Конфликты ценностей.

Ценности природы нередко являются источниками конфликтов, кото­рые возникают, когда пересекаются интересы людей с противостоящими экологическими установками и ценностными оценками. Чаще всего конфликты происходят между материальными и духовными ценностями природы. При этом надо учитывать, что духовные ценности, по большому счету, являются более важными, но их чаще игнорируют как в хозяйственной деятельности, так и в природоохранном деле. Для пресечения конфликтов экологистами разработа­ны права природы, приемлемые на современном этапе взаимодействия чело­века с миром природы.

 

 

3. Понятия «моральные партнеры» и «моральные агенты».

Моральным партнером (субъектом) считается любой объект природы, обладающий внутренней ценностью (самоценностью).Экоэтика относит к мо­ральным партнерам не только людей и высших животных, но и всех осталь­ных живых существ, а некоторые экофилософы причисляют к ним и отдельные участки неживой природы (экосистемы, ландшафты). Исследования показывают, что многие живые существа, а может быть и все (без исключения) способны любить и страдать, чувствовать горе или ра­дость, и на основании этого вполне могут считаться нашими моральными партнерами (субъектами морали).

Моральный агент - это существо, обладающее способностью к нравст­венным размышлениям, вследствие чего оно может поступать, руководствуясь моралью, а потому имеет обязанности и несет ответственность за содеянное. Моральными агентами являются все люди, кроме младенцев и людей с тяже­лыми психическими расстройствами. Т. о., Человек как моральный агент имеет обязанности в отношении своего морального партнера Природы, а вот Природа в отношении Человека их не имеет, т.к. не является моральным агентом.