рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вставка

Вставка - раздел Экология, Социальная экология и природопользование Цикличность Исторических Процессов На Основе Обобщения За 2500 Лет Историческ...

Цикличность исторических процессов на основе обобщения за 2500 лет исторических событий исследовал А.Л.Чижевский, динамику процессов в природе и циклический характер перехода биосферы в ноосферу — В.И.Вернадский, социокультурный аспект циклов — П.А.Сорокин. За последние 25 лет сильно вырос интерес к идеям космистов (особенно после кризисов середины семидесятых годов XX в. и последующих перестроек в структуре общества). Русский циклизм явился продолжением идей космизма. Основы общей теории кризисов как неизбежной стадии в циклической динамике систем в природе и обществе заложил А. А. Богданов. Широко известно учение Н. Д. Кондратьева о больших циклах конъюнктуры, которое было распространено Й. Шумпетером и явилось основой для исследований долгосрочных циклов в экономике и общественной жизни. Появился ряд монографий, проводятся междисциплинарные дискуссии по проблемам теории циклов и кризисов, социогенетике и прогнозированию. Внутри самого естествознания укрепляются представления о необходимости соответствия научных концепций гармонии и красоте. Концепция устойчивого развития направлена на соотнесение и гармонизацию в единстве экологических, социальных и технологических программ развития. Она названа академиком Н.Н.Моисеевым стратегией выживания человечества.

 

 

Следующим шагом в развитии экоцентрического сознания стали идеи такого на­правления как экологизм. Экологисты (Марш, Ист, Росс, Клементе, Леопольд и др.), строившие свою социально-экологическую модель на естественнонаучном понимании взаимодействия общества и природы, выдвинули три основные идеи: экосистемного хо­лизма, морального сообщества и экологической этики.

1. Идея экосистемного холизма (от греч. holos — целое) сформулирована О. Леопольдом: разумно всё то, что стремит­ся к сохранению целостности, стабильности, совершенства биологического сообщества.

2. Идея морального сообщества: необходимо применять нормы морали ко всем элементам экосистемы (но лишь на уровне популяций, видов, а не отдельных особей). Для экологистов ценностью обладает стабильное функционирование единой экосистемы, а не уникальность каждого отдельного ее элемента.

3. Идея экологической этики требует распространения человеческой этики на всю природу и создания принципиально но­вой этики, которая должна соответствовать и «природе человека», и законам окружающей среды.

В целом русский космизм, учение о ноосфере и экологизм обосновали необходимость единства человека и при­роды (холистический подход), начали формировать представление о непрагматической ценности природы, но в этих воззрениях по-прежнему сохраняется объектное восприятие природы.

Большую роль в формировании нового типа экологического сознания, в преодолении взгляда на природу как на простой объект человеческих манипуляций сыграла так на­зываемая «универсальная этика» (Торо, Ганди, Швейцер и др.). Она не проводит в ценностном отношении разграниче­ния между человеком и другими живыми существами: представители природы - такие же полноправные субъекты, как и человек, они равны ему в своей самоценности. Лауреат Нобелевской премии Л. Швейцер выдвинул принцип «благоговения перед жизнью». «Если этика Благоговения перед жизнью затронула его (человека), ¾ пишет А. Швейцер, ¾ он наносит вред в жизни и разрушает лишь в силу необходимости, которой не может избежать, и никогда ¾ из-за недомыслия. Насколько он является свободным человеком, настолько он использует любую возможность, чтобы испытать блаженство: оказаться в состоянии помочь жизни и отвести от нее страдание и разрушение»

Идеи «универсальной этики» стали идеологической ба­зой такого направления как биоцентризм. Основная идея биоцентризма - идея естественного порядка, в котором все движется в соответствии с естественными законами; порядка, в кото­ром поддерживается самый тонкий и совершенный баланс до тех пор, пока в нем не появляется человек со всем его «невежеством и самонадеянностью». Биоцентристы рассмат­ривают Природу как наиболее совершенную и наделенную духовными качествами сущность, воплощающую в себе основные принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. Биоцентристы (Эмерсон, Кэтлин, Лоу, Олмстед, Элист и др.) выдвинули три основных идеи.

1. Синкретичность мира (от греч. synkretismos — со­единение, объединение). Биоцентрис­ты отвергают не только выделение человека из природы, но и вообще представление о мире как состоящем из отдельных самос­тоятельных объектов. Мир — это единое целое, и поэтому не существует разделения субъекта и объекта, «человечес­кого» и «не-человеческого» и т.д.

2. Биосферный эгалитаризм (от фр. egalite — равен­ство). В соответствии с этой идеей, биоцентристы провоз­глашают равное право всех живых существ жить и процве­тать, равную внутреннюю присущую им ценность. Это не ценность, определяемая с точки зрения человека, и связанная с перспективами того или иного их использова­ния, а именно самоценность.

3.Принцип экологического самообеспечения. Биоцен­тристы выступают против дальнейшего по­вышения жизненных стандартов. Человек должен использо­вать природные ресурсы только в тех пределах, которые необходимы для обеспечения существования человеческого вида. Материальные стандарты должны быть рез­ко снижены, но вот качество жизни как удовлетворение ду­ховных потребностей должно быть существенно улучше­но. Следует отметить, что биоцентри­ческим идеям присущ несколько мистифицированный характер, поэтому они имеют много оппонентов, критикующих их с самых разных позиций.

Таким образом, экологическое сознание, базирующееся на идеях универсальной этики и биоцентризма, характеризу­ется высокой степенью психологической включенности че­ловека в мир природы, высоко субъектным ее восприяти­ем, доминированием непрагматического характера взаимодействия с ней. В целом, инвайронментальное движение в различных своих направлениях, а также русский космизм явились предпосылкой для возникновения нового экоцентри­ческого экологического сознания.

Для развития ЭС в культурах Востока характерны иные тенденции. Если западное ЭС прошло ряд последовательных исторических трансформаций, то восточные религиозно-философские системы избежали этого «окольного пути». В целом, они сохранили характеристики архаического ЭС, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятия природы как духовной ценности. Так даосский принцип «у-вэй» (недеяние) предполагает не отсутствие деятельности вообще, но такие действия, которые соответствую природе вещей. В восточных религиозно-философских системах единство с природой переживается не как соединение отдельных компонентов (что свойственно Западу), а как полное слияние и исчезновение психической границы между человеком и окружающим миром.

ВЫВОДЫ. 1. Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, создающая обособленную от природы реальность (технику, производство и т.п.). Общество характеризуется включенностью ее членов в социальные, экономические и политические связи. Наряду с индивидуальными потребностями людей в обществе должны удовлетворяться и т.н. социальные потребности (производство социальных благ, повышение комфортности жизни, осуществление коммуникаций и т.д.). Удовлетворение этих потребностей осуществляется на основе вещественного, энергетического и информационного обмена с природной средой, на основе взаимодействия с экосистемами. В результате в процессе социогенеза формируются социоэкосистемы, которые воспринимаются человеческим сознанием по-разному, в зависимости от типа его экологического сознания.

2. В архаическую эпоху общество как таковое еще не сформировано. Архаическое сознание характеризуется высокой психологической включенностью человека в мир природы, субъектно-объектной неразделенностью с ней, доминированием прагматического характера взаимодействия при одновременном интуитивном восприятии природы как духовной ценности.

3. В эпоху античности возникает психологическая противопоставленность, нарастает доминирование объектного восприятия, но в то же время возникает осознание непрагматической (духовной) ценности природы.

4. Христианство, и затем картезианство, привело к тому, что природа стала восприниматься как лишенный всякой самоценности объект. Они закрепили противопоставленность человека и природы (христианство – в сфере чувств, Веры и Души, а картезианство – в сфере мышления, Знания, Духа) и перевели взаимодействие с природой полностью в прагматическую плоскость. Это привело к формированию антропоцентрического экологического сознания, являющегося «психологической базой» экологического кризиса.

5.Возникшая в конце XIX в. экоцентрическая тенденция связана с такими движениями и учениями, как инвайроментальный консервационизм, русский космизм, учение о ноосфере и экологизм, универсальная этика и биоцентризм. В новейшее время в человеческом сообществе значительное влияние приобретает восточный подход к восприятию природы, характеризующийся психологической неразделенностью человека и природы. В результате в настоящее время сложилась база для формирования экоцентрического экологического сознания, для которого характерно отсутствие ценностного разделения человека и природы, восприятие природы в качестве равноправного субъекта, доминирование непрагматического характера взаимодействия с природой, что должно стать основой выхода из современного экологического кризиса.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социальная экология и природопользование

Рис Связи социальной экологии с другими науками.. Тема Биологические и ощественные основы социальной Тема Эволюция отношений человека со средой и развитие экологического сознания в процессе..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вставка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРОГРАММА (22ч.) Введение. Социальная экология, её предмет, цели, задачи, методы, место среди др.наук. 1ч. Т1: Биологические и общественные основы социальной экологии: 2ч.

Предмет и задачи социальной экологии.
Возник­новение социальной экологии как междисциплинарной науки явилось следствием все более возрастающего интереса пред­ставителей гуманитарных дисциплин – социологии, экономики, политологии, психо

Биологические основы. Структурная организация биосферы.
Биологической основой социальной экологии являются ключевые понятия науки «экология». В связи с этим необходимо помнить значение некоторых терминов. 1. Экотоп или

Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия
Человек как объект познания рассматривается современной наукой с различных точек зрения, что нередко создаёт фрагментарности ви­дения. Новые науки - экология человека и социальная экология

Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации.
Выделяют четыре эпохи (этапа) становления отношений между обществом и природой. 1.1. Эпоха охотничье-собирательской культуры.Около 10¾15 тыс. лет назад че­ловечеств

Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
2.1. Понятие «сознания», типы экологического сознания и его параметры. Общество диктует не только условия существования человека, но и тип его общественного сознания.

Экологическое сознание в Новое время.
В формировании экологического сознания в период, именуемый Новым временем (XVII-XIX вв.), основную роль сыграли развивающиеся науки. Важнейшая роль принадлежит картезианству (учению Р.Декарта), ста

Система параметров личностного отношения к природе.
В основе субъективного (личностного) отношения к природе лежит «запечатленность» ее в тех или иных природных объектах. Мы относимся к окружающему миру в свете своих потребностей, как материальных,

Ценности дикой природы.
Под ценностями имеются в виду некие «полезности» объекта, которые можно разделить на две категории: ценность для других и ценность для се­бя. Первую категорию, с точки зрения человека, можно раздел

Конфликты ценностей.
Ценности природы нередко являются источниками конфликтов, кото­рые возникают, когда пересекаются интересы людей с противостоящими экологическими установками и ценностными оценками. Чаще всего конфл

Права природы и правила экоэтики.
Человек и природа с точки зрения их моральной значимости обладают равными правами. Но права природы - это этическая конструкция, а не свер­шившийся факт; они не существуют сами по себе, а являются

Проблема первая. Загрязнение окружающей природной среды.
Под загрязнением среды имеют в виду выброс отходов промышленности и транспорта, а также использованных изделий. Еще 50 лет назад биосфера была способна поглотить и нейтрализовать э

Проблема вторая. Рост населения Земли и обеспечение его пищевыми продуктами.
Благодаря развитию общества, би­ологический вид Homo sapiens был выведен из-под действия естествен­ного отбора и межвидовой конкуренции, что расширило возможности роста численности и рассел

Природопользование, его предмет, цели и задачи .
Природопользование – это учебная дисциплина, в которой рассматриваются вопросы взаимоотношения человека и природы с позиций ее рационального использования и охраны. Раньше этот пре

История природоохранного движения.
С течением времени человечеству все чаще приходилось стал­киваться с негативными последствиями своего влияния на приро­ду. Прошло, однако, много веков, прежде чем люди сочли необ­ходимым начать рег

Основные принципы рационального природопользования.
Рациональное природопользование – это система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охран

Объем водных ресурсов на Земле.
Вода образует на Земле геологическую оболочку, называемую гидросферой, объединяющей всю совокупность свободной воды. По площади водное пространство занимает значительную часть земн

Источники загрязнения водоемов, состав и свойства сточных вод.
Загрязнение Мирового океана. До недавнего времени деятельность человека не угрожала природной чистоте Мирового океана. Но в последние десятилетия идет быстрое загрязнение его как ор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги