевает его в детях. Огром-

ный путь пройден человеком со времен кроманьонцев.

Но разве это главное в нас, разве для нас, как мыслящих

существ, это нескончаемое совершенствование цепочек бес-

словесной ДНК есть главное?

Наверное, все же нет. Да и для человечества не самое

главное создание идеальной ДНК, у нас свои интересы. С ней

мало связано то, чем мы по праву гордимся, — дар речи, бо-

гатство знаний, способность делать открытия, строить дома

и создавать механизмы, умение найти выход едва ли не из

любой ситуации. Планета ныне открыта для нас — ее воз-

можности, ресурсы, атмосфера, недра и океаны, открыт да-

же ближайший спутник — Луна, и не за горами то время,

когда перед нами распахнет свои просторы неприветливый

Марс. Ведь этого достигла не ДНК.


 

Этого достиг человек, разум человека и культура человека.

Не может справиться ДНК, к примеру, не способен че-

ловек дышать под водой, жабры в конструкции отсутству-

ют — не беда. Придумаем акваланг, скафандр и подводные

лодки. В космосе вообще дышать нечем? Переделаем аква-

ланг со скафандром, да и все дела. Нами правит разум.

Накопленный коллективным сознанием багаж знаний,

мотивов и навыков — это истинная ДНК человечества.

Как биологическое создание человек давным-давно пере-

шагнул барьер ограничений, предъявленных нам биосферой

Земли. Холод? Одежда и печки. Голод? Земледелие и гидро-

поника. Страшный большой зверь? С благодарностью съе-

дим.

Человек пошел путем разума, оказываясь в состоянии за

какие-то жалкие десятилетия выполнить задачи, на которые

у природы с ее неумолимым вертикальным эволюционным

процессом уходило миллионы и миллиарды лет. А ведь всей

значимой истории человека разумного меньше 50 тысяч лет.

Миллионы лет птица училась летать. Братья Райт справи-

лись с этим в течение своей жизни. Биологическая природа

не шагнула в космос — это сделал Гагарин. Ни одно живое

существо нашего мира не умеет перемещаться со скоростью,

которую запросто разовьет на хорошей дороге автомобилист.

Новое свойство растений — нет проблем, доступна генети-

ческая модификация. Все живое берет энергию от Солнца?

Ну, допустим, а вот у человека овощи в освещаемой север-

ной теплице получают энергию из совершенно другого ис-

точника, к примеру, от ядерной электростанции, и человек

как вид уже меньше зависит от самого Солнца, родителя

жизни на планете. Нельзя создать дубликат живого организ-

ма? А первые клонированные собаки уже дали потомство.

И прогресс все ускоряется.

Вся природа, словно пластилин, доступна человеческому

Разуму, и в ней нет более ни большой тайны, ни великой

опасности. Скоро разберемся и с загадкой возникновения

Вселенной.


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

Человечество идет дорогой эволюции разума, путем эво-

люции культуры. Биологический этап можно считать закон-

ченным.

Человечество создает себе условия и направляет свой соб-

ственный путь.

Замечательно? Да просто прекрасно!

Да вот только проблема, величайшая проблема, касаю-

щаяся каждого, заключается лишь в том, что и эволюция ра-

зума не отменяет общих эволюционных законов.

А их можно выразить просто: внешняя среда, экологи-

ческая ниша, ставит актуальное условия, а живое либо на-

ходит (может быть, трансформируясь при этом само) к это-

му условию способ действий, при котором оно ничего не те-

ряет, а может быть, даже приобретает — либо вымирает,

вытесненное более успешными видами.

И задачу эту ставит перед видом Природа, послужившая

причиной его появления на свет. Только она имеет возмож-

ность и право поставить ее так, чтобы она образовала смысл

развития, не ложный, а истинный относительно вечности.

Выдумать такую задачу нельзя.

Полное приспособление к неменяющейся нише означает

неподвижность, стагнацию и одновременно уязвимость —

как, к примеру, у крокодилов, которые сотни миллионов лет

обходятся без каких-либо новшеств, да вот только крокоди-

лы очень легко истребляемы человеком. Успешное приспо-

собление — распространение по новым нишам, как, к при-

меру, крыса захватила трансформированную человеком сре-

ду, и даже человек ничего с этим не может поделать. Может

быть даже видообразование за счет освоения параллельной

ниши как вариант успешного приспособления, к примеру

волк и собака. Неприспособление — вымирание, как у ма-

монтов, саблезубого тигра, мегатерия, гигантских нелетаю-

щих хищных птиц и плотоядных копытных.

Конечно, это вроде бы слишком глобально — но ведь, до-

рогие друзья, не будем забывать о том, что вымершие виды —

это всего-навсего много похожих друг на друга отдельных жи-


 

вых существ, живших не слишком счастливо в слишком стре-

мительно для них изменяющихся условиях и погибших поми-

мо всякого своего желания. Не вид вымер, и все скопом умер-

ли — а все по отдельности умерли, и вид вымер.

И не что-то такое единое смело со сцены ушедшие ви-

ды, как шахматные фигуры с доски, — вот, прилетел асте-

роид — и всем крышка (такое тоже может быть, но вот

только без всяких астероидов в небытие ушло огромное ко-

личество видов, куда больше, чем при приснопамятном вы-

мирании динозавров). Нет — с точки зрения отдельного

представителя того вида это выглядело по-другому: кто-то

был съеден хищниками, и кто-то в результате не встретил-

ся с кем-то в сезон размножения, кто-то оставил детенышей,

и они замерзли, а кто-то не нашел привычной еды, ослаб и

погиб… Просто жизнь тяжелее стала, и хрупкое равновесие

существования вида не выдержало этого.

Саблезубый по-прежнему прекрасно резал добычу, ма-

монт откапывал под снегом растительность, мегатерий до-

ставал до верхних ветвей деревьев. Они не разучились де-

лать то, что делали лучше всего, но пролегшая в повседнев-

ности цепь трагической случайности, мелких несовпадений

сделала их жизнь относительно конечной цели неуспешной.

Так-то свой век худо-бедно прожили — да кому бог детей не

дал, а чьих и вовсе волк задрал.

Перенесите это на живого человека.

Бог с ним с видом — незавидная жизнь и незавидная

судьба у представителей видов, не успешных в эволюцион-

ном прогрессе, не выигрывающих в гонке. Личное несчастье,

которого хотелось бы избежать.

Что означает «неуспешных»? Не имеющих возможности

приспособиться к изменяющимся требованиям окружающей

среды, критическим для выживания всего вида, по сути, не

имеющим возможности лично и правильно ответить на во-

прос, поставленный природой.

А вот теперь позвольте вас спросить: что же ныне явля-

ется для нас с вами, как индивидуальных представителей ви-


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

да, источником критически важных для существования и

продолжения рода требований, «окружающей средой» повсе-

дневности? Природа? Космос, великий и ужасный? Хищник

волк? Саранча? Очень жуткая погода?

Или все-таки зарплата, гражданство, политкорректность,

профессия, дом, стресс, востребованность социумом?

А ведь — второе.

Для человека окружающая среда — это созданный им же

самим социум. И именно в нем разыгрывается панорама

эволюционирования человека, его изменения в некоем

направлении. Какие задачи он ставит перед человеком, мо-

жет ли индивидуум ответить на ставящиеся социумом во-

просы?

Казалось бы, на первый взгляд все довольно просто —

в социуме эволюционным двигателем выступает внутриви-

довая борьба, в которой вид только крепнет, улучшается, от-

бирает своих лучших представителей. Да, это не биологиче-

ский путь, потому что биологическая природа человека ус-

пешно корректируется его разумом, и началась эволюция

культуры. Но все же — эволюция, отбирающая лучшее, и,

может быть, выращивающая более успешный подвид.

Но это только так кажется, потому что является на са-

мом деле в корне неправильным.

Внутривидовая эволюционно полезная борьба происхо-

дит внутри вида, между его представителями, которые бо-

рются против негативных воздействий внешней среды и за

позитивные факторы, поставляемые этой же внешней сре-

дой, и приводит к тому, что более успешные лучше раз-

множаются. Примеры просты — вожак волчьей стаи и до-

минирующие самцы едят первыми, моржи дерутся между

собой за кусок пляжа с самками, прайд бабуинов выстав-

ляет на драку не доминирующих самцов, а молодых (кста-

ти, никто не помнит, в каком возрасте в армию набирают

солдат?)…

Опасность — внешняя, источник благ — внешний. Борь-

ба — внутри. Результат — более приспособленные к внеш-


 

ней среде особи, более соответствующие природе, как части

Вселенной.

С социумом, продуктом разума, дело обстоит совсем не

так. Все жизненно важное для себя социум извлекает из

внешней среды, как и обычный биологический вид. Но вот

только извлекают и обрабатывают это дай бог если 20% лю-

дей — растят зерно и хлопок, выращивают скот, добывают

руду и камень, плавят сталь и собирают машины. Осталь-

ные — чем заняты?

А остальные заняты перераспределением этого добыто-

го в системе социальных взаимоотношений. Прямым — как

чайки-бакланы отнимают пищу у олушей: «Отдай, а то дол-

бану», или косвенным: «Чтобы я половил тебе блох, ведь все

ходят с выловленными блохами, принеси мне в клювике, от-

бери у кого-нибудь». Источником ресурса для поглощенной

социумом индивидуальности выступает не внешняя среда,

а другие члены сообщества.

Это критическое отличие.

В таком типе развития мерилом успеха выступает совсем

не соответствие индивидуума внешней среде, требованиям

большого развивающегося мира, Вселенной, а соответствие

требованиям социума.

Напомню, многоплеменного социума, изобретенного са-

мим же человеком и начавшегося с полезной для всех тор-

говли — обмена ценностей. Социум это единственный спо-

соб доставить выращенный в Панаме банан к жителю Ис-

ландии, а произведенную там электронику — в Африку.

Обмен это душа и кровь сложнейшей машины человеческого

сообщества.

При этом нужно учитывать, что собственная экологи-

ческая ниша человеком заполнена до отказа — и мир счи-

тается перенаселенным, и уже появились такие явные при-

знаки, как голод целых стран, к примеру в Африке. Внут-

ривидовая конкуренция в рамках глобально поставленных

социумом задач становится беспрецедентной.

Новый этап, эволюция культуры, разума. На первый

взгляд.


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

Но меж тем куда же движется эволюция человека в со-

временных условиях? Какие же задачи ставит перед ним его

внешняя среда, социум?

Пожалуй, на этот вопрос мы уже ответили — задачи мак-

симального соответствия требованиям социума. Хорошо.

А какие такие задачи стоят перед социумом, которые он

выражает в этих требованиях?

И вот здесь, уважаемые читатели, мы вместе со всем че-

ловечеством оказываемся в глухом тупике. Потому что у гло-

бального социума глобальных задач выживания, поиска се-

бя в уже побежденной природе — нет.

Как и всякая машина, приспособление, социум ограни-

чен сам собой и самодостаточен, он предельно эффективен

на определенном этапе — но вот в условиях отсутствия дав-

ления окружающей среды (биологический-то этап пройден,

пройден бесповоротно, и давление среды на каждого снято

благодаря торговле) главный вектор его движения направ-

лен не на развитие чего-то нового, а всего лишь на макси-

мально полное самоудовлетворение.

Причем — чего уж греха таить — тягу к этому самоудов-

летворению мы унаследовали от своего биологического про-

шлого. Больше еды, больше власти, больше силы, больше

развлечений, больше, больше, больше, больше того, что

можно съесть, больше того, что нужно самому, больше то-

го, что нужно детям, главное — больше. Да, конечно, это

вроде бы эмоционально приятно, как кроту приятно сидеть

под землей и жевать червей, только вот разум — это не крот

и не человек, его дом это все многообразие мира.

Разум, слепо выполняющий утратившую эволюционную

актуальность биологическую задачу, совершающий неверо-

ятные открытия во имя биологических целей, бездумно дей-

ствующий ради простой биологической удовлетворенности,

занятый пустым потреблением, поистине чудо из чудес.

К чему же приведет этот путь, дорога естественного от-

бора индивидуумов на максимальное соответствие требова-

ниям социума? Где свет в конце тоннеля?


 

Мы имеем приблизительные образцы такого отбора в

биологии, так что тенденции оценить возможно. Пчелы, му-

равьи, осы, термиты. Общественные организмы, в отноше-

нии которых современные ученые склоняются к мнению, что

единицей такого организма нужно считать не муравья, к

примеру, а муравейник. Давление окружающей муравья со-

циальной среды так сильно, что при несоответствии ей на-

секомое просто погибает, либо, теряя способность ориенти-

роваться в муравейнике, либо разорванное в клочья сороди-

чами. Нет права на ошибку. Муравей для муравейника не

представляет никакой ценности — склюет птица, так склю-

ет. Нет индивидуальности — есть муравейник.

Примеры, прекрасно иллюстрирующие возможности со-

циума как инструмента. Огромные возможности. Общест-

венные насекомые, простые как механические машинки, про-

шли неизменными через сотни миллионов лет и тем дока-

зали свое право на жизнь.

Но, наверное, этот путь уже мало понравится любому от-

дельному человеку, имеющему право обладать отдельной

точкой зрения на абстрактную биологическую выгоду и со-

всем не стремящемуся стать разумным винтиком машины,

смысл существования которой заключен в поедании еды и

наживании мускулов. Это мы уже проходили и при СССР:

«План — закон. Выполнение — долг! Перевыполнение —

честь!», и при гитлеровской Германии: «Арбайт махт фрай».

Плата за этот путь — потеря себя.

Мы все это знаем — но от этого знания тенденция ни-

куда не исчезает.

И это еще не все. Почти самое страшное для нас кроется

в другом, в том, что человечество, в отличие от муравейни-

ка, одно-одинешенько в доступном нам мире. Муравейник

находится в объятиях природы, развивающейся по данным

Вселенной законам, и все в нем подчинено цели наиболее

полно соответствовать ставящимся природой задачам. Ис-

точник существования муравейника — во внешней среде, в

нем нет места не обусловленным требованиями природы


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

действиям и связям. Он идет в ногу с планетой и космосом.

Его вибрации в высшей степени соответствуют вибрации са-

мой Вселенной. Не соответствует, муравейник гибнет — про-

должают жить другие муравейники. Страшная трагедия для

муравьев этого муравейника, невелика беда для вида и хра-

нимых им достижений.

А вот человечество — одно, и мы уже присутствуем при

терминальной фазе его эволюции — глобализации, после ко-

торой в нем уже начнут все больше доминировать те самые

муравьиные тенденции во всей их жесткости. А человечест-

во давно оторвано от природы, хотя его цели по-прежнему

сводятся к бесконечной самостимуляции цепей биологиче-

ской мотивации.

Как скоро природа задаст виду homo sapiens новый во-

прос? Сумеет ли вид ответить на него или проморгает, и па-

дет жертвой обыденной несчастливой случайности, просто

не заметив, что вымирает?

Может быть, еще и будет отход, оттепель. В истории не

так уж мало примеров, когда под давлением соседей руши-

лись дошедшие до собственного абсурда сообщества, дичая,

откатываясь назад, давая возможность духу людей воскрес-

нуть, найти новое, сделать шаг вперед. Но одно внушает

серьезные опасения — чем дальше, тем меньше тех самых

«соседей», а инопланетяне-конкуренты что-то не спешат за-

глянуть в наш забытый богом галактический угол. Так что

вероятность оттепели невелика, и чем дальше, тем меньше.

Да и потери при такой кризисной «оттепели» уж слишком

велики.

Следует признать, что уже недалек тот момент, когда со-

циум окончательно восторжествует над человеком. И соот-

ветственно, возрастет его уязвимость.

Пока мы подчеркнем, что социализация как способ ви-

дового выживания подразумевает сама по себе преодоление

индивидуального в пользу общей выгоды. Это звучит тер-

пимо, в принципе, человек привык переносить те или иные

лишения ради дальнейшей выгоды — до определенного пре-


 

дела. Ровно до того, когда это стеснение приносит ему пре-

имущества по сравнению с одиночным выживанием, когда

выгоды остаются еще в достаточном количестве.

И этот же предел является пределом целесообразности

социализации для индивидуального существа.

Насколько мы к нему близки? Судить вам, уважаемые чи-

татели, я только лишь показываю неотвратимые тенденции.

Но мы пока еще не коснулись уже обнаруженной нами

особенности человеческого сообщества — того, что оно раз-

вивается в условиях уже преодоленного барьера окружаю-

щей среды, отсутствия актуальной эволюционной цели, по-

ставленной природой, — в сочетании с тем, что социум

направлен в свою бесцельность могучим человеческим ра-

зумом. Он становится тоталитарным потребительским со-

циумом. Игру в перераспределение направляет разум. Ис-

пользование одних людей другими как ресурса направляет

разум. Разум использует сам себя по мотивам когда-то ак-

туальных биологических целей.

При наличии такой цели — да, это можно было бы счи-

тать кооперацией. Все человечество, так или иначе, потру-

дилось, чтобы остановить чуму и оспу, которые когда-то

угрожали всем и каждому. Кровь человечества — доброволь-

ный обмен, торговля. Раковая опухоль человечества — по-

ставленное на поток и подъятое на знамена стремление си-

лой откусить побольше от каждого чьего-то достижения...

бесцельное, пищевое стремление. При отсутствии конечной

цели, при невозможности измерить благо действия — такое

использование людей ради построения очередного «светло-

го будущего», увы, стоит называть паразитизмом.

В чем смысл социального перераспределения ради пере-

распределения? Только в том, чтобы любое достижение ис-

пользовать не во благо индивидуума, а во благо потреби-

тельского социума. Наиболее полно накормить потребитель-

ские социальные механизмы. Силой отобрать и накормить.

Есть? Дай мне кусок, а то долбану. Что-то получил? Отдай

дальше, а то худо будет. У тебя что-то появилось? Отдай


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

дальше, а то потеряешь больше. Потребительский социум

превращается в самодостаточные связи, цепи взаимовымо-

гательства, которые всего лишь используют отдельных лю-

дей, но до них ему дела нет. Он теряет свою экзистенциаль-

ную ценность для отдельного человека — и одновременно

превращается в самоценность.

Куда ведет этот путь — в конечном приближении?

К полному ограничению индивидуальности, к выструги-

ванию каждой души по лекалу, весь смысл которого в со-

хранении этого самого лекала. И самое обидное в этом то,

что благодаря индивидуальной гонке разумных существ за

перераспределением этот процесс направляем тем же самым

разумом.

Что дальше? Только усложнение требований, возрастание

давления, намеренное затруднение самых простых вещей ра-

ди торжества бесцельного перераспределения — возникнове-

ние препятствий для достижений не со стороны мира, а со

стороны людей, которые просто по правилам социальной иг-

ры могут помешать этому достижению.

О справедливости сказанного свободно может судить

всякий, кому пришлось строить себе дом, пусть даже на

своей собственной земле. Постройка — не беда в сравне-

нии с межеванием, разрешением, проектом, сдачей, полу-

чением документов, уплатой налогов, да и подчас куда де-

шевле…

Какова оправданность, осмысленность этих затруднений?

Не будьте детьми, неужели вы думаете, что социум в бес-

конечной благости своей всерьез озабочен, как бы ваш ти-

повой одноэтажный щитовой коттедж или сруб, конструк-

ция которого вообще проверена веками, не упал, принеся

вам неисчислимые беды? Конечно нет, как бы это ни стре-

мились замаскировать. Ни в коей мере, просто правило та-

кое если у тебя есть — дай. Купи проектик и разрешение

вдвое дороже, чем стройка. Покорми паразитирующую со-

циальную роль, которая по созданным ей же правилам со-

циума может тебе помешать.


 

И не освободиться от этого в границах великой социаль-

ной машины, потому что к освобождению стремится инди-

видуальный разум — а помешать ему освободиться старают-

ся много разумов, у которых тоже нет выхода, для которых

единственный источник пропитания — это тот самый инди-

видуум, у которого волей судеб вдруг что-то есть такое, от

чего можно откусить.

Пусть даже иногда сама власть — честь и хвала таким

деятелям и всяческая помощь от каждого из нас им — про-

бует вернуть сообщества к их защищающим человека кон-

ституциям, развернуть социальные цепи к людям. Но при

всей их власти они просто люди, а им противостоит алчу-

щая коррупционная нужда паразитирующих миллионов,

глухая к стонами пожираемого ими общего будущего.

В социуме, не направленном ни на что, разум борется сам

с собой. И борется не для ради того, чтобы развиться, что-

бы обеспечить путь куда-то дальше, — борется всего лишь

за выполнение биологической программы, которая давно ут-

ратила свою актуальность потому, что у природы не оста-

лось вызовов разуму.

Разум побеждает разум, побеждает сам себя — но рож-

дает не развитие, а всего лишь стандартизацию индивиду-

ального разума под нехитрые требования социума, начинаю-

щего паразитировать на своем создателе, человеке разумном,

пренебрегая его интересами и стремясь уничтожить его сво-

боду воли. Сделать индивидуальный разум человека подоб-

ным механизму, винтику, приравнять его к материи. Пре-

небречь человеком.

Грозные признаки того, что глобальное общество потреб-

ления уже переросло самое себя, как лекарство в огромной

дозе превращается в яд, обратилось против создавшего его

человека и начало стеснять его свободу и ухудшать условия

жизни в своих эгоистических интересах (разумеется, ради

блага самого человека, конечно же!), повсеместны. Шипучие

синтетические напитки сомнительной пользы. Деньги из бу-

маги, а не из золота — спланированная машинами госу-


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

дарств инфляция, уничтожающая любые накопления семей.

Генетически модифицированные продукты. Нитраты. Варе-

ная колбаса, где мяса меньше четверти, остальное — соя и

крахмал. Копеечные в производстве лекарства по сверхдо-

рогой цене. Неизбежный паспорт. ИНН. Привычное прослу-

шивание телефонных переговоров. Тотальное видеонаблю-

дение. Отслеживание перемещений.

Поговаривают о том, чтобы вшить — во имя человека,

конечно, а вы что подумали? — каждому чип, инвентариза-

ционную микросхему. Еще бы — такая ценная скотинка, ис-

точник ресурсов для целого букета паразитирующих на его

живом теле и огненной душе структур! Как тут не застол-

бить, не пометить, не посчитать по-хозяйски?

Правда, и это не ново — было ведь, были и инвентарные

номера на руке, и золотые коронки в казну, волосы на на-

бивку матрацев, а кожа на абажуры… было. Будет ли вновь?

Неизвестно, а только тенденция налицо. Тогда сошедшую с

ума и обратившуюся против человеческого в человеке им-

перию остановили соседи — но ведь глобализация… оста-

нутся ли способные на вразумление соседи в будущем?

Не так давно, где-то одновременно с окончанием эпохи

Жюля Верна, пути социума и индивидуального человека на-

чали расходится. Интересы стали разными.

Сегодня — как вы думаете, если будет открыта тайна про-

дления жизни во много раз, станет ли она достоянием всех

людей или будет храниться под семижды семью секретны-

ми печатями? А если вдруг обнаружат способ точного элек-

тронного чтения мыслей, как скоро он будет применяться

для обязательной проверки на лояльность граждан, с после-

дующей коррекцией «заблуждающихся»?

Полагаю, отвечать на эти вопросы излишне. Все и так

очевидно.

Картинка немного грустная — при всем величии челове-

ческого разума он оказывается ныне скован сам собой так

же, как был бы скован изобретатель суперкомпьютера, по-

ручивший этой машине контролировать самого себя.


 

Чем величественнее разум, тем лучше созданный им ком-

пьютер и тем глубже трагедия, тем меньше шансов освобо-

диться вновь.

Потребительское общество сейчас — это не имеющий це-

ли слепой, который ведет ослепленных им.

Каковы дальние перспективы эволюции человека в таких

условиях? Куда трансформируется индивидуум под таким

давлением и каков будет итог этой трансформации? Хоро-

шо ли это будет человеку, каким мы его знаем?

Дальние перспективы потребительского социума — про-

грессивное ограничение свободы воли и выращивание все

более стандартных особей для социальных ролей. Уже сей-

час индивидуальное движение вне социальных требований

предельно усложнено, блокировано взаимовымогающим по-

требительским социум, а далее — возникнет нетерпимость

к индивидуальному.

Трансформация в винтик, даже не в винтик, а в не имею-

щую воли упрощенную клетку общественного организма,

живущего не ради того, ради чего живет клетка, а просто

«политкорректно правильно».

Хорошо ли? Хорошо ли клеткам вашей печени, когда вы

выпиваете «немного» спиртного на вечеринке? Когда вы по

своим причинам подрались, как чувствуют себя ваши клет-

ки? Слышите ли вы их протесты?

Увы, в настоящее время эволюция человека, как мы его

знаем, закончена относительно индивидуума.

Его энергия практически исчерпана, высосана социумом

и перенаправлена на цели потребительской мясорубки. На-

чалась преступившая своего создателя эволюция социума а

эволюционная ниша собственно человека как индивидуума

заполнена.

Разум сам себя вовлек в эволюционный процесс, в кото-

ром он будет эволюционировать, уже отказавшись от себя

самого.

Дальше начинается совсем другая история, в которой ин-

дивидуальный разум ждет только лишение свободы воли,


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

инволюция, стандартизация и отсутствие возможности что-

либо изменить. Люди — батарейки.

Все величественные достижения разума в мире потреб-

ления все больше принадлежат безликому социуму и слу-

жат человеку лишь в означенных социумом целях.

Человечество может сделать многое — но для кого? Для

человека и его свободы — или для того чтобы окончатель-

но закабалить человека? Для чего служит нагнетание стрес-

са средствами массовой информации, кому это выгодно, уж

не тем ли, кто потом дергает за эти крючочки? Что движет

неосознанными шевелениями человеческой массы — любовь

и познание или жадность и потребление?

Шагнет ли человек куда-то из-под этого гнета? Сможет ли

он направить социум на благо человеку? Будет ли для него су-

ществовать следующий этап эволюции? Не подавит ли потре-

бительское социальное саму биологическую природу челове-

ка безжалостным высасыванием его жизненной энергии, не

убьет ли человека? Или просто не оставит сил радоваться жиз-

ни и желания привносить в давящий мир новую жизнь?

Сколько у вас детей? Задумываются ли они о смысле жизни и

развития разума? Почему рождаемость в самых передовых по

«цивилизованности» странах неуклонно падает?

Ведь на чрезмерные требования социума человек ответит

так, как свойственно живому существу. Начнет умирать как

вид.

Внешняя среда в лице созданного человеком социума за-

дала ему такой эволюционный вопрос, первым очевидным

ответом на который является передача инициативы от ин-

дивидуума к социуму. Улучшение социума, а не человека.

Прощание со свободным индивидуумом. Уничтожение че-

ловека как способного радоваться жизни Живого. Тот во-

прос, в процессе ответа на который счастье недостижимо.

И хотя можно легко обмануться кажущейся чистотой и

порядком, возникающими в ходе социализации, — обладаю-

щий умом человек знает, что внутри нашего организма среда

тоже стерильна. Там нет микробов — но нет и свободы во-


 

ли для индивидуальной клетки, есть комфорт узких рамок,

но нет шанса развиться по своему усмотрению.

На птицеферме тоже чисто, все желания птицы удовле-

творены с лихвой, но вот только судьба каждого гуся напи-

сана, едва он вылупился из яйца.

Не зря во многих религиях говорят, что только глупец

обольщается ближней жизнью, продавая свои будущие беско-

нечные перспективы души за сегодняшнюю неглубокую мис-

ку с едой для желудка. Впрочем, кто-то поступает и так, кто-то

из наших знакомых, из ближних и дальних, и хотя остановив-

шихся и жаль, но втайне хочется надеяться, что они действи-

тельно понимают, что приобрели и что потеряли.

Может быть, они задумаются об истинном когда-нибудь.

Потому что можно обладать чем угодно, быть «полностью

в шоколаде», развлекаться любыми развлечениям, но при

этом не быть способным ответить на вопрос: зачем все эти

игрушки, кроме развлечения, комфортности на время крат-

кой жизни? Смотрит ли человек дальше, или жизнь для не-

го не возможность будущего, а просто аттракцион, кончит-

ся и ладно? Если смысл существования человека сосредото-

чен только в бытовом довольстве на краткой экскурсии в

жизнь, то сам он пуст — суть его отчаянье и пустота, скры-

ваемая за бахвальством.

Хотя бы хочется надеяться, чтобы эти люди не стали уг-

нетателями среди людей, надевающими на своих же соро-

дичей оковы голема — лишенного души механизма социаль-

ного пресса, демона потребительского общества.

Кстати, очень интересная игра для думающих: прики-

нуть, кто ты есть сам в светотени социальной жизни, помо-

гаешь ли ты людям развиваться и быть более счастливы-

ми — или же ты зарабатываешь свой хлеб, загоняя живых

людей и их энергию в тиски безликой давилки. На стороне

человека ли ты и как следует тебе к себе относиться. Очень

интересная и поучительная игра.

А ведь жизнь нужно улучшать для всех, высшая цен-

ность — это человек и его счастье.


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

Порядок, комфорт, ясность и ничего смущающего озна-

чает, что тебе уже кем-то отведена только одна, — и не

твоя — роль.

Картина грустная. Ну и пусть ее.

Мы все же, разделяя тревогу за будущее человечества, го-

ворим о выходах, а не о глухих тупиках.

Задача нашего исследования состояла в том, чтобы прий-

ти к четкому пониманию необходимости выбора направле-

ния следующего эволюционного скачка лично для каждого:

или прощание со свободой разума, отданного на прогрессив-

ное формирование эгоистической составляющей социума,

или развитие индивидуального человека, его возможностей

в гуманистическом направлении, где человек является выс-

шей ценностью и смыслом.

Мы, и каждый человек, и человечество, стоим на раз-

вилке.

Казалось бы, при чем здесь дальнейшее энергоинформа-

ционное развитие, ДЭИР?

Мы с вами, друзья, все же приятно отличаемся от при-

митивных клеток, составляющих наши тела. У нас есть ра-

зум. И пока еще есть возможность его направить на разви-

тие себя, как разумного существа. Есть, пока мы в своих

стремлениях еще не полностью слиты с механическими тре-

бованиями социальной машины, являющейся существом не

человеческой природы.

Потом, лет через пару десятков (ведь развитие непрерыв-

но ускоряется) — другой вопрос, может оказаться поздно.

ДЭИР, как и многие другие прогрессивные гуманитарные

институты, осуществляет единую глобальную тенденцию —

необходимый всем и каждому переход на эволюционно но-

вый уровень мышления и мировосприятия, рождение пре-

одолевающего тупиковые тенденции человечества другого

способа жизни. Освобождение Человека Разумного.

Пусть вертикальная эволюция вида путем социализации

является тупиком для индивидуального развития, для инди-

видуальной универсальности и свободы.


 

Дар разума, которым мы обладаем, не относится к миру

материальных предметов, предметов дележки социальной

механики. Он заключается в искусстве перераспределять лич-

ную энергию по информационным законам. Он сам отно-

сится к энергоинформационному миру и действует в энер-

гоинформационной сфере. Это единственное наше достоя-

ние, которое заключает в себе надежду на личное будущее

каждого из нас и наших потомков. Разум — это неограни-

ченная возможность для его обладателя.

Мы сами для себя — это прежде всего наш осознающий

себя и мир разум.

Весь мир для нас — это энергия и информация.

И в этом находится ключ к выходу из круга паразитиче-

ских связей, так как, едва человек начинает обращать вни-

мание на энергоинформационную сторону реальности, спле-

тенную из актуальных ощущений и связей, обучается с ней

взаимодействовать, он начинает видеть ложное и истинное,

освобождает самого себя для действий, обусловленных сво-

ей свободной волей. Для действий, направленных им самим,

в том русле, которое не заставляет тратить энергию на то,

что человеку не нужно, в том русле, которое приводит к ин-

дивидуальному успеху.

Мы можем пройти дальше, чем позволяет замкнутый сам

на себя социум, можем и использовать социальные механиз-

мы себе во благо — но только при одном условии.

И условие это — не потерять, не растворить себя самого

и идти путем расширения личных возможностей себя, как

энергоинформационного существа.

В этих условиях возможен свободный эволюционный

путь индивидуума, горизонтальная эволюция личности

внутри социального механизма, ведущая индивидуума бес-

конечно дальше предписанного социумом диапазона, но и

не разрушающий, а улучшающий полезную каждому инди-

видуально социальность, где люди помогают друг другу, а

не рвут куски изо рта.

Ведь можно рубить деревья, чтобы продать древесину, а

можно — чтобы создать парк, и одно другому совсем не


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

обязательно должно мешать, одни и те же действия могут

создавать бесконечное разнообразие смыслов в одном и том

же человечестве.

Человеку знания и творимому им миру социум ничем не

мешает — напротив, будучи свободен от социального при-

нуждения своей души, вместе с такими же свободными еди-

номышленниками он может достичь больше для себя, от-

крыть больше для всех и пройти дальше, создать вместе с

другими крепость разума среди связей потребительского об-

щества. Каждый новый свободный человек — это прежде

всего друг, помогающий открывать путь. Живи по прави-

лам созидания и развития, и все будет хорошо.

Более того, благодаря тому, что социальные связи чрезвы-

чайно напряжены на сегодняшний день, причем напряжены

именно в уже описанном нами направлении, не подразуме-

вающем вызванной истинными желаниями инициативы че-

ловека, этот путь обладает колоссальным потенциалом в, по

сути, побочном плане социальных достижений. Это неудиви-

тельно — ведь социальное давление на человека, видящего

дальше социума, не действует, его поступки не предопределе-

ны шаблонами, его не загнать в гнездо для батареек хоздвора,

он будет идти вместе с другими только во имя истинных це-

лей, ценных для всего человечества, а значит, он идет более

прямыми, человечными путями и легче добивается цели.

И в то же время, несмотря на то что на этом пути мож-

но получить от социума очень многое, — это Путь, доступ-

ный только индивидуальному разуму, где любая социаль-

ность — это только одна из бесконечности возможных по-

лезных форм существования в огромном общем мире.

Повторенный другими, проникший в культуру, этот

Путь становится новым эволюционным этапом для всего ви-

да или его значительной части. Но сначала он объединяет в

себе тех, кто уже сделал шаг вперед.

Он дает возможность индивидууму реализовать себя,

найти смысл в этой жизни и заглянуть далеко за горизон-

ты, видимые обычному человеку.


 

Внести свой вклад в истинную ДНК человечества, обога-

тив других своими открытиями и найденными путями, по-

делившись своей свободой и ее рецептами, сделавшись не-

много по-настоящему бессмертным.

Дает возможность увеличить количество счастья и сво-

боды в этом мире.

Да, конечно, и на этом пути есть сложности.

Социум не является каким-то страшным и ужасным ме-

ханизмом, нагло и деспотично подавляющим волю челове-

ка. Мы сами его создали для выживания. Он верно служил

нам и служит до сих пор, выполняя те задачи, которые мы

перед ним некогда поставили. Просто у него с тех пор поя-

вились собственные задачи, которые он стремится решить

за наш счет. Много собственных задач. Слишком много.

В настоящее время он объективно представляет собой са-

модостаточную игру живыми фишками, поглощающую че-

ловека и лишающую человека шансов жить собственной

жизнью, думать собственные мысли и делать собственные

открытия. Все меньше возможностей оглядеться. Многие это

видят и говорят об этом (помните в религии то самое мир-

ское, которое не дает разглядеть мир горний) — но вот ос-

вободиться могут лишь единицы.

Истинная сложность состоит в том, что после того, как

мы создали социум, он создал наше виденье мира. А потом

мы укрепили социальность. А потом она укрепила нашу кар-

тину мира. А потом мы. А потом она. Мы. Она.

И дело пришло к тому, что сейчас уже очень трудно ра-

зобрать, где реально находятся влечения и стремления от-

дельного человека, где реально отражается окружающий че-

ловека мир — а где все это преломлено в своих интересах

кривым зеркалом социума.

Разум способен направить свою энергию для решения

своих задач — но вот видит ли он, чувствует ли эти задачи?

Или он уже давно чувствует только то, что диктует соци-

альная указка? Видит ли он мир вне значений, созданных в

рамках социума, несущих в себе инструкции, заранее про-


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

граммирующие само восприятие мира заранее предписан-

ным образом?

Это вопрос вопросов.

И ответ на него — нет.

Человек и социум очень далеко ушли от тех времен, ко-

гда для их взаимодействия использовались понятия в их ро-

жденных индивидуальным опытом человека значениях.

Постепенно, век за веком, тысячелетие за тысячелетием,

понятия, впитываемые человеком в процессе обучения ре-

чи, проникающие в него по энергоинформационным кана-

лам из коллективного бессознательного, обогащались оттен-

ками, необходимыми для соблюдения интереса социальных

структур.

Язык, сумма коллективных значений, правит человеком.

А мы с вами помним, что социум содержит в себе ог-

ромное количество паразитических связей, работающих ис-

ключительно на обеспечение самих себя. Не основанных на

реальном мире, напротив, оторванных от него.

И эти связи уже давно закреплены в культурных поня-

тиях, в значениях самих слов. И таких значений становилось

все больше и больше — значений, по сути своей описываю-

щих не реальность, а пустоту.

Социум позволяет выживать паразитической связи, стяги-

вая энергию человека не к чему-то реальному, а к несущест-

вующему, к мифу, назначение которого состоит в поддержа-

нии этой связи, эгоистической идеи в коллективном бессозна-

тельном, гротескным отражением стремлений человека.

Так формируются эгрегоры — энергоинформационные

паразиты, наделяющие самые простые вещи, подчас очень

ограниченной для человека полезности, подобием жизни, ко-

торое позволяет им контролировать неосознаваемые побу-

ждения человека и тем овладевать умами людей.

В этом нет ничего удивительного — для наиболее эффек-

тивного обеспечения себя потребительский социум просто

вынужден «продавать» человеку вещи несуществующие в ре-

альности, но зато сковывающие внимание человека.


 

В любом человеке живет желание, надежда, душа, все лю-

ди одинаково бесценны — но вокруг каждого человека все

время создаются условия, которые захватывают кого-то в се-

ти, и не все проходят дальше, словно новорожденные мор-

ские черепашки, впервые в жизни пересекающие ставший

смертельно опасным пляж сквозь строй хищных тварей.

Увы, именно так обстоит дело с разумом человеческого су-

щества и эгрегориальными хитросплетениями.

Любое действие человека состоит из того, что именно он

совершает — и что за это получает сам для себя внутри себя,

что это ему приносит во внутреннем мире. Так вот потреби-

тельскому социуму это неважно, ему нужно только действие

человека. И он стремится расплатиться фальшивой монетой

за это действие, ложным удовлетворением ложных желаний.

Соблазнить, поддернуть на незаметно внедренный собой же

крючок и использовать, пока жертва не опомнилась.

Поэтому так трепетно-соблазнительна, вездесуща мечта

человека о настоящей, несуетной жизни и одновременно так

же недостижима для гигантского большинства, как настоя-

щая любовь или далекая звезда. Трудно найти настоящее в

театре фальшивок.

Здесь и националистические идеи, и выдуманные боги,

и торговые марки, и мода, и еще многие-многие вещи, по-

зволяющие потребительскому социуму выращивать все но-

вые образцы таких мотивированных в ущерб себе, рабо-

тающих за еду пополам с пустыми обещаниями и удойно-

удобных «хомо гламурикус», «хомо набожникус», «хомо

советикус», «хомо диссидентикус», «хомо ура-патриотикус»,

«хомо электоратикус», «хомо политкорректикус», «хомо

карьерикус» и т. д... все то, что содержится в излучаемых

разномастной толпой ожиданиях и заблуждениях и способ-

но подчинить себе индивидуальную психику на подсозна-

тельном уровне. Все то, что делает человека управляемым

не в его интересах и минуя его волю.

Освобождение от влияния эгрегоров достигается доволь-

но просто и уже само по себе приносит немедленные выго-


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

ды человеку, которому более не приходится тратить энер-

гию и мышление на обслуживание паразитических связей.

Его сила ведет к достижениям. Впрочем, это тематика пер-

вой ступени, и не она сейчас является фокусом нашего вни-

мания.

В данный момент нам куда более важно другое — то, что,

хотя от эгрегориального влияния освободиться несложно и

это можно сделать довольно быстро, зато от внедряющего-

ся на уровне «подсознания» ограниченного, предписанного

взгляда на реальность, созданную цензурированными эгои-

стическим социумом понятиями, освободиться куда сложнее.

Нет механизма, который позволяет их откуда-то взять,

нет абсолютной библиотеки понятий. Новые, корректные

для индивидуума значения можно выработать только в хо-

де жизни, накопить только в личном опыте, трудом, жиз-

нью, пробами и ошибками.

Это путь требует мужества, движения, времени и целе-

устремленности.

Цена познания мира и себя — это жизнь, проведенная в

познании.

Но ведь только кропотливо собранные познания всей

жизни позволят потом сделать шаг дальше, разве не так?

Что откроется для взгляда человека нового эволюцион-

ного этапа, сумевшего беспристрастно взглянуть на мир,

увидев большой мир меж смысловых строк привычного, не

пользуясь ангажированным фильтром эгрегориально-обу-

словленных значений?

Существует множество великолепных описаний этого

большого мира, созданных мистиками, философами, адеп-

тами западных и восточных традиций, но все эти описания

подобны гласу вопиющего в пустыне. Эти описания сдела-

ны «в лоб», прямым и открытым текстом — но они счита-

ются скрытыми, потому что попросту не видны тем, кто ни

разу не видел большого мира. Имеют очи, но не видят. Вы

сами можете об этом судить, думаю, так как за это время,

которое вы посвятили энергоинформационному развитию,


 

немало философских и религиозных текстов раскрылось пе-

ред вами во всей их колоссальной глубине.

Дао, которое может быть выражено словами, не есть на-

стоящее Дао. Любые слова здесь, увы, солгут не имеющему

опыта, и прежде всего потому, что в надсоциальных облас-

тях мира каждый человек увидит то, что ищет именно он, и

достигнет этого тем лучше, чем лучше он это разглядит.

Сам. Это его опыт, это его свобода.

Это та эффективность и тот свободный мир, которые за-

висят только от него. Это такая свобода, которая лишена ог-

раничений социума, биологического тела и привычной фор-

мы, которая ограничена только возможностями разума —

а им, как и миру, нет предела.

Человек может даже сделать смыслом своей жизни по-

мощь другим на пути энергоинформационного развития, но

его роль все равно будет состоять в создании условий, при

которых человек получит собственный опыт и взглянет на

большой мир своими собственными глазами.

Поэтому, как правило, для описания большого мира

пользуются притчами, метафорами.

Мы тоже попробуем воспользоваться аналогией.

Представьте себе огромное открытое пространство, це-

лую планету в центре целой Вселенной.

Там в небесах светила, там на земле разнообразнейшие

животные, реки, моря, боги, чудеса, тайны вечной жизни, по-

лета, отсутствие расстояний, открытия и откровения, все, как

в алефе всех возможностей Вселенной.

В середине бескрайнего пространства этого мира, равни-

ны, окруженной Всем, брошена горстка каких-то скульптур,

макетов, стендов — и меж ними вслед за экскурсоводом по

вытоптанной тропинке пробирается вереница людей.

«Вот, поглядите, бог, — говорит экскурсовод, показывая

на какую-то куклу из папье-маше. — Он изобретен мест-

ной общиной поклонников». «Вот Истинный Путь впе-

ред», — тычет в тропинку. «Вот великая река, — указывая

на крохотный ручеек между двумя лужами. — В ней во-


 




 

Искусство


 

О пройденном и о будущем


 




 

дится элитная рыба карась». «Вот смысл жизни, — показал

какую-то скособоченную абстракцию. — Он нужен всем, и

вам тоже, запомните его». «Вот Солнце, — указка тычет в

тусклую лампочку в окружении пыльных блесток. — Вот

звезды». «Вот истинное знание» — в пыли криво начерчена

пара цифр… «Вот единственный способ добыть еду» — ло-

ток кормораздатчика с неразборчивым логотипом фирмы…

«Вот правда», «вот океан», «вот справедливость», «вот

смерть», «вот просветление», «вот любовь», «вот счастье»…

много еще стоит плакатиков, абстрактных фигурок и аля-

поватых кукол.

И на всех людях — очки, которые позволяют им видеть

из всего огромного мира только эту экспозицию. И на экс-

курсоводе — тоже.

Что они увидят, сняв эти очки?

А увидят — Солнце, и Звезды, и Землю, и Разум, и Оке-

ан, и Тайны, и Смыслы.

Мир любых неограниченных достижений для действия и

духа.

И, показав пальцем на вереницу бредущих, мудро улыб-

нутся и скажут: а вот это — Социум и мир человеческой ил-

люзии.

И они будут правы в своем знании и своей свободе в

сердцевине реального мира, не нуждающегося в ограничен-

ном описании, и смогут, если захотят, помочь любому из

людей в очках по-настоящему, научив увиденному и не об-

манывая его подделками, и смогут прокладывать свой Путь

к любым дальним пределам вечного бесконечного мира.

Это и есть — результат дальнейшего энергоинформаци-

онного развития Человека.

А сам процесс освоения навыков ДЭИР — лишь этапный

процесс снятия очков, рождающих иллюзии, в котором ка-

ждый открывает мир сам.

Впрочем, коллеги, вы все это уже ощутили на себе.

Дверь в бесконечный мир полуоткрыта разумом чело-

века, и мы, волею судеб оказавшись на эволюционной раз-


 

вилке, все шире распахиваем для себя просторы этого ог-