рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ситаров В. А., Пустовойтов В. В.

Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. - раздел Экология, Основы социальной экологии С 41 Социальная Экология: Учеб. Пособие Для Студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений....

С 41 Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.

ISBN 5-7695-0320-3

В пособии даны основы социальной экологии - нового направления меж­дисциплинарных исследований, оформившегося на стыке естественных (биоло­гия, география, физика, астрономия, химия) и гуманитарных (социология, куль­турология, психология, история) наук. В книге определен предмет социальной экологии, раскрыт ее категориальный аппарат, дан анализ ключевых социаль­но-экологических проблем. Отдельно представлены основные направления при­кладных социально-экологических исследований (экология поведения, экология социальной среды, экологическая психология, экологическая педагогика).

Книга может быть использована также студентами педагогических коллед­жей и училищ.

УДК 37.013.42(075.8)

ББК 60.56

© Ситаров В.А., Пустовойтов В. В., 2000

© Издательский центр «Академия», 2000

ISBN 5-7695-0320-3

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятиле­тий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Ус­пехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, по­дойти к осознанию системной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы. В то же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природ­ных ресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами про­мышленного и сельскохозяйственного производства, разрушения естественных ландшафтов, сокращения видового многообразия способствовало росту заинтересованности общественности в по­лучении сведений экологического характера. Наконец, развитие систем массовой коммуникации (печатные СМИ, радиовещание, телевидение, Internet) содействовало росту информированности населения о состоянии окружающей среды, влияниях, оказывае­мых на нее людьми, и их действительных и возможных последст­виях. Действие указанных обстоятельств, кстати, в значительной степени обусловило повышение социального статуса экологии и специалистов по экологии.

Вместе с тем практика показывает, что, несмотря на значитель­ный прогресс в деле экологического просвещения населения, уро­вень экологической культуры большинства людей остается не­достаточно высоким. Причин этому несколько. Во-первых, эколо­гические сведения, получаемые людьми из разнообразных СМИ, носят крайне неупорядоченный, конъюнктурный и зачастую про­тиворечивый характер; на этом фоне ощущается явный недоста­ток в доступной населению достоверной, научно обоснованной информации. Во-вторых, имеющаяся информация носит, как пра­вило, либо узкоутилитарный, бытовой характер (что можно и че­го нельзя употреблять в пищу, как уберечься от радиоактивного облучения и пр.), либо, наоборот, совершенно не соотносится с потребностями и интересами людей, не способна удовлетворять запросы их практической деятельности. Последнее, к сожалению, характерно для содержания экологического образования, осущест­вляемого в стенах образовательных учреждений различных уровней. Между тем в складывающихся обстоятельствах именно сис­тема образования должна взять на себя основную ответственность за решение важнейшей задачи воспитания экологической культу­ры нового поколения людей. Она призвана, с одной стороны, обеспечить трансляцию достоверных, научно обоснованных све­дений экологического характера широким массам населения, а с другой - максимально содействовать переводу знаний и представ­лений людей об окружающей среде и своих связях с ней в план их практической деятельности.

Особую актуальность в связи с этим приобретает задача под­готовки педагогического персонала образовательных учрежде­ний, способного в полной мере осуществлять упомянутые функ­ции. Причем такая подготовка предполагает не только традици­онную специализацию представителей смежных с экологией педа­гогических специальностей - учителей биологии и географии, от­части химии, астрономии и природоведения, но и вовлечение в нее всех потенциальных участников педагогического процесса -учителей гуманитарных и технологических дисциплин, предметов художественно-эстетического цикла, воспитателей и социальных педагогов, психологов образовательных учреждений и др. Необ­ходимость такого подхода сегодня очевидна многим: без всеоб­щей экологизации образовательного процесса воспитание у под­растающего поколения экологической культуры останется чрез­вычайно трудновыполнимой задачей.

Впрочем, экологическое образование будущих педагогов при­звано служить не только подготовке к осуществлению воспитания у детей культуры взаимоотношений с окружающей их природной средой. Сегодня все большее признание получает точка зрения, согласно которой экологическая культура рассматривается в ка­честве необходимого компонента профессиональной культуры педагога. Действительно, без осознания учителями, воспитателями, представителями других педагогических специальностей влияния, оказываемого разнообразными природными и социальными фак­торами на развивающуюся личность и в значительной мере обу­словливающего характер и направление ее развития, без умения строить свою деятельность на основе учета этих факторов, сего­дня вряд ли возможно добиться столь ожидаемого обществом по­вышения эффективности педагогического труда.

В данном пособии мы знакомим студентов, осваивающих ту или иную педагогическую специальность, с существующими в на­стоящее время в экологической науке различными концепциями, подходами, взглядами отечественных и зарубежных ученых на проблемы, составляющие предмет современной социальной эколо­гии и экологии человека; даем историографию некоторых вопро­сов; показываем различные подходы при разработке основ поня­тийно-категориального аппарата, предоставив тем самым читате­лю возможность самостоятельно анализировать, сравнивать, вы­рабатывать собственную точку зрения по каждому из освещаемых вопросов. В то же время в пособии содержится достаточное коли­чество материала, разработанного собственно его авторами.

В приложении к данному пособию, которое является его логи­ческим продолжением, представлен хрестоматийный материал из произведений выдающихся ученых: В.И.Вернадского, Н.А.Бер­дяева, Л. Леви-Брюля, К.Э.Циолковского, П. Тейяра де Шардена, А. Швейцера, А. Л. Чижевского и других, знакомство с которыми, безусловно, будет полезно студентам, значительно обогатит их общекультурный и профессиональный уровень, и мы уверены, что обсуждение этих небольших фрагментов на семинарских занятиях побудит многих студентов к полнообъемному изучению произве­дений того или иного автора.

Глава 1 ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ НАУКАМ

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛЮДЕЙ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

История возникновения и развития экологических представле­ний людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об ок­ружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида.

Процесс становления трудовой и общественной организации первобытных людей, развитие их умственной и коллективной дея­тельности создавали основу для осознания не только самого фак­та своего существования, но и для все большего понимания зави­симости этого существования как от условий внутри своей обще­ственной организации, так и от внешних природных условий. Опыт наших далеких предков постоянно обогащался и передавал­ся из поколения в поколение, помогая человеку в его повседнев­ной борьбе за жизнь.

Образ жизни первобытного человека давал ему сведения и о животных, на которых он охотился, и о пригодности или непри­годности собираемых им плодов. Уже полмиллиона лет назад предки человека имели немало сведений о пище, которую они до­бывали собирательством и охотой. Тогда же началось использо­вание природных источников огня для приготовления пищи, по­требительские качества которой в условиях термической обра­ботки существенно улучшались.

Постепенно человечество накапливало сведения о свойствах различных природных материалов, о возможности их использо­вания для осуществления тех или иных целей. Созданные перво­бытным человеком технические средства свидетельствуют, с од­ной стороны, о совершенствовании производственных умений и навыков людей, а с другой стороны, являются доказательством «познания» ими внешнего мира, так как любое, даже самое при­митивное, орудие требует от его создателей знания свойств при­родных объектов, а также понимания назначения самого орудия и знакомства со способами и условиями его практического исполь­зования.

Примерно 150 тыс. лет назад люди сами научились разводить огонь, оборудовать примитивные жилища, освоили способы за­щиты от непогоды и врагов. Благодаря этим познаниям человек смог значительно расширить области своего обитания.

Начиная с 8-го тысячелетия до н. э. в Передней Азии начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращива­ния сельскохозяйственных культур. В странах Средней Европы такого рода аграрная революция произошла в 6-2-м, тысячелети­ях до н.э. В результате большое количество людей перешло к оседлому образу жизни, при котором возникла настоятельная не­обходимость в более глубоких наблюдениях за климатом, в уме­нии предсказывать смену времен года и изменения погоды. К это­му же времени относится и открытие людьми зависимости погод­ных явлений от астрономических циклов.

Осознание своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме, тотемизме, магии, мифологических представлениях. Несовершенство средств и спо­собов познания действительности подтолкнуло людей к созданию особого, более понятного, объяснимого и предсказуемого, с их точки зрения, мира сверхъестественных сил, выступающего в каче­стве своеобразного посредника между человеком и реальным ми­ром. Сверхъестественные сущности, антропоморфизируемые пер­вобытными людьми, помимо черт своих непосредственных носи­телей (растений, животных, неодушевленных предметов) наделя­лись чертами человеческого характера, им приписывались осо­бенности человеческого поведения. Это давало основания для пе­реживания первобытными людьми своего родства с окружающей их природой, чувства «сопричастности» к ней.

Первые попытки упорядочить процесс познания природы, по­ставив его на научную основу, стали предприниматься уже в эпо­ху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопление эмпирических данных о протекании различных природных про­цессов, с одной стороны, и развитие систем счета и совершенство­вание измерительных процедур, с другой - позволили со все более высокой точностью предсказывать наступление тех или иных при­родных катаклизмов (затмений, извержений, разливов рек, засух и др.), поставить на строгую плановую основу процесс сельскохо­зяйственного производства. Расширение объема знаний свойств различных природных материалов, а также установление некото­рых ключевых физических закономерностей дали возможность архитекторам древности достичь совершенства в искусстве создания жилых строении, дворцов, храмов, а также строении хозяйст­венного назначения. Монополия на знания позволяла правителям древних государств держать в повиновении массы людей, демон­стрировать способность «управлять» неведомыми и непредска­зуемыми силами природы. Нетрудно видеть, что на данном этапе изучение природы имело четко выраженную утилитарную на­правленность.

Наибольший прогресс в развитии научных представлений о действительности пришелся на эпоху античности (VIII в. до н.э -V в. н.э.). С ее началом наметился отход от утилитаризма в по­знании природы. Это нашло свое выражение, в частности, в появ­лении новых направлений ее изучения, не ориентированных на получение непосредственной материальной выгоды. На первый план стало выходить стремление людей к воссозданию непроти­воречивой картины мира и осознанию своего места в нем.

Особый интерес мыслители Древней Греции и Рима проявляли к вопросам происхождения и развития жизни на Земле, а также к выявлению связей предметов и явлений окружающего мира. Так, древнегреческий философ, математик и астрономАнаксагор(ок. 500-428 гг. до н.э.) выдвинул одну из первых теорий проис­хождения известного на тот момент мира и населяющих его жи­вых существ. Согласно его представлениям основу существования реального мира составляет соединение неисчислимого множества бесконечно малых его элементов, «семян вещей». Будучи изначаль­но в беспорядке, они образовывали хаос. Однако впоследствии мировой «ум» привел их в движение и упорядочил таким образом, что неоднородные элементы отделились друг от друга, а одно­родные - сцепились между собой, образовав землю и вещи. При­чем наиболее тонкие, светлые, сухие и теплые элементы оттесни­лись наружу и образовали эфир, а плотные, темные, влажные и холодные собрались к центру и образовали воздух, воду и землю. Высохнув и отвердев, земля стала колыбелью жизни: ее поверх­ность была оплодотворена семенами, занесенными туда из воз­душной сферы дождями. В результате на свет появились растения, а уже следом за ними пришли животные.

Древнегреческий философ и врачЭмпедокл (ок. 487 - ок. 424 гг. до н. э.) большее внимание уделил описанию самого процесса воз­никновения и последующего развития земной жизни. По его пред­ставлениям сначала из земли проросли растения, потом возникли «животные» (отдельно живущие головы, туловища, ноги и т.д.). Соединяясь впоследствии друг с другом, они образовывали слож­ные организмы, из которых выживали и оставляли потомство лишь наиболее жизнеспособные творения. Точно таким же путем по мысли Эмпедокла произошел и человек.

Величайший философ, ученый-энциклопедистАристотель (384-322 гг. до н.э.) создал первую из известных классификаций жи­вотных, а также заложил основы описательной и сравнительной анатомии. Отстаивая идею единства природы, он утверждал, что все более совершенные виды животных и растений произошли от менее совершенных, а те, в свою очередь, ведут свою родословную от самых примитивных организмов, возникших некогда путем самозарождения. Усложнение организмов Аристотель считал след­ствием их внутреннего стремления к самосовершенствованию.

Одной из главных проблем, занимавших умы античных мысли­телей, была проблема взаимоотношений природы и человека. Изучение различных аспектов их взаимодействия составило пред­мет научных интересов древнегреческих исследователей Геродота, Гиппократа, Платона, Эратосфена и др.

Древнегреческий историкГеродот (484-425 гг. до н.э.) связы­вал процесс формирования у людей черт характера и установле­ние того или иного политического строя с действием природных факторов (климата, особенностей ландшафта и др.).

Древнегреческий врачГиппократ (460-377 гг. до н.э.) учил, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивиду­альные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Он считал, что факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы, образ жизни людей, законы страны и т.д.) оказывают определяющее влияние на формирова­ние телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера.

Знаменитый философ-идеалистПлатон (428-348 гг. до н.э.) обращал внимание на изменения (преимущественно негативного характера), происходящие с течением времени в окружающей че­ловека среде, и на влияния, оказываемые этими изменениями на образ жизни людей. Платон не связывал факты деградации жиз­ненной среды человека с осуществляемой им хозяйственной дея­тельностью, считая их признаками естественного упадка, переро­ждения вещей и явлений материального мира.

Древнегреческий ученый-географЭратосфен (ок. 276-194 гг. до н. э.) предпринял попытку дать строгое описание современной ему Ойкумены - части Вселенной, населенной людьми. Он составил наиболее точную для своего времени карту известного мира, на которой земля простиралась от Атлантического океана на западе до Бенгальского залива на востоке, от земли Туле (Западное по­бережье современной Норвегии) на севере до Тапробаны (остров Цейлон) на юге. Вся Ойкумена была подразделена им на зоны: жаркую, две умеренные и две холодные. Эратосфена считают автором подхода к изучению земли, согласно которому Земля рас­сматривается как «дом» человека.

Представления древних людей о мире, в котором они жили, не ограничивались только лишь рамками Ойкумены. По Анаксагору, Земля представляет собой верхнее основание свободно плавающе­го в пространстве цилиндра, вокруг которого обращаются Солнце и планеты. ПифагореецФилолай (ок. 500-400 гг. до н.э.) утверж­дал, что в центре Вселенной находится центральный огонь, «хестна», вокруг которого Земля, имеющая сферическую форму, ежесу­точно описывает окружность, из-за чего и происходит смена дня и ночи. Древнегреческий астрономАристарх Самосский (ок. 310-230 гг. до н.э.) предложил первую гелиоцентрическую систему мира, «поместив» Солнце в центр Вселенной. Однако подобный взгляд на мироустройство еще очень долго не получал признания. Аристотель считал, что Земля имеет шарообразную форму и на­ходится в центре мира. Отрицая вращение Земли вокруг своей оси, он считал звезды и планеты связанными с вращающимися вокруг общего центра хрустальными сферами. Картина мира Аристоте­ля, сохраняясь неизменной в основных своих чертах, оставалась господствующей на протяжении всего средневековья, вплоть до появления гелиоцентрической системы Николая Коперника.

Начатое древнегреческими учеными дело изучения среды оби­тания людей и взаимоотношений человека и природы получило свое продолжение в эпоху расцвета Древнего Рима.

Римский поэт и философЛукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.) вслед за своим духовным учителем, древнегреческим философом Эпикуром (ок. 342-270 гг. до н.э.), утверждал, что природой управляют определенные законы, познание которых призвано избавить людей от страха перед смертью, богами и силами при­роды и открыть дорогу к счастью и блаженству. Он оставил после себя незавершенную поэму «О природе вещей», в которой, в част­ности, изложил естественную историю происхождения и развития человеческого рода. Рост могущества человека Лукреций связы­вал с развитием у него особых механизмов приспособления к ус­ловиям существования, делающим людей более конкурентоспо­собными по сравнению с другими разновидностями живых су­ществ (ранее сходные мысли высказывал Эмпедокл). Основой ми­ровоззрения Лукреция был своеобразный эпикурейский атомизм, согласно которому все сущее в мире составлено из одних и тех же мельчайших частиц - атомов. Все складывается из них и со време­нем распадается на них. Атомы, необходимые живому организму для поддержания существования, черпаются им из внешней среды, в то же время ненужные либо утратившие связь с другими части­цами отторгаются вовне.

Древнегреческий географ, геолог и историкСтрабон (ок. 64-24 гг. до н.э.) написал 17-томную «Географию», содержащую цен­ные сведения из области геологии, физической географии, этно­графии, зоологии и ботаники. Как геолог Страбон предвосхитил споры «вулканистов» и «нептунистов», допуская, что поверхность Земли формировалась под влиянием обоих факторов динамиче­ской геологии - воды и подземного жара. Он интерпретировал ископаемые раковины моллюсков как окаменелые остатки древ­нейшей морской фауны, оказавшиеся на суше в результате подня­тия соответствующих участков морского дна. Страбон также вы­сказал предположение, что за Атлантическим океаном, на западе существует неизвестный материк, возможно, населенный другими, не похожими на европейцев, людьми. Он также придерживался интересной точки зрения, согласно которой к цивилизации могут приобщиться лишь люди, проживающие на территории с теплым или умеренным климатом, обосновывая это тем, что в условиях низких температур жизнь вынуждена собираться вокруг костров, требующих непрерывного поддержания огня.

Римский натуралистПлиний (23-79 гг. н.э.) составил 37-том­ное сочинение «Естественная история», своеобразную энциклопе­дию естествознания, в которой изложил сведения по астроно­мии, географии, этнографии, метеорологии, зоологии и ботанике. Описав большое количество растений и животных, он также ука­зал места их произрастания и обитания. Определенный интерес представляет предпринятая Плинием попытка сравнения человека и животных. Он обратил внимание на то, что у животных в жизни доминирует инстинкт, а человек всё (в том числе умение ходить и говорить) приобретает путем выучки, через подражание, а также посредством сознательного опыта.

Начавшийся во второй половине II в. упадок древнеримской цивилизации, ее последующее крушение под напором варваров и, наконец, установление практически на всей территории Европы господства догматического христианства привели к тому, что науки о природе и человеке в течение многих веков переживали состояние глубокой стагнации, не получая практически никакого развития.

Положение вещей изменилось с наступлением эпохи Возрож­дения, о приближении которой возвестили труды таких выдающих­ся средневековых ученых, как Альберт Великий и Роджер Бэкон.

Перу немецкого философа и теологаАльберта Больштедтского (Альберта Великого) (1206-1280) принадлежит несколько естест­веннонаучных трактатов. Сочинения «Об алхимии» и «О метал­лах и минералах» содержат высказывания о зависимости климата от географической широты места и его положения над уровнем моря, а также о связи между наклоном солнечных лучей и нагре­ванием почвы. Здесь же Альберт говорит о происхождении гор и долин под воздействием землетрясений и потопов; рассматривает Млечный Путь как скопление звезд; отрицает факт влияния комет на судьбы и здоровье людей; объясняет существование горячих источников действием тепла, идущего из глубин Земли и т.д. В трактате «О растениях» он разбирает вопросы органографии, морфологии и физиологии растений, приводит факты по селекции культурных растений, высказывает идею об изменяемости расте­ний под воздействием среды.

Английский философ и естествоиспытательРоджер Бэкон (1214-1294) утверждал, что все органические тела представляют по своему составу различные комбинации тех же элементов и жидкостей, из которых сложены тела неорганические. Бэкон особо отмечал роль солнца в жизни организмов, а также обращал внимание на их за­висимость от состояния среды и климатических условий в кон­кретной местности обитания. Он говорил также о том, что чело­век в не меньшей степени, чем все остальные организмы, подвер­жен влиянию климата - его изменения способны приводить к из­менениям в телесной организации и характерах людей.

Наступление эпохи Возрождения неразрывно связано с именем знаменитого итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи (1452-1519). Он считал основной задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи. Изучая морфологию растений, Леонардо интересовался влияни­ем, оказываемым на их строение и функционирование со стороны света, воздуха, воды и минеральных частей почвы. Изучение ис­тории жизни на Земле привело его к заключению о связи судеб Земли и Вселенной и о ничтожности того места, которое занимает в ней наша планета. Леонардо отрицал центральное положение Земли как во Вселенной, так и в Солнечной системе.

Конец XV - начало XVI в. по праву носит название эпохи Ве­ликих географических открытий. В 1492 г. итальянский морепла­вательХристофор Колумб открыл Америку. В 1498 г. португалец Васко да Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии. В 1516(17?) г. португальские путешественники впервые достигли Китая морским путем. А в 1521 г. испанские мореплаватели во главе сФернаном Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Обогнув Южную Америку, они достигли Восточной Азии, после чего возвратились в Испанию. Эти путешествия яви­лись важным этапом в расширении знаний о Земле.

В 1543 г. был опубликован трудНиколая Коперника (1473-1543) «Об обращениях небесных сфер», в котором излагалась гелиоцен­трическая система мира, отражающая истинную картину миро­здания. Открытие Коперника произвело переворот в представле­ниях людей о мире и понимании ими своего места в нем. Итальян­ский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церквиДжордано Бруно (1548-1600) внес значитель­ный вклад в развитие учения Коперника, а также в освобождение его от недостатков и ограниченности. Он утверждал, что во Вселен­ной имеется бесчисленное множество звезд, подобных Солнцу, зна­чительная часть которых заселена живыми существами. В 1600 г. Джордано Бруно был сожжен на костре по приговору инквизиции.

Расширению границ известного мира в значительной мере спо­собствовало изобретение новых средств изучения звездного неба. Итальянский физик и астрономГалилео Галилеи (1564-1642) сконструировал телескоп, при помощи которого исследовал строение Млечного Пути, установив, что он является скоплением звезд, наблюдал фазы Венеры и пятна на Солнце, открыл четыре больших спутника Юпитера. Последний факт примечателен тем, что Галилей своим наблюдением фактически лишил Землю по­следней привилегии по отношению к другим планетам Солнечной системы - монополии на «владение» естественным спутником. Немногим более полувека спустя английский физик, математик и астрономИсаак Ньютон (1642-1727), основываясь на результатах собственных исследований оптических явлений, создал первый зеркальный телескоп, который и по сей день остается основным средством изучения видимой части Вселенной. С его помощью были сделаны многие важные открытия, позволившие существен­но расширить, уточнить и упорядочить представления о космиче­ском «доме» человечества.

Наступление принципиально нового этапа в развитии науки традиционно связывают с именем философа и логикаФрэнсиса Бэкона (1561-1626), разработавшего индуктивный и эксперимен­тальный методы научного исследования. Главной целью науки он провозгласил увеличение власти человека над природой. Это дос­тижимо, по мнению Бэкона, лишь при одном условии - наука должна позволить человеку как можно лучше понять природу, чтобы, подчиняясь ей, человек в конце концов смог господство­вать в ней и над ней.

В конце XVI в. голландский изобретательЗахарий Янсен (жил в XVI в.) создал первый микроскоп, позволяющий получать изо­бражения мелких объектов, увеличенные при помощи стеклянных линз. Английский естествоиспытательРоберт Гук (1635-1703) зна­чительно усовершенствовал микроскоп (его прибор давал 40-крат­ное увеличение), при помощи которого впервые наблюдал клетки растений, а также исследовал структуру некоторых минералов. Его перу принадлежит первая работа - «Микрография» - рассказы­вающая об использовании микроскопной техники. Один из пер­вых микроскопистов голландецАнтони ван Левенгук (1632-1723), достигший совершенства в искусстве шлифования оптических сте­кол, получил линзы, позволившие получить почти трехсоткратное увеличение наблюдаемых объектов. На их основе он создал прибор оригинальной конструкции, при помощи которого изучил не толь­ко строение насекомых, простейших организмов, грибов, бактерий и клеток крови, но и пищевые цепи, регулирование численности популяций, которые впоследствии стали важнейшими разделами экологии. Исследования Левенгука фактически положили начало научному исследованию неведомого до тех пор живого микромира, этого неотъемлемого компонента среды обитания людей.

Французский натуралистЖорж Бюффон (1707-1788), автор 36-томной «Естественной истории», высказывал мысли о единстве животного и растительного мира, об их жизнедеятельности, рас­пространении и связи со средой обитания, отстаивал идею изме­няемости видов под влиянием условий среды. Он обратил внима­ние современников на поразительное сходство в строении тела человека и обезьяны. Однако, опасаясь обвинений в ереси со сто­роны католической церкви, Бюффон вынужден был воздержаться от высказываний относительно их возможного «родства» и про­исхождения от единого предка.

Значительным вкладом в дело формирования истинного пред­ставления о месте человека в природе стало составление швед­ским естествоиспытателем КарломЛиннеем (1707-1778) системы классификации растительного и животного мира, по которой че­ловек включался в систему животного царства и относился к классу млекопитающих, отряду приматов, в результате человече­ский вид получил название Homo sapiens.

Крупным событием XVIII в. стало появление эволюционной концепции французского естествоиспытателяЖана Батиста Ла-марка (1744-1829), согласно которой главной причиной развития организмов от низших форм к высшим является присущее живой природе стремление к совершенствованию организации, а также влияние на них различных внешних условий. Изменение внешних условий меняет потребности организмов; в ответ на это возника­ют новые виды деятельности и новые привычки; их действие, в свою очередь, изменяет организацию, морфологию рассматри­ваемого существа; приобретенные таким образом новые признаки наследуются потомками. Ламарк считал, что данная схема спра­ведлива и по отношению к человеку.

Определенное влияние на развитие экологических представле­ний современников и последующее развитие научной мысли оказа­ли идеи английского священника, экономиста и демографаТомаса Роберта Мальтуса (1766-1834). Им был сформулирован так называ­емый «закон народонаселения», согласно которому народонаселе­ние увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как средства к существованию (прежде всего пища) могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. С неизбежно возникающим при таком развитии событий перенаселением Мальтус предлагал бороться при помощи регламентации браков и ограничения рождаемости. Он также призывал всячески «способствовать действиям природы, вызывающим смертность...»: перенаселять дома, делать в городах узкие улицы, создавая тем самым благоприятные условия для рас­пространения смертельных болезней (таких, как чума). Взгляды Мальтуса были подвергнуты суровой критике еще при жизни их автора не только за их антигуманность, но и за умозрительность.

Экологическое направление в географии растений на протяже­нии всей первой половины XIX в. развивал немецкий естествоис­пытатель-энциклопедист, географ и путешественникАлександр Фридрих Вильгельм Гумбольдт (1769-1859). Он подробно изучил особенности климата в различных районах Северного полушария и составил карту его изотерм, обнаружил связь между климатом и характером растительности, предпринял попытку выделения на этой основе ботанико-географических областей (фитоценозов).

Особую роль в становлении экологии сыграли труды английско­го естествоиспытателяЧарлза Дарвина (1809-1882), создавшего теорию происхождения видов путем естественного отбора. К числу важнейших проблем экологии, исследованных Дарвином, принад­лежит проблема борьбы за существование, в которой согласно предложенной концепции выигрывает отнюдь не сильнейший вид, а тот, который сумел лучше приспособиться к специфическим об­стоятельствам жизни. Он обратил особое внимание на влияние образа жизни, условий существования и межвидовых взаимодей­ствий на их морфологию и поведение.

В 1866 г. немецкий зоолог-эволюционистЭрнст Геккель (1834-1919) в своей работе «Общая морфология организмов» предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существо­вание и влияния на живые существа комплекса физических и био­тических условий, назвать термином «экология». В своей речи «О пути развития и задаче зоологии», произнесенной в 1869 г., Гек­кель определил предмет новой отрасли знания следующим обра­зом: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домаш­нем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». Следует отметить, однако, что предложение Геккеля несколько опередило его время: прошло более полувека, прежде чем слово «экология» прочно вошло в научный обиход как обозначение но­вой самостоятельной отрасли научного знания.

В течение второй половины XIX в. сложилось несколько круп­ных, относительно автономно развивающихся направлений эко­логических исследований, своеобразие каждого из которых опре­делялось наличием у него специфического объекта изучения. К таковым с известной долей условности можно отнести экологию растений, экологию животных, экологию человека и геоэкологию.

Экология растений формировалась на базе сразу двух ботани­ческих дисциплин - фитогеографии и физиологии растений. Со­ответственно основное внимание в рамках этого направления уделялось раскрытию закономерностей распределения различных видов растений по поверхности Земли, выявлению возможностей и механизмов их приспособления к конкретным условиям произ­растания, изучению особенностей питания растений и др. Суще­ственный вклад в развитие этого направления во второй половине XIX столетия внесли немецкие ученые - ботаникА. А. Гризенбах,агрохимикЮ.Либих, физиолог растенийЮ.Сакс, русский химик и агрохимик Д. И. Менделеев и др.

Исследования в рамках экологии животных также велись по нескольким основным направлениям: выявлялись закономерности расселения конкретных видов по поверхности планеты, выяснялись причины, способы и пути их миграции, изучались пищевые цепи, особенности меж- и внутривидовых взаимоотношений, возмож­ности их использования в интересах человека и др. Разработкой этих и ряда других направлений занимались американские иссле­дователи - зоологС.Форбс и энтомологЧ.Ренли, датский зоолог О. Ф. Мюллер, русские исследователи - палеонтологВ. А. Ковалев­ский, зоологиК.М.Бэр, А. Ф. Миддендорф и К.Ф.Рулье, натура­листА. А. Силантьев, зоогеографН. А. Северцов и др.

Проблематика экологии человека разрабатывалась преимущест­венно в связи с изучением экологических аспектов человеческой эволюции и исследованиями в области медицинской эпидемиоло­гии и иммунологии. Первое направление исследований в рассмат­риваемый период представляли английские биологи-эволюциони­сты Ч.Дарвин иТ.Гексли, английский философ, социолог и пси­хологГ. Спенсер, немецкий естествоиспытатель К. Фогт и некото­рые другие исследователи, второе направление - микробиологи, эпидемиологи и иммунологиЭ.Беринг, Р.Кох, И.И.Мечников, Л. Пастер, Г. Риккетс, П. П. Э. Ру, П. Эрлих и др.

Геоэкология возникла на стыке двух крупнейших наук о земле -географии и геологии, а также биологии. Наибольший интерес у исследователей на заре развития этой отрасли экологии вызывали проблемы организации и развития ландшафтных комплексов, влияния геологических процессов на живые организмы и челове­ка, строения, биохимического состава и особенностей формиро­вания почвенного покрова Земли и др. Значительный вклад в раз­витие этого направления внесли немецкие географыА. Гумбольдт и К.Риттер, русский почвоведВ.В.Докучаев, русский географ и ботаникА.Н.Краснови др.

Исследования, проводимые в рамках перечисленных выше на­правлений, заложили основу для выделения их в самостоятельные отрасли научного знания. В 1910 г. в Брюсселе состоялся Между­народный ботанический конгресс, на котором в качестве само­стоятельной ботанической дисциплины была выделена экология растений - биологическая наука, изучающая взаимосвязи живого организма и окружающей его среды. В последующие несколько десятилетий официальное признание в качестве относительно са­мостоятельных направлений исследований получили также эко­логия человека, экология животных и геоэкология.

Еще задолго до того, как отдельные направления экологических исследований обрели самостоятельность, наметилась очевидная тенденция к постепенному укрупнению объектов экологического изучения. Если первоначально в качестве таковых выступали еди­ничные особи, их группы, конкретные биологические виды и т.д., то с течением времени их стали дополнять крупные природные комплексы, такие, как «биоценоз», понятие о котором было сфор­мулировано немецким зоологом и гидробиологомК.Мебиусомеще в 1877 г. (новый термин призван был обозначать совокуп­ность растений, животных и микроорганизмов, населяющих от­носительно однородное жизненное пространство). Незадолго до этого, в 1875 г., австрийский геолог Э.Зюсс для обозначения «пленки жизни» на поверхности Земли предложил понятие «био­сфера». Значительно расширил и конкретизировал это понятие русский, советский ученыйВ.И.Вернадский в своей книге «Био­сфера», увидевшей свет в 1926 г. В 1935 г. английский ботаник А.Тенсли ввел понятие «экологическая система» (экосистема). А в 1940 г. советским ботаником и географомВ.Н.Сукачевым был введен термин «биогеоценоз», которым он предложил обозначать элементарную единицу биосферы. Естественно, что изучение столь масштабных комплексных образований требовало объединения исследовательских усилий представителей разных «специальных» экологии, что, в свою очередь, было бы практически невозможно без согласования их научного категориального аппарата, а также без выработки общих подходов к организации самого процесса исследования. Собственно именно этой необходимости и обяза­на своим появлением экология как единая наука, интегрирующая в себе развивавшиеся ранее относительно независимо друг от дру­га частные предметные экологии. Результатом их воссоединения стало образование «большой экологии» (по выражению Н.Ф.Рей-мерса) или «макроэкологии» (по Т.А.Акимовой и В.В.Хаскину), включающей сегодня в свою структуру следующие основные разделы:

• общая экология;

• биоэкология;

• геоэкология;

• экология человека (включая социальную экологию);

• прикладная экология.

 

Рис. 1. Подразделения современной экологии. (по Т. А. Акимовой и В.В.Хаскину)

 

Структура каждого из названных разделов и круг проблем, рассматриваемых в каждом из них, показаны на рис. 1. Она хоро­шо иллюстрирует тот факт, что современная экология представ­ляет собой комплексную науку, решающую чрезвычайно широкий спектр задач, крайне актуальных на современном этапе развития общества. По емкому определению одного из крупнейших совре­менных экологов Юджина Одума, «экология - это междисципли­нарная область знания, наука об устройстве многоуровневых сис­тем в природе, обществе, их взаимосвязи».

СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

Для того чтобы лучше представить предмет социальной эколо­гии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возник­новение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса пред­ставителей различных гуманитарных дисциплин - социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., - к проб­лемам взаимодействия человека и окружающей среды.

Своим появлением термин «социальная экология» обязан аме­риканским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов -Р. Парку и Е.Берджесу, впервые упот­ребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве си­нонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контек­сте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.

Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г.Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориально­го деления населения внутри городских агломераций.

Нужно отметить, однако, что термин «социальная экология», лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специ­фического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с само­го начала стало отдаваться понятию «экология человека» (human ecology). Это создало известные трудности для становления соци­альной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности, дисциплины. Дело в том, что парал­лельно с развитием собственно социально-экологической пробле­матики в рамках экологии человека в ней разрабатывались био­экологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошед­шая к этому времени длительный период становления и за счет этого имеющая больший вес в науке, располагавшая более разви­тым категориальным и методологическим аппаратом биологиче­ская экология человека долго «заслоняла» гуманитарную соци­альную экологию от взоров передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социоло­гия) города.

Несмотря на явное стремление представителей гуманитарных отраслей знания высвободить социальную экологию из-под «гнета» биоэкологии, она продолжала на протяжении многих десятилетий испытывать существенное влияние со стороны последней. В резуль­тате большую часть понятий, свой категориальный аппарат соци­альная экология заимствовала у экологии растений и животных, а также у общей экологии. В то же время, как отмечает Д. Ж. Мар­кович, социальная экология постепенно совершенствовала свой методологический аппарат с освоением пространственно-времен­ного подхода социальной географии, экономической теории дист­рибуции и др.

Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е годы текущего столетия. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие соци­альной экологии в последующие годы привело к тому, что на оче­редном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д. Ж. Маркович, было, по сути, призна­но существование социальной экологии как самостоятельной на­учной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета.

В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре станов­ления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических от­ношений, характерных для биологических сообществ, то со вто­рой половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов допол­нили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жиз­ни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими ком­понентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопро­сов были включены проблемы выявления общих законов функ­ционирования и развития общественных систем, изучения влия­ния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов.

В нашей стране к концу 70-х годов также сложились условия для выделения социально-экологической проблематики в само­стоятельное направление междисциплинарных исследований. Су­щественный вклад в развитие отечественной социальной экологии внеслиЭ.В.Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю.Г.Марков, Н.Ф.Реймерс, С. Н. Соломина и др.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания по-прежнему существуют различные мнения. В школьном справочнике «Экология» А. П. Ошмарина и В.И.Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодей­ствии человеческого общества с окружающей природной средой», а в широком - науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами». Совершенно очевидно, что речь в каждом из представ­ленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показа­тельно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя оп­ределяется как: «I) наука о взаимодействии человеческого обще­ства с природой; 2) экология человеческой личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах». Хорошо заметна почти полная идентичность определения социальной эко­логии, понимаемой «в узком смысле», и первого варианта интер­претации экологии человека. Стремление к фактическому отожде­ствлению этих двух отраслей научного знания, действительно, по-прежнему характерно для зарубежной науки, но оно довольно часто подвергается аргументированной критике отечественными учеными. С.Н.Соломина, в частности, указывая на целесообраз­ность разведения социальной экологии и экологии человека, ог­раничивает предмет последней рассмотрением социально-гигие­нических и медико-генетических аспектов взаимоотношений че­ловека, общества и природы. С подобной трактовкой предмета экологии человека солидарны В.А.Бухвалов, Л.В.Богданова и некоторые другие исследователи, но категорически не согласны Н.А.Агаджанян, В. П. Казначеев и Н.Ф.Реймерс, по мнению ко­торых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации - от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной органи­зацией человеческого общества. Нетрудно заметить, что подобная интерпретация предмета экологии человека фактически прирав­нивает ее к социальной экологии, понимаемой в широком смысле. Такое положение в значительной мере связано с тем, что в на­стоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих двух дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение пред­метов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного ис­пользования накопленного в каждой их них эмпирического мате­риала, а также методов и технологий социально-экологических и антропоэкологических исследований.

Сегодня все большее число исследователей склоняются к рас­ширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж.Марковича, предметом изучения современной со­циальной экологии, понимаемой им как частная социология, яв­ляются специфические связи между человеком и средой его обита­ния. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.

Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интер­претацию предмета социальной экологии дают Т.А.Акимова и В.В.Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социаль­ной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой от­дельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.

Некоторые исследователи при определении предмета социаль­ной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта мо­лодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э.В.Гирусова, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегу­ляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. - М., 1998.

Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. -М, 1994.

Бухвалов В. А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. - М., 1995.

Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. - М., 1998.

Девятова С. В., Купцов В. И. Развитие естествознания в контексте мировой истории. -М., 1998.

Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. - М., 1998.

Лункевич В. В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии: В 2т.-М„ 1960.

Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических от­крытий. - М., 1982; 2-е изд. - 1986.

Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991.

Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). -М., 1994.

Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. - М., 1982.

Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. - М., 1987.

Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. - Яро­славль, 1998.

Глава 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЕГО СУБЪЕКТЫ

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Человек как объект познания рассматривается современными научными дисциплинами с различных точек зрения, а потому пред­стает подчас в однобоком виде. Однако сегодня в науке появились отрасли, ориентированные на преодоление фрагментарности ви­дения человека. В этом качестве помимо других метанаук высту­пают современные экология человека и социальная экология, имеющие своим предметом изучение человека (общества) как цент­рального объекта в основе большой, многоуровневой системы, называемой средой.

Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциаль­ное существо, прошедшее в своем становлении длительный путь эволюции и выработавшее сложную социальную организацию.

Выйдя из животного царства, Человек и поныне остается одним из его членов. Царство Животные, подцарство Многоклеточные, раздел Двусторонне-симметричные, тип Хордовые, подтип Позво­ночные, группа Челюстноротые, класс Млекопитающие, отряд Приматы, подотряд Обезьяны, секция Узконосые, надсемейство Высшие узконосые (гоминоиды), семейство Гоминиды, род Чело­век, вид Человек разумный - таково его положение в системе ор­ганического мира.

Согласно сложившимся в науке представлениям современный человек произошел от обезьяноподобного предка - дриопитека, представителя ветви гоминид, отделившихся примерно 20-25 млн лет назад от высших узконосых обезьян. Причиной отхода пред­ков человека от генеральной линии эволюции, предопределивших невиданный скачок в совершенствовании его физической органи­зации и расширении возможностей функционирования, стали из­менения условий существования, произошедшие вследствие раз­вития естественных природных процессов. Общее похолодание, вызвавшее сокращение ареалов лесов - естественных экологиче­ских ниш, населяемых предками человека, поставили его перед не­обходимостью приспособиться к новым, крайне неблагоприятным обстоятельствам жизни. Одной из особенностей специфической стратегии приспособления человеческих предков к новым условиям было то, что они «сделали ставку» преимущественно на механиз­мы поведенческой, а не морфофизиологической адаптации. Это дало возможность более гибко реагировать на текущие изменения во внешней среде и тем самым успешнее адаптироваться к ним. Важнейшим фактором, обусловившим выживание и последующее прогрессивное развитие человека, стала его способность созда­вать жизнеспособные, предельно функциональные социальные общности. Постепенно, по мере освоения человеком умений соз­дания и использования орудий, создания им развитой материаль­ной культуры, и, что самое главное, развития интеллекта, он фак­тически перешел от пассивного приспособления к условиям суще­ствования к активному и сознательному их преобразованию. Та­ким образом, происхождение и эволюция человека не только за­висели от эволюции живой природы, но и в значительной степени предопределили серьезные экологические изменения на Земле.

В соответствии с предложенным Л. В. Максимовой подходом к анализу сущности и содержания базовых категорий экологии че­ловека понятие «человек» может быть раскрыто посредством со­ставления иерархической типологии его ипостасей, а также свойств человека, оказывающих влияние на характер его отношений со средой и на последствия для него этого взаимодействия.

Первыми, кто обратил внимание на многоаспектность и ие­рархичность понятия «человек» в системе «человек-среда», были А.Д.Лебедев, В.С.Преображенский и Е.Л.Райх. Они выявили различия систем этого понятия, выделенных по биологическому (индивид, половозрастная группа, население, конституциональные типы, расы) и социально-экономическому (личность, семья, группа населения, человечество) признакам. Ими также было по­казано, что каждому уровню рассмотрения (индивид, популяция, общество и т.д.) соответствуют своя среда и свои способы адап­тации к ней.

С течением времени представления об иерархической структуре понятия «человек» усложнялись. Так, модель-матрица Н.Ф.Реймерса насчитывает уже шесть рядов иерархической организации и более 40 терминов (табл. 1).

Таблица 1

Модель-матрица человечества как многоуровневой системы (по Н. Ф. Реймерсу)

  Ряды иерархии
  Видовой (генетиче­ская ана-томо-мор-фофизио-логическая основа) Этолого-поведенче-ский. Психологи­ческий (поведен­ческая матрица) Трудовой (трудовые объеди­нения) Этниче­ский (историко-эво-люционное отражение системы «природ­ная среда -человек») Социаль­ный (со­циальные группы) Экономи­ческий (экономи­ческие группи­ровки)
  Особь Этологи-ческая еди­ница Трудя­щийся Этниче­ский инди­видуум Личность Произво­дитель об­ществен­ных благ
  Репродук­тивная группа Этологи-ческая группа Группа узких про­изводст­венных ин­тересов, или трудо­вая клика Семья Социаль­ная клика Экономи­ческая ячейка
  Морфо-биологи-ческая группа Этологи-ческая форма Группа узкой спе­циализации Конвикция Малая социальная группа Объедине­ние, отрас­ли специа­лизации
  Экологи­ческая по­пуляция Этологи-ческое объ­единение Специаль­ность Этническая консорция Социаль­ный слой Объедине­ние отрас­ли произ­водства об­ществен­ных благ
  Адаптив­ный тип Поведен­ческий сте­реотип Объедине­ние облас­ти деятель­ности Субэтнос Класс Объедине­ние произ­водства (промыш­ленного, с/х и т. п.) обществен­ных благ
Народ­ность Поведен­ческий склад Локальные трудовые ресурсы Этнос Общество (регио­нальное) Экономика государства или его крупного региона  
Раса Поведен­ческий тип Региональ­ный трудо­вой потен­циал Культура (суперэтнос) Социаль­ная систе­ма Общест­венно-эко­номическая система  
Вид Человек разумный Глобаль­ная этологическая система Глобаль­ная трудо-производст-венная сис­тема Глобаль­ная этносистема Социо-антропо-система мира Мировая экономи­ческая система  
                         

 

Данная модель-матрица подчеркивает сложность человека и многообразие человеческих общностей. Даже на уровне отдельного человека, индивида в каждой из подсистем приходится иметь дело с неисчислимым разнообразием черт, признаков, свойств, ибо двух генетически идентичных людей не бывает. Также, очевидно, нет одинаковых личностей и т.д. и т.п. Это справедливо и в отноше­нии объединений людей, многообразие которых увеличивается с ростом иерархического уровня, вплоть до уникального - человече­ства, представленного бесконечным разнообразием людей и чело­веческих общностей.

Важнейшими характеристиками человека в антропоэкологических и социально-экологических исследованиях выступают его свойства, среди которых Л.В.Максимова выделяет наличие по­требностей и способности к адаптации, которая осуществляется через освоенные механизмы адаптации и завершается адаптированностью как результатом адаптации.

Одну из первых позиций в этом ряду свойств занимают потреб­ности, рассматриваемые как нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности и развития человека. Отражая его зависимость от условий окружающей среды, они в то же время выступают как источник активности человека в его отношениях со средой, регу­лятор его поведения, направления мышления, чувств и воли.

В зависимости от конкретных задач изучения потребности могут быть классифицированы по различным основаниям, например, по субъекту потребностей, по их функциональности и др. Потребно­сти человека образуют своеобразную иерархию, в основании ко­торой находятся биологические потребности, свойственные и че­ловеку и животным, а последующие уровни представлены прису­щими исключительно человеку социальными и духовными потреб­ностями.

Одним из ключевых свойств человека в его отношениях со сре­дой выступает адаптивность, определяемая Л. В. Максимовой как способность к активному приспособлению к окружающей среде и ее изменениям. Адаптивность человека проявляется в присущих ему адаптивных способностях и адаптивных признаках. Своим образованием она обязана таким человеческим качествам, как изменчивость и наследственность.

Понятие механизмы адаптации отражает представления о спо­собах приспособления человека и общества к изменениям, проис­ходящим в окружающей среде. Все множество таких механизмов может быть условно подразделено на две большие группы: биоло­гических и внебиологических механизмов. К первой согласно Л.В.Максимовой уверенно можно отнести механизмы морфоло­гической, физиологической, иммунологической, генетической и поведенческой адаптации, ко второй - социальное поведение и механизмы культурной адаптации. Менее определенное, проме­жуточное по отношению к двум названным группам место зани­мают механизмы репродуктивного поведения и психологической адаптации, объединяющие в себе черты как биологических, так и внебиологических механизмов адаптации.

Наиболее изученными на современном этапе являются биоло­гические механизмы адаптации. Анализ различных форм биоло­гической адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям послужил основой разработки концепции адаптивных типов чело­века. В. П.Алексеев определяет адаптивный тип как своеобразный морфофизиологический комплекс приспособительных реакций, формирующийся в процессе адаптации к условиям жизни у попу­ляций, проживающих в сходных или тождественных условиях су­ществования. Выделяют пять основных адаптивных типов: аркти­ческий, умеренной зоны, континентальный, экваториальный, вы­сокогорный. В работах Т.И.Алексеевой и ряда других авторов некоторые из перечисленных типов получили достаточно полную характеристику.

Хуже обстоит дело с изучением внебиологических механизмов адаптации. Большинство исследователей подчеркивают ведущую роль внебиологических механизмов в адаптации человека к окру­жающей его среде, однако ее социальные стороны и механизмы изучены явно недостаточно. Как отмечает Л. В. Максимова, до по­следнего времени мало уделялось внимания культурным аспектам адаптации, охватывающим сферу духовной жизни, быта и т.д.

Понятие степень адаптированности отражает меру приспособ­ленности человека к конкретным условиям существования, а так­же наличие (отсутствие) свойств, приобретаемых человеком в ре­зультате процесса его адаптации к изменениям условий среды. В качестве показателей степени адаптированности человека к кон­кретным условиям существования в исследованиях по экологии человека и социальной экологии используют такие характеристи­ки, как социально-трудовой потенциал и здоровье.

Понятие социально-трудовой потенциал человека было предло­жено В. П. Казначеевым в качестве своеобразного, выражающего совершенствование качества народонаселения, интегрального по­казателя организации общества. Сам автор определил его как «способ организации жизнедеятельности популяции, при котором осуществление различных естественно-природных и социальных мер по организации жизнедеятельности популяций создает опти­мальные условия для социально полезной общественно-трудовой деятельности индивидов и групп населения».

В качестве другого критерия адаптации в экологии человека широко используется понятие здоровье. Причем здоровье, с одной стороны, понимают как интегральную характеристику организма человека, определенным образом влияющую на процесс и исход взаимодействия человека со средой, на адаптацию к ней, а с дру­гой - как реакцию человека на процесс его взаимодействия со средой, как результат его приспособления к условиям существо­вания.

Для выражения состояний здоровья человека как показателя меры его приспособленности к среде и характера процесса адапта­ции используются понятия «норма», «стресс», «болезнь», «смерть».

Понятие нормы используется для характеристики состояния организма, при котором поддержание гомеостаза (динамического равновесия внутренней среды) полностью обеспечивается имею­щимися резервами и восстановительными процессами.

Под стрессом в общем случае понимают неспецифическую (общую) приспособительную реакцию (общая активизация обмен­ных процессов, усиление потоотделения, повышение температуры тела и др.) организма на любое оказываемое на него извне силь­ное воздействие, приводящее к нарушению динамического равно­весия внутренней среды организма. Принято выделять множество разновидностей стрессов - тепловой, световой, хирургический, нервно-психологический и др. Отличают положительные и отри­цательные формы стресса. Первые (экстресс, эвстресс) мобили­зуют организм, стимулируя развитие приспособительных меха­низмов; вторые (дистресс), напротив, ведут к его ослаблению и развитию болезней.

Болезнью называют особое состояние организма, характери­зующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций (например, вос­палительного процесса), направленных на его восстановление.

Наступление смерти организма означает полное прекращение в нем всех обменных процессов, потерю

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы социальной экологии

На сайте allrefs.net читайте: Федеральная целевая программа книгоиздания России. УДК...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ситаров В. А., Пустовойтов В. В.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: ПОЧВА
В результате взаимодействия геологических, климатических, биологических факторов верхний тонкий слой литосферы превра­тился в особую среду - почву, где происходит значительная часть обменных процес

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: МИНЕРАЛЬНОЕ СЫРЬЕ
Минеральное сырье играет огромную роль в народном хозяй­стве, в первую очередь в промышленности. Полезные ископаемые дают около 75% сырья для химической промышленности, на про­дукции недр работают

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Потребность в энергии - одна из основных жизненных потреб­ностей человека. Энергия нужна не только для нормальной деятель­ности современного сложноорганизованного человеческого обще­ства, но и для

ГОРОДСКАЯ СРЕДА
Характерными чертами современного этапа общественного развития являются быстрый рост городов и увеличение числа проживающих в них людей. В городских поселениях формирует­ся особая среда жизни челов

ЖИЛИЩНАЯ СРЕДА
Современное жилище (дом, квартира, комната) помимо своего основного назначения всё больше приобретает функцию «психо­логического убежища», что очень важно в условиях возрастающе­го темпа и напряжен

Главные источники загрязнения воздуха жилых помещений и основные рекомендации по снижению уровня их загрязненности
(по энциклопедии «Жилище», М., 1998) Основные загрязни­тели воздуха (источ­ники загрязнений) Виды загрязнений Рекомендации по снижению загрязнений

Типология субъективного отношения к природе
Компонент отношения Объектная характеристика Субъектная характеристика Модальность отношения Перцептивно-аффективный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Социальная экология» соответствует тре­бованиям образовательных программ по специальностям «Соци­альная педагогика» и «Педагогика и психология» государственного образовательного ст

Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъек­ты (4 часа).
Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта соци­ально-экологическ

Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде (4 часа).
Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимичес­кий, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения. Потреб

Тема 8. Элементы экологической психологии (4 часа).
Становление и развитие экологической психологии и ее пред­мета. Характеристика психологической экологии и экологии ок­ружающей среды. Субъективное отношение к природе и его разновидности.

Тема 9. Элементы экологической педагогики (4 часа).
Понятие экологической культуры личности. Типы экологиче­ской культуры. Педагогические условия ее формирования. Экологическое воспитание личности. Развитие экологическо­го образования в Рос

Западные традиции науки и техники
...Современная техника и современная наука явно порождены именно Западом... Сегодня любая эффективная техника - запад­ного происхождения, где бы Вы ее ни встретили, будь то в Япо­нии или в Нигерии.

Средневековый взгляд на человека и природу
<...> То, как люди обращаются со своим окружением, зависит от то­го, что они думают о самих себе и о своих связях с вещами вокруг себя. Экологические отношения человека глубоко обусл

Альтернативный христианский взгляд
...Мы пришли к выводам, неприятным для многих христиан. «Наука» и «техника» - это уважаемые слова в нашем словаре, по­этому некоторые могут быть удовлетворены, узнав, во-первых, что с исторической

Религия как источник проблем
То, что Линн Уайт называет «историческими корнями нашего экологического кризиса»... связано с иудейской и христианской доктриной о сотворении мира. В более специфическом смысле эти корни связаны с

Положения Ветхого Завета
Принято считать, что с точки зрения Ветхого Завета природа не является священной. Создатель и его создание отличаются са­мым радикальным образом, более того, будет идолопоклонством обоготворять тва

Положения Нового Завета
...Когда Иисус говорит о «полевых лилиях» (Мф 6.28-30), он подчеркивает, насколько же больше ценность людей; и все же слова, сказанные о цветах, предполагают, что Бог восхищается даже видом растени

Современная вера в прогресс
Надежду, что сам ход времени будет улучшать благосостояние человечества, в том числе и материальное, и достигаться это будет благодаря систематическому использованию естественнонаучных знаний о при

Оценка веры в прогресс
<...> За деградацию окружающей среды в большей степени, чем иу­даизм и христианские верования, несет ответственность вера в вечно неувядаемый материальный прогресс, унаследова

Загрязнение окружающей среды
...Существует много... случаев, где загрязнение способно вы­звать угрозу истощения или даже отравления всего живого и не­живого в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В общем смысле я разделяю

Ресурсы
Существуют проблемы истощения невозобновляемых ресур­сов, угрозы воспроизводства возобновляемых ресурсов и разрыва между доступностью ресурсов любого вида и ожидаемым спросом на них, его уровнем...

Население
Каждая жизнь сама по себе ценна, и нет ничего плохого в росте рождаемости самом по себе. Но она совершенно некстати, когда совершается в мире, где сотни миллионов уже страдают от несчастья и абсолю

Охрана природы
Охранительные функции имеют дело не только с невозобнов­ляемыми ресурсами или с защитой возобновляемых, но распро­страняются и на всю дикую природу со всем ее разнообразием живого и его сред обитан

Человек. Микрокосм и макрокосм
...Философствующий человек не может не утверждать исклю­чительного значения человека для всякой философии, не может не исходить из этого исключительного самосознания. Акт исключи­тельного самосозна

Мысль. Возникновение мысли
С чисто позитивистской точки зрения человек - самый таинст­венный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И сле­дует признать, что в своих изображениях универсума наука дейст­вительно еще

Сверхжизнь. Коллективный выход
...И здесь мы возвращаемся к тому пункту проблемы, куда при­вел нас должным образом установленный до этого факт слияния человеческих мыслей. Как коллективная... реальность, человечест­во может быть

Сверхжизнь. Завершающий этап Земли
...Я предполагаю, что нашей ноосфере предназначено обособ­ленно замкнуться в себе и что не в пространственном, а в психиче­ском направлении она найдет, не покидая Земли и не выходя за ее пределы, л

Колыбель жизни и пульсы Вселенной
...От начала веков как в бурные, так и в мирные эпохи своего существования живое связано со всей окружающей природой миллионами невидимых, неуловимых связей - оно связано с ато­мами природы всеми а

Чего можно ждать от человечества
Человек сделал великий путь от «мертвой» материи к однокле­точным существам, а отсюда к своему теперешнему полуживот­ному состоянию. Остановится ли он на этом пути? Если и остано­вится, то не сейча

Организованность монолита земной жизни и космопланетарное измерение человека
...Научные данные, полученные к настоящему времени в рам­ках экологии человека и космической антропоэкологии, делают все более очевидной взаимосвязь между дальнейшим существова­нием биосферы и ноос

Социальная экология
Учебное пособие Редактор О. В. Кирьязев Технический редактор Р. Ю. Волкова Компьютерная верстка: К. В. Бондаренко Корректоры М. А. Сув

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги