Как биосоциального существа

Вместо эпиграфа. Шуточная инсталляция «Разговор трех видов людей». Слева направо: неандерталец, человек прямоходящий, человек разумный.

Биосоциальная сущность человека

Еще в античной философии много внимания уделялось выяснению специфики природы человека, принципиально отличающей его от животных. Киники видели ее в способности людей ограничивать свои желания и материальные потребности, Сенека и стои­ки — в разуме. В западной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной (общественной) сущ­ности человека. С точки зрения христианской апологетики основное отличие человека от животных заключается в существовании у него Души. Преп. Серафим Саровский говорил: «Господь не одну плоть Адамову создал от земли, но вместе с ней и душу, и дух человеческий: но до этого мгновения, когда Бог вдунул в него дыхание жизни, Адам был подобен прочим животным». Свт. Феофан (Говоров) высказал подобную же мысль: «Бы­ло животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой — и из животного стал человек». По словам религиозного философа С.Н. Булгакова важнейшим отличием человека от тварного мира заключается в существовании у него «религиозной одаренности, … религиозного органа, воспринимающего Божество и его воздействие». Благодаря религиозной одухотворенности человеческое общество породило большое количество религиозных воззрений, а каждый Человек посвящает себя искреннему исканию истины, смысла жизни. Другой отличительной чертой человека от животных с позиций христианства является наличие у человека нравственности.

Человек – один из 3 млн. известных биологических видов, а человечество – общемировая популяция этого вида. В отличие от других живых существ в человеке сочетаются био­логическая предопределенность (сближающая его с животными) и его гуманистическая сущность (присущая только людям). На этом основании человека по праву называют единственным на Земле биосоциальным существом. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука находится на стыке естественнонауч­ного и гуманитарного знания.

Сходные черты у человека с животными. Человек и животные имеют практически одинаковый веще­ственный состав, сходный план строения тела (табл. 2.1). Чело­век состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и живот­ные. Многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком.

К человеку, также как и по отношению к другим видам применим биогенетический закон – человеческий зародыш проходит в своем развитии все стадии эволюции челове­ка. У человека имеются рудиментарные органы, ко­торые выполняли важные функции у животных предков и сохранились у человека, хотя и утратили свою значимость (например, волосяной покров на туловище, третье веко).

Сходство вещественного состава и строения обусловлено генетическим единством человека с животными. Работы по расшифровке генома человека показали, что в его генотипе людей около 95% генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков. Не менее 65% генов носят следы генотипа некогда существовавших насекомоядных млекопитающих, которые дали начало приматам. В генах человека содержится значительная часть генофонда древних рыб, предков хордовых и даже некоторых беспозвоночных животных (например, дождевого червя).

Таблица 2.1

Комплекс признаков, определяющий положе­ние человека в системе животного мира

Таксономические единицы Признаки
Тип Хордовые Появление в процессе эмбрионального развития хорды, жаберных щелей в глотке, полой нервной трубки, двусторонней симметрии.
Подтип Позвоночные Развитие позвоночного столбя, две пары конечно­стей, сердце набрюшной стороне тела.
Класс Млекопитающие Теплокровность, развитие млечных желез, наличие волос на поверхности тела.
Подкласс Плацентарные Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту.
Отряд Приматы Конечности хватательною типа, ногти на пальцах, одна пара млечных соской, кисть способна к про­нации и супинации, зубная система неспециализированная. сезонность половой жизни отсутствует.
Подотряд Человекопо­добные Ногти плоские, значительное развитие головного мозга, особенно больших полушарий, заметная ре­дукция обонятельного отдела, коренные зубы несут три и более бугров на жевательной поверхности, матка простая, плацента гелеохориальная.  
Группа Высшие узконо­сые Присутствие дуг, петель и замкнутых фигур в пальцевых узорах кисти, редукция хвостового от­дела, позвоночный столб с изгибами, большое число извилин на полушариях головного мозга, присутствие четырех основных групп крови (А, В, 0, АВ), и некоторые другие признаки.
Вид Человек разумный Объем головного мозга выше 900 см3, прямохождение, резкие изгибы позвоночника как рессоры, развитие седалищных и икроножных мышц, положение черепа, резкое сокращение лицевого отдела черепа, отсутствие гребней на черепе и некоторые другие признаки.

 

Экологическое сходство человечества с по­пуляциями всех других биологических видов заключается в том, что людям, как и всему живому присуще стремление сохранить свою жизнь и продолжить ее во времени и пространстве через размножение, обеспечить максимум безопасности и комфорта. Эти естественные устремления достигаются через постоян­ные взаимодействия человечества со средой обитания. Все люди потреб­ляют пищу и выделяют продукты физиологического обмена, защища­ются от врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуют полезным для себя видам. Иными словами, человечеству свойствен весь спектр экологических связей, характерный для животных.

Не мало общих черт у человека с животными и в поведении. Современная этология установила, что животные, также как и люди, испытывают различные эмоции: чувства радости, горя, тоски, вины и т.п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Поисками сходства между социальным пове­дением человека и животных и механизмов генетической обусловленности социального поведения человека занимается социобиология. Ее основная идея заключается в том, что «человек разумный» есть обычный биоло­гический вид с генетически разнообразным поведением. У челове­ка, как любого другого вида, не может быть целей, кото­рые возникали бы вне его собственной биологической природы. Социобиология утверждает, что культура никогда не сможет сделать из человека альтруиста, поскольку это противоречит его биологической природе.

Генетика вкупе с социобиологией изучает вопрос о том, суще­ствуют ли гены эгоизма, альтруизма, т.е. наследуются ли черты характера или они социально обусловлены воспитанием. Под генетическую детерминацию попадают инцестовое торможение, кон­фликт отцов и детей, войны, территориальность, различная ориентация полов, страх детей перед чужими людьми и т.д. Стремле­ние сохранить свой престиж и достоинство также врожденно. Социобиология утверждает, что скоро в нашей власти будет опреде­лять многие из генов, которые обусловливают поведение. Мышление, с точки зрения социобиологии, свободно от гене­тического влияния.

Этология еще до социобиологии показала, что в человеке много свойственного животным. Агрессивность и садизм, человека соот­ветствует агрессивности животных. Как и в животном мире, агрессивность больше присуща мужским особям. Войны и кризисы являются, по сути, внутривидовой конкуренцией, приводящей в конечном итоге к отбору. В то же время отбор в результате внутривидовой борьбы может быть отрицателен для вида. «Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человече­ству в современных условиях культурно-исторического и техничес­кого развития», — предостерегает основоположник этологии К. Лоренц.

Как преодолевается эта опасность в животном мире? Отказ от борьбы известен и у животных. Слабое животное ложиться в наиболее уязвимое положение при приближении к ней другого более сильного агрессивно настроенного животного. У сильного животного срабатывает некий механизм торможения, он не растерзывает слабую особь. Аналогичные механизмы торможения – запреты присутствуют и в человеческой культуре в виде системы запретов (заповеди Моисея и Христа) и юридических законов и общественно-правовых норм.

Потребность к игре свойственна не только человеку но и наиболее развитым животным. В игре — особенно у молодых животных — всегда присутствует эле­мент открытия. Игра способствует психическому развитию организма. Стремление к постижению чего-то нового присуще человеку, причем мужчинам в большей степени, чем женщи­нам.

Отличия человека от животных. К ним прежде всего относится разум, который проявляется в понятийном мышлении. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда кон­кретно. Человек, в отличие от животных, способен формировать отвлеченные, абстрактные представления о пред­метах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека.

Не смотря на то, что животные имеют очень сложные формы поведения и могут создавать изумительные «произведения» (например паутина, которую сплетает паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель продукта труда. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир.

Другим принципиальным отличием является то, что человек обладает речью. Многие животные обладают очень развитой системой общения друг с другом с помощью аудиовизуальных и иных сигналов (например, дельфины). Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой — у животных) — общение с помощью слов. Главное преимущество речи перед иными сигналами заключается в ее беспредельной информационной емкости. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

Членораздельная речь сформировалась у кроманьонцев 30 – 40 тыс. лет назад. Примерно в это же время (15 – 35 тыс. лет назад) люди научились фиксировать информацию в виде наскальных рисунков, что свидетельствует о высоком развитии абстрактного мышления, которое если и присутствовало у неандертальцев и древнейших людей, то имело зачаточные формы. Данный вывод ученые делают исходя из того, что Homo habilis, H. erectus и H. neandertalis не оставили после себя ни каких проявлений изобразительного искусства. Скорее всего их мышление было конкретным*.

Что такое слово? C позиций библейской и философских систем Платона и Гегеля – и разум, и слово появились задолго до человека, а не изобретены им. Они организовали биологическую материю, а затем были вложены в человека. В естествознании существует гипотеза немецкого антрополога М. Мюллера происхождения речи из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Таким же путем в про­цессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум.

Появление способности к накоплению, обобщению и передаче индивидуального и коллективного опыта, фиксирование информации, овладение устной речью заложили основы новой формы внегенетического приобретения полезных качеств и навыков всеми поколениями людей через социальную наследственность. Благодаря этому стала складывать­ся свойственная только человеку система общих экосоциальных связей, материальных и духовных ценностей – началось развитие культуры человечества.

Развитие абстрактного мышления и речи существенно расширило информационные связи людей. Информационные связи в природных популяциях обеспечивают передачу конкретных сигналов на ограниченную дистанцию в течение ограниченного времени. Информационные связи чело­вечества насыщены, сигнала­ми любой сложности, они спо­собны не только единовремен­но охватить всю ныне жи­вущую видовую популяцию, но и адресованы, всем будущим поколениям. Очевидно, что такой уровень разви­тия информационных связей обеспе­чивает согласованные общественные действия большого числа людей, в том числе неродственных друг другу: многих сотен, тысяч, миллионов. Согласованные действия тысячекратно усиливают мощь дав­ления человеческих коллективов на среду обитания, несоизмери­мого с ее способностью к сопротивлению.

Способность к труду также является фундаментальным отличием человека от животных. В природных популяциях животных орудийная деятельность – редкое ис­ключение*. Человечество, напротив, самое мощное давление на природу оказывает опосредованно, через орудия, машины, меха­низмы. В этом заключается еще одно важное отличие экосоциальных связей современного человечества.

В отличие от животных человек способен не только использовать, но и изготовлять орудия труда. В его трудовой деятельности всегда присутствует творчество. С этим связано утверждение, что труд создал человека. Однако далеко не все ученые разделяют это мнение. Так, известный биолог-эволюционист Н.Н. Воронцов отмечает, что первоначально охотничий и собирательский труд древнего чело­века мало чем отличался от охотничьей и собирательской активности диких млекопитающих (не только приматов). На этом основании Н.Н. Воронцов исключил трудовую деятельность из числа предпосылок возникновения человека, но в тоже считает трудовую деятельность принципиальным отличием человека от животных.

Для человека характерен целый ряд других отличительных черт, например, прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, способствовало развитию руки, особенно большого пальца на ней; использование огня и захоронение трупов соплеменников.

Однако главные отличия человека от животных — понятийное мышле­ние, речь, труд — стали теми путями, по которым шло обособле­ние человека от природы.

Экологические отличия человечества от популяций иных видов про­являются в уровне развития многих экологических связей и в особенно­стях форм их реализации. Суммарно эти различия наиболее отчетливо выражены в силе и масштабах влияния человечества на окружающую среду. Как популяция любого вида, человечество оказывает определен­ное воздействие на среду, в свою очередь испытывая ответное ее сопро­тивление. Но давление человечества несоизмеримо по своей мощи и ско­рости ее нарастания с влиянием на окружающую среду других видов. По своим масштабам оно сейчас существенно превосходит сопротивле­ние среды, подавляет его на значительной части планеты. В отчетливом дисбалансе сил давления человечества на среду и ответного ее сопротив­ления заключается одна из самых существенных экологических особен­ностей человека.

Другое отличие человека от всех других видов животных заключается в том, что современные люди не могут сущест­вовать без обмена результатами своей деятельности с себе подобными, вне созданной ими искусственной среды обитания, без использования обобщенного опыта, накопленного предшествующими поколениями, без огромного множества прямых и особенно опосредованных социальных связей. Иными словами, человек не способен длительное время поддер­живать свое существование вне духовной и материальной культуры, вне цивилизации, вне социума – человеческого общества.

Еще одно принципиальное отличие людей от животных заключается в том, что все виды на Земле приспосабливаются – адаптируются к среде обитания, к меняющимся условиям жизни. Только человек с по­мощью освоенных им энергоресурсов приспосабливает (адапти­рует) среду своего обитания к собственным потребностям, ко­ренным образом и в краткие сроки преобразует природу Земли.

Если экологическое сходство человека с другими видами объясняется его биологическим происхождением, принадлежностью к миру живой при­роды, где действуют биологические законы, то экологические его отличия определяются принадлежностью так­же и к человеческому обществу, где действуют законы общественные, т.е. социальные. Эта биосоциальная двойственность присуща только человеку.

 

Экологические предпосылки эволюции человека

По современным данным, эволюция человека как представителя рода Homo насчитывает около 4 млн. лет, то есть человек возник в конце третичного периода в плиоцене. Переход к прямохождению, социальность были важ­нейшими предпосылками для возникновения таких ха­рактерных для человека особенностей, как орудийная дея­тельность, включая изготовление орудий, и развитие язы­ка в качестве средства коммуникации.

В эволюции класса млекопитающих антропогенез был лишь звеном единого процесса параллельной эволюции разных групп, начавших в миоцене завоевывать открытые пространства. Открытые ландшафты — степи, саванны, прерии — смогли появится на Земле и занять на ней об­ширные площади лишь после возникновения и широкого распространения однодольных растений, способных обра­зовывать плотную дерновину. Возникновение однодоль­ных, в сочетании с несколько возросшей сухостью клима­та, послужило предпосылкой для начавшегося во второй половине третичного периода, в миоцене, и продолжав­шегося и в плиоцене великого процесса остепнения суши. Появление степей, саванн создало новые адаптивные зо­ны на Земле. Часть лесных млекопитающих осталась в со­кративших свою площадь лесах, часть, испытавшая более жесткий отбор в связи с освоением новых ниш и потому претерпевшая более быструю эволюцию, стала осваивать открытые ландшафты.

Хотя разные по происхождению группы млекопи­тающих занимают в открытых ландшафтах совершенно разные экологические ниши, само их пребывание в сте­пях, саваннах, прериях, пампасах ведет к параллельному возникновению и развитию в разных группах животных некоторых общих черт строения и поведения.

Все группы зверей, завоевывая открытые пространст­ва, попадают в условия среды, почти лишенной укрытий. Грызуны идут по пути усложнения строительной деятель­ности, выкапывая норы (песчанки, тушканчики, суслики, сурки). Другие более крупные формы переходят к коче­вому образу жизни, совершая значительные миграции (антилопы, лошади, зебры).

Выход на открытые пространства, завоевание степей (сходный во многом процесс происходил и в тундрах) ве­ли к резкому увеличению размеров стада, переходу от семейно-группового к стадно-стайному образу жизни. Сра­вним небольшие группы горно-лесных антилоп горалов с тысячными стадами степных сайгаков, семьи лесных благородных и пятнистых оленей с многотысячными стадами тундровых северных оленей. Резкое увеличение размеров стада связано с переходом от круглосуточного или суме­речного к дневному образу жизни.

Увеличение численности стада ведет к дифференциа­ции функций между его членами, к усложнению иерархии внутри этого социума. Усложнение коммуникаций, укру­пнение социальных (в этологическом смысле этого по­нятия) групп ведет к тому, что на смену одним сигналам из внешнего мира, игравшим ведущую роль, приходят другие сигналы, воспринимаемые другими органами чувств.

В закрытом ландшафте – в лесу – запах сохраняется дольше, чем в продуваемых ветром открытых пространст­вах. Вот почему запах и обоняние, столь важные в комму­никации лесных животных, в саваннах, степях и тундрах уже не могут играть столь существенной коммуникатив­ной роли при контакте на большом расстоянии между многими десятками и сотнями животных.

Зрение – достаточно быстрый способ улавливания информации от ограниченного числа сочленов – не мо­жет выдержать сравнения со слухом при увеличении раз­меров стада. Впрочем, если стадо ориентировано на одно­го единственного «вождя», то зрительные сигналы от него могут играть существенную роль в жизни стада на откры­тых пространствах. Однако для коммуникаций между многими членами стада звуковой сигнал гораздо важнее, чем жест. В итоге при завоевании открытых пространств запах и обоняние, жест и зрение отходят на второй план, уступая первенство звуковому сигналу и слуху.

Звуковая коммуникация независимо возникает в раз­ных группах млекопитающих, освоивших открытые про­странства. При этом у некоторых обитателей открытых ландшафтов формируется относительно сложная система звуковой коммуникации, состоящая из нескольких десят­ков смысловых сигналов. Сравним относительно однооб­разные звуковые сигналы лесных белок с богатой звуко­вой палитрой их близких степных родичей – сусликов (Spermophilus) и сурков (Marmota).

Тенденция возникновения прямохождения, освобо­дившая руки «для труда», свойственна не только нашим предкам. Улучшение обзора у одних жителей открытых пространств достигалось резким увеличением длины шей – жирафы, геренук (Litocranius walleri) среди антилоп. Многие группы млекопитающих достигли тех же целей за счет прямохождения (рис. 2.1). Стоячая поза на задних но­гах, «столбиком», характерна именно для колониальных животных открытых пространств. В отряде грызунов – это большие песчанки (Rhombomys opimus) среди песчанок (Gerbillinae), уже упоминавшиеся суслики и сурки среди беличьих, уже упоминавшаяся полевка Брандта среди полевочьих, суриката (Suricata suricattd) среди виверровых (Viverridae). В отряде приматов – это (частично) жители открытых ландшафтов колониальные павианы, а также предки человека австралопитековые (Australopithecus и др.).

В больших стадах видов открытых пространств устанавливается сложная иерархия. Функции вожака на­долго закрепляются за одной особью. Как показали ис­следования Н.Л. Крушинской на крысах, альфа-самец, как правило, не самый умный, но самый агрессивный. Самые умные самцы обычно занимают место среди бета-особей. Смена вождя у социальных млекопитающих про­исходит редко, обычно это связано со старением лидера, с попыткой смещения лидера наиболее агрессивным среди бета-самцов. После серии безуспешных попыток, турнир­ных боев, может произойти смена лидера. Обычно это связано с коренной перестройкой всей иерархической структуры стада.

Рис. 2.1. Различные эволюционные пути улучшения обзора при освое­нии открытых ландшафтов (по Воронцову, 1999): а-е – за счет вертикальной позы: «прямостояния» (а-г), «прямосидения» (д) и прямохождения (е); ж-и – за счет удлинения шеи:

а - виверра-суриката (Suricata); б - сурок (Marmota); в - суслик (Spermophilus); г - большая песчанка (Rhombomys); д - павиан (Cercopithecus); е - человек (Homo); ж - антилопа-геренук (Litocranius); з - жираф (Giraffa); и - лама (Lama).

Таким образом, важнейшие предпосылки возникно­вения человека – общественный образ жизни, звуковая сигнализация (на основе которой возникает речь с необ­ходимой для этого коренной перестройкой голосового аппарата), дневной образ жизни, прямохождение, возни­кновение сложной иерархической структуры стада и свя­занное с этим разделение функций между членами сооб­щества – были в значительной степени обусловлены эко­логической обстановкой, сложившейся ко второй полови­не миоцена.

В отличие от растительноядных лесных человекооб­разных обезьян – орангутана (Pongo pygtnaeus), шимпанзе (Pan paniscus, P. troglodytes), гориллы (Gorilla gorilla), – и австралопитеки, и древние люди были всеядны. Мясо со­ставляло существенную часть их рациона. Стало быть, на время охоты мужчины должны были надолго оставлять женщин. Если бы приматы были моноэстричны (т.е. име­ли одну овуляцию в год, одну течку, краткий сезон спа­ривания, как хищные, копытные и другие крупные мле­копитающие), то самки колониально живущих видов, где самцы надолго уходят от самок, рисковали бы остаться неоплодотворенными. Полиэстричность приматов была предпосылкой перехода наших предков от растительнояд­ной пищи к охоте.

Согласно приведенной выше гипотезе «Великого охотника» экологической предпосылкой происхождения человека явилось заселение его далекими предками открытых ландшафтов. Известный шведский путешественник, зоолог и антрополог Ян Линдблад выдвинул оригинальную гипотезу околоводного происхождения предшественников гоминид – гипотезу «Водной обезьяны». В своей книге «Человек – ты, я и перво­зданный» (1991) он приводит стройную систему фактов и логиче­ских построений, позволяющих предполагать, что прагоминиды жили на илистых отмелях, собирая по берегам и на дне упавшие с деревьев плоды, моллюсков и других водных животных. На бо­лее глубокой воде им приходилось подниматься на задние конеч­ности, чтобы дышать или переходить вброд небольшие речки. Сформировалось прямохождение. А намокающий волосяной по­кров, напротив, становился ненужным и постепенно исчезал; те­пло в воде обеспечивал жировой слой. Так возникли безволосые, способные перемещаться на двух ногах ранние гоминиды. Инте­ресны некоторые детали этой гипотезы, проливающие свет на дальнейшую эволюцию пралюдей к человеку. Отыскивание пи­щи в иле на ощупь требовало подвижности пальцев передних конечностей – немаловажное обстоятельство превращения их в руки. Добытые на дне моллюски подчас имели крепкие ракови­ны, которые удобно было разбивать камнями. Наконец, выса­сывание содержимого через пробоины в раковинах развива­ло подвижность губ и языка, что могло сыграть впоследствии решающую роль в возникновении способности артикулировать произносимые звуки, складывать их в членораздельную речь. Гипотеза выглядит убедительно, хотя есть у нее и критики.

Антропогенез

Начавшаяся 4 млн. лет назад эволюция рода Homo сопровождалась эстафетной сменой пралюдей (австралопитеков) и древнейших людей (человек умелый и человек прямоходящий) древними людьми (неандертальцами) и людьми современного типа (человек разумный) (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Расчленения позднего кайнозоя и эволюция гоминид (из Воронцов, 1999)

 

Самые древние предки человека – гоминиды, или пралюди, - возникли 5–8 млн лет назад в Юго-Восточной Африке. Кроме Южной Африки австралопитеки заселили Юго-Восточную, Восточную и Переднюю Африку (долину р. Иордан). Первые из известных гоминид - австралопитеки (рис. 2.3) жили 6–2 млн лет назад. Австралопитековые жили не в лесу, а в саваннах; питались не только растительной, но и животной пищей; вели охотничий образ жизни, о чем свидетельствуют скопления костей рядом с ископаемыми австралопитеками.

Рис. 2.3. Австралопитек и его орудия труда

Известно, что в процессе перехода от австралопите­ков к роду Homo (около 3 млн. лет назад) произошло существенное увеличение размеров головного мозга (рис. 2.4). Грань между австрало­питеками и ранними людьми достаточно условна. Линией раздела считается изготовление орудий. Австралопитеки в отличие от представителей рода Человек, также как и некоторые другие высшие животные, лишь использовали в качестве примитивных орудий кости камни, палки, кости и др. Существует предположение, что австралопитеки использовали в качестве орудий кости и зубы убитых ими на охоте животных и были способны накапливать ассортимент разнообразных предметов.

Принципиально новый шаг совершили первые люди около 2 млн. лет назад, когда они научились изготавливать простейшие орудия труда и охоты из камня, кости и дерева.

Рис. 2.4. Увеличение размеров мозга, уменьшение лицевой части че­репа и увеличение мозговой части черепа в ряду от Australopithecus к Homo sapiens (из Воронцов, 1999).

Слева – черепа: а – австралопитек; b – Homo erectus; с – H. sapiens neanderthalensis; d – H. s. sapiens. Справа - увеличение объема головного мозга: пределы вариации и среднее значение.

 

Самым древним представителем рода Homo был человек умелый (Homo habilis) (рис. 2.5), обитавший около 2–4 млн лет назад в Юго-Восточной, Южной и Центральной Африке. В конце своего существования (около 2 млн лет назад) численность H. habilis, по оценкам ученых, не превышала 125 тыс. лет назад. Человек умелый имел рост 122–140 см. Объем головного мозга 656 – 668 см3 – хотя и был больше, чем у австралопитека, но не превышал критической границы в 750 см3, при котором возможен переход к образному мышлению и возникновению речи. Мы ничего не знаем о мышлении человека умелого, оставившего нам свои первые крайне примитивные орудия труда (так называемой «галечниковой культуры»), изготовленные из речного булыжника, и пригодные для многократного использования в качестве ручного рубила или подобия ножа - (рис. 2.6), но знаем, что он охотился не только на мелких, но и на крупных животных (слонов, динотериев, баранов). В процессе коллективной охоты применялись различные приемы – облавы, загоны (в том числе и в болотистую почву). Хабилисы умели изготавливать грубые каменные рубящие орудия для охоты, разделки туш, обработки дубин и проч. (всего около 20 типов). Для этого они использовали гальку и желваки различных пород камня, а также отщепы (получавшиеся после разбивания камней), которые служили для разрезания мяса, обработки туш животных, дерева, кости и тд.

Рис. 2.5. Человек умелый

Изготовление орудий, социальный образ жизни, рас­членение функций и навыков между членами первобыт­ного стада требовало все более длительного периода обу­чения. Хотя процесс обучения идет в течение всей жизни особи, но особая нагрузка ложится на годы роста. Срав­нение человека и человекообразных обезьян говорит нам о резком удлинении процесса созревания у человека и его прямых предков по сравнению с человекообразными. Шел естественный отбор по многим параметрам, в том числе и на увеличение продолжительности детства и всей жизни особи. В отличие от диких животных, у которых старение практически связано с прекращением репродук­тивных функций и потому старые особи крайне редки, у человека старики несут особую функцию хранителей опы­та (а позднее и традиций), учителей следующих поколе­ний.

Рис. 2.6. Орудия «галечниковой культуры» человека умелого

Около 1 млн. лет тому назад человека умелого сменил человек прямоходящий (Н. егесtus). В этот вид объединяют древнейших людей – питекантропа, гейдельбергского человека, синантропа (рис. 2.7) и ряд других форм, живших от 200 тыс. лет до 1,9 млн лет назад. Средний рост этих людей достигал 162 – 163 см, объем головного мозга превысил критическое значение – 750 см3.

Рис. 2.7. Синантроп. Реконструкция М.М. Герасимова (1945 г.)

Человек прямоходящий широко расселился, освоив не только Северную Африку, но и Южную и Центральную Европу, а также Юго-Восточную Азию и прилегающие к ней острова. Поздние синантропы (Н. е. pekinensis), жившие около 300 тысяч лет назад на территории современного Китая уже умели поддерживать огнем. В пещере Чжоу-Коу-Тьен под Пекином, где жили синантропы, за тысячи лет толщина слоя золы и углей достигла 27 мет­ров. Это говорит о том, что традиция беспрерывного под­держания огня изустно передавалась от особи к особи, из поколения в поколение. Таким образом, процесс обуче­ния и накопления знаний несомненно играл большую роль в эволюции человека прямоходящего. Поддержание огня способствовало не только расселению человека прямоходящего по умеренным зонам старого Света, но также но также стало ключевой причиной увеличения его численности. Археологи оценивают численнсоть человека прямоходящего 300 тыс. лет назад, т.е. во времена синантропа, в 1 млн особей.

Около 100 – 150 тыс. лет назад древнейшим людям на смену пришли неан­дертальцы (рис. 2.8), которых одни авторы рассматривают как под­вид человека разумного (Н. sapiens neanderthalensis), а дру­гие считают самостоятельным видом (Н. neanderthalensis). Рост неандертальцев существенно не превышал рост человека прямоходящего и составлял 155 – 165 см. В то же время объем головного мозга у неандертальца был почти в раза больше, чем у древнейших людей.

Рис. 2.8. Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова (1948 г.)

Неандертальцы просуществовали около 110 тыс. лет (150 – 40 тыс. лет назад) и сформировали мустьерскую культуру каменного века. Если орудия труда древнейших людей носили универсальный характер, то у неандертальцев отмечается их специализация. Неандертальцы изготавливали более 60 видов орудий труда (остроконечники, употреблявшиеся как ножи для резания, кинжалы, наконечники копий, скребла – применялись для разделывания туш, обраотки шкур и дерева, выемчатые и зубчатые орудия – для обтачивания деревянных предметов, резания и пиления и др.), вели различный охотничий промысел, занимались собирательством, жили в постоянных поселениях. Неандертальцы жили часть времени с людьми современ­ного типа. Совместные находки неандертальцев и людей современного типа известны, например, в Палестине. Произошло ли уничтожение неандертальцев современны­ми людьми или они смешались – во­прос дискуссионный.

Рис. 2.9. Кроманьонец. Реконструкция М.М. Герасимова (1945 г.)

Кро­маньонцы (рис. 2.9) – бесспорные представителем человека разум­ного (Н. sapiens) появились на Земле 35 – 40 тыс. лет назад. Таким образом, от кроманьонца нас от­деляет лишь 1% того времени, в течение которого проте­кала эволюция рода Homo.

Рис. 2.10. Расселение людей современного типа (Черновой и др., 2001)

Объем головного мозга кроманьонца составлял 1600 см3 при росте 180 – 187 см. Считается, что человек разумный произошел в Северо-Восточной Африке и у восточных берегов Средиземного моря. Из этих рай­онов первые кроманьонцы расселились в Южную Европу, по Юж­ной и Восточной Азии вплоть до Австралии и через северо-восточ­ную оконечность Азии на северо-запад Америки (рис. 2.10). К концу палеолита численность этого вида достигла 3,34 млн. особей.

Таким образом, эволюция древних гоминид сопровождалась не только анатомо-морфологическими перестройками, повышающими их общую организацию, но и усложнением форм поведения, освоением новых источников энергии, заселением ойкумены и увеличением численности.