рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Постижение экологической теологии

Постижение экологической теологии - раздел Экология, Серия: Природоохранная Пропаганда Киевский Эколого-Культурный Центр ...

Серия: Природоохранная пропаганда
Киевский эколого-культурный центр

Постижение экологической теологии

Борейко В.Е.

Эта книга представляет собой попытку экологической интерпретации различных мировых и локальных религий, а также защищает право на существование особой религии - религии природоохраны.

©Борейко В.Е., 2000
©Киевский эколого-культурный центр, 2000

Введение

Одна наука или экономика не в силах защитить природу. Надо обращаться и к другим культурным ценностям.

Религиозные мифы, символы и образы для многих людей являются главным средством при определении добра и зла, при мотивировании тех или иных поступков, решении личных и общественных проблем. Если мы желаем защитить природу, мы не можем избежать религии.

Религия и церкви считаются одними из основных институтов, формирующих общественное мнение. Они являются источниками многих наших ценностей и оказывают решающее влияние на человеческие действия.

Религия, наравне с экологией и философией, один из источников экологической этики. Язык религии ближе всего к языку нравственности.

Так как между различными религиями существуют значительные метафизические, этические, антропологические и социальные различия, то синтез ключевых концепций и положений, касающихся сохранения природы, взятых из всех религий, может стать основой новой, могучей и действенной экологической идеологии.

Церковь всегда была главным хранителем этики. Большинство людей черпали свои представления о добре и зле из одной или другой религии. Церковь сделает большую услугу экологии, если по-настоящему заинтересуется вопросами природоохраны. Посему как ценности, заложенные в религиях, являются фундаментальными в процессах динамики культуры и социальных изменений. Например: для древнего грека, американского индейца и индийского буддиста идея прав природы имеет большое значение.

Во всех религиях имеются россыпи экологической мудрости. Мировые и локальные религии, каждая по своему, предлагают уникальный набор моральных ценностей и экологических правил. Религии также санкционируют и предлагают суровые наказания, вроде ада тем, кто не обращается с божьими созданиями с уважением.

С позиций многих религий злоупотребление природой с целью немедленной наживы несправедливо, аморально и неэтично.

Простые люди часто делают то, что оправдано с позиций их религиозных верований.Поэтому для глобальной охраны природы, как справедливо считает американский экофилософ Б.Кэлликотт, крайне важно выделить экологическую этику из многих религий, сформировать ее с позиций различных священных текстов. Причем, здесь важны не только базовые тексты Библии, Корана, Талмуда и т.п., но и другие религиозные источники: апокрифы, писания различных святых, размышления современных теологов, народные религиозные верования. Важное значение имеет также экофилософская интерпретация этих источников.

Религия может разбудить в людях сознание, отличное от материалистического. Религия помогает осознать, что контроль человека над живым и неживым миром небезграничен. Религия внушает идею, что человеческую жизнь нельзя мерить материальными благами и цель жизни не заключается в максимальном потреблении.

Религиозные убеждения являются действенной мотивацией для активного участия в программах, направленных на охрану природы.

Религиозный импульс, по-видимому, очень глубоко укоренен в человеке, чтобы быть выкорчеванным атеизмом. Лауреат Нобелевской премии молекулярный биолог Жак Моно сказал по этому поводу, что способность к религиозному опыту и стремление к религиозному объяснению является той же самой силой, которая сформировала нашу кисть руки - естественным отбором (Barlow, 1996). Стремление к религиозному объяснению мира имеет сильный генетический компонент.

Прямо и косвенно религия может быть мощным источником природоохраны. Поэтому нам нужна такая экологическая концепция, которая не игнорировала бы мощное влияние религии, а наоборот, черпала бы из нее все ценное.

Все существующие религии можно разделить условно на два типа: надприродные и природные религии. Надприродные (библейские) религии: индуизм, христианство, ислам - указывают путь на возвышение человека над природой. В природных религиях: буддизме, джайнизме, пантеизме, языческих религиях - человек обожествляет природу, а боги учат, как людям жить между собой и природой в гармонии. Вместе с тем и в надприродных религиях кроется немало экологических истин и этических правил, так необходимых сейчас для выхода из экологического кризиса.

Религия обладает свободой символического и эстетического выражения, неподходящего для науки. Религия может говорить с природой, наука может только говорить о природе. Религия влияет на сохранение природы несколькими способами.

Во-первых, она обеспечивает этические и социальные модели для того, чтобы жить с уважением к природе. Для большинства культур религия является первейшим средством для определения правильного и неправильного.

Во-вторых, религия часто обеспечивает непосредственную защиту дикой природы, так как многие культуры имеют священные места, к которым люди могут приближаться только с религиозными целями, если вообще могут. Поэтому эти природные объекты остаются непотревоженными. Благодаря многочисленным религиозным запретам, табу охраняются отдельные виды флоры и фауны.

В-третьих, различные религии связывают живые существа с божественным значением. Это дает природе ценность, которую не может обеспечить одна наука.

Экофилософ Билл Девалл, соавтор "Глубинной экологии", заявил в 1984 году, что если крупные изменения не произойдут в церквях, то экологи и те, кто озабочен охраной природы, будут чувствовать себя очень неудобно, сидя на скамьях большинства американских церквей.

Американский историк Линн Уайт полагает, что для решения экологических проблем нам необходимо либо создание новой религии, либо пересмотр старых. Так как корни наших бед, по его мнению, во многом религиозны, то и средство от их избавления тоже по существу должно быть религиозным, независимо от того, как оно будет называться (Уайт, 1990).

Различные религии содержат свои собственные экологические ценности, по разному выражаемые. Однако, часто эти ценности не понимают и не практикуют даже на местах. Поэтому нужно способствовать переоценке этих ценностей и их укреплению в самих религиозных центрах и во всем мире, где религиозные общности оказывают влияние на мнение и поведение людей.

Лидеры некоторых религий это понимают и уже сделали первые шаги по интерпретации экологической мудрости данных религий.

В начале 1980-х годов группа саудовских ученых проштудировала Коран на предмет отрывков, связанных с окружающей средой и создала особый свод "Исламских принципов охраны природы".

Не остались в стороне и джайнисты. Они разработали "Джайнистскую декларацию о природе". Патриарх Димитриос I провозгласил 1 сентября каждого года Днем творения.

В сентябре 1986 года по предложению Всемирного Фонда Охраны дикой природы (WWF) представители мировых религий встретились в Ассизи (Италия) - месте рождения Франциска Ассизкого - святого покровителя экологов, чтобы впервые обсудить вопросы природоохраны и сотрудничества в этом вопросе религий.

В 1985 году экологом Нэнси Нэшем был начат проект "Буддийское восприятие природы". Целью проекта является улучшение экологического понимания буддизма, активизация действий буддистов в защиту природы.Делается это с помощью выявления экологически уместного материала из обширной и богатой литературы, посвященной буддизму и изданной за 2500 лет. Эта литература содержит яркие истории о монахах и святых лицах, которые не рубили деревья и не убивали животных, притчи, в которых Будда показывал, как следует жить и заботиться о природе.

Более 50 тысяч копий экологически уместных отрывков из буддийских писаний распределены между монастырями, колледжами, школами Таиланда. В публикации этого проекта входят исследования "Древо жизни: буддизм и защита природы", "Крик из леса". Под эгидой проекта развиваются телепрограммы и видеофильмы, посвященные связи буддизма с окружающей средой. Этот проект может стать моделью для развития экологической этики и экологического образования в буддийских сообщностях разных стран и эвристическим стимулом для других религий (Ethics,1993).

К сожалению, некоторые религии и по сей день остаются приверженными корыстным целям или задачам обращения в свою веру, что тормозит сотрудничество с людьми других религий в деле охраны природы.

Буддизм

Возраст буддизма - более 2500 лет, сейчас это религиозное учение разделяет 250 млн. человек. Поклонники буддизма имеются в 86 странах, насчитывается… Согласно идеям буддизма, люди являются интегральной частью природной системы.… Забота о благе природного мира всегда являлась важным элементом в буддизме. Буддизм утверждает, что Вселенная и все…

Даосизм

Поклонники этой религии верят, что существует Дао, Путь природы. Все, что делается против Дао, против природного пути - неправильно и ведет к беде. Так, атомные электростанции и индустриальное сельское хозяйство являются "недаосискими" по духу и форме.

Под влиянием даосизма находятся 50 миллионов человек.

Джайнизм

Джайнизм учит, что каждое живое существо наделено материальной душой, не менее чистой и бессмертной, чем человеческая душа. Плохие поступки в… Джайнизм довел до полного логического развития принцип "ахимсы",… По мнению джайнистов, человек попадает в духовную категорию вместе с рыбами и зверями.

Индуизм

Индуизм верит в особую ценность жизни и учит ненасильственному отношению к природе. Святость жизни - один из основополагающих принципов этой… Святость божьего творения означает то, что мы не можем нанести вреда другим… Наиболее важным аспектом индусской теологии, относящейся к обращению с животными, является вера в то, что Высшее…

Ислам

Эта мировая религия (около 900 миллионов верующих), благодаря пророку Мухаммеду, имеет очень много правил, притч и поучений в защиту живой природы.

Коран учит, что охрана природы должна осуществляться альтруистически, а не только для того, чтобы люди могли максимально пользоваться ее ресурсами. Даже накануне Судного дня люди должны вести себя достойно, ибо Мухаммед сказал:"Если придет Судный день и у тебя в ладони будет росток пальмы, ты должен посадить его. Даже если будет потеряна всякая надежда, посадка должна продолжаться, так как посадка дерева - это хорошее дело само по себе". Посадка пальмового ростка продолжает процесс развития и способствует продолжению жизни, даже если не предвидится никакой от нее выгоды.

Мухаммед говорил, что "некоторые деревья благословенны как мусульмане, в особенности пальма".

Ислам учит ухаживать за растениями: "Тот, кто сажает дерево и следит за ним с заботой до тех пор, пока оно не становится плодоносящим, будет затем награжден". "Если кто-то посадит дерево или засеет поле, и люди, звери и птицы будут на нем питаться, это будет считаться благодеянием с его стороны" (Islam..., 1992). "Согласно заповеди Аллаха тот милосерден, кто пожелав вкусить плодов земных, сажает и терпеливо взращивает дерево" (Максуд, 2000).

Когда Мухаммед стал правителем Мекки и Медины, он объявил, что деревья в этих городах и вокруг них находятся под защитой таких декретов:"Я объявляю Медину, и все, что находится между ее двумя горными тропами, святым, и срывать листья здесь можно лишь для прокорма лошадей"; "Дичь Мекки нельзя тревожить, а ее свежие травы - срезать". Эти законы подкреплялись указом о том, что инструмент человека, срубившего деревья, будет конфискован и передан в собственность того, кто поймал виновника. После смерти пророка, его приемник дал указание своим воинам не рубить деревья и не убивать животных на чужой территории, если это не нужно для их пропитания (Islam..., 1992).

Мусульмане имеют свои священные объекты в природе, чем поддерживают заповедное дело. Это могут быть святые источники, священные горы. Так, гора Мутаг Ата, находящаяся в Китайском Памире, является священной у мусульман (Борейко, 1999-а).

Пророк Мухаммед призывает любить и заботиться не только о животных и растениях, но и о горах, как божьих созданиях. Когда гору Ухуд потрясло землетрясение, он сказал ей: "Будь спокойна, Ухуд!" (Islam..., 1992).

Так как все содеянное Аллахом повторяет его желания, весь мир очень гармоничен. В силу этого все созданное свято. Недаром пророк Мухаммед сказал: "Вся эта земля - мечеть" (Islam..., 1992).

И еще "Разве не видишь ты, что Аллах обожает все вещи, находящиеся на небесах и на земле - солнце, луну, звезды, горы, деревья, животных..." (Коран, 22:18)

Ислам учит также, что большой грех проклинать природу (из-за стихийных бедствий). Мухаммед говорил: "Не ругайте природу, потому что она подчиняется Аллаху" (Экология..., 1994).

Ислам дает еще и такие мотивации для развития заповедного дела. Так, концепция "химы" (защиты определенных зон) существует давно. Под "химой" подразумевается охрана особых,"ничейных" территорий. Никто не имеет права строить на этой территории, заниматься разработкой месторождений. Согласно исламу, мусульмане нуждаются в подобных "ничейных" территориях. Охране подлежат лишь те объекты, которые нужны широкой общественности, а не отдельным лицам. Это во-первых. Во-вторых, площадь охраняемых областей должна быть ограничена. В-третьих, на охраняемых территориях нельзя строить или обрабатывать землю. Концепции "химы" до сих пор придерживаются многие мусульманские страны, такие как Саудовская Аравия,где она практикуется правительством для охраны дикой жизни. Менее формальным образом ее применяют бедуины, в качестве обычая или традиции, унаследованной от предков.

"Харим" - другой древний экологический мусульманский обычай, восходящий ко временам Мухаммеда. Это - ненарушенная зона, которую нельзя исследовать, исключением может стать только особое правительственное разрешение."Харим" часто ассоциируется с колодцами, источниками, подземными водами, реками или деревьями, посаженными на бесплодной земле. Этими зонами следует управлять с особой осторожностью, как было завещано Мухаммедом и его соратниками (Environmental..., 1994).

Масштабы зоны "харим" различны. Например, "харим" вокруг города не должен превышать расстояния в один день пути.

Концепции "харима", и в особенности "химы", имеют огромный природоохранный потенциал. Эти территории ценны по следующим причинам:

позволяют восстанавливать земли, пришедшие в упадок;
сохраняют биоразнообразие;
защищают водоразделы и бассейны рек;
притягательны для туристов.

Концепция "химы" интересна тем, что она применялась в арабском мире еще до ислама и была принята мусульманами по причине явных преимуществ. В 1965 году в одной лишь Саудовской Аравии существовало около 3000 "хим".

Большое внимание ислам уделяет сохранению воды.

О Боже! Ты творец всего сущего!
Ты сказал, что вода есть источник жизни!
Когда мы нуждаемся, ты подаешь потребное.
Когда мы болеем, ты даешь нам здоровье.
Когда у нас нет пищи, ты даруешь нам ее, - говорится в одной мусульманской молитве (Экотеология, 1997).

Через своего пророка Мухаммеда Аллах призвал: "Не производите расстройств на земле после устроения ее" (Коран, сура 7,54). А сам пророк, обращаясь к потомкам, завещал: "Не загрязняйте стоячих вод и водоемов". Мусульмане чтут воду, охраняют источники, ибо влагу дает Аллах. Другое изречение Корана можно также считать экологическим: "Если ты любишь Аллаха, то не можешь не любить его творения".

Кстати, Коран содержит пророчество по поводу экологического кризиса: "Над землей и водой появилось растление, вызванное делами рук человеческих" (Коран, 30:41).

И дальше: "Взгляды некоторых людей на жизнь могут вам показаться убедительными; на деле же они наиболее пагубные из существующих. Как только они приходят к власти, оставив вас, они спешат распространить растление и уничтожают флору и фауну. Бог не одобряет растление, и когда им говорят, что им следует бояться бога, их тщеславие забирает лучших из них. Такие люди кончают свою жизнь в аду - что за жалкий конец!" (Коран, 2:204-206).

Один из фундаментальных принципов ислама - "мизан" - (принцип среднего пути) означает, что все в природе, в том числе и человек, должны подчиняться определенным божественным (экологическим) законам. Поэтому мы активно должны признавать порядок, который существует вокруг нас, для самих себя, и для остального творения. Другой принцип ислама - "халифа" - означает, что люди больше, чем друзья земли, они ее стражи. И их священный долг отвечать за землю.

Мухаммед говорил: "Мир зеленого цвета, он прекрасен и Бог назначил вас в качестве его управляющих. Он смотрит, как вы проявите себя" (Islam..., 1992)

Коран призывает: "Не превышай меру; но соблюдай меру строго, без ошибки". Такую цитату можно считать экологическим предупреждением всех действий человека в отношении к природе.

Коран учит: "Ешьте и пейте, но не тратьте, погрязая в излишествах, конечно, бог не одобряет неумеренности" (Коран,7:31).

Согласно исламу в мире (природе) есть нечто скрытое богом от людей и запретное. С этим миром нельзя соперничать, он сам по себе, как сам по себе бог, самостоятелен по отношению к человеку.

Один из главных принципов ислама - это делать другим добро и противодействовать злу. Это относится не только к людям, но и другим существам. Это действие - "хисба" (осуществление добра и препятствие злу) должно исходить как от добровольца, так и от чиновника.

Мухаммед сказал: "Настоящий верующий тот, кто не вредит другим своими мыслями, словами и делами". "Пользоваться вещью надо так, чтобы она приносила пользу, но не нанося ей при этом вреда" (Islam..., 1992).

В Коране говорится, что бог "породил все виды существ в надлежащем равновесии".

Этические принципы ислама в защиту природы можно суммировать следующим образом: во-первых, окружающая среда - это божье творение и защитить ее - значит сохранить ее ценности как проявления божьего духа. Во-вторых, все части природы существуют для восхваления своего создателя. В-третьих, все законы природы сотворены богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни. Попытки нарушить законы бога должны пресекаться. В-четвертых, мы должны знать, что человечество не единственное сообщество живых существ на земле, и поэтому обязано относиться к другим существам с уважением и осторожностью.Пророк Мухаммед считал все живые создания достойными защиты и мягкого обращения. Однажды его спросили, будет ли за милосердие, проявленное к зверям, награда от бога. Он ответил коротко: "За милосердие, проявленное к каждому созданию с влажным сердцем, будет награда". Влажность же сердца - это указание на жизнь. Таким образом, милосердие можно проявлять ко всем живым существам. В-пятых, ислам призывает человека строить свои отношения со всеми на основе справедливости и равенства. Пророк говорил, что Аллах предписал равенство всех. В-шестых, должен соблюдаться баланс Вселенной, созданной богом, так как "Все им вымерено". В-седьмых, природа создана не только для нынешнего поколения. Это дар Бога на все времена.

Мухаммед сказал: "Кто добр к существам божьим, тот добр к себе (Islam..., 1992).

Согласно исламу, следует проявлять милосердие и сострадание к любому живому существу: "Все творения являются детьми Аллаха, и наиболее любезен Аллаху тот, кто относится к Его детям бережно и ласково" (Максуд, 2000). Известно и такое изречение: "Если кому-то случится ради забавы убить даже воробья, этот воробей подаст свой голос в Судный день: "О Господи! Этот человек убил меня ни за что! Он убил меня без всякой пользы!" (Максуд, 2000).

Всякая забава, связанная с травлей животных, абсолютно запрещена в исламе. Это относится и к собачьим, и к петушинным боям. Всякая охота на животных ради развлечений также запрещена.

В число запретных попадают и такие любимые на Западе развлечения, как охота на лис, травля собаками медведей и барсуков, и, конечно же, бои быков (Максуд, 2000).

Всяческое истребление животных ради простого удовлетворения тщеславия богатых дам абсолютно неприемлемо в исламе. Мусульманин не может примириться с варварским убийством, например, детёныша тюленя или же истреблением красивейших животных ради их меха, рога или клыков. Как бы то ни было, пророк не терпел расточительности.

Исламом запрещаются также неестественные или жестокие методы ведения сельского хозяйства, лишающие животных всех отпущенных им радостей жизни. Совершенно неприемлемо, например, содержание животных в тёмных и тесных помещениях, откармливание живности гормональными препаратами, понуждая её, вопреки всем природным законам, к быстрому росту и набиранию веса (Максуд, 2000).

В исламе запрещены любые опыты над животными, связанные с производством предметов роскоши и ублажением непомерного человеческого тщеславия.

Забой животных всегда должен осуществляться дозволенным способом - "халал", для чего требуется очень острый нож и спокойная обстановка, благотворно влияющая на животных.

Мусульманам запрещено проявлять жестокость или даже пренебрежение к животным, обитающим рядом с нами.

Ислам напоминает, что животные такие же существа, как мы с вами; что их любит бог не меньше, чем нас с вами; что они были созданы так же, как и мы с вами; что они являются таким же символом творческой силы бога, как и люди. Именно об этом сказано в Коране: "Нет животного на земле или птицы в небе, есть такие же существа как вы сами и все они вернутся к Аллаху" (Коран, 6:38). Все существа подобны семье бога.

Мухаммед как-то рассказал историю, что однажды его укусил муравей и поэтому он приказал сжечь муравейную кучу. Узнав об этом, бог отчитал его. Ислам учит: "Добро, сделанное животному, так же хорошо, как и добро, сделанное человеку; жестокий поступок по отношению к животному так же плох, что и жестокий поступок в отношении человека" (Islam,1992). Товарищи Мухаммеда как-то забрали птенцов из гнезда одной птицы. Когда пророк увидел птицу-мать, кружащую в отчаянии, он спросил: "Кто оскорбил чувства этой птицы, забрав ее птенцов?" и приказал вернуть их обратно в гнездо.

Мухаммед сказал: "Аллах наказал одну женщину за то , что она держала взаперти кошку до тех пор, пока та не умерла от голода" (Islam,1992). Согласно исламу, никто не должен чрезмерно нагружать животное, ибо Аллах запрещает человеку причинять животному сильную боль. Каждое животное охраняется Аллахом, и человек, нарушающий этот закон, нарушает закон Аллаха. Нельзя даже доить животное, если молоко предназначено молодому животному. Более того, перед тем как доить корову, мусульманин должен остричь свои ногти, дабы не причинить ей боль. Защита животных исламом не ограничивается лишь физической защитой, запрещается даже оскорблять животных. Как-то Мухаммед услышал, как одна женщина ругала верблюдицу. Он пожурил ее, сказав: "Оставь ее в покое" (Islam,1992).

Огромная эколого-этическая мудрость сосредоточена в следующем высказывании Мухаммеда: "Все существа зависят от бога, и больше всех бог любит тех, кто делает добро другим существам божьим" (Islam,1992).

Мухаммед однажды сказал: "Один человек шел по дороге и почувствовал сильную жажду. Тут он увидел колодец, спустился в него и напился из него. Когда он выбрался наружу, то заметил тяжело дышащую собаку, жующую от жажды землю, и сказал себе: - эта собака так же хочет пить, как и я хотел.Поэтому он опять спустился в колодец, набрал воды в туфлю, и держа ее во рту, вылез, и дал собаке напиться. Аллах поблагодарил его за этот поступок".

Те, кто его слушал, спросили: "О, посланник Аллаха, есть ли для нас награда в животных?" Он ответил: "Награда будет в каждом добром поступке к животному" (Islam, 1992). Следует так же отметить, что пророк запрещал связывать животных и использовать их в качестве мишени.

Сподвижник Мухаммеда Ибн Омар остановил как-то группу молодых людей, которые тренировались, стреляя из лука по живой птице в качестве мишени. Он проклял тех, кто стрелял.

Рассказывают, Мухаммед оставил на земле свою верхнюю одежду, чтобы не потревожить спавшую на ней кошку. Вообще он нежно любил свою кошку, очень хорошо обращался со своим петухом и лошадью.

Коран, в отличие от христианства, учит, что животные имеют свою душу, правда, более низкого порядка, чем человеческая.

Согласно мусульманским воззрениям, некоторые духи превращаются в собак, лошадей, кошек, голубей, змей. Этих животных нельзя убивать. Сурок-байбак традиционно охраняется мусульманским населением, так как он напоминает мусульманам своим поведением исполнение исламского обряда - утреннего намаза. В Татарии все колонии сурка сохранились только возле татарских деревень.

Законы ислама запрещают причинять животным боль, убивать их, кроме как в случае получения пищи. При этом, как и в иудаизме, религиозный закон поучает убивать животных быстро и с наименьшими страданиями. Запрещено убивать животных ради развлечения или получения предметов роскоши.

Коран разрешает охоту на животных с целью употребления их в пищу. Однако запрещается охотиться на животное, если его предполагается посадить в клетку, сделать предметом постоянного дохода, или просто оставить его в качестве домашнего животного. Запрещено убивать найденных в домах змей ради забавы, так же нельзя убивать для забавы все виды насекомых, червей и других мелких животных.

По правилам ислама нельзя охотиться на детенышей диких зверей и птиц. Мясо слона, медведя, обезьяны, мыши, крысы, змеи и ящерицы запретно к употреблению. Запрещены негуманные виды охоты - капканы, силки, облавы.

И земля!
Он даровал ее (всем)живущим существам, -
говорится в Коране.

Арабский мыслитель 13 века Изз ад Дин ибн Абу ас-Салам, исследовав высказывания Мухаммеда, написал трактат о правах животных. Согласно этому труду под защиту попадали не только полезные для человека животные, но также старые и больные(Islam, 1992).

Иудаизм

Одно из иудейских благословений гласит: При виде красот природы Благословен вечный наш бог. Правитель вселенной, Мир… Одна из главных заповедей иудаизма - "не разрушай".

Каодаизм

Каодаизм - пример синкретической религии (то есть религии, представляющей собой смесь элементов, взятых из различных верований). Её основатель - вьетнамский священник Ле Ван Трунг. Её приверженцев, в основном вьетнамцев, насчитывается около 1 миллиона. Каодаисты верят в переселение душ в тело другого человека или животного, поэтому их мораль - идея братства и глубокого уважения всех живых существ (Малерб, 1997).

Конфуцианство

Эта религия имеет некоторое значение в Корее, Японии, Вьетнаме и Китае. Под её влиянием, по-видимому, находится несколько десятков миллионов людей. Один из принципов этой религии, разработанный китайским мудрецом Конфуцием 25 веков назад, гласит: почитание природы вызывает у нас доброжелательность. Мы не должны использовать силу, чтобы получить больше, чем нам положено. Что имеет явный экологический оттенок.

Пантеизм

Существует несколько моделей пантеизма, например пантеизм Спинозы, пантеизм Плотинуса. Американский экотеолог Г. Вуд проповедует особый вид… Пантеистические идеи высказывал Игорь Северянин: В природе жить - быть вечно в божестве Не с божеством, не у него, а в боге. Во всем своем вмещая существе Природу - ей…

Синтоизм

Представители этой религии (особенно развитой в Японии) поклоняются священным рощам, порой расположенным даже в городах - лес "ками" - лес… Синтоизм - религия общения с природой, где всё священно: небесные светила,… Синтоизм - это туземная религия, близко переплетенная с повседневной жизнью японцев. Для синтоизма является…

Христианство

Христианство учит, что цель жизни не состоит в максимальном потреблении: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей… Природа, обильная своими видами, является чудесной землей, чудом. В библейских… Святой апостол Павел говорил: "Всякое творение Божие хорошо" (1 Тим.4,4), и природу следует уважать и…

Христианство

Христианство учит, что цель жизни не состоит в максимальном потреблении: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей… Природа, обильная своими видами, является чудесной землей, чудом. В библейских… Святой апостол Павел говорил: "Всякое творение Божие хорошо" (1 Тим.4,4), и природу следует уважать и…

Язычество

Автор классического труда "Религии человечества", современный французский исследователь Мишель Малерб называет язычество анимизмом. По его… У многих язычников забота о природе является естественной потребностью. Язычество предполагает различные культы природы: гор, воды, солнца, растений и животных.

Религия природоохраны

Когда я вижу какой-нибудь уголок дикой природы, меня охватывает священный трепет, когда мне удаётся добиться его заповедания, меня охватывает… Понятый Бог не является Богом. Древний афоризм Великая божия дикая природа

Литература

1. Борейко В.Е., 1997, Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов, т.1, издание второе, дополненное, К, Киевский эколого-культурный центр, 224 стр.

2. Борейко В.Е., Грищенко В.Н., 1999, Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. Птицы, т.2, издание второе, дополненное, К, Киевский эколого-культурный центр, 172 стр.

3. Борейко В.Е., 1999-а, Священные горы, К, Киевский эколого-культурный центр, 56стр.

4. Борейко В.Е., 1999-б, Прорыв в экологическую этику, К, Киевский эколого-культурный центр, 128стр.

5. Борейко В.Е., 2000, Эссе о дикой природе, К, Киевский эколого-культурный центр, 148стр.

6. Владыкин В.Е., 1994, Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов, Удмуртия, Ижевск, 384стр.

7. Герье В., 1892, Франциск Ассизский, Вестник Европы, июнь,стр.519 - 545.

8. Горичева Т., 1999, Святые животные, К, Киевский эколого-культурный центр, 56стр.

9. Грэбер Л., 1999, Дикая природа как священное пространство, К, Киевский эколого-культурный центр, 56стр.

10. Даль В, 1981, Толковый словарь живого великорусского языка, М, Русский язык, т.1, 700стр.

11. Джеймс У., 1993, Многообразие религиозного опыта, М. Наука, 432стр.

12. Доржигушаева О, 2000, Буддийская мысль и экологическое мировозрение, Бюллетень Московского ИСАР, №10, стр. 34-38.

13. Зайцева И.В., Интигринова Т.П., Протопопова И.В., 1999, Экологические традиции народов севера Баргузинской долины, Улан-Удэ, Бэлиг, 48стр.

14. Инэда К., 1990, Экологическая проблематика в контексте буддизма, В кн. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности, М,Прогресс, стр.289 -307.

15. Кавтарадзе Д.Н., Овсянников А.А., 1999, Природа и люди России. Основания к пониманию проблемы, М, Проект ГЭФ "Сохранение биоразнообразия", 112стр.

16. Кагаров Е., 1913, Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции, Спб, 326стр.

17. Каптерев П.Ф., 1914, Педагогическая психология, Спб.

18. Киселева Н.Ю., 1993, Экологические элементы сознания и религия, Н.Новгород, Просвещение, 21стр.

19. Кожевников Г.А., 1914, Монастыри и охрана природы. Птицеведение и птицеводство, № 3, стр.165 - 167.

20. Кронштадтский И., 1992, Христианская философия, М.Московский патриархат, 85стр.

21. Кэлликотт Б., 2000, Природоохранные ценности и этика, Гуманитарный экологический журнал, т.1, №2, стр.40-68.

22. Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара "Трибуна-6", 1997, К, Киевский эколого-культурный центр, 304стр.

23. Максуд Р, 2000, Ислам, Фаир-Пресс, м, 304 стр.

24. Малерб М, 1997, Религии человечества, Рудомино-Университетская книга, М-СПб., 600 стр.

25. Мантатов В.В., Доржигушаева О.В., 1996, Экологическая этика: буддизм и современность, Улан-Удэ, ВСГТУ, 155стр.

26. Меньшиков А.Н., 1912, Как и для чего устраивать праздники лесонасаждения, Вятка, 100стр.

27. Мифы народов мира. Энциклопедия, 1991, М, Советская энциклопедия т.1, т.2.

28. Налимов В.П., 1928, Священные рощи удмуртов и мари, Охрана природы, №4, стр.6-8.

29. Павлова Т.Н., 1998, Биоэтика в высшей школе, К, Киевский эколого-культурный центр, 128стр.

30. Потапов В., 1992, Церковь и экология, Православная Русь, №14, Джорданвилл, США.

31. Пимен, 1989, Красота природы, Журнал Московской Патриархии, №10, стр.37 - 38.

32. Православие и экология, 1997, М, Московский Патриархат, 440стр.

33. Православные монастыри и экология, 1994, М, 73стр.

34. Саяпина Ю, 1999, Япония. Культ природы, Бюллетень Московского ИСАР, №9, стр. 10-11.

35. Теребихин Н.М., 1993, Сакральная география Русского Севера, Архангельск, Изд-во ППУ, 220стр.

36. Уайт Линн-младший, 1990, Исторические корни нашего экологического кризиса, В кн. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности, М, Прогресс, стр. 188 - 202.

37. Фрэзер Д., 1931, Фольклор в Ветхом Завете, М-Л, Госсоциздат, 436стр.

38. Фрэзер Д., 1980, Золотая ветвь, М, Политиздат, 832стр.

39. Христианство и экология. Сб. статей, 1997, Спб, Изд-во РХГИ, 352стр.

40. Цветочки святого Франциска Ассизского, 1993, Брюссель, 175стр.

41. Штернберг Л.Я., 1936, Первобытная религия в свете этнографии, Л, 571стр.

42. Штильмарк Ф.Р., 1999, Таинство заповедания, Гуманитарный экологический журнал, т.1, №1, стр.35-46.

43. Экология и религия, 1994, сост. Н.А. Трофимчук, М, РАУ, Луч, 409стр.

44. Экотеология. Голоса севера и юга, 1997, М, Испо-Сервис. 368стр.

45. Эррикер К., 1999, Буддизм, Фаир-Пресс, М , 304 стр.

46. Элиаде М., 1999, Трактат по истории религий, Спб, изд. "Алетейя", 414стр.

47. Albanese С., 1990, Nature religion in America; Chicago, University of Chicago Press.

48. Altman N., 1994, Sacred trees, Sierra Club Books, 120p.

49. Barlow C., 1996, Because it is my religion, Wild Earth, pp. 5-10.

50. Bernbaum E., 1998, Sacred mountains of the world, University of California Рress, Berkeley - Los Angeles - London, 291p.

51. Bratton S., 1988, The original desert solitaire: early christian monasticism and wilderness, Environmental ethics,№1, pp.31-53.

52. Buddhism and ecology, 1992,ed. Martine Batchelor, Kerry Brown, WWF, New York, 115p.

53. Callicott B, 1988, American indian land wisdom? - Sorting out the issues, In. Olson P., ed, Mankind on the move, Lincoln, University of Nebraska Press.

54. Christianity and ecology, 1992, ed. E.Breuilly, M.Palmer, WWF, New York, 118p

55. Eliade M, 1961, The sacred and the profane: the natura of religion, New York, Harpet Torch Book, 220p.

56. Environmental ethics. Readings in theory and application, 1994, ed. Pojman L, Jones and Bartlett Publishers, Boston - London, 504p.

57. Ethics, religion and biodiversity, 1993, ed. L. Hamilton, The White Hors Press, Cambridge, 125p.

58. Hughes D, Swan J, 1994, How much of the Earth is sacred space?, In. Environmental ethics, ed. L. Pojman, Jones and Bartlett Publishers, Boston-London, pp.172-180.

59. Hughes D, 1996, Francis of Assisi and the diversity of creation, Environmental ethics, pp.311-320.

60. Islam and ecology, 1992, ed. F. Khalid, J. O'Brien, WWF, New Jork, 105p.

61. Judaism and ecology, 1992, ed. A. Rose, WWF, New Jork, 142p.

62. Kabilsingh C, 1987, A cry from the forest: buddhist perception of nature: a new perspective for conservation education, Bang Hok, WWF, Thailand.

63. La Chapelle D, 1988, Sacred Land, sacred sex, rapture of the deep, Silverton, Finn Hill Arts.

64. Milton K, 1999, Nature is already sacred, Environmental values, v.8, №4, pp.437-451.

65. Nash Roderick, 1989, The rights of nature. A history of environmental ethics, The University of Wisconsin Press, 290p.

66. Naturopa, 1997, №83.

67. Philpot J. H., 1897, The sacred tree: the tree in religion and myth, London, 220p.

68. Porteus A., 1928, Forest folklore, mythology and romance, New Jork, 320p.

69. Ranchor Prime, 1992, Hinduism and ecology, WWF, New Jork,150p.

70. Randhawe M.S, 1964, The cult of trees and tree worship in buddhism and hindu scripture, Nev Delhi, All-Jndia Arts and crafts society.

71. Religion and environmental crisis, 1986, ed. E. Hargrove, Athena, GA: The University of Georgia Press, 222p.

72. Rudolf O, 1950, The idea of the holy, New Jork, Oxford, Oxford University Press, 215p.

73. Shann D, ed., 1987, Tree of Life: buddhism and protection of nature, Hang Kond, Buddhist Perception of nature project.

74. Skolimowski H., 1993, A Sacred place to dwell: Living with reverence upon the Earth, Rockport, Massachusetts, Element.

75. The Assis declaration: messages on man and nature from buddhism, christianity, hinduism, islam and judaism, 1986, DC: WWF, Washington.

76. Wood H, 1985, Modern pantheism as an approach to environmental ethics, Environmental ethics, v.7, pp 151-163.

77. Zaidi J., 1981, On the ethics of man's interaction with the environment: an islamic approach, Environmental ethics, №1, pp.35-47.

Приложения

Словарь терминов

Мелодичный Хор природы

Словарь терминов

Апокрифы - религиозно-легендарные произведения на библейские темы, не принятые церковью, но распространенные в народе. Ахимса - широко известный принцип восточных религий, означающий непричинение… Благоговение - страх, смешанный с почитанием, почтительное уважение.

Мелодичный Хор природы

Существует определенная гармония даже в падшем мире, который подобно песне благодарения рационального и иррационального творения участвует в… В превосходной оратории великого композитора Йозефа Гайдна… Человечество принадлежит к более высокому уровню. Это подытоживает то, что провозглашает евхаристическое…

– Конец работы –

Используемые теги: Постижение, экологической, теологии0.054

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Постижение экологической теологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Экологическое право и экологическая ситуация в России
Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией.Загрязнение природной среды достигло… Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями… Острейшая экологическая проблема в современной Российской Федерации - загрязнение окружающей среды. Существенно…

Экологическое право.экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза проектов строительства новых и реконструкции действующих производств по существу является инструментом государственной… Государственная экологическая экспертиза проводится государственными органами… Государственной экологической экспертизе подлежат Предплановая, предпроектная и проектная документация по…

Использование материалов экологического аудита для экологического обучения
Основойконцепции стала идея о необходимости для перехода к устойчивому развитию общихсовместных действий по сокращению расходования природных… В начале90-х годов были разработаны стандарты систем экологического… В соответствии сопределением Агентства по охране окружающей среды США, экологический аудит систематическая,…

Научные основы экологии, разделы общей фундаментальной и частной экологии. Понятие экологической медицины и её место в системе экологических наук
Классификации общей экологии... По размерам объектов изучения в общей экологии выделяются...

Экологический мониторинг и система экологической информации
Эта информация нужна вповседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, причрезвычайных обстоятельствах для оповещения о… Система экологического мониторинга должна накапливать,систематизировать и… Таким образом, в систему экологического мониторингавходят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за…

Концепция биопродуктивности экосистем, экологический мониторинг и финансирование экологических программ
Это позволяет дать обобщенную интегрированную оценку результатов жизнедеятельности сразу многих отдельных организмов многих видов, так как по… В настоящее время концепция экосистемы – одно из наиболее важных обобщений… Коме того, как считает Г.А. Новиков, распространение идеи экосистемы способствовала гибкость самого понятия, так как к…

Понятие международного экологического права. Международные экологические правоотношения
Продолжающий усиливаться антропогенный пресс на природу нарушает состояние природной среды в мире, вы¬зывает озабоченность всех стран и народов и… Существует множество способов решения такой задачи. Среди них главная роль… Такой подход к решению задачи получил название концепции устой¬чивого развития и стал принципом правового…

Экологическое право. Курс лекций В настоящее время издано немало учебников и учебных пособий по учебной дисциплине Экологическое право
Предисловие... В настоящее время издано немало учебников и учебных пособий по учебной дисциплине Экологическое право обязательной для всех юридических высших...

Экологическая безопасность через экологическое страхование
Эти регионы являются зонами повышенного экологического риска.В России, по данным МЧС, ущерб от техногенных катастроф только в 1996 году составил… Однако в настоящее время государство не может, да и не должно обеспечивать… Казалось бы, эта истина неоспорима. Но что мы видим? В России страхуется менее 10% потенциальных рисков (против 90-95%…

Экологическое право. Курс лекций В настоящее время издано немало учебников и учебных пособий по учебной дисциплине Экологическое право
Предисловие... В настоящее время издано немало учебников и учебных пособий по учебной дисциплине Экологическое право обязательной для всех юридических высших...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Экологическое сознание как фактор развития украинского общества Відповідно, в психологічних дослідженнях, які торкаються проблеми «людина-природа», переважає аналіз психологічних аспектів проблем, які виникають у… Визнаючи значення такої роботи, слід підкреслити актуальність вивчення не… Системний аналіз сучасної екологічної ситуації приводить до розуміння значення побутових уявлень про щоденні, профанні…
  • Экологическое право Различают административно-правовой метод и гражданско-правовой метод.Под системой экологического права понимается структура основных элементов,… При определении внутренней структуры экологического права, будет служить… Если в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями, то они…
  • Экологическое право, основы Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло… Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый… Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50%…
  • Экологический мониторинг Национальный мониторинг – слежение за взаимодействием природы и человека в зональных биосферных заповедниках на территории государства для… Объектами мониторинга служат исчезающие виды растений и животных, агро- и… Локальный (санитарно-гигиенический) мониторинг предполагает контроль за уровнем содержания в природных средах…
  • Методы экологического образования на уроках химии Однако по масштабам своих последствий превышают ошибки предшественников на много порядков. Тем не менее, экологическое качество среды не включено в… Лейтмотивом экологизации учебно-воспитательного процесса должна стать… Но следует помнить, что «образование столь могущественно, что может ухудшить положение дел» (Дж. Бердвуд). Это…