Ление его высвечивает для анализа.

Но позвольте спросить: откуда берется у внимания энер-

гия, и что это за энергия?

Центральные потоки на роль такого кандидата не годят-

ся, потому что, как мы знаем, для их усиления нужно соз-

нательное напряжение. Это не электричество, не энергия ато-

ма, не энергия пищи… внешние источники не годятся.

Внешние предметы не в состоянии сказать человеку, о

чем в данный момент нужно думать.

Это могут сделать только значения, которые подсказы-

вают, ДЛЯ ЧЕГО те или иные мысль, предмет, действие мо-

гу пригодиться ему, как биосоциальному существу, но толь-


 




 

Искусство


 

Разум обновляющийся


 




 

ко при условии наличия энергии, которая активирует пси-

хику и снабжает ее целью, говоря ей, ЧТО НУЖНО ему, как

биосоциальному существу.

Это та энергия, которая обладает первичностью для на-

шей психики, которая приводит в движение сознание.

Энергия эмоциональной природы.

Я не имею в виду высшие эмоции и чувства, такие

как любовь, ненависть и прочее. Я имею в виду то, что

заставляет наше мышление функционировать, рождая

любой повод для мышления — физиологическую стимуля-

цию нашего мозга, биологически данный инстинкт, гене-

ральный, главный повод для психической деятельности во-

обще.

Помните — «любовь приходит и уходит, а кушать хочет-

ся всегда»?

Наши эмоции, те, которые известны нам, имеют опре-

деленную иерархию, они сложны, переплетены друг с дру-

гом и во многом друг другом вызваны, но все они имеют

под собой единое основание, и это основание является при-

чиной того, что наше мышление что-то делает.

Энергия единого основания темна, повелительна, и в под-

линном виде мы с ней ее, наверное, и не знакомы, ну, мо-

жет быть, за исключением таких эмоциональных перемен-

ных, как страх или желание… но скорее всего, и эти чувст-

ва не первичны, а преломлены где-то глубоко в нас на тех

значениях первых часов жизни, которые мы и не помним, и

не можем уловить.

Поэтому мы не можем изучать источники этой энергии

непосредственно, копаясь в своих воспоминаниях и сорти-

руя их.

Когда биологическая причина выходит на сцену нашего

сознания, она проявляет себя сразу в огромном количестве

переменных, преломляя наше восприятие значений, выделяя

одни, отвлекая от других, пропуская свою энергию через

имеющие к ней сродство значения, — она настраивает все

наше существо на определенный лад.


 

Поэтому ее лучше даже называть не эмоцией, а использо-

вать для ее обозначения такое слово, как драйв, наилучшим

образом подходящее для безликой причины движения — для

ветра, который шевелит листву всех деревьев сразу.

Драйв не является чем-то постижимым или выводимым

логически — он происходит извне разума, и объясним он для

психики только в том случае, если ее структура создана с его

участием. Он нам дан — и все. Вот нам дано тянуться к за-

паху розы, а мухе — к запаху тухлятины. Что для нас, что

для мухи он есть абсолютная необсуждаемая реальность.

Драйвы. Проявления механики. Драйв — это биологическое

принуждение разума, в то же время явившееся причиной его

появления и заставляющее его существовать.

Драйвы мы по отдельности исследовать не можем, что

весьма обидно, ведь они имеют для нас очень большое зна-

чение, но, с другой стороны, они ведь рождаются вне наше-

го сознания, влияют на наш мозг без всякого его участия,

поэтому простой анализ стремлений, потребностей живого

существа позволяет приблизительно вычислить их классы.

У человека можно выделить пять больших групп драй-

вов, психических выражений инстинктивных потребностей,

то есть причин поведения. Это безопасность, потребление,

размножение, экспансия и социальный пакет.

Каждая такая группа сложна — в потребление, к приме-

ру, входят и голод, и жажда, и стремление к обладанию, и

территориальные инстинкты, в экспансию — и жажда ново-

го и стремление к путешествиям, в социальный пакет —

стремление главенствовать и подчиняться, общаться, фор-

мировать общее мнение… Но каждая такая группа потреб-

ностей, активируясь, рождает драйв, психическое движение,

сначала проявляющее себя тревогой, а потом разбивающее-

ся на актуальных фигурах в сознании и заставляющее каж-

дую из них вспыхивать все новыми, мирно дремавшими до-

селе гранями.

А активируется она по внутренним инструкциям мозга,

следящего за выполнением тех или иных частей программы.


 




 

Искусство


 

Разум обновляющийся


 




 

Чем дольше не выполняется какая-то ее часть, чем сильнее

фрустрируется потребность — тем больше энергии поступа-

ет в психику в виде драйва. Тем сильнее побуждение дейст-

вовать.

С одной стороны, они — это физиологическая энергети-

ческая станция для нашего мозга, система желез и групп кле-

ток, обменивающихся электрохимическими и химическими

сигналами по запрограммированной природой схеме. С дру-

гой стороны, — первичные энергетические источники всех

выраженных в ощущении феноменов нашего сознания, чья

энергия преломляется во всех энергоинформационных кас-

кадах, доступных разуму, от цепочек размышлений до эгре-

гориальных каналов.

Тот самый уровень, где движение материи мозга стано-

вится движением обитающего в нем разума.

Единственная энергия для начального психического

движения, которую можно использовать для того, что-

бы создать другие энергетические источники в большом

мире.

И количество этой энергии, увы, ограничено. В самом де-

ле, наш мозг не может переносить слишком высокие доза

медиаторов, его нейроны не могут работать с не соответст-

вующей режиму восстановления частотой, возбуждение в ко-

ре не должно превышать определенного уровня, чтобы не

перекинуться на другие отделы мозга и не привести к эпи-

лептическому припадку.

Соответственно, мощность психической энергостанции

тоже ограниченна. Она не может выдать больше, чем может,

в единицу времени.

То есть — и это очень важно понимать — количество

энергии для познания у человека ограниченно. Истратил ее

на ерунду, на суету — может не хватить на весь путь.

Конечно же, человек и так тратит энергию направо и на-

лево, всю не сэкономишь, но тем не менее полагать, что, ко-

гда придет время, энергии для познания будет сколько хо-

чешь, тоже наивно.


 

А с учетом только что рассмотренного нами механизма,

не дающего разуму двинуться слишком далеко от эгрегори-

альных понятий и все время возвращающего познание к

ним, энергии для отрыва от этого принуждения может по-

требоваться довольно много.

Но мы несколько отвлеклись.

В данный момент нас интересует то, что энергия наше-

го сознания берется из ограниченного по мощности источ-

ника (это напрямую обусловлено зависимостью нас от те-

ла, для разума на ином энергоинформационном носителе,

конечно, все может быть и не так), в сочетании с тем фак-

том, что тонкие значения выделяются энергией нашего соз-

нания и благодаря этому усилению могут быть увеличены

для запечатления в памяти.

Раз энергия ограничена, то ее использование нашим соз-

нанием имеет первостепенное значение.

Но разве эта энергия утилизируется только сознательной

частью психической деятельности, той, на благо которой слу-

жит внимание и логика?

Конечно нет.

К примеру, вы бессознательно почесались. Энергия ис-

пользовалась? Конечно, ведь это психика дала команду. Вы за-

метили, обдумывали это? Нет. А сколько таких задач выполня-

ет в единицу времени мозг человека, неосознаваемая часть его

психики? Равновесие, наблюдение за окружающей средой, соз-

дание маршрута перемещений, поддержание спины, ходьба,

дыхание, сглатывание слюны, моргание, артикуляция, грам-

матически правильная конструкция фраз, координация дыха-

ния и голосовых связок, удержание сфинктеров мочевого пу-

зыря, автоматический просчет движения, автоматическое

построение образов на услышанные слова… огромное количе-

ство биологических и приобретенных шаблонов.

И сознательную, и бессознательную деятельность пита-

ет один и тот же источник.

Сознание познает мир и вырабатывает обоснованные от-

носительно системы значений новые понятия, намерения и

действия.


 




 

Искусство


 

Разум обновляющийся


 




 

Бессознательное выполняет уже известные задачи, при-

сутствующие в кладовой разума в виде типовых намерений.

Оно прекрасно, кстати, накапливает информацию, и мы

этим обязательно воспользуемся.

Эти два вида деятельности конкурируют за один и тот

же источник энергии драйвов.

Кстати, конкуренцию эту легко доказать.

Когда мы сталкиваемся с острой ситуацией, для которой

у нас нет шаблонного действия, новой для нас, то время

словно растягивается, а когда шаблон есть, мы обычно во-

обще ничего не осознаем во время реагирования. Наверное,

лучшим здесь примером может быть автоавария, если она

впервые, и автоматическая реакция на агрессивный жест, к

примеру удар. Каждый, если покопается в памяти, найдет

подтверждающие мои слова примеры, поэтому я не буду

особенно подбирать описания.

Конечно, растягивается и сокращается не само время, а

наше восприятие времени, но факт остается фактом.

Почему так происходит? Все просто — в одном случае

сознание совершает огромное количество операций в еди-

ницу времени, сам обычный ход событий в сравнении с этим

темпом замедлен. А в другом — у сознания так мало энер-

гии, что оно успевает совершить одно-два осознания, будто

спит, вот время и пролетает незаметно

Такое распределение энергии между сознанием и неосоз-

наваемым, а также максимальная выработка энергии драй-

вов при неудовлетворении потребности издревле использо-

валось для расширения круга возможного познания.

Именно оно лежит в основе множества эзотерических прак-

тик, реализованных в восточных традициях, в монашеских

приемах, религиозных техниках. Если не дать реализоваться са-

мым обычным потребностям — в общении, во вкусной и на-

сыщающей еде, в реализации социальных слабостей, в безопас-

ности — то энергии, доступной сознанию, станет много.

Недаром, к примеру, перед написанием иконы в право-

славной традиции от иконописца требуется предваритель-


 

ный сорокадневный пост. И недаром пребывание в суровых

условиях монастыря является благотворным для прогресса

в мистическом мироощущении — а стоит выйти в мир да

съесть сардельку с пивом, как духовные откровения раство-

ряются, исчезают без следа, словно сон.

Мы с вами сейчас понимаем, отчего так происходит —

у внимания недостает энергии для того, чтобы выделить тон-

кие значения, они уходят из внимания, и человек вынужден

пользоваться более примитивными образами.

Вроде бы прекрасный метод, это самое самоограниче-

ние — но широкого распространения он не получил.

И не получил не только потому, что тоже не дает бес-

предельного повышения энергии, но и за счет того, что боль-

шое количество энергии тоже очень сложно удержать. Чем

сильнее фрустрация, тем сильнее позыв к удовлетворению

потребности, тем больше вероятность срыва. Что за срыва?

Да очень просто — как только энергия находит способ,

чтобы просочиться через существующий шаблон, по уже

имеющемуся намерению через бессознательную сферу… все,

она просочилась, и чем больше она просачивается, тем слож-

нее сознанию ее контролировать, потому что у него энер-

гии все меньше и понятие за понятием выпадает из плат-

формы, на которую сознание опиралось.

Процесс становится неконтролируемым, он питает сам

себя.

Вы без сомнения наблюдали таких людей — они дошли

до тонкого миропонимания, а потом что-то случилось, и вот

они уже с пеной у рта утверждают, что великий смысл жиз-

ни в том, чтобы сытно есть и сладко спать. Сломались. Со-

скользнули с завоеванной собой вершины к примитивным

значениям, и на нее придется взбираться вновь, если их ра-

зум вновь сумеет восстановить контроль.

И восстановиться им будет непросто — потому что все

тонкие значения, накопленные с таким трудом, теперь пе-

ремешаны в совершенном беспорядке, и хотя память хранит

обозначающие их слова, но живые эмоциональные значения,


 




 

Искусство


 

Разум обновляющийся


 




 

объединявшие их в целостную систему, умерли. Связывав-

шая их энергия перенаправилась через примитивные поня-

тия, и чтобы вновь построить систему из тонких значений,

по сути, придется проделать весь пусть заново, но отталки-

ваясь уже от других основных понятий. Просто заново, как

будто и не было того куска жизни, опыт которого они поте-

ряли.

Но, увы, вероятность срыва еще и усугубляется тем, что

сознание, чем больше оно проявляет активность в области

тонких понятий, не имеющих постоянной энергетической

поддержки, тем больше приближает сам срыв. Об этом мы

поговорим чуть дальше, а пока сделаем промежуточный вы-

вод.

Размер заколдованного круга познания может быть рас-

ширен применением фрустрации драйвов и, как следствие,