рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мелодичный Хор природы

Мелодичный Хор природы - раздел Экология, Постижение экологической теологии (Печатается По: Abbot Herman, 1996, Natures Tuneful Choir. The Ortodox Word, ...

(Печатается по: Abbot Herman, 1996, Natures Tuneful Choir. The ortodox word, vol. 32, №6 (191), pp. 263-289, перевод А. Елагина)

Существует определенная гармония даже в падшем мире, который подобно песне благодарения рационального и иррационального творения участвует в вознесении славы Богу. Звук и движение света во времени и в пространстве, радость живых существ, дышащих и произносящих свои восклицания благодарности за существование, и иррациональные песни птиц и рев зверей - все создает в уме поэтов и Отцов Церкви определенный гимн Богу.

В превосходной оратории великого композитора Йозефа Гайдна "Творение" содержится заключительный хоровой гимн, когда все творение возносит благодарность Творцу за Его дар жизни природы, и все восклицает "Аминь!" Но именно рациональный человек, который "согласно более доброму закону принадлежит к мелодичному хору природы", действительно венчает этот Аминь!

Человечество принадлежит к более высокому уровню. Это подытоживает то, что провозглашает евхаристическое "Милосердие мира и жертвенность хвалы" - то, что созданное Богом, является чудесным! Эта полная благоговения хвала произносится рациональными множествами тех, кто создан по подобию Бога. К сожалению, падение человека, обезображивая этот контакт, создало определенную дисгармонию и враждебность из за греха человека, и животные бегут от человека и боятся его.

Воплощение Христа дало человеку шанс восстановить "Мелодичный Хор природы" и снова подружиться со всеми существами. Этот высший дар воплощения Христа. Вступление небесной сферы в человека и смешение с ним представляет собой гимн, который подытоживает христианскую космологию.

Снова человек может слышать эту гармонию, этот вселенский Мелодичный Хор. В этот раз, однако, он слышен только тем, кто "принял Христа" в свою волю и стремится любить Христа, и не слышен тем, кто остается во грехе, тем, кто не стремится присоединиться к этому "Мелодичному Хору" универсальной гармонии, апогеем которой будет Рай в загробной жизни.

Таким образом именно с помощью аскетов и борцов, которые поддерживают и любовно защищают истину, становится доступным этот "более добрый закон".

История на протяжении всего Христианства (так же как и в Ветхом Завете) полна примеров того, как законы природы сверхъестественно отступают перед скромными служителями Бога, святыми. Существуют целые книги по этому чарующему предмету. Одной из них является относительно новый том: "Животные и человек: состояние благословенности"

Джоанн Стефанатос (Свет и жизнь, 1992 г.).

Творения Бога, звери и птицы для святых людей подобны друзьям, которые безоговорочно любят своих старших. Эта чудесная гармония понимания "без слов", как сказал бы поэт, должна существовать между людьми, животными и всей природой. Где она сегодня, когда люди очарованы грехом, смертью и проклятием? Когда люди стесняются любить и подарить друг другу поцелуй мира? Если люди не беспокоятся о том, чтобы любить друг друга, и как учит Св. Павел "нести бремя друг друга и так исполнять закон Христа", тогда, что могут сделать животные, которых изводят, убивают ради спорта или помещают в клетки и на которых экспериментируют?

Уроки святых людей, близких к творениям Божьим и черпающих у них внутренний комфорт и силу, сегодня являются редкими. В лучшем случае животные становятся сегодня домашними любимцами и игрушками в категории паразитов.

И все же великие святые люди, аскеты и духовные герои даже сегодняшнего дня оставили нам что-то от гармоничного отзвука Мелодичного Хора и делают нашу жизнь несколько более счастливой и близкой к путям природы.

На последующих страницах мы представляем некоторые случаи, до сих пор не упоминавшиеся в печати. Они были собраны нашими монахами для образования борющихся Православных Христиан, которые стремятся услышать этот Мелодичный Хор и принять участие во вселенской хвале Богу-Творцу, которая таинственно повторяется во всем нашем чудесном мире как предвкушение небес.

1. Голубь архиепископа Иоанна

Когда я приехал в Сан-Франциско, чтобы находиться рядом со святым Архиепископом Иоанном (Джоном) Максимовичем, я услышал множество чарующих рассказов о его аскетической жизни. Часто я посещал Сиротский приют св.Тихона, основанный этим Святым, а затем управлявшийся его давним помощником, г-жой Марией Александровной Шахматовой (умерла в 1967г.). Архиепископ Иоанн был очень занятым человеком, и я не осмеливался часто находиться в его присутствии. Я работал в другом городе, Монтерее и мог посещать Сан-Франциско только по уик-эндам, когда мы открывали Православную Лавку с позднейшим патриаршим благословением. Это были годы моего образования, и я вспоминаю их с благодарностью перед Богом.

Этот сиротский приют более не являлся местом, где дети получали укрытие. Они все прибыли из Китая в предыдущем десятилетии и уже стали взрослыми и использовали церковь Сиротского Приюта Св.Тихона как свой приход и, естественно, она осталась их домом до сегодняшнего дня. Она расположена на углу 15-й авеню и улицы Бальбоа в тихом районе. Внутри ее стен располагался крохотный офис архиепископа Иоанна, который был так мал, что в него не поместилась бы даже кровать, в котором он одновременно жил и использовал его как молитвенную комнату и как офис. Часто я посещал его там, и вел с ним длительные конструктивные диалоги, которые сформировали мою жизнь.

Однажды я пришел посетить г-жу Шахматову, и она, как обычно настояла, чтобы я остался на чай, несмотря даже на то, что я никогда не любил чая. Она привела меня в свою кухню, почти по соседству с офисом архиепископа Иоанна и расспросила о моем местожительстве, о том, что я делал в ту неделю, что я читал и т.д. Обычно она бранила меня за то, что я не посещал ее чаще и не был ближе к ее "сиротам", которые к тому времени уже вели свою собственную семейную жизнь.

Именно в этот день я заметил белого голубя с красноватым рисунком на перьях, который ворковал за окном на специально построенном выступе. Он шагал взад и вперед, очевидно не собираясь улетать, но как я предположил, ожидая, чтобы его покормили. Поскольку это не казалось ей странным, тогда я обратил на это мало внимания.

В этот особенный праздничный день Крещения Господа, мне случилось быть в приюте Св. Тихона на освящении воды. Служба проводилась в маленьком дворике прямо под кухонным окном, который имел отдельную калитку с улицы, через которую я зашел. К моему большому удивлению, когда Св. Иоанн благословлял воду, голубь вылетел прямо во дворик. Он хлопнул крыльями и стал буквально парить над емкостью со святой водой, в то время как все мы энергично пели: "Когда ты, Господь, крестился в Иордане, проявилось поклонение Троицы. Ибо голос Отца был свидетельством в Тебе, назвав Тебя любимым Сыном, и Дух в форме голубя подтвердил Его слова так уверенно и твердо..." Я был изумлен, поскольку я никогда не видел такой службы с живым голубем, парящим над этой святостью.

Это зрелище было незабываемым. Св. Иоанн стоял с поднятыми руками, держа огромный золотой крест высоко над своей покрытой митрой головой, а птица летала высоко над соседним зданием, а затем быстрым изящным скольжением спустилась на Святого и села на его плечо, затем, громко хлопая своими крыльями, она взлетела в воздух только для того, чтобы снова спуститься к радости всех присутствующих и проделала это несколько раз. Св.Иоанн, очевидно не обративший внимания на зрелищные маневры птицы, продолжал оставаться глубоко погруженным в молитву. Это казалось таким естественным, как если бы было стандартной частью священной церемонии. Подобное событие произошло в жизни Св. Василия Великого, когда Св. Ефраим Сирийский видел, как голубь шепчет священные слова в ухо Св. Василия.

После службы меня пригласили выпить воды внутри сиротского приюта Св. Тихона и разделить вкусную трапезу. Архиепископ Иоанн был там, а птица находилась за окном на своем выступе и, очевидно, кормилась. Там я узнал следующую трогательную историю "небесной птицы" Архиепископа Иоанна.

Однажды Архиепископ Иоанн пришел домой и обнаружил, что голубь ранен - его крыло было повреждено - и сидел за окном. Он открыл окно и впустил его. Птица едва могла махать крыльями, и Архиепископ перевязал крыло и покормил ее. Этого было достаточно для того, чтобы голубь почувствовал себя принятым. Птица оставалась поблизости, особенно тогда, когда Святой должен был прийти и покормить его. Оставалось настоящей тайной то, как оба они общались. Но одну вещь мы знали: голубь реагировал на слова Св.Иоанна, как если бы он понимал то, что тот говорил. Мне сказали, что оба они иногда сидели, глядя друг на друга, причем человек мягко говорил, а птица издавала свои голубиные звуки в знак согласия и спокойно ходила взад и вперед, как бы запоминая то, чему ее учили. Эту компанию Архиепископ Иоанн поддерживал долгое время, до самой своей смерти. Голубь жил на этом выступе окна и часто летал по кухне и главной комнате для гостей и по маленькому угловому офису г-жи Шахматовой в северо-западном углу дома. Я видел, как птица летала повсюду, и удивлялся, почему они не имеют для нее клетки, как для канарейки. Но мне было сказано: "Это друг и товарищ Архиепископа Иоанна". Это была дружелюбная птица, которая часто кормилась из его рук.

Однажды я пришел и увидел, как Архиепископ Иоанн безмолвно сидит возле окна, положив голову на руку, думая, наблюдая за птицей, а птица была больна. Я так никогда и не узнал, в чем было дело, но имел место безмолвный контакт между голубем Крещения Господня и Иоанном, его "крестителем" (Служители при алтаре говорили, что обрызгав птицу во время благословения воды, Архиепископ окрестил голубя, и что это была "крещеная" птица). Г-жа Шахматова позднее говорила мне, что птица была своего рода посланцем тайн для Благословенного Иоанна, но я никогда не любопытствовал по поводу объяснения. В тот день, когда Архиепископ Иоанн умер, птица начала расхаживать по окну и в агонии бить крыльями, как если бы она знала о своем хозяине.

Один из тех, кто часто посещал сиротский приют Св.Тихона, писал: "Мы все научились любить эту маленькую дружелюбную птичку, которая стала близким другом человека. Она никогда не улетала слишком далеко от дома и никогда не гонялась за другими птицами, как если бы ее маленькое сердце стремилось к человеческому теплу; у нее не было большей радости, чем залететь в дом и тихо сидеть на каком-то углу кресла. Часто, когда Архиепископ Иоанн пил кофе на кухне, птица стучала в оконное стекло, умоляя впустить ее, и затем она садилась на плечо Святого и наблюдала за его руками.

Когда похоронный звон смерти провозгласил ранний уход Архиепископа Иоанна, птица пришла в неистовство. Она в агонии хлопала крыльями, скучая по Святому, и ее сердце также остановилось несколько лет спустя, к нашему глубокому горю.

Я помню, как кто-то твердо сказал, что не следует плакать по поводу птицы, это грешно. Как неприятно это прозвучало в моих ушах! Почему грех, когда сердца касается тихая грусть по поводу утраты малых сих, данных нам Самим Господом, чтобы мы их защищали, которые также способны давать нам любовь. Я помню обращенные ко мне слова Архиепископа Иоанна, когда я часто жаловался на то, что в некоторых городах птиц убрали с улиц: "Да, теперь по всему миру, производятся нападения на все живые существа, которые окружают нас". *

* Православный вестник, 1968 г., N5, стр.65.

В то же время имело место настоящее преследование голубей в Сан-Франциско, в результате предположения, что они переносят какое-то заболевание, и сотни их были отравлены или застрелены. Я не знаю этих подробностей. Я не помню подробностей. Но я действительно живо помню красивое существо с белыми перьями, которое летало над маленькой согнутой фигурой Святого, который не только любил эту посланную Богом птицу, но имел с ней какой-то мистический контакт. Птица появилась в его жизни, когда он переживал величайшее из своих земных испытаний; она запретила ему восхождение в иной мир, и мне также рассказывали о каких-то других тайнах. Это маленькое пернатое творение Божье было послано как утешение печалящемуся Божьему человеку, дав ему большее утешение, чем могли дать люди, которые в то время причиняли ему величайшую боль. Люди, которые ненавидели людей, не могли понять того, как животные могли быть настоящими посланными Богом утешителями.

Духовная дочь Архиепископа Иоанна, Ольга Скопиченко, вспоминая этого голубя, даже написала прекрасное стихотворение, в котором она намекала, что появление этой птицы, раненой жестоким человеком, было для нашего Святого маленьким окном, сквозь которое он смотрел в небеса.

2. Собака как ангел-хранитель

Когда я преподавал в языковом колледже в городе Монтерей, моя набожная коллега рассказала мне, как любовь к собаке спасла ее близкого друга от неминуемой смерти. Бог и его ангел-хранитель действовали, приняв форму глубоко любимой собаки для того, чтобы спасти человека.

Между Салинасом и Монтереем есть очень извилистая, узкая дорога. Двадцать лет назад эта дорога имела только одну полосу, и большую часть пути проходила по очень высоким утесам. Там была особенно опасная огромная скала слева, если ехать на восток и резкий поворот. Этот джентльмен должен был ездить по этому пути каждый день с работы и на работу.

На протяжении многих лет он имел и любил умную большую собаку, которая была абсолютно предана этому человеку и очень тонко понимала его настроение. Она была большим утешением для этого джентльмена в его печальной жизни вдовца. Через много лет собака умерла. Человек ужасно по ней скучал и иногда, вздыхая, громко произносил имя этой собаки. Это стало вполне привычным.

Однажды он возвращался домой по этой дороге во влажную послеобеденную погоду и готовился приблизиться к этой огромной скале, хорошо известной мне своей уникальностью, возвышаясь, как гигант из ниоткуда. Внезапно к его большому изумлению, он увидел свою собаку, бегущую вдоль дороги справа от него, лая, очевидно узнавая своего хозяина. В полном изумлении и забыв обо всем, он позвал ее по имени с крайней радостью и повернул к ней вправо. В этот момент огромный камень рухнул на середину дороги. Он бы безошибочно раздавил человеку голову, если бы тот не свернул вправо, чтобы позвать свою мертвую собаку. В полном шоке, видя, что он жив и невредим, и очень хорошо зная, что дорогой образ его собаки и его любовь к ней спасли его, человек признал, что если существует такая вещь, как ангел-хранитель, тогда наверняка этот ангел-хранитель принял форму его любимой собаки как самого любимого существа в его жизни и спас его.

В заключение моя коллега сказала, что этот инцидент заставил этого джентльмена стремиться к духовной жизни до такой степени, что он в поиске более глубокого значения жизни в конце концов стал интересоваться литературой отцов церкви и, если я не ошибаюсь, принял Православие.

Не имеет значения, как звали его или его собаку. Важен тот факт, что подлинная любовь к творения Божьим может привести к свидетельству и принятию истины Христа.

3. Орел Св. Иннокентия Аляскинского

Праправнук величайшего американского Православного апостола Св.Иннокентия Вениаминова, Просветителя Америки, Аляски и Сибири два года назад посетил наш монастырь, расположенный на северных холмах Калифорнии. Дикая местность, которая окружает наше монастырское жилище отшельников, произвела впечатление на это духовное лицо из подвергаемой гонениям России, который хотя первоначально был хирургом, недавно стал монахом и сейчас является Архимандритом, по имени Иннокентий в честь своего знаменитого родственника. Мы ходили по жарким окрестностям нашей горной местности, и он наблюдал за нашими пернатыми соседями, высоко парящими на фоне гор: парой лысых орлов, которые даже в нашей дикой местности не являются очень обычным зрелищем.

Указывая на их королевский полет, он кое-что рассказал нам из воспоминаний своего прапрадеда, которые передаются и хранятся в его семье, что не было записано биографами. Он услышал это из уст своего деда, Иеромонаха Ивана Гавриловича Вениаминова.

В то время как епископ Ситки, Св. Иннокентий, как всегда, жил очень полной жизнью, и естественно, он иногда очень уставал. Мысль об отпуске или отдыхе для миссионера является неслыханной и является достаточно противной для любого из тружеников Господних. Однако, бывали редкие исключения, и однажды Св.Иннокентий уплыл в каяке из города в направлении области Горы Трех Систер. Когда он вылез из каяка, чтобы передохнуть, внезапно в кустах услышал шум и увидел дрожащее оперение орла. Птица не могла двигаться, потому что была ранена. Святой бережно отнес ее домой, чтобы перевязать ее окровавленное крыло. Птица не проявляла тревоги и не боялась позволять трогать, внимательно наблюдала за помогающей человеческой рукой. Святой осторожно посадил птицу в байдарку [каяк], погреб домой и выкармливал ее два месяца. Птица выросла большой и сильной, но выздоравливала она не быстро. Когда, наконец, крыло было вылечено, святой осторожно отнес орла высоко на холм, так, чтобы тот мог видеть обширные пространства дикой природы, расправить крылья и улететь.

К его удивлению глаза орла продолжали смотреть в его глаза. Орел не двигался, как будто хотел что-то сказать. Обширность природной местности, где птица родилась и парила в свои молодые годы, оказалась не особенно привлекательной для орла, и Святой вернул птицу назад с холма в свое жилище.

Птица оставалась с епископом и внимательно наблюдала за его домашней жизнью. У соседей были цыплята и другие привлекательные вещи, но мудрые глаза молодого орла оставались прикованными к любящему иерарху. Наконец, спустя короткое время, он снова взял птицу на гористый холм и отпустил ее. Птица сделала круг вокруг головы своего целителя, а затем улетела в обширный простор дикой природы и гор, пики которых были покрыты вечным снегом. Задумчивый епископ стоял долгое время, наблюдая, как его оперение постепенно растворяется в синей дали, в то время как птица внимательно наблюдала за человеком, исчезающим из поля ее зрения. Епископ вернулся домой с чувством выполненной работы, вернув птицу к ее естественной отчужденности от человека.

Однажды, по прошествии нескольких месяцев, Святой стоял на балконе своего дома, когда внезапно огромный орел появился в небе и медленно спустился на балкон. К изумлению Святого, он три раза склонился к его ногам, и поблагодарив таким образом Святого, улетел.

Было записано, что два соседа отметили, что некоторые цыплята и мелкие животные иногда исчезали, становясь жертвой орлов; но в хозяйстве Св. Иннокентия их никогда не трогали.

Дружба с орлом произвела глубокое впечатление на иерарха, который иногда смотрел на унылое небо Аляскинских горизонтов в надежде снова увидеть своего друга. Мы не знаем, вернулась ли птица, чтобы посетить своего целителя, но мы знаем, что между Божьими творениями, как птицами, так и зверьми, действительно существует связь, и эта связь известна на человеческом языке как "любовь". И на языке птиц и зверей это сфера божественного родства, принадлежащего к вечной реальности, в которой люди и животные когда-то вместе свободно служили Богу, и когда-нибудь снова будут это делать.

4. Змеи Паисия Нового

В житии недавно упокоившегося аскета с горы Афон, Старца Паисия Эзнепида есть рассказ - записанное сообщение о змеях.

Некоторые запутавшиеся люди распространяли слухи о том, что Старец держал змей и кормил их в своей клетке. Каждый сплетал свою собственную историю, и это дошло до того, что он был обвинен в связях с заклинателями змей восточных религий.

Они были правы в одном: Старец поступал не так, как мы. Если он видел змею, он не искал палки, чтобы убить ее. Некоторые люди неправильно понимали его доброту. Однажды кто-то сказал ему, "Старец, разве змеи не опасны?".

Он ответил: "Мой дорогой, всю зиму они находятся под землей, похороненными в темноте и в сырости, ожидая, чтобы погода чуть-чуть потеплела, так чтобы они могли выбраться наружу и посмотреть на солнце. Поэтому, если они вылезут и увидят тебя с палкой, готовящегося убить их, что произойдет? Разве не станут они опасными, увидев опасность перед собой?"

Старец действительно имел отношения с деревьями, птицами и змеями, но эти отношения были отношениями человека до грехопадения.

Разница между Старцем и нами в данном случае состояла в том, что когда мы видим птиц, мы представляем себе, как приятно было бы их съесть, но Старец выходил, разбрасывал хлебные крошки и кормил их. Когда мы идем по тропе, мы протягиваем руки налево и направо и срываем лист с этого дерева, цветок с того; мы уничтожаем молодые деревца по небрежности или в силу плохой привычки. Но когда Старец видел поломанное дерево, он делал для него маленькую шину и перевязывал его. В области, где он жил, можно увидеть много таких шин.

5. Птицы и пчелы

Отец Давид из монастыря Кутлумусиу отправился вместе с еще одним монахом, чтобы встретиться с все тем же Старцем Паисием. Тот открыл им дверь, и они присели, после того, как он пригласил их войти.

В то время как они разговаривали, Старец растер в ладони маленький сухарик, и через некоторое время протянул руку вверх по направлению к птицам на деревьях. Они слетели на руку Старца и начали есть. Поклевав немного, они посмотрели налево и направо и улетели обратно на дерево. Затем Старец сказал им в характерной для него счастливой и простой манере: "Подлетайте, не бойтесь, они также принадлежат к нам", указывая на двух отцов.

Птицы снова слетели на ладонь Старца и продолжили есть.

Старец испытывал большую любовь не только к своим человеческим собратьям, но также и к зверям и птицам. Возле своей кельи зимой он каждый день размалывал сухарь и разбрасывал его по двору, который был полон птиц разнообразного вида, больших и маленьких, диких и ручных.

Однажды мы спросили Старца Паисия о проблеме, с которой мы столкнулись:

"Старче, ты всегда говоришь, что надо иметь хорошие мысли. Но позвольте нам рассказать об одной ситуации. Одни люди пришли и сказали нам, что один священник берет много денег за таинства, другой курит сигары и ходит в кофейни, о третьем говорят, что он аморален, и в целом они резко судили о церковниках и даже представили доказательства того, что говорили. Что мы можем сказать таким людям?"

Старец Паисий ответил:

"Я знаю из опыта, что в этой жизни люди поделены на две категории. Третьей не существует, они относятся либо к одной, либо к другой. Один вид людей подобен мухам. Муха всегда садится на отбросы. Например, если в саду, полном благоухающих цветов, в одном углу животное оставит немного навоза, тогда муха пролетит мимо всех прекрасных цветов и не сядет ни на один из них, но как только она увидит нечистоты, немедленно сядет и начнет закапываться в них, наслаждаясь зловонием, которое она вызывает, и не сможет от этого оторваться.

Далее, если бы вы спросили муху, есть ли в саду какие-то розы, она ответила бы, что она даже не знает, что такое роза. "Но", - сказала бы она, - "я знаю, что там есть мусорные урны и туалеты, нечистые животные, отбросы". Одна часть человечества подобна этой мухе. Она привыкла всегда думать о плохом и разыскивать плохое, не зная и не желая знать о хорошем.

Другая категория подобна пчеле. Пчела найдет и сядет на то, что является хорошим и сладким. Скажем, что в комнате полной нечистот, кто-то в углу оставил сладость. Если мы принесем туда пчелу, она облетит все вокруг и не сядет нигде, пока не найдет какую-нибудь сладость, и только там она приземлится.

Если вы бы взяли пчелу и спросили, где находятся мусорные урны, она бы сказала вам, что не знает. Она бы сказала вам: "Там есть финики и розы, и чабрец, и мед, и сахар, и конфеты", и вообще она бы знала обо всех хороших вещах и была бы полностью неосведомлена о плохих вещах. Это второй вид людей, люди, которые имеют хорошие мысли и думают о хорошем и видят хорошее.

Поэтому, когда люди приходят ко мне и обвиняют других, я рассказываю им эту притчу и предлагаю, чтобы они решили, к какой категории они хотят принадлежать, и чтобы они искали других, относящихся к той же категории".

6. Рыба для здоровья

В воскресные сумерки Старец Паисий, который тогда жил в келье священного креста, принадлежащей Староникитскому монастырю, был болен и лежал в кровати, истощенный, как своей болезнью, так и постом. Он встал и вышел во двор, будучи несколько обеспокоенным, потому что ему нечего было съесть для укрепления сил.

В этот момент он посмотрел в направлении моря и увидел высоко в небесах, что-то, спускающееся по направлению к его келье. Вскоре видение превратилось в птицу, похожую на ястреба или орла, держащую в когтях большую рыбу. Когда птица оказалась над кельей, то отпустила рыбу.

Затем Старец спустился в свою часовню и помолившись, чтобы это не было искушением, восславил и поблагодарил Святейшую Богородицу за Ее заботу и провидение. Затем он вышел во двор, взял рыбу, приготовил и съел ее, таким образом восстановив немного сил.

7. Кабаны горы Афон

В книге "Афонские отцы и Афония". * содержится рассказ о русском Старце Тихоне, который почил в 1964 году:

* Опубликовано Святым Гезичастерионом Св. Иоанна Богослова, Суроти, Тессалоники, 1993г., стр.28-29.

Старец Тихон достиг высокого уровня. Его душа стала очень чувствительной, но поскольку его ум был постоянно занят Богом, он достиг телесной нечувствительности и более не ощущал какого-то беспокойства от мух, комаров и блох, которых были тысячи. Его тело было полно укусов и его одежда была покрыта красными точками. Мне думается, что даже если бы насекомые вытягивали у него кровь шприцами, он все равно ничего бы не почувствовал. Все существа, от насекомых до мышей, свободно передвигались по его келье.

Однажды монах, увидев прыгающих мышей, сказал ему: "Старче, хотите я принесу кота?"

Тот ответил: "Нет, дитя мое, у меня есть кот, в полтора раза больший, чем кот. Он приходит сюда, я кормлю его и ласкаю, а затем он уходит в свою kalyve (монашескую келью) вниз в нору и сидит тихо.

Это была лиса, которая посещала Старца регулярно, как хороший сосед.

У него также была дикая кабаниха, которая каждый год рожала возле изгороди его сада. Когда он видел охотников, проходящих через его область, отец Тихон говорил: "Дети мои, здесь нет кабанов. Уходите."

Святой Старец, как хороший отец, питал людей духовно, довольствовал больших диких животных из своей скудной пищи, в то время как маленьким насекомым он позволял сосать свою скудную кровь.

8. Медведи

В мемуарах нового русского духовника, Епископа Афанасия Сахарова есть очаровательный рассказ о том, как наш Господь Иисус Христос использовал Свои создания, животных, чтобы помочь человечеству, когда люди ранили и убивали друг друга. Епископ Афанасий провел большую часть своего архипасторского времени в тюрьмах и ссылках. В одном месте он встретил Митрополита Петра Крутицкого, который, очевидно, рассказал ему эту историю. Этот инцидент имел место во время ужасного преследования православных христиан в 1920-е и 1930-е годы. К концу 1930-х годов Митрополит был мертв.

Во время одного из периодов арестов Митрополит Петр под конвоем был выведен из тюрьмы и переведен на поезд, который состоял из большого количества товарных вагонов, и вез заключенных куда-то на север на уничтожение. Вследствие того, что митрополит Петр был важным церковным лицом, ему назначили особенно жестоких охранников, которые получали особое удовольствие, передразнивая его как иерарха. По мере того, как поезд уходил на дикий север в безжизненность зимы, солдаты пьяные, как от алкоголя, так и от своей абсолютной власти над жертвой, понимая, что им придется как-то отчитываться за свою жестокость, просто решили сбросить его с движущегося поезда. Они подвели его к двери, открыли ее, в то время, как поезд двигался, и без каких-либо колебаний пинком выбросили с поезда, выкрикивая непристойности, сопровождаемые злым смехом.

Иерарх упал в глубокий овраг со снегом и покатился вниз с холма куда-то в бездну и наконец оказался в глубоком лесу в абсолютно дикой природе.

Он поднял голову. Была почти ночь. Можно было слышать, движение поезда, затихающее вдали. Опускалась ночь, и небо было полно звезд. Он достаточно хорошо знал, что пришел его конец, потому что вокруг был глухой лес, и он должен был замерзнуть. На протяжении сотен миль не было признаков цивилизации. Он встал на колени и начал произносить молитвы за отходящую от тела душу, такую знакомую многим заключенным. Мир вытолкнул его руками жестоких людей, которые буквально не знали, что творят. И в своей последней молитве он начал молиться за своих "благодетелей".

Внезапно он услышал звук шагов по снегу, как будто кто-то приближался к нему. Сквозь темноту он видел, что это был огромный медведь, который, как он думал, был послан Богом, чтобы покончить с ним. От верной смерти не было спасения, потому что он был королем дикой местности, а Митрополит действительно вторгся в нее. Медведь, не рыча, медленно приблизился к иерарху, обнюхал его и к большому удивлению Митрополита Петра, лег у его ног и впал в глубокий сон. Его сердце было готово лопнуть от страха, потому что мгновенная смерть лежала у его ног. Он посмотрел вверх на небо, и когда был готов отдать свою душу Богу, в его уме вспыхнула мысль, что Бог послал ему спасителя, чье телесное тепло спасет его от замерзания. Он мягко встал на колени и прислонился к брюху спящего животного. Тепло медвежьих объятий немедленно успокоило его нервы и все, что он помнил, было то, что звезды в небе стали ярче, когда мир Божьего творения утешил его и погрузил в глубокий сон. Когда он проснулся утром, медведь ушел, оставив огромный отпечаток там, где лежало его массивное тело. В этот же момент он услышал пение петуха, очевидно из находящейся поблизости деревни. Он знал, что его жизнь была спасена. Он не замерз. Он должен был еще жить. Идя в направлении Божьего петуха, он вскоре увидел человеческое жилье, где его приняли и позаботились, и вскоре после этого он оказался свободен - конечно, только для того, чтобы быть арестованным снова и снова вдохновленными сатаной людьми, которые забыли Бога и высмеивали его творение.

Еще один поразительный случай из римского Патерикона дает намек на тайну животных как слуг для божьих людей.

Архимандрит Иоаннихиус Балан из монастыря Сихастрия, Римский Патерикон, т.II.

В начале девятнадцатого столетия скромный монах, который очень любил Бога, был аскетом-подвижником в пещерном ските Иаломисиоара. Через несколько лет, желая помолиться в пустыне, он оставил скит и нашел себе жилище в незаметной пещере в лесной чаще, называющейся сегодня "Малая пещера". Пустынник не знал, что медведь также нашел там себе убежище. Но Божьим провидением они подружились друг с другом, так что по ночам они делили пещеру, а днем медведь уходил в лес, а отшельник молился Богу. Там пустынник жил в аскетизме много лет в посте, молитве и других неизвестных подвигах. В местной легенде говорится, что пустынник не получал ни от кого никакой пищи, но сам боролся за существование в лесу. Только медведь, как верный ученик, приносил летом малину и чернику в его пещеру.

Старые люди также говорят, что два охотника однажды ожидали медведя в засаде в кустах малины, чтобы застрелить его. Пустынник вышел и сказал им: "Чего вы ищете в этой пустыне, Братья?"

"Прости нас, Отче, мы охотники. Мы выслеживаем медведя. Кажется, он исчез в этой пещере".

"Разве он причинил вам какое-то зло? Оставьте медведя в покое! Вы можете найти в лесу других животных!"

"Прости нас, Отче". - сказали охотники, - "и помолись за нас!"

"Да благословит вас Бог, Братья. Ступайте с миром."

"Отче, у нас с собой есть кое-какая еда, которую мы хотим оставить для вашего святейшества. Примите ли вы ее?"

"Оставьте ее на скале".

Наконец они снова спросили пустынника: "Отче, мы снова будем проходить через эту область. Хотите ли вы, чтобы мы принесли вам какой-то еды?"

"Как пожелаете, Братья".

Несколькими неделями спустя охотники снова поднялись в долину Иаломисиоара, чтобы принести пищу Святому. Когда они пришли ко входу в пещеру, они увидели внушающее благоговение зрелище. Пустынник выходил из пещеры вместе с медведем, а поблизости лежала нетронутой пища, которую они оставили ранее.

С этого дня никто не знал, куда пошел отшельник, где он почил, или как его звали. Единственным благоговением, оставшимся от него, является маленький источник воды, который течет позади пещеры для утешения проходящего. До сегодняшнего дня верующие входят в "Малую пещеру", чтобы помолиться и взять воды из "Источника пустынника". Сколько бы воды они ни брали, источник не уменьшается.

Чудесен Бог в его Святых, Бог наших Отцов!

***

Мы, те, "кто согласно более доброму закону принадлежит к Мелодичному Хору природы" по-прежнему пребываем в осени нашей земной жизни, еще не "среди мороза и снега". Время жестокого мирового холода безверия и жестокости среди человеческих существ еще полностью не наступило, хотя оно близко. У нас по прежнему есть немного "кристального неба", под которым мы можем поменять свои дороги зла на дороги Благочестия.

Поэт предупреждает, чтобы мы "подготовили свою самую надежную защиту от угрожающего врага", потому что приближается зимняя ночь. Тогда будет слишком поздно.

Пусть наш Господь смягчит наши сердца, чтобы мы услышали "Мелодичный Хор природы", который гармонично звучит во всем чудесном мире, в котором мы живем. Аминь.

Аббат Герман
Канун дня Святого Михаила, 1996 год.
Скит святого Михаила, Еловый остров, Аляска.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Постижение экологической теологии

На сайте allrefs.net читайте: "Постижение экологической теологии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мелодичный Хор природы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Буддизм
Буддизм не антропоцентричен или теоцентричен, а экоцентричен. Согласно этой религии многие части природы являются святыми. Возраст буддизма - более 2500 лет, сейчас это религиозное учение

Джайнизм
Джайнизм - локальная, но очень экологическая религия некоторых народов Индии, её приверженцев насчитывается около 4 миллионов. Джайнизм учит, что каждое живое существо наделено материально

Индуизм
Индуизм - древнейшая мировая религия, её приверженцев насчитывается около 700 миллионов. Одной из центральных в индусской теологии является концепция почитания жизни, когда перед лицом божьего твор

Иудаизм
Поклонников этой религии в мире около 15 миллионов человек. Одно из иудейских благословений гласит: При виде красот природы Благословен вечный наш бог. Правитель вселенной,

Пантеизм
Пантеизм утверждает, что бог находится во всем, и все находится в боге. То есть вселенная и бог рассматриваются как одно и то же. Ряд западных экофилософов считают пантеизм базисом для формирования

Синтоизм
Роль синто (её приверженцев насчитывается 100 млн. человек) состоит в обеспечении религиозного значения, понимания и уважения к жизням других. Представители этой религии (особенно развитой

Христианство
Христианство - одна из мощных и влиятельных мировых религий, её сторонников насчитывается в мире 1,4 миллиарда. Христианство учит, что цель жизни не состоит в максимальном потреблении: &qu

Христианство
Христианство - одна из мощных и влиятельных мировых религий, её сторонников насчитывается в мире 1,4 миллиарда. Христианство учит, что цель жизни не состоит в максимальном потреблении: &qu

Язычество
Под язычеством я понимаю различные локальные религии, часто имеющие местный племенной характер и предполагающие обожествление природы - фетишизм, тотемизм, шаманизм, идолопоклонничество, анимизм, с

Религия природоохраны
Моя религия - это любовь ко всему живому. Арабское изречение Когда я вижу какой-нибудь уголок дикой природы, меня охватывает священный трепет, когда мне удаёт

Словарь терминов
Анимизм - вера в души и духов, от которых зависит жизнь животных, растений, человека. Апокрифы - религиозно-легендарные произведения на библейские темы, н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги