ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД

Биологически человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов, семейству человекообразных обезьян, роду Homo (Человек), виду Homo sapiens (Человек разумный), подвиду Homo sapiens sapiens (Человек разумный разумный). Человеку свойствен весь обширный комплекс биологических реакций при взаимодействии со средой. Биосоциальная природа человека, о которой так много говорят, гораздо в большей степени био-, чем социальная. Вдобавок, социальная организация, близкая человеческой, существует у большинства видов обезьян. У них тоже есть иерархическая структура, средства и способы коммуникации, взаимовыручка, разнообразные способы надувательства соплеменников и прочие атрибуты социальной жизни.

Биологическая природа человека проявляется не только в обмене веществ и энергии, в стремлении сохранить жизнь и продолжить ее посредством размножения, но в обширном спектре рефлекторных поведенческих реакций, направленных на оптимальное приспособление к условиям среды обитания. Безусловные рефлексы – видовые, генетически закрепленные стереотипные формы поведения. Выделяют три группы безусловных рефлексов:

1) витальные;

2) зоосоциальные;

3) саморазвития.

Для реализации витальной группы рефлексов не нужны особи того же вида. Некоторые из них:

· пищевой, питьевой. Исторически Homo sapiens – собиратели, поедающие всё подряд на морских отмелях. Даже и сейчас никто не интересуется, из каких убиенных тварей и в каком году сделана та или иная ветчина, что говорить о пристрастии некоторых к пище «с душком»;

· оборонительный. Стремление защититься у Homo sapiens настолько разнообразно, что весь животный мир позавидует. Слабо вооруженные существа (то есть не имеющие рогов, ядовитых зубов, когтей) предпочитают защищаться с помощью агрессии, часто преднамеренной. Так крыса, загнанная в угол, из соображений защиты бросается на «нападающего».

Для реализации зоосоциальной группы рефлексов необходимо наличие особей того же вида. К этой группе рефлексов относятся, например:

· привлечение противоположного пола. У видов с развитым обонянием к противоположному полу привлекают ферромоны, у видов с развитым зрением – различные способы демонстрации репродуктивных частей или подчеркивание полового диморфизма. Индустрия высокой (и не очень) моды реализует то же направление – привлекает внимание мужчин к подчеркнутым одеждой репродуктивным частям женского тела. Женщина стремится быть привлекательной и её подсознание всегда знает, как (чем) она может привлечь;

· забота о потомстве. Рефлекторно она заключается в трех вещах – накормить, согреть (одеть, обуть) и передать опыт, необходимый для выживания. Если дитя строптивое и учиться не желает, реализуется подзатыльник, хотя педагоги утверждают, что для 100 %-го усвоения информации ребенку надо повторить до 27 раз. Именно рефлекс торопит родителей передать информацию стрессовым образом – так надежнее и быстрее она усвоится, причём, сразу в подсознание;

· иерархические взаимоотношения. Построение иерархий формальных (армия) и неформальных (мафия) однотипно и, в целом, идентично иерархии собакоголовых обезьян с их группой доминантов, субдоминантами, подчиненными разных уровней, аутсайдерами и прочими. Даже дружеское похлопывание по плечу на самом деле – ритуальная форма наказания доминантом подчиненного. Попробуйте похлопать по плечу генерала, сразу поймете биологичность человеческого поведения. Стремление занять более высокое иерархическое положение является в нашем мире социально приемлемым, и только мудрецы не играют в эти игры.

Реализация рефлексов саморазвития независима от реализации двух первых групп рефлексов:

· игровое поведение. Девочки играют в дом, а мальчики – в войну совершенно не случайно, имитируя основные зоосоциальные стратегии полов у человекообразных: забота о потомстве и территории у самок, разведка и война на периферии ареала у самцов;

· имитационное поведение. Любой отличительный признак доминанта молодняк считает доминантным, и если его скопировать, возможно, это прибавит доминантности. Самка канарейки среди претендентов выбирает самца с наиболее разнообразной песенкой, прекрасный стимул для подражания, а в человеческом варианте – для преемственности опыта и взаимоотношений типа «ученик – учитель, научный руководитель – аспирант, мастер – стажёр».

· исследовательское поведение. Вне зависимости от того, сыт ли человек, удовлетворен ли, в нем живет природное любопытство, которое заставляет его искать что-то в песке на берегу реки или тащить в гараж всякий мусор (потому что пригодится), а иногда, преломляясь через призму разума, становится творческим научным или духовным поиском. В любом случае, Алиса («Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл) просто на могла не нырнуть в эту жуткую нору, порой, исследовательское поведение сильнее наиглавнейшего из инстинктов – инстинкта самосохранения. Самые важные и трудные вопросы о Боге, смысле жизни, не дающие покоя человеку, вытекают из его рефлекторного стремления сделать неведомое ведомым.

Условные рефлексы – индивидуально приобретенные в процессе жизни приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и бузусловно-рефлекторным актом. Условные рефлексы – основа любой адаптации организма к окружающей среде, то есть их главная роль – оптимально встроить живую систему в среду ее обитания. Один из принципов экологии (принцип Онсагера) гласит: при вероятности развития процесса в некотором множестве направлений реализуется то, которое обеспечивает минимум рассеивания энергии. Если холодает, у нас, как минимум, два пути адаптации: закаляться или надеть шубу. Человек выбирает путь с меньшими энергозатратами – надевает шубу. Изощреннейшая интеллектуальная деятельность человека порой целиком направлена на поиск варианта с минимумом рассеивания собственной энергии (вся цивилизация построена на достижении материальных благ и жизненного комфорта).

Человечество и на современном этапе реализует те же рефлекторные программы, что и весь животный мир. С этих позиций самонадеянно называть себя sapiens sapiens.

Что же по существу является отличием человека от животных? Вопрос очень важный еще и потому, что пока принцип Онсагера довлеет над человечеством, мы не только не предотвратим близкий уже экологический кризис, но и просто от телевизора не оторвемся (разве что к холодильнику). И Матушка-природа, в который раз запуская силы сукцессии, стрессами типа наводнений и землетрясений, будет учить нас подходить к жизни осознанно, а не рефлекторно.

Сознание – высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира, это такое знание, которое может быть передано в форме образов, слов, символов. Осознанностьили способность отслеживать как бы со стороны процессы, происходящие извне и изнутри (мысли, чувства, действия, события) – главное отличие человека от животных. В литературе можно встретить различные названия этого явления: саморефлексия, «наблюдатель» и проч. Белочка не может поступить иначе, чем диктует ей природа. Человек, осознающий в своем поведении реализацию рефлекса, может противостоять ему и противодействовать. Для белочки рефлексы – это гомеостаз со средой, это ее благо. Для человека, способного изменить всю биосферу в считанные столетия, рефлекторное поведение – однозначная и окончательная гибель.

Другое отличие человека от животных – творческая активность, как деятельность, в которой главное значение уделяется не результату, а процессу. Художник вдохновенно творит полотно не в надежде его продать, а в счастье и муках самого процесса живописи. Если к осознанности и творчеству добавить правильную, альтруистическую мотивацию, получится тип человека, способного реализовать ноосферу Тейяра-де-Шардена. А если учесть коллективную память (способность учиться у прошлых эпох) и духовный мир с его как раз альтруистическими мотивациями к жизни, можно говорить о реализации понятия «Человек» – чело (лоб, сознание), пребывающее в веках (непрерывно бодрствующее). Но перед этим каждому предстоит его битва со своими врожденными и приобретенными программами подсознания, на данном этапе явно мешающими эволюции человечества.

Столь «лирическое» отступление в строгом изложении сведений по экологии было сделано намеренно. Большинство экологов мира давно пришло к выводу о невозможности разрешения сложной экологической ситуации на планете без смены ценностей и приоритетов человека, без воспитания его экологической и духовной культуры. Возможно, человечеству еще не поздно начать осознанно реализовываться по пути от психогенеза к ноогенезу.