СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР

На современном этапе прослеживается прямая связь политических проблем, рационального использования природных ресурсов и охраны природных ресурсов.

На сегодняшний день, когда нежелательные и даже опасные изменения в природной среде сказываются на социальном самочувствии многих миллионов людей, сознающих, какую угрозу несут эти изменения здоровью и жизнедеятельности, экологические проблемы превращаются во все более значимый политический фактор [15,21]. Иными словами, происходит политизация экологических проблем.

Смысл политического аспекта социальной экологии заключается в том, что в современных условиях проблемы экологии выступают одновременно и как вопросы политики, поскольку они затрагивают кровные интересы многомиллионных масс, становятся все более существенной частью политики многих партий, государства и общественных организаций.

Идет процесс трансформирования экологических проблем в политические. За сравнительно короткий срок приобрели политическую окраску и многие экологические акции государственных, общественно-политических организаций.

В ряде регионов идет активная разработка экологической политики и возведение ее в ранг государственной политики. Социальная политика государства, ее органов и общественных организаций, связанная с решением экологических проблем, состоит, прежде всего, в том, чтобы разумно управлять взаимодействием «человек – природа – общество», направлять подъем трудовой и общественно-политической активности масс, удовлетворять их интересы и потребности в процессе экологической деятельности. Социальная политика охватывает все сферы жизнедеятельности людей (труд, быт, культуру), причем в соответствии со своей спецификой: одни из этих сфер (например, производство) служат объектом ее непосредственно регулирующего воздействия на природу, а в других (например, в сфере демографических отношений) такое воздействие осуществляется косвенно, путем создания условий, побуждающих людей к желательному для общества поведению.

Создание концепции политической экологии – задача государственных, научных и творческих организаций. Появление такой концепции стало реальным в связи с научным подходом к экологии, а не просто интуитивным. Острая тревога за судьбу Земли возникла, когда до общественности дошли результаты научного анализа состояния природы и пессимистические модели будущего, основанные на самых современных методах комплексного научного исследования.

Быстрому распространению новых ценностных ориентиров способствует экологическая обстановка в мире. Дальнейшее развитие общества невозможно без экологизации сознания, ядром которого является экологический императив, понимание социальной необходимости считаться не просто с законами природы, но и с предъявляемыми с ее стороны «техническими условиями».

Авторы концепции альтернативного развития утверждают, что предотвратить экологическую катастрофу можно, только затормозив технологическое развитие, отказавшись от экономического роста и выработав новые принципы социального поведения человека. В разработке приемлемых рецептов спасения биосферы «альтернативисты» продвинулись не дальше других. Но они в числе первых потребовали поставить преграды на пути невежества, авантюризма и безнравственности в экологии. В связи с появлением пессимистических настроений в обществе произошли некоторые расхождения во взглядах между стареющим поколением и молодежью по многим вопросам, в том числе по обостряющимся процессам в экологии.

Все больше людей начинает понимать: попытки разрешить жизненные проблемы той или иной страны в ее «отдельно взятых» пределах обречены на провал.

В разных странах попытки осмыслить свои проблемы и действовать «с точки зрения ноосферы» вылились в создание гуманитарных организаций: научных, типа Римского клуба, и социально-политических, сегодня складывающихся и в России.

Эволюция планетной мысли, с точки зрения В.И. Вернадского, привела человечество к психологическому и соответственно чувственному переживанию негативных процессов в биосферах как проблем, угрожающих духовному и материально-техническому прогрессу всей цивилизации. Начался поиск соответствующих решений. Появилось множество понятий и подходов такого поиска: социосфера, экосфера, социоэкосистема, биосоциотехническая система и т.д. Элементы общечеловеческого организма (государства, их союзы), наряду с общественно-политическими характеристиками, стали впервые различаться по степени их взаимодействия с окружающей средой.

Как же это сочетается с проблемой выживания цивилизации? В условиях современного развития человечества вся совокупность глобальных проблем закономерно трансформируется в единую всеобщую проблему выживания цивилизации, и это также является принципиально новым, феноменальным проявлением планетарного разума. Эта новая суперпроблема получила статус первостепенности еще в 1987 г. от Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию:

1) причина возникновения и обострения проблемы выживания человечества – неадекватное уровню научно-технического прогресса общественно-политическое устройство мира, его разобщенность;

2) дифференциация глобальных проблем и их иерархия условны и крайне некорректны; отдельно взятых глобальных проблем в действительности не существует, ибо их взаимосвязь органична и абсолютна;

3) ни одна из планетарных проблем, как и проблема выживания цивилизации в целом, не может быть решена ни отдельными государствами, ни группами государств.

Это вообще внегосударственные проблемы, и решаться они могут лишь принципиально новой социоприродной формацией – земной цивилизацией.