Человек и природа с точки зрения их моральной значимости обладают равными правами. Но права природы - это этическая конструкция, а не свершившийся факт; они не существуют сами по себе, а являются лишь отражением морали человеческого общества на определенном этапе развития.
В настоящее время за живыми существами как индивидами, а также за их группами (популяциями, подвидами, видами) признаны следующие права:- право на жизнь;
- право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания (право на дикость);
- право на необходимую для жизни долю земных благ;
- право на защиту от страданий по вине человека; - право на защиту законом.
Считается, что живые существа, не имеющие нервной системы, не являются индивидами и потому обладают правами только на уровне вида. Но многие экофилософы считают, что отдельные представители растений, хотя и не имеют нервной системы, имеют такие же права, как и животные. За экосистемами, ландшафтами и другими участками неживой природы, а также космосом, признаются следующие права:
- право на существование;
- право на свободу от человеческого контроля и управления;
- право на защиту законом.
В экологической этике разработаны простые принципы, регламентирующие наши отношения с природой:
- не навреди (человек не должен причинять вред живым существам, видам живых существ или экосистемам);
- не вмешивайся (человек должен воздерживаться от ограничения свободы живых существ, видов живых существ или экосистем);
- будь порядочным (человек не должен обманывать диких и предавать домашних животных);
- соблюдай права природы;
- компенсируй ущерб (при нарушении вышеперечисленных принципов человек обязан компенсировать природе нанесенный ущерб рекультивацией природных территорий, защитой редких видов и т.п.)
Кроме общих принципов, существуют более конкретные правила взаимодействия с природой, в которых ключевым моментом является дифференцировка интересов человека на жизненно-важные и не жизненно-важные. К жизненно-важным мы относим интересы жизни, безопасности, здоровья, свободы. Не жизненно-важные подразделяются на существенные и пустые. К последним относятся прихоти человека: ради развлечения (так называемая, любительская охота) или в угоду моде (сумочка из кожи крокодила).
Экоэтические правила. 1. Правило самообороныразрешает применять силу против любого другого существа или экосистемы в целях защиты здоровья и жизни (своей или других людей), но только в том случае, если невозможно избежать нападения или спастись от него. 2. Правило справедливого распределенияутверждает, что в случае столкновения жизненно важных интересов людей и жизненно важных интересов природы обоим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ. 3. Правило пропорциональностиустанавливает, что в случае конфликтов жизненно важных интересов природы и не жизненно важных (тем более пустых) интересов человека приоритет отдается природе; так, убийство слонов ради бивней и отстрел крокодилов ради кожи для сумочек является неправомерным акгом жестокости. 4. Правило минимального вредапредполагает, что в случае конфликта жизненно важных интересов природы и нежизненно важных, но существенных интересов человека, приоритет может быть отдан человеку; но наносимый при этом вред природе должен быть минимальным. 5. Правило справедливого возмещенияутверждает, что в случае, если удовлетворение интересов людей наносит вред природе, то человеком должна быть произведена компенсация вреда.
Экоэтический идеал.Под экоэтическим идеалом понимается такое сообщество или мир, где удовлетворение человеческих потребностей совместимо с благом всех живых существ и экосистем; где все они - члены морального сообщества. Конечно, такое состояние природы - это утопия, идеал, которого сложно достигнуть, но к которому нужно стремиться.
Тема 6: ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ